Кружок "Умники и Умницы" (4-5 лет)
рабочая программа (средняя группа)
Содержание занятий в кружке «Умники и умницы» направлено на развитие математического мышления, зрительного внимания, памяти, воображения и творческих способностей детей 4-5 лет, по средствам развивающих игр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
umniki_i_umnitsy_4-5_let.docx | 24.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрация муниципального образования городского округа «Воркута»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №34 «Соловушка» г. Воркуты
(МБДОУ «Детский сад №34» г.Воркуты)
«Челядьӧс 34№-а видзанін «Соловушка» школаӧдз велӧдан муниципальнӧй сьӧмкуд учреждение Воркута к.
Тел. (882151) 2-41-48, e-mail: mbdou34s@mail.ru
УТВЕРЖДЕНО
приказом заведующего МБДОУ
«Детский сад № 34» г. Воркуты
от 31.08.2021 г. № /01.06
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по оказанию платной услуги
«Умники и Умницы»
(интеллектуальное развитие)
для детей 4 – 5 лет
Составил:
воспитатель Дидычук Л. А.
Воркута, 2021
Пояснительная записка
Тематический план по оказанию платной услуги «Умники и умницы» составлен на основе Устава муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №34 «Соловушка» г. Воркуты и в соответствии с методикой «Логико-математическое развитие дошкольников 3-7 лет. Игры с логическими блоками Дьенеша и цветными палочками Кюизенера», авторы: З.А.Михайлова, Е.А.Носова.
Содержание занятий в кружке «Умники и умницы» направлено на развитие математического мышления, зрительного внимания, памяти, воображения и творческих способностей детей 4-5 лет, по средствам развивающих игр.
В соответствии с современными тенденциями развития образования, мы должны выпустить из детского сада человека любознательного, активного, принимающего живое, заинтересованное участие в образовательном процессе, обладающего способностью решать интеллектуальные и личностные задачи, а также овладевшего универсальными предпосылками учебной деятельности – умением работать по правилу, по образцу, по инструкции. Роль логики при этом невозможно переоценить.
Многие думают, что развитое логическое мышление — это природный дар, с наличием или отсутствием которого следует смириться. Однако, существуют исследования психологов Пиаже Ж., Тихомирова Л. Ф., подтверждающих, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься (даже в тех случаях, когда природные задатки ребенка в этой области весьма скромны). Например, по Ж. Пиаже понятие числа у ребёнка возникает как синтез двух логических структур – класса и порядка, которые соответственно связаны с логическими операциями классификации и сериации. Известно, что мышление человека отличается, прежде всего, способностью обобщённо мыслить о предметах, явлениях и процессах окружающего мира, т.е. мыслить определёнными понятиями. Причём познание реальной действительности реализуется путём образования понятий и оперирования ими, т.е. понятие выступает — и как исходный элемент познания — и как его результат. А для того, чтобы у ребёнка как можно раньше формировалось понятийное мышление, необходимо развивать именно его логические структуры.
С дошкольного возраста начинаем формировать у детей различные понятия путём чувственного познания. Всякое познание начинается с живого созерцания. Предметы воздействуют на наши органы чувств и вызывают в мозгу ощущения, восприятия и представления.
Ощущения – это отражение отдельных свойств объекта, непосредственно воздействующих на наши органы чувств. Комплекс ощущений позволяет судить о предмете в целом, и соответственно его воспринимать.
Восприятие – это целостное отражение какого-то объекта, непосредственно воздействующего на наши органы чувств.
Представление– чувственный образ предмета, в данный момент нами не воспринимаемого, но воспринятого ранее в той или иной форме.
Путём чувственного отражения мы познаём отдельные предметы и их свойства. Законы мира, сущность предметов, общее в них мы познаём посредством абстрактного, логического мышления.
Одним из средств развития логических структур мышления ребенка являются развивающие игры. Они важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны и включают излюбленные детьми манипуляции с игровым материалом, который способен удовлетворить ребенка в моторной активности, движении, помогает детям использовать счет, контролирует правильность выполнения действий.
Принципы, заложенные в основу этих игр - интерес - познание - становятся максимально действенными, так как игра обращается непосредственно к ребенку добрым, самобытным, веселым и грустным языком сказки, интриги, забавного персонажа или приглашения к приключениям. В каждой игре ребенок всегда добивается какого-то «предметного» результата. Постоянное и постепенное усложнение игр («по спирали») позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. Развивающие игры создают условия для проявления творчества, стимулирует развитие умственных способностей ребенка.
Актуальность разработки дополнительной программы «Умники и Умницы» обусловлена поиском путей развития логического мышления дошкольников в подготовке к успешному обучению в школе.
Программа занятий, включающая комплекс заданий и упражнений, разнообразных методов приемов работы с детьми (наглядно-практические, игровые), помогает дошкольникам овладеть способами и приемами познания, применять полученные знания в самостоятельной деятельности, обеспечивает развитие логического мышления детей в возрасте от 4-5 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Цель программы – развитие познавательных процессов детей старшего дошкольного возраста на основе развития логических структур мышления посредством развивающих игр.
Задачи:
Образовательные: учить обучающихся различным способам обследования предметов, их группировки по цвету, форме, величине; учить подбирать и называть цвета, по соответствующим предметам; познакомить с различными способами описания формы; развитие у речи (умение рассуждать).
Развивающие: развитие логического мышления ребенка (умение сравнивать, доказывать, анализировать, обобщать, группировать), конструктивного мышления (на геометрическом материале); развитие произвольности внимания; творческого воображения; познавательного интереса, желание и потребности узнать новое; развивать желание сотрудничать с взрослым; принятие задания; способность обнаружить ошибочность своих действий; заинтересованность в результате деятельности.
Воспитательные: воспитание у детей интереса к занимательной математике, формирование умения работать в коллективе; воспитание коммуникативных навыков, стремление к преодолению трудностей, уверенность в себе, желание вовремя прийти на помощь; способствовать раскрытию индивидуальности, проявлению самобытности детского восприятия.
Методы реализации программы:
- Словесные.
- Наглядные.
- Практические.
Формы работы с детьми:
- Игра.
- Ситуативный разговор.
- Беседа.
- Рассказ.
- Проблемная ситуация.
Используемые игровые пособия и материалы:
- Блоки Дьенеша
- Палочки Кьюизенера
- Альбом «Лепим нелепицы»
- Альбом «Дом с колокольчиком»
- Альбом «На золотом крыльце...»
- Альбом «Страна блоков и палочек»
- Демонстрационный материал к счетным палочкам Кюизенера и логическим блокам
- Дьенеша.
- Знаки-символы.
- Альбом «Посудная лавка. Кростики»
- Альбом «Поиск затонувшего клада»
- Альбом «Праздник в стране Блоков»
- Альбом «Давайте вместе поиграем»
Ожидаемые результаты:
- ребенок владеет логическим приемам работы с объектом или множеством (сравнения, обобщения, абстрагирования, деления, анализа, синтеза) на материале логических блоков Дьенеша, палочек Кюзенера;
- имеет представления о понятиях алгоритма, кодирования и декодирования информации;
- легко видоизменяет созданное им по ситуации, критично оценивает результат;
- задает вопросы взрослому поискового характера; проявляет любознательность, интерес к экспериментированию и исследовательской деятельности;
- может применять самостоятельно новые знания и способы деятельности для решения различных задач;
- умеет строить свою работу в соответствии с требованиями (критериями), умеет работать по правилу, по образцу и по простейшему алгоритму;
- слушает взрослого и выполняет его инструкции;
- фиксирует свое затруднение; с помощью взрослого может выявить его причины и сформулировать познавательную задачу;
- активно использует различные способы преодоления затруднения
Программа кружка «Умники и Умницы» рассчитана на 1 год обучения для детей 4 – 5 лет, один раз в неделю. Продолжительность занятий – 20 минут. Всего 29 занятий.
Тематический план по оказанию платной услуги «Умники и умницы»
в МБДОУ «Детский сад №34» г. Воркуты
на 2021-2022 учебный год
Месяц | № занятия | Тема | Количество занятий |
сентябрь | 1 | «Давайте познакомимся» | 1 |
2 | «Новоселье» | 1 | |
октябрь | 3 | «Дорога к дому» | 1 |
4 | «Два обруча» | 1 | |
5 | «Помогите Мишке собрать фигуры» | 1 | |
6 | «Форма» | 1 | |
ноябрь | 7 | «Слоненок» | 1 |
8 | «Форма» | 1 | |
9 | «Хоровод» | 1 | |
10 | «Отрицание цвета и формы» | 1 | |
декабрь | 11 | «Отрицание размера и толщины» | 1 |
12 | «Найди клад» | 1 | |
13 | «Сделай фигуру» | 1 | |
14 | «Волшебные камни» | 1 | |
январь | 15 | «Где, чей гараж?» | 1 |
16 | «Печенье» | 1 | |
17 | «Угадай-ка» | 1 | |
февраль | 18 | «Книги на полке» | 1 |
19 | «Дорожки» | 1 | |
20 | «Изменение конструкции дома» | 1 | |
21 | «Елочка красавица» | 1 | |
март | 22 | «Мастерим стул» | 1 |
23 | «Кошки – мышки» | 1 | |
24 | «Чудесный мешочек» | 1 | |
25 | «Выставка собак» | 1 | |
апрель | 26 | «Что выше» | 1 |
27 | «Построим дома» | 1 | |
28 | «Стулья для семьи» | 1 | |
29 | «Угощаем тортом» | 1 | |
Итого | 29 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
мини-интеллектуальная олимпиада "Умники и умницы"
Интеллектуальная мини – олимпиада – это форма интеллектуального соревнования старших дошкольников, позволяющая выявить не только определенные знания детей, но и умение применять их в новых нес...
Конспект детско-родительского досуга по математике "Умники и умницы"
Согласитесь, большое значение для работы с детьми имеет налаженный контакт с родителями. данный конспект этого интересного мероприятия поможет вам в этом....
Конспект занятия-игры в подготовительной к школе группе « Умники и умницы».
Цель. Закрепить навык чтения слогов, слов с изученными буквами....
Умники и умницы.
Сценарий познавательно-математического конкурса для подготовительной группы....
игра "Умники и умницы"
Развитие познавательной и речевой активности осуществляется в различных видах деятельности и непосредственно через игру.В старшем дошкольном возрасте использую интересные и доступные интел...
Авторская программа по работе с одаренными детьми "Умники и умницы"
Данная программа ориентирована для работы с детьми дошкольного возраста 4-5 лет. Направлена на развитие логики , мышления...
Олимпиада "Умники и умницы"
Материал для проведения олимпиады "Умники и умницы" в старшей и подготовительной группах детского сада....