Из опыта работы по математическому развитию детей дошкольного возраста
консультация по математике (старшая группа) на тему
Основными целями, задачами были: формирование количественных и пространственных представлений, которые являлись важным условием полноценного развития ребёнка на всех этапах дошкольного детства. Они служат необходимой основой дальнейшего обогащения знаний об окружающем мире, успешного овладения системой общих и математических понятий в школе.
Усовершенствованный вариант программы развития элементарных математических представлений является неотъемлемой частью общей системы гуманистического воспитания ребёнка в детском саду.
Цели и задачи программы достижимы при условии органического сочетания обучения с воспитанием.
Основными целями и задачами являются:
1. Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов.
2. Увеличение объёма внимания и памяти.
3. Формирование приёмов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия) .
4. Развитие вариативного мышления, фантазии, творческих способностей.
5. Развитие речи, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
6. Выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.
7. Формирование общеучебных умений и навыков (умение обдумывать и планировать свои действия) .
Эти задачи помогают в ознакомлении детей с разными областями математической действительности: с количеством и счётом, измерении и сравнении величин, пространственными и временными ориентировками.
Ведущей деятельностью у детей является игровая деятельность. Поэтому занятия по сути являлись системой дидактических игр, в процессе которых дети исследовали проблемные ситуации, выявляли существенные признаки и отношения, соревновались, делали "открытия". В ходе этих игр и осуществлялись личностно-ориентировочные взаимодействия взрослого с ребёнком и детей между собой, их общение в парах, в группах. Дети не замечали, что идёт обучение - они перемещались по группе, работали с игрушками, картинками, мячами, кубиками. Вся система организации занятий воспринималось ребёнком как естественное положение его игровой деятельности.
Дети не просто исследовали различные математические объекты, а придумывали образы чисел, цифр, геометрических фигур. Начиная с самых первых занятий, им систематически предлагались задания, допускающие различные варианты решения.
На занятиях по математике эмоции играют едва ли не самую важную роль в развитии личности. Поэтому необходимым условием организации занятий с детьми является атмосфера доброжелательности, создание для каждого ребёнка ситуации успеха. Это важно не только для познавательного развития детей, но и для сохранения и поддержки их здоровья.
Каждое занятие строилось на основе следующих принципов:
1. Принцип психологической комфортности: обеспечивает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса.
2. Принцип деятельности: это новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное "открытие" его детьми.
3. Принцип минимакса: продвижение каждого ребёнка своим темпом.
4. Принцип целостного представления о мире: раскрытия его, взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира.
5. Принцип вариативности: это умение осуществления собственного выбора им систематического представления возможности выбора.
6. Принцип творчества: это процесс обучения сориентированного на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.
7. Принцип непрерывности: это обеспечивает преемственные связи между всеми ступенями обучения.
К концу подготовительной группы дети умели считать в пределах 10 в прямом или обратном порядке: объединять группы предметов, выделять часть, устанавливать взаимосвязь между частью и целыми. Умели сравнивать, опираясь на наглядность, рядом стоящие числа в пределах 10, определять состав чисел первого десятка на основе предметных действий; разбивать фигуры на несколько частей и составлять целые фигуры из их частей.
Знали части суток, дни недели, месяцы в году, использовали знаки >, <, =, умели использовать числовой отрезок, практически измеряли длину и объём различными мерками (шаг, локоть, стакан и т. д.) .
Такой подход к организации работы создаёт благоприятные условия для своевременного развития основ интеллектуальной деятельности ребёнка, его разносторонних способностей, а так же позволяет обеспечить необходимый уровень предшкольной математической подготовки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Представление опыта работы по интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.
Представление опыта работы на конкурс по интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста. Педагог года 2013...
"Внедрение работы математического развития детей дошкольного возраста"
Сообщение для воспитателейй из учебно-математического пособия Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина "Раз-ступенька, два-ступенька"...
Описание опыта работы по созданию системы раннего математического развития детей дошкольного возраста в условиях МБДОУ «Математические развивашки»
Цель: повышение качества обучения и стимулирование познавательной активности детей через использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.Задач...
Практикум для педагогов ДОУ по распространению собственного опыта работы "Организация математической деятельности детей дошкольного возраста, направленной на развитие мышления"
Протокол организации и проведения практикума для педагогов ДОУ по развитию мышления средствами математической деятельности...
Из опыта работы "Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста посредством знакомства со сказкой"
Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов дошкольного учреждения в вопросе социально-коммуникативного развития детей через знакомство со сказками....
Практикум для педагогов ДОУ по распространению собственного опыта работы "Организация математической деятельности детей дошкольного возраста, направленной на развитие мышления"
Протокол проведения практикума...
Обобщение педагогического опыта работы «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста посредством интеграции различных видов деятельности»
В 2019 году я начала работу в инновационном направлении над темой: «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста посредством интеграции различных видов деятельности» в об...