Дидактическая игра как средство развития сенсорного воспитания»
учебно-методическое пособие по математике (младшая группа) на тему

Малышева Наталья Валерьевна

Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение д/с №3 «Светлячок»

Профессиональный конкурс

«Аукцион педагогических идей»

на тему:

«Дидактическая игра как средство развития  сенсорного  воспитания»      

Исполнитель: Малышева Наталья Валерьевна
воспитатель МДОУ д/с № 3 «Светлячок»

Первомайск 2013

Дидактическая игра как средство развития  сенсорного  воспитания.

Учите ребёнка играть,  откройте малышу увлекательнейший мир игры, которая будет доставлять ему удовольствие и помогать в развитии.                                                                                                

Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие. Сенсорное  развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того насколько  совершенно ребёнок слышит, видит, осязает окружающее.                                                  

  Сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

-является основой для интеллектуального развития;

-упорядочивает хаотичные представления ребёнка, полученные при взаимодействии с внешним миром;

-развивает наблюдательность;

-готовит к реальной жизни;

-позитивно влияет на эстетическое чувство;

-является основой для развития воображения;

-развивает внимание;

-даёт ребёнку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;

-обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;

-влияет на расширение словарного запаса;

-влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и других видов памяти.        

  Однако и на сегодняшний день существует необходимость исследования сенсорного воспитания детей раннего возраста.  

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей раннего возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Дидактическая игра является   средством  и такого воспитания детей раннего возраста, как сенсорное.

Следовательно -  дидактическая игра как средство  развития сенсорного воспитания детей раннего возраста, является актуальной.

Актуальность  темы заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания».                                                                                                                                      Таким образом, важность и актуальность  обусловили выбор темы: «Дидактическая игра как средство развития  сенсорного воспитания детей раннего возраста».

Цель  - теоретически изучить и экспериментальным путем выявить влияние дидактических игр на сенсорное воспитание детей раннего возраста первой младшей группы.

Объект  - сенсорное воспитание детей раннего возраста.

Предмет  - дидактическая игра как средство развития  сенсорного воспитания детей раннего возраста.

Гипотеза: сенсорное воспитание детей раннего возраста первой младшей группы  эффективно, если:

- основным средством взаимодействия педагога с детьми является  дидактические игры;

- в образовательном процессе групп раннего возраста дидактическая игра будет предоставлена, как в ходе непосредственной образовательной деятельности, так и в совместной деятельности с педагогом;

- дидактические игры  включают  все направления сенсорного развития детей: восприятие цвета, формы, величины, слуховое восприятие, речевое восприятие, тактильно-двигательное восприятии, восприятие пространства.

Для достижения цели  и проверки гипотезы поставила  следующие задачи:

1. Изучить содержание сенсорного воспитания.

2. Определить роль дидактической игры в сенсорном развитии детей раннего возраста.

3.Реализовать   работу по сенсорному воспитанию детей раннего возраста посредством дидактических игр.

Используя дидактическую игру в  образовательном процессе, через её правила и действия у младших дошкольников формируется корректность, доброжелательность, выдержка.   Само, воспитание игровых действий зависит от выдумки воспитателя.  В соответствии с новыми требованиями мы решаем программные образовательные задачи в совместной деятельности взрослого и ребёнка, и самостоятельной деятельности детей. Я разработала данное дидактическое пособие дерево из четырёх цветов, которое назвала «Чудо-дерево». Используемое   дидактическое пособие, успешно используется как в совместной деятельности воспитателя  и детей, так и в самостоятельной  деятельности детей. Оно привлекает детей своей яркостью и разнообразием, огромными интересными играми.  Ребёнок познаёт мир через игру. Данное пособие, включает в себя  целый цикл игр, разной тематики, разных видов деятельности  интеграции (познания, здоровье, коммуникации, чтение художественной литературы), которые можно использовать в различном направлении: при сенсорном воспитании, и более усложнённых вариантах: при ознакомлении с окружающим предметным миром, с природными явлениями.

 Таким образом, рассмотрев дидактические игры как развития  сенсорного воспитания детей раннего возраста, важно отметить, что особенно хорошо дети усваивают сенсорные эталоны в процессе организации дидактических  игр. При игре у детей складываются дружеские отношения, взаимопомощь вырабатываются целеустремленность, активность,  вступать и поддерживать разговор с воспитателем. Следовательно, роль дидактических игр в сенсорном воспитании детей раннего возраста несомненна.

Предлагаю дидактическое пособие «Чудо – дерево»:                                                                                                                                                                                                                  

Как у наших - то ворот,

Чудо дерево растёт.

Чудо, чудо, чудо, расчудесное.

Д/И « Укрась дерево»

Цель: Развивать моторику, тактильные ощущения, мыслительные процессы.  

Д/И   « Большой - маленький»

Д/И « Это - круг, а это – квадрат»

Цель: Учить детей  группировать предметы по форме, цвету, величине. Развивать тактильную чувствительность ( твёрдый, мягкий).

Д/И « Кто, как одет зимой, весной, летом, осенью»

Цель: Познакомить детей  с одеждой, различать  и называть цвет. Развивать моторику, координацию движений.

 Внимательно смотри

Что одеть нам зимой?

Весной и летом?

Шубу, шапку, сапоги

Платье, кофту, туфли.

Д/И «Это вкусно»    

Цель: Учить детей различать по внешнему виду фрукты, называть цвет.                      

Д/И «Посуда для Маши»                                                                                                                                                                                                                 

Цель: Учить детей группировать предметы по цвету. Познакомить детей с чайной посудой. Развивать память.

Д/И « Времена года»

Д/И «Какая погода»

Цель: Расширять представления детей, о  природных явлениях. Развивать тактильные ощущения , обогащать словарь детей.

Синий цвет -  зима, снег ложится на дом

Весна это вот  зелёный цвет, вам дадим такой совет.

Всё зеленеет и цветёт, радость всем вокруг несёт.

Красный цвет это лето, всё теплом кругом согрето.

Жёлтый цвет это осень, лес смотри, все  листья сбросил.

 Так же, можно использовать обратную сторону дерева:

Д/И « Солнышко и дождик»

 Цель: Знакомить детей с природными явлениями. Учить  называть цвет. Развивать мелкую моторику, координацию движений, внимание.

Дождик, дождик, приходи

К нам на землю упади

Ты внимательно смотри,

И прищепку прицепи.

Дождик наш, ты украшай

И цвета все повторяй.

Д/И  « Птичка - невеличка»

 Цель: Познакомить детей с птицами, развивать наблюдательность.

На прогулку мы пошли

Вон и голуби, смотри

Воробей, синица

А это, что за птица?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ

«Игра - это фантастический мир, освобожденный от деспотизма...

"Играем и развиваемся" (Дидактическая игра как средство развития цветовосприятия у детей раннего возраста)

Моя тема по самообразованию "Дидактическая игра как средство цветовосприятия у детей раннего возраста". Результаты этой работы показывают, что систематическая, последовательная работа с детьми по сенс...

Приложение к опыту работы " Дидактические игры как средство патриотического воспитания дошкольника" Игра " Детский сад"

Игра " Детский сад" знакомит детей с детским садом, его сотрудниками и их трудом....

Семинар-практикум в форме игры деловой игры «Дидактическая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Семинар - практикум в форме игры "Дидактическая игра, как средство развития детей дошкольного возраста"...

Конспект На тему: « Дидактические игры, как средство развития интеллектуальных и творческих способностей детей. » Интеллектуальная игра « Что? Где? Когда? »

Открытое занятие на тему « Дидактические игры, как средство развития интеллектуальных и творческих способностей детей. »  Интеллектуальная игра « Что? Где? Когда? »...