Математические олимпийские игры
методическая разработка по математике (подготовительная группа) на тему

Мокрушина Наталья Николаевна

развитие познавательной активности детей в процессе совместной деятельности по формированию элементарных математических представлений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_po_matematike_v_podgotovitelnoy_gruppe.docx132.38 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  НОД по математике в подготовительной группе «Математические олимпийские игры».

Цель: развитие познавательной активности детей в процессе совместной деятельности по формированию элементарных математических представлений.

Задачи:

- упражнять детей ориентироваться по простейшим планам,понимать систему простых знаков и символов;

- совершенствовать умение обобщать (обозначать) свойства фигур с помощью знаков, пользоваться таблицей для обозначения фигур;

- закрепить представление детей о составе чисел первого десятка из двух меньших, записывать результат решения;

- совершенствовать умение решения простых примеров (в одно действие) задачи на сложение и вычитание, с использованием наглядного материала;

- формировать (упражнять) умение пользоваться часами для определения времени;

- совершенствовать речевые навыки,необходимые для изложения своих мыслей понятно для окружающих, убеждать, соглашаться;

- развивать мышление, внимание;

- поддерживать детей в условиях первоначального опыта преодоления затруднения (самоконтроль).

Интеграция областей: коммуникация, познание, социализация.

Используемые технологии: ТРИЗ, сотрудничество, здоровьесберегающие, блоки Дьенеша.

Демонстрационный материал: игрушки-символы Олимпиады(зайка,мишка, леопард); знаки-силуэты обозначающие Олимпийские виды спорта(лыжник, хоккеист,фигуристы);  итоговое табло.

Раздаточный материал: карточки-схемы с изображением знаков по методике Дьенеша; блоки Дьенеша;вагончики с примерами, карандаши; схемы- маршруты движения лыжника с условными знаками, фигурки лыжников; картинки-задачки; модели часов,фишки-талисманы.

Организационный момент.

Ребятки, посмотрите, к нам пришли гости, давайте поздороваемся.

Вспомним, какой сейчас месяц? Число?

Вчера, какой день недели был?

Сегодня  какой день недели?

(вторник)

Правильно. А если вторник, значит, у нас будет?

(математика)

Но, занятие сегодня у нас будет необычное. (выставляю-мишку,зайку,лео).

Кто помнит, с каким знаменательным событием нашей страны связаны эти животные?

(с Олимпийскими играми).

Конечно же- это 22 Олимпийские игры, талисманом которых были эти животные.

Вспомним их. Горный спасатель-альпинист – Леопард,весёлый и дружелюбный.

Зайка- жительница леса,любит спорт и петь.

Белый мишка- бобслеист,любит кататься на лыжах и коньках.

А в каком городе проходили Олимпийские игры? ( в городе Сочи).

А что такое Олимпиада? (международные спортивные соревнования)

Олимпийские игры закончились, но нам в садик звонили из спорт.комитета и дали задание: провести математические Олимпийские игры и выявить самых лучших математиков,для обучения в первом классе математической школы.

И сегодня мы с вами, почти как на Олимпийских играх,будем соревноваться между командами,только соревнования у нас будут математические.

Основная часть.

Наш общий девиз: не унывать, всё пройти и всё узнать.

За каждое правильно выполненное задание команда получает фишку-талисман. Какая команда будет внимательнее и заработает больше фишек-талисманов, та и победит.

А для начала- разминка.

Что длиннее? 1 месяц-1год

                         7 суток-1 неделя

                         5 часов- 1 сутки

                         30мин-1 час

                         12 мес-1 год

                         10 лет- 1 век

                         1нед-1месяц

У кого больше лап у утки или утёнка?(поровну)

Сколько орехов в пустом стакане?(0)

Если съесть одну сливу,что останеться?(косточка).

1)Для наших математических Олимпийских игр нужно разделиться на 3 сборных команды:

  1. сборная Зайки
  2. сборная Мишки
  3. сборная Леопарда.

Для того, чтобы понять, кто в какой команде, нужно решить трудную головоломку.

С помощью карточки вам нужно определить, какая фигура зашифрована. Отгадав, вы поймёте в чьей команде вы будете участвовать в наших играх.

(зая-        , мишка -         ,лео-         )

(дети расшифровывают и садятся за столы с определённой фигурой).- фишка команде первой справившейся с заданием.

Итак, команды определились.(знакомлю с итоговым табло, на котором в конце соревнований будет отмечены успехи команд).

2) Чтобы попасть на Олимпийские игры нам нужно на чём- то доехать до стадионов в Олимпийской деревне. И это будет поезд. Но чтобы он поехал, вагоны надо расставить по порядку возрастания чисел.

На столах у вас вагончики на которых написаны примеры. Каждый берёт по вагону, решает пример и затем своей командой выстраиваете на ковре ваш поезд. (фишка)

Поезда готовы.

3) Чтобы нам не загрустить в пути, решим несколько задачек на сообразительность.

Ну вот, и доехали до места.

4) Оказались на Олимпийском стадионе.(показ-знак-лыжник)

Знак какого вида спорта? ( это знак -лыжник)

Вы лыжники,вам нужно пройти по маршруту,чтобы дойти до финиша. У каждой команды свой маршрут, в правом нижнем углу подсказка, что вы должны встретить по пути к финишу. (раздаю маршруты).

Команда первая выполнившая задание получает фишку. Молодцы!

5)  А это какой вид спорта? (это-хоккей)

Правильно, по хоккею. Хоккеисты должны хорошо уметь решать задачи.

Вспомним сначала из каких частей состоит задача.( услолвие,вопрос,решение,ответ).

Что такое условие? (это то,что уже известно)

Что такое вопрос задачи? (это то, что нам неизвестно и надо узнать).

Что такое решение? (это то, что можно сложить, объединить, прибавить,убавить).

Что такое ответ задачи? (это то, что получилось).

Всё правильно.

Каждая команда получает задачу (картинка), составляет её. Затем задаёт эту задачу другой команде, соперники  должны её решить. Если решают правильно, получают фишку.

И так каждая команда.

Молодцы, все справились.

Физминутка.

6) Ребята, как вы думаете, для спортсменов важен режим дня? ( конечно важен)

Почему для них важен режим дня? (чтоб не опаздывать на тренировку, быть всегда в форме, чтобы всё успевать).

Конечно. Все спортсмены ответственные, но вот эти особенно.( знак-фигуристы)

Работа с часами.

Подъём – в 8.00 --- покажите на часах.

Завтрак – в 9.00----покажите на часах.

А теперь внимание! Задача.

На тренировку перед выступлением дано 2 часа. Начинается тренировка в 10.00. Сразу после окончания тренировки начнутся соревнования. Во сколько будут соревнования? Покажите на часах. ( показывают 12 часов).

Команде первой справившейся с заданием – фишка.

Какие вы молодцы. Все были внимательными, активными и старательными.

Итак, уважаемые спортсмены, давайте подведём итоги прошедших соревнований.

Табло. Заполняю, кто, сколько заработал очков.

Гости зафиксировали все ваши результаты и передадут их в школы, где вы скоро будете учиться и успешно пользоваться полученными знаниями.

Всем спасибо, досвидание.

      Государственное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение

                 детский сад № 14 Московского района Санкт-Петербурга

Конспект НОД по математике

« Математические Олимпийские игры»

                                                                Подготовила воспитатель

                                                                   Мокрушина Наталья Николаевна

                             Санкт-Петербург 2014

       Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                детский сад № 14 Московского района Санкт-Петербурга

                Конспект НОД  в старшей группе

                          «Поможем Федоре»

                                                                        Подготовила воспитатель

                                                                           Мокрушина Наталья Николаевна

                                  Санкт-Петербург 2012

Используемые технологии:  элементы ТРИЗ, здоровьесберегающие, технология развивающего обучения, исследовательская.

Цель: закрепить знания о классификации посуды, расширить знания о предметах домашнего обихода.

Задачи:

  • формировать знания о классификации посуды(чайная, столовая, кухонная);
  • развивать внимание, логическое и образное мышление,творческое воображение и умение конструировать;
  • развивать доказательную речь, используя загадки;
  • составлять описание посуды с помощью моделей;
  • упражнять в подборе прилагательных к слову «чай»;
  • активизировать  словарь: хрупкая, рукотворная, водонепроницаемая, керамическая, фарфоровая…
  • воспитывать бережное отношение к вещам.

Оборудование: сундучок с загадками, сказка К.И.Чуковского «Федорино горе», наборы игрушечной посуды, модели составления описательного рассказа, игра «Путаница», игра «Чудесные вещи».

Предварительная работа: рассматривание с детьми разной посуды, чтение сказки К.И.Чуковского «Федорино горе», составление загадок о посуде описательного характера с использованием элементов ТРИЗ, использование игры «Чудесные вещи».

Ход занятия:

Воспитатель показывает детям «волшебный сундучок», в котором приготовлены загадки.

Воспитатель: Ребята , отгадайте загадку: «Я рукотворная, звенящая, воды не боюсь,для еды гожусь, а ударь-разобьюсь».

Дети: чашка,тарелка, стакан-посуда.

Воспитатель:Почему вы так считаете? Какие признаки посуды перечислены в загадке?

Дети: она сделана руками человека, в неё можно наливать воду,из неё можно есть. Она может разбиться,т.к.сделана из стекла, глины.

Воспитатель: Почему стекло бьётся, какими свойствами оно обладает? Какое стекло, как можно сказать?

Дети: стекло хрупкое.

Воспитатель: если посуда не пропускает воду, что мы про неё скажем?

Дети: водонепроницаемая.

Воспитатель: найдите предметы отгадки на этой картинке(показывает картинку «Путаница»).

Дети: я здесь вижу кастрюлю, ложку, чайник,(ребёнок обводит пальцем контур предмета).

Воспитатель:какой предмет здесь лишний?Почему?

Дети: яблоко-это фрукт,а остальное –посуда.

Воспитатель:а сейчас я загадаю вам загадки о посуде, вы их отгадаете и скажете, к какому виду посуды относится отгаданный предмет.

При виде еды не считают ворон,

Бросаются дружно с обеих сторон.

Один разрезает, другая хватает,

Обеим в тарелке работы хватает.

Дети: это нож и вилка,ими едят. Это столовые приборы.

Воспитатель: На огне стою, еду вкусную варю.

Дети: Кастрюля,это кухонная посуда.

Воспитатель: Новая посуда, а вся в дырках?

Дети: Дуршлаг.

Воспитатель:

Из горячего колодца через нос водица льётся.

Дети: это чайник,он нужен, чтобы воду кипятить-это кухонный чайник,а чтобы чай заваривать, нужен заварочный чайник – это чайная посуда.

Этюд «Закипающий чайник»

Воспитатель:

Представьте себе, что вы пустой чайник, а в вас маленькой струйкой наливают холодную воду, вам очень холодно ( покажите, как вам холдно).

Но вот хозяйка поставила чайник на огонь. Вам стало тепло, вы согрелись (давайте расслабимся). Что-то стало совсем тепло, даже горячо. Вода внутри вас начинает медленно закипать, бурлить (можно даже удивиться).

И вот – нет терпения. Вода кипит, пар из носика валит.(слышится свист).

Вода вся выкипела: «Спасите, помогите!»

Воспитатель: дети, скажите, какие сказки вы знаете про посуду?

Дети: «Горшок каши», «Федорино горе».

Воспитатель: Да. действительно,эти сказки про посуду. У меня в руках сказка К.И.Чуковского «Федорино горе». В сказке ожило много посуды, что это за посуда и что с ней случилось в сказке? Почему она убежала от хозяйки?

Дети: блюдца, тарелки,стаканы, самовар,чашки, сковорода, кастрюли. Она убежала от Федоры, потому что она не ухаживала за ней, не мыла её. Посуда всегда была грязная, даже тараканы завелись. Она била посуду, не убирала её на место.

Воспитатель: давайте подумаем с вами,как посуда могла по другому проучить Федору.

Дети: она могла стать невидимой или дырявой, как дуршлаг, она могла стать волшебной и улететь как воздушные шарики. У кастрюли отвалились бы все ручки, и Федора не смогла бы взять её в руки.

Воспитатель: Ой, ребята, слышу кто- то плачет. Пойду, посмотрю, кто там. (уходит и возвращается с куклой Федорой). Да это Федора к нам пришла. Что ты Федора такая расстроенная?

Федора: Ой, плохо мне, ребятки, вся посуда от меня убежала. Приготовить еду не в чем. Попить, поесть не из чего.

Воспитатель:

Да, знаем мы про твоё горе. Ребята, давайте пожалеем Федору и расскажем ей, как надо ухаживать за посудой.(дети подходят и гладят Федору, сочувствуют ей).

Дети: Ты, Федора, посуду мой, убирай на место, полотенцем вытирай.

Федора: Ох, не буду я посуду обижать. Буду, буду я посуду и любить и уважать. Помогите, мне, ребятки поухаживать за ней.

Пантомима «Мытьё посуды»

Мы почистим тебя песочком,

Мы окатим тебя кипяточком,

Вытрем тебя полотенчиком.

И ты будешь опять,

Словно солнышко сиять.

(Дети трут кулаком о ладонь, поочерёдно поднимают руки,делают круговые движения руками, поднимают руки в стороны – вверх).

Воспитатель: Ребята, давайте Федору чаем угостим. Что нам для этого нужно? (дети выбирают из коробки чайную посуду).

Дети: Стол накроем скатертью, поставим чашки, блюдца, ложки чайные, сахарницу, молочник. Ещё нужен чайник воду вскипятить и чайник – чай заварить.

Воспитатель: А у меня для Федоры угощенье есть( достаёт муляжи пирожного, пирожок, рогалик…).

Федора: Ну, спасибо, ребята за угощение. Всё было очень вкусно. А посуда какая у вас красивая.

Воспитатель: Да ,Федора, посуда у нас красивая. А ты знаешь, наши ребята умеют про эту посуду рассказывать, какая она, из чего сделана. Кто ребята хочет рассказать, например, вот об этом заварочном чайнике?( Полина нам расскажет). А помогут ей вот эти картинки подсказки (схемы для составления описательного рассказа)

Составление рассказа описания картинки - Только новые учебни…

Полина: Это чайник, посуда - чайная. Он белого цвета,на нём нарисованы ягоды красной смородины. Он небольшой, цилиндрической формы. Он керамический. У него есть носик, ручка, крышка, дно. Он нужен, чтобы заваривать чай.

Воспитатель: Молодец! А кто расскажет вот про этот чайник? (воспитатель выбирает кухонный чайник). Миша нам расскажет.

Миша: Это кухонный чайник. Он красного цвета, и он большой. Он похож на половинку шара и сделан из металла. У него есть дно, чтобы ставить на плиту, крышка и ручка, чтобы можно было его брать. В нём кипятят воду.

Воспитатель: Молодец, хорошо рассказала.

Федора: мне у вас очень понравилось. Теперь я знаю, как за посудой ухаживать. Приходите теперь и вы ко мне в гости. А мне пора, до свидания. (дети прощаются с Федорой).

Воспитатель: Ребята, как же мы пойдём в гости без подарка? Давайте нарисуем Федоре красивый чайник. Каждый придумает свой необыкновенный чайник и нарисует его. (дети рисуют придуманный ими чайник).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий Закрытия малых Олимпийских игр для детей дошкольного возраста «Мы – будущие олимпийские чемпионы», посвященных ХХII зимним Олимпийским играм в Сочи.

Сценарий ЗАКРЫТИЯмалых Олимпийских игр для детей дошкольного возраста«Мы – будущие олимпийские чемпионы»,посвященных ХХII зимним Олимпийским играм в СочиЦели:Продолжать  укреплять  здоровье ...

Олимпийские игры Сочи 2014 - ...Зимние Олимпийские игры Сочи 2014 рисунки дитей средней группы "солнышко"№2

Ход работы:1. Организационный момент: Ребята, сегодня мы с вами открываем неделю «Зимней Олимпиады»! Мы поговорим с вами о различных видах спорта, о спортсменах, об играх в которых спортсмены участвую...

Спортивный праздник, посвященный малым Олимпийским играм «От игры к олимпийским победам!»

Спортивный праздник посвященный малым Олимпийским играм «От игры к олимпийским победам!» Праздник проводится совместно с родителями и учениками 10 классов ГБОУ СОШ 1222...

Сценарий проведения малых Олимпийских игр для детей дошкольного возраста "Мы - будущие олимпийские чемпионы", посвященных XXII Олимпийским играм в Сочи

Малые Олимпийские игры - массовое мероприятие, участниками которого являются дети дошкольного возраста, охваченные разными формами дошкольного образования, в том числе, находящиеся в условиях интегрир...

Конспект выступления на малых Олимпийских играх по образовательной области «Физическое развитие» детей группы общеразвивающей направленности от 6 до 8-ми лет № 10 «Яблонька» «Малые олимпийские игры»

Название команды: «Верные друзья».Девиз команды: Мы команда хоть куда!В спорте все мы мастера.Будем бегать, мяч гонять,За победу воевать.Организованно вывести детей на приветствие, построи...

Презентация "Олимпийские игры" к проекту Малые олимпийские игры

Актуальность:Здоровье для детей то же, что и фундамент для здания. Чем прочнее заложен фундамент, тем выше может быть возведена постройка; чем крепче здоровье ребенка, тем больше успехов он достигнет ...