Дидактическая игра как средство развития сенсорного воспитания»
учебно-методическое пособие по математике (младшая группа) на тему
Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskaya_igra_kak_sredstvo_razvitiya_sensornogo_vospitaniya.docx | 23.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение д/с №3 «Светлячок»
Профессиональный конкурс
«Аукцион педагогических идей»
«Дидактическая игра как средство развития сенсорного воспитания»
Исполнитель: Малышева Наталья Валерьевна
воспитатель МДОУ д/с № 3 «Светлячок»
Первомайск 2013
Дидактическая игра как средство развития сенсорного воспитания.
Учите ребёнка играть, откройте малышу увлекательнейший мир игры, которая будет доставлять ему удовольствие и помогать в развитии.
Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие. Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того насколько совершенно ребёнок слышит, видит, осязает окружающее.
Сенсорного воспитания состоит в том, что оно:
-является основой для интеллектуального развития;
-упорядочивает хаотичные представления ребёнка, полученные при взаимодействии с внешним миром;
-развивает наблюдательность;
-готовит к реальной жизни;
-позитивно влияет на эстетическое чувство;
-является основой для развития воображения;
-развивает внимание;
-даёт ребёнку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
-обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
-влияет на расширение словарного запаса;
-влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и других видов памяти.
Однако и на сегодняшний день существует необходимость исследования сенсорного воспитания детей раннего возраста.
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей раннего возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.
Дидактическая игра является средством и такого воспитания детей раннего возраста, как сенсорное.
Следовательно - дидактическая игра как средство развития сенсорного воспитания детей раннего возраста, является актуальной.
Актуальность темы заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания». Таким образом, важность и актуальность обусловили выбор темы: «Дидактическая игра как средство развития сенсорного воспитания детей раннего возраста».
Цель - теоретически изучить и экспериментальным путем выявить влияние дидактических игр на сенсорное воспитание детей раннего возраста первой младшей группы.
Объект - сенсорное воспитание детей раннего возраста.
Предмет - дидактическая игра как средство развития сенсорного воспитания детей раннего возраста.
Гипотеза: сенсорное воспитание детей раннего возраста первой младшей группы эффективно, если:
- основным средством взаимодействия педагога с детьми является дидактические игры;
- в образовательном процессе групп раннего возраста дидактическая игра будет предоставлена, как в ходе непосредственной образовательной деятельности, так и в совместной деятельности с педагогом;
- дидактические игры включают все направления сенсорного развития детей: восприятие цвета, формы, величины, слуховое восприятие, речевое восприятие, тактильно-двигательное восприятии, восприятие пространства.
Для достижения цели и проверки гипотезы поставила следующие задачи:
1. Изучить содержание сенсорного воспитания.
2. Определить роль дидактической игры в сенсорном развитии детей раннего возраста.
3.Реализовать работу по сенсорному воспитанию детей раннего возраста посредством дидактических игр.
Используя дидактическую игру в образовательном процессе, через её правила и действия у младших дошкольников формируется корректность, доброжелательность, выдержка. Само, воспитание игровых действий зависит от выдумки воспитателя. В соответствии с новыми требованиями мы решаем программные образовательные задачи в совместной деятельности взрослого и ребёнка, и самостоятельной деятельности детей. Я разработала данное дидактическое пособие дерево из четырёх цветов, которое назвала «Чудо-дерево». Используемое дидактическое пособие, успешно используется как в совместной деятельности воспитателя и детей, так и в самостоятельной деятельности детей. Оно привлекает детей своей яркостью и разнообразием, огромными интересными играми. Ребёнок познаёт мир через игру. Данное пособие, включает в себя целый цикл игр, разной тематики, разных видов деятельности интеграции (познания, здоровье, коммуникации, чтение художественной литературы), которые можно использовать в различном направлении: при сенсорном воспитании, и более усложнённых вариантах: при ознакомлении с окружающим предметным миром, с природными явлениями.
Таким образом, рассмотрев дидактические игры как развития сенсорного воспитания детей раннего возраста, важно отметить, что особенно хорошо дети усваивают сенсорные эталоны в процессе организации дидактических игр. При игре у детей складываются дружеские отношения, взаимопомощь вырабатываются целеустремленность, активность, вступать и поддерживать разговор с воспитателем. Следовательно, роль дидактических игр в сенсорном воспитании детей раннего возраста несомненна.
Предлагаю дидактическое пособие «Чудо – дерево»:
Как у наших - то ворот,
Чудо дерево растёт.
Чудо, чудо, чудо, расчудесное.
Д/И « Укрась дерево»
Цель: Развивать моторику, тактильные ощущения, мыслительные процессы.
Д/И « Большой - маленький»
Д/И « Это - круг, а это – квадрат»
Цель: Учить детей группировать предметы по форме, цвету, величине. Развивать тактильную чувствительность ( твёрдый, мягкий).
Д/И « Кто, как одет зимой, весной, летом, осенью»
Цель: Познакомить детей с одеждой, различать и называть цвет. Развивать моторику, координацию движений.
Внимательно смотри
Что одеть нам зимой?
Весной и летом?
Шубу, шапку, сапоги
Платье, кофту, туфли.
Д/И «Это вкусно»
Цель: Учить детей различать по внешнему виду фрукты, называть цвет.
Д/И «Посуда для Маши»
Цель: Учить детей группировать предметы по цвету. Познакомить детей с чайной посудой. Развивать память.
Д/И « Времена года»
Д/И «Какая погода»
Цель: Расширять представления детей, о природных явлениях. Развивать тактильные ощущения , обогащать словарь детей.
Синий цвет - зима, снег ложится на дом
Весна это вот зелёный цвет, вам дадим такой совет.
Всё зеленеет и цветёт, радость всем вокруг несёт.
Красный цвет это лето, всё теплом кругом согрето.
Жёлтый цвет это осень, лес смотри, все листья сбросил.
Так же, можно использовать обратную сторону дерева:
Д/И « Солнышко и дождик»
Цель: Знакомить детей с природными явлениями. Учить называть цвет. Развивать мелкую моторику, координацию движений, внимание.
Дождик, дождик, приходи
К нам на землю упади
Ты внимательно смотри,
И прищепку прицепи.
Дождик наш, ты украшай
И цвета все повторяй.
Д/И « Птичка - невеличка»
Цель: Познакомить детей с птицами, развивать наблюдательность.
На прогулку мы пошли
Вон и голуби, смотри
Воробей, синица
А это, что за птица?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ
«Игра - это фантастический мир, освобожденный от деспотизма...
"Играем и развиваемся" (Дидактическая игра как средство развития цветовосприятия у детей раннего возраста)
Моя тема по самообразованию "Дидактическая игра как средство цветовосприятия у детей раннего возраста". Результаты этой работы показывают, что систематическая, последовательная работа с детьми по сенс...
Конспект открытого занятия на тему: «Дидактические игры, как средство развития интеллектуальных и творческих способностей детей» Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»
Конспект открытого занятия...
Приложение к опыту работы " Дидактические игры как средство патриотического воспитания дошкольника" Игра " Детский сад"
Игра " Детский сад" знакомит детей с детским садом, его сотрудниками и их трудом....
Семинар-практикум в форме игры деловой игры «Дидактическая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Семинар - практикум в форме игры "Дидактическая игра, как средство развития детей дошкольного возраста"...
Конспект На тему: « Дидактические игры, как средство развития интеллектуальных и творческих способностей детей. » Интеллектуальная игра « Что? Где? Когда? »
Открытое занятие на тему « Дидактические игры, как средство развития интеллектуальных и творческих способностей детей. » Интеллектуальная игра « Что? Где? Когда? »...