Кружок "Умники и Умницы" (4-5 лет)
рабочая программа (средняя группа)

Дидычук Людмила Александровна

Содержание занятий в кружке «Умники и умницы» направлено на развитие математического мышления, зрительного внимания, памяти,  воображения и творческих способностей детей 4-5 лет, по средствам развивающих игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл umniki_i_umnitsy_4-5_let.docx24.76 КБ

Предварительный просмотр:

     Администрация муниципального образования городского округа «Воркута»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад  №34 «Соловушка» г. Воркуты

(МБДОУ «Детский сад №34» г.Воркуты)

«Челядьӧс    34№-а  видзанін   «Соловушка» школаӧдз  велӧдан   муниципальнӧй сьӧмкуд учреждение Воркута к.

Тел. (882151) 2-41-48, e-mail: mbdou34s@mail.ru

                                                                             УТВЕРЖДЕНО

приказом заведующего МБДОУ

«Детский сад № 34» г. Воркуты

                                                                                                      от 31.08.2021 г. №     /01.06

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по оказанию платной услуги

«Умники и Умницы»

(интеллектуальное развитие)

для детей 4 – 5 лет

                                Составил:

                                                              воспитатель Дидычук Л. А.

Воркута, 2021

Пояснительная записка

Тематический план по оказанию платной услуги «Умники и умницы» составлен на основе Устава муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №34 «Соловушка» г. Воркуты и в соответствии с методикой  «Логико-математическое развитие  дошкольников 3-7 лет.  Игры с логическими блоками Дьенеша и цветными палочками Кюизенера», авторы: З.А.Михайлова, Е.А.Носова.

Содержание занятий в кружке «Умники и умницы» направлено на развитие математического мышления, зрительного внимания, памяти,  воображения и творческих способностей детей 4-5 лет, по средствам развивающих игр.

В соответствии с современными тенденциями развития образования, мы должны выпустить из детского сада человека любознательного, активного, принимающего живое, заинтересованное участие в образовательном процессе, обладающего способностью решать интеллектуальные и личностные задачи, а также овладевшего универсальными предпосылками учебной деятельности – умением работать по правилу, по образцу, по инструкции. Роль логики при этом невозможно переоценить.

Многие думают, что развитое логическое мышление — это природный дар, с наличием или отсутствием которого следует смириться. Однако, существуют исследования психологов Пиаже Ж., Тихомирова Л. Ф., подтверждающих, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься (даже в тех случаях, когда природные задатки ребенка в этой области весьма скромны). Например, по Ж. Пиаже понятие числа у ребёнка возникает как синтез двух логических структур – класса и порядка, которые соответственно связаны с логическими операциями классификации и сериации. Известно, что мышление человека отличается, прежде всего, способностью обобщённо мыслить о предметах, явлениях и процессах окружающего мира, т.е. мыслить определёнными понятиями. Причём познание реальной действительности реализуется путём образования понятий и оперирования ими, т.е. понятие выступает — и как исходный элемент познания — и как его результат. А для того, чтобы у ребёнка как можно раньше формировалось понятийное мышление, необходимо развивать именно его логические структуры.

С дошкольного возраста начинаем формировать у детей различные понятия путём чувственного познания. Всякое познание начинается с живого созерцания. Предметы воздействуют на наши органы чувств и вызывают в мозгу ощущения, восприятия и представления.

 Ощущения – это отражение отдельных свойств объекта, непосредственно воздействующих на наши органы чувств. Комплекс ощущений позволяет судить о предмете в целом, и соответственно его воспринимать.

 Восприятие – это целостное отражение какого-то объекта, непосредственно воздействующего на наши органы чувств.

Представление чувственный образ предмета, в данный момент нами не воспринимаемого, но воспринятого ранее в той или иной форме.
Путём чувственного отражения мы познаём отдельные предметы и их свойства. Законы мира, сущность предметов, общее в них мы познаём посредством абстрактного, логического мышления.

Одним из средств развития логических структур мышления ребенка являются развивающие игры. Они важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны и включают излюбленные детьми манипуляции с игровым материалом, который способен удовлетворить ребенка в моторной активности, движении, помогает детям использовать счет, контролирует правильность выполнения действий.     

Принципы, заложенные в основу этих игр - интерес - познание - становятся максимально действенными, так как игра обращается непосредственно к ребенку добрым, самобытным, веселым и грустным языком сказки, интриги, забавного персонажа или приглашения к приключениям. В каждой игре ребенок всегда добивается какого-то «предметного» результата.  Постоянное и постепенное усложнение игр («по спирали») позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. Развивающие игры создают условия для проявления творчества, стимулирует развитие умственных способностей ребенка.

Актуальность разработки дополнительной программы «Умники и Умницы» обусловлена поиском путей развития логического мышления дошкольников в подготовке к успешному обучению в школе.

Программа занятий, включающая комплекс заданий и упражнений, разнообразных методов приемов работы с детьми (наглядно-практические, игровые), помогает дошкольникам овладеть способами и приемами познания, применять полученные знания в самостоятельной деятельности, обеспечивает развитие логического мышления детей в возрасте от 4-5 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Цель программы – развитие познавательных процессов детей старшего дошкольного возраста на основе развития логических структур мышления посредством развивающих игр.

Задачи:

Образовательные: учить обучающихся различным способам обследования предметов, их группировки по цвету, форме, величине; учить подбирать и называть цвета, по соответствующим предметам; познакомить с различными способами описания формы; развитие у речи (умение рассуждать).

Развивающие: развитие логического мышления ребенка (умение сравнивать, доказывать, анализировать, обобщать, группировать), конструктивного мышления (на геометрическом материале); развитие произвольности внимания; творческого воображения; познавательного интереса, желание и потребности узнать новое; развивать желание сотрудничать с взрослым; принятие задания; способность обнаружить ошибочность своих действий; заинтересованность в результате деятельности.

 Воспитательные: воспитание у детей интереса к занимательной математике, формирование умения работать в коллективе; воспитание коммуникативных навыков, стремление к преодолению трудностей, уверенность в себе, желание вовремя прийти на помощь; способствовать раскрытию индивидуальности, проявлению самобытности детского восприятия.

 Методы реализации программы:

  • Словесные.
  • Наглядные.
  • Практические.

Формы работы с детьми:

  • Игра.
  • Ситуативный разговор.
  • Беседа.
  • Рассказ.
  • Проблемная ситуация.

Используемые игровые пособия и материалы:

  • Блоки Дьенеша
  • Палочки Кьюизенера
  • Альбом «Лепим нелепицы»
  • Альбом «Дом с колокольчиком»
  • Альбом «На золотом крыльце...»
  • Альбом «Страна блоков и палочек»
  • Демонстрационный материал к счетным палочкам Кюизенера и логическим блокам
  • Дьенеша.
  • Знаки-символы.
  • Альбом «Посудная лавка. Кростики»
  • Альбом «Поиск затонувшего клада»
  • Альбом «Праздник в стране Блоков»
  • Альбом «Давайте вместе поиграем»

Ожидаемые результаты:

  •  ребенок владеет логическим приемам работы с объектом или множеством (сравнения, обобщения, абстрагирования, деления, анализа, синтеза) на материале логических блоков Дьенеша, палочек Кюзенера;
  •  имеет представления о понятиях алгоритма, кодирования и декодирования информации;
  • легко видоизменяет созданное им по ситуации, критично оценивает результат;
  • задает вопросы взрослому поискового характера; проявляет любознательность, интерес к экспериментированию и исследовательской деятельности;
  •  может применять самостоятельно новые знания и способы деятельности для решения различных задач;
  • умеет строить свою работу в соответствии с требованиями (критериями), умеет работать по правилу, по образцу и по простейшему алгоритму;
  • слушает взрослого и выполняет его инструкции;
  • фиксирует свое затруднение; с помощью взрослого может выявить его причины и сформулировать познавательную задачу;
  • активно использует различные способы преодоления затруднения

Программа кружка «Умники и Умницы» рассчитана на 1 год обучения для детей 4 – 5 лет, один раз в неделю. Продолжительность занятий – 20 минут. Всего 29 занятий.

Тематический план по оказанию платной услуги «Умники и умницы»

в МБДОУ «Детский сад №34» г. Воркуты

на 2021-2022 учебный год

Месяц

№ занятия

Тема

Количество занятий

сентябрь

1

«Давайте познакомимся»

1

2

«Новоселье»

1

октябрь

3

«Дорога к дому»

1

4

«Два обруча»

1

5

«Помогите Мишке собрать фигуры»

1

6

«Форма»

1

ноябрь

7

«Слоненок»

1

8

«Форма»

1

9

«Хоровод»

1

10

«Отрицание цвета и формы»

1

декабрь

11

«Отрицание размера и толщины»

1

12

«Найди клад»

1

13

«Сделай фигуру»

1

14

«Волшебные камни»

1

январь

15

«Где, чей гараж?»

1

16

«Печенье»

1

17

«Угадай-ка»

1

февраль

18

«Книги на полке»

1

19

«Дорожки»

1

20

«Изменение конструкции дома»

1

21

«Елочка красавица»

1

март

22

«Мастерим стул»

1

23

«Кошки – мышки»

1

24

«Чудесный мешочек»

1

25

«Выставка собак»

1

апрель

26

«Что выше»

1

27

«Построим дома»

1

28

«Стулья для семьи»

1

29

«Угощаем тортом»

1

Итого

29


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мини-интеллектуальная олимпиада "Умники и умницы"

Интеллектуальная мини – олимпиада – это форма интеллектуального соревнования старших дошкольников, позволяющая выявить не только определенные знания детей, но и умение применять их в новых нес...

Конспект детско-родительского досуга по математике "Умники и умницы"

Согласитесь, большое значение для работы с детьми имеет налаженный контакт с родителями. данный конспект этого интересного мероприятия поможет вам в этом....

Конспект занятия-игры в подготовительной к школе группе « Умники и умницы».

Цель. Закрепить навык чтения слогов, слов с изученными буквами....

Умники и умницы.

Сценарий познавательно-математического конкурса для подготовительной группы....

игра "Умники и умницы"

Развитие познавательной  и речевой активности осуществляется в различных видах деятельности  и непосредственно через игру.В старшем дошкольном возрасте использую интересные и доступные интел...

Авторская программа по работе с одаренными детьми "Умники и умницы"

Данная программа ориентирована для работы с детьми дошкольного возраста 4-5 лет. Направлена на развитие логики , мышления...

Олимпиада "Умники и умницы"

Материал для проведения олимпиады "Умники и умницы" в старшей и подготовительной группах детского сада....