Итоговые задания по ФЭМП в средней группе
учебно-методический материал по математике (средняя группа) на тему
Предварительный просмотр:
Итоговые задания.
«Формирование элементарных математических представлений».
1. Уровень знаний о количестве, умение считать в пределах 5.
Дидактические игры, упражнения, вопросы
1.Дидактическое упражнение «Сосчитай кубики».
Материал: кубики (по 6—7 шт.) разной величины и цвета.
Содержание диагностического задания:
Инструкция.
— Что ты видишь на столе?
—Сколько кубиков на столе всего?
— Чем отличаются кубики друг от друга?
— Посчитай кубики по порядку.
— Который по счету желтый кубик? (Красный и т. д.)
— Какого цвета кубик, который стоит на пятом месте? (Втором, третьем.)
— Покажи 3 красных и З зеленых кубика.
— Что можно о них сказать?
2.Дидактическое упражнение «Прилетели бабочки».
Материал: у ребенка двухполосная карточка, в верхнем ряду на определенном расстоянии наклеены бабочки (5 штук). Рядом на подносе лежат бабочки (больше 5).
Содержание диагностического задания:
Инструкция.
Сколько бабочек в верхнем ряду?
Возьми с подноса столько же бабочек и разложи их в нижнем ряду так, чтобы было видно, что их столько же, сколько бабочек в верхнем ряду (меньше, чем в верхнем ряду, больше чем в верхнем ряду).
Критерии оценки
1 балл — ребенок не справляется с заданиями даже при активной помощи педагога.
2 балла — ребенок считает до 5, отвечает на вопрос «Сколько всего?» Сравнивает количество предметов в группах на основе счета. Затрудняется сравнивать количество предметов в группах путем поштучного соотнесения предметов двух групп (не понимает инструкции). Может определить, каких предметов больше, меньше, равное количество.
3 балла — ребенок считает до 5, отвечает на вопрос «Сколько всего?». Сравнивает количество предметов в группах на основе счета (в пределах 5), а также путем поштучного соотнесения предметов двух групп (составления пар). Может определить, каких предметов больше, меньше, равное количество.
II. Уровень знаний об эталонах величины.
Дидактические игры, упражнения, вопросы
- Дидактическое упражнение «Посади елочки».
Материал: плоскостные елочки, разные по высоте (2 шт).
Содержание диагностического задания:
Инструкция.
Посмотри, все ли елочки одинаковы по высоте? «Посади» елочки в порядке убывания (возрастания), используя слова «выше», «ниже».
2. Дидактическое упражнение «Сравни дорожки». две дорожки разной длины, и ширины, теннисный шарик.
Содержание диагностического задания:
Инструкция
Педагог предлагает сравнить дорожки по длине и ширине. Покажи длинную дорожку (короткую).
— Что можно сказать о ширине дорожек?
— Покажи широкую дорожку (узкую).
— Прокати шарик по узкой (широкой) дорожке; по длинной (короткой) дорожке.
Критерии оценки
1 балл — ребенок, сравнивая два предмета по величине на основе приложения их друг к другу или наложения, допускает ошибки в понятиях выше - ниже, длиннее — короче.
2 балла — ребенок сравнивает два предмета по величине (больше — меньше, выше — ниже, длиннее — короче, одинаковые равные) на основе приложения их друг к другу или наложения.
3 балла — ребенок сравнивает два предмета по величине (больше — меньше, выше— ниже, длиннее — короче, одинаковые, равные) без приложения их друг к другу или наложения.
III. Уровень знаний о геометрических фигурах.
Дидактические игры, упражнения, вопросы
1. Дидактическая игра «Найди такие же фигуры».
Материал: два набора (у воспитателя и у ребенка) фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, шар, куб) разных размеров— большие и маленькие.
Содержание диагностического задания:
Воспитатель показывает ребенку какую-либо фигуру и просит найти такую же и назвать ее.
2. Дидактическая игра «Соотнеси форму с геометрической фигурой».
Материал: предметные картинки (тарелка, платок, мяч, стакан, окно, дверь) и геометрические фигуры (круг, квадрат, шар, цилиндр, прямоугольник и д.р).
Содержание диагностического задания:
Воспитатель просит соотнести форму предметов с известными геометрическими фигурами; тарелка — круг, квадрат, мяч — шар, стакан — цилиндр, окно, дверь прямоугольник и др.
Критерии оценки
1 балл — ребенок различает и правильно называет только крут Не соотносит форму предметов с геометрическими фигурами.
2 балла — ребенок различает и называет круг, квадрат, треугольник, не называет шар, куб. С помощью педагога называет “характерные отличия. Без помощи взрослого не может соотнести форму предметов с известными геометрическими фигурами.
З балла — ребенок различает и называет круг, квадрат, треугольник, шар, куб, знает их характерные отличия. Соотносит форму предметов с известными геометрическими фигурами.
IV. Ориентировка в пространстве.
Дидактические игры, упражнения, вопросы
1.Дидактическая игра «Поручение».
Материал: набор игрушек: матрешка, машина, мяч, пирамидка.
Содержание диагностического задания:
Ребенок сидит на ковре лицом к воспитателю.
Инструкция.
Расставь игрушки следующим образом: матрешку — впереди (относительно себя), машинку - сзади, мяч — слева, пирамидку справа.
2.Дидактяческай игра «Назови, что видишь».
Содержание диагностического задания:
По заданию воспитателя ребенок встает в определенном месте группы. Затем воспитатель просит ребенка назвать предметы, которые находятся впереди (справа, слева, сзади) от него. Просит ребенка показать правую, левую руки.
Критерии оценки
1 балл — ребенок не справляется с заданиями даже при помощи взрослого.
2 балла — ребенок после дополнительных инструкций справляется с заданиями. Не знает левую и правую руки.
3 балла — ребенок безошибочно определяет положение предметов в пространстве по отношению к себе, различает право и лево. Справился с заданием, не сделал ни одной ошибки.
V. Ориентировка во времени.
Дидактические игры, упражнения, вопросы
Игровое упражнение «Когда это бывает».
Материал: картинки с изображением частей суток, потешки, стихи о разных частях суток.
Содержание диагностического задания:
Инструкция.
Внимательно послушай потешку, определи время суток и найди соответствующую картинку.
Далее воспитатель напоминает ребенку все семь дней недели (при помощи стихотворения). Просит назвать выходные дни. Первый (второй) день недели.
— Если сегодня вторник, какой день неделя был вчера? И т. п.
Критерии оценки
1 балл — ребенок не имеет представления о частях суток, ошибается при перечислении дней недели.
Не понимает значение слов: вчера, сегодня, завтра.
2 балла — ребенок правильно определяет части суток, затрудняется объяснить значение слов сегодня, завтра, вчера. Ошибается при перечислении дней недели.
3 балла — ребенок правильно определяет части суток. Может определить значение слов: вчера, сегодня, завтра. Знает и называет правильно дни недели.
Высокий уровень — 13—15 баллов.
Средний уровень — 8—12 баллов.
Низкий уровень — 5 — 7баллов.
Диагностическая карта
по разделу «Формирование элементарных
математических представлений»
Ф. И. ребенка | Уровень знаний о количестве, умение считать в пределах 5 | Уровень знаний об эталонах величины и их использовании. | Уровень знаний о геометрических фигурах | Ориентировка в пространстве. | Ориентировка во времени | Рекомендации для индивидуальной работы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект итогового занятия по ФЭМП в средней группе на тему: "Путешествие в страну математики"
Конспект итогового занятия по математике в средней группе по программе "Тропинки". Цели занятия: закреплять навык отсчитывания, пересчитывания с обобщающим жестом. Развивать умение составлять логическ...
Итоговое занятие по ФЭМП в средней группе.
Итоговое занятие в средней группе по математике....
Конспект открытого итогового занятия по ФЭМП в средней группе «Белоснежка и семь гномов».
Повышение познавательной активности детей за счет привлекательности процесса обучения, его эмоциональной мотивированности, сюжетности. Развитие восприятия, внимания, умение ан...
Итоговое занятие по ФЭМП в средней группе «Проделки Бабы-Яги».
Итоговое занятие по ФЭМП в средней группе. Детям приходит письмо от Бабы-Яги, и они выполняют ее задания, при этом побывав в гостях у различных героев....
Итоговые задания по "Коммуникации" в средней группе
Диагностический материал по Развитию речи в средней группе...
Конспект итогового занятия по ФЭМП в средней группе
Тема: повторение.Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять расположение предметов в пространстве.Учить сравнивать предметы по одному призн...
Итоговое занятие по фэмп в средней группе "Волшебный клубочек"
Итоговое занятие по ФЭМП в средней группе «Волшебный клубочек»Цель: формирование элементарных математических представлений у детей в совместной игровой деятельности.Задачи.Образовательные:Закрепи...