Конспект НОД по математике «Путешествие в страну геометрических фигур»
план-конспект занятия по математике (средняя группа) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП «Путешествие в страну геометрических фигур»
Возрастная группа: средняя группа
Цель: Развитие представлений о геометрических фигурах через использование развивающих методов и приемов.
Задачи по образовательным областям:
1. «Познание»:
- познакомить детей с геометрической фигурой прямоугольник, сравнивая с треугольником и квадратом;
- учить выделять особые признаки геометрических фигур с помощью зрительного и осязательно – двигательного анализаторов (наличие углов, устойчивость и т.д.)
- познакомить детей с приемами конструирования геометрических фигур из счетных палочек;
- закрепить умение считать до 4, пользуясь правильными приемами счета: называть числительные по порядку; соотносить каждое числительное только с одним предметом пересчитываемой группы; относить последнее число ко всем перечисленным предметам.
2. «Коммуникация»:
- совершенствовать монологическую речь, учить согласовывать слова в предложениях, правильно строить ответы на поставленные вопросы; отвечать полным предложением;
- закреплять умение отгадывать загадки.
3. «Физическая культура»:
- учить правильно выполнять движения под музыку. Воспитывать грациозность, выразительность движений. Способствовать развитию координации;
- приучать детей к выполнению действий по сигналу;
- развивать мелкую моторику пальцев рук.
4. «Музыка»:
- формировать у детей навык ритмического движения, в соответствии с характером музыки;
- развивать умение инсценировать песни.
5. «Социализация»:
- формировать доброжелательные отношения между детьми, желание оказывать помощь, умение работать в коллективе.
6. «Безопасность»:
- формировать представление о правилах поведения в природе (лес).
Предварительная работа: Знакомство с треугольником, квадратом, их сравнение друг с другом и кругом в разных видах детской деятельности; игровые упражнения со счетными палочками; освоение счета от 1 до 4; дидактические игры «Подбери по форме», «Найди такой же» «Принеси столько, сколько? «Больше на один или меньше на один?» и др.
Методы и приемы:
1. Мотивация – помочь герою мультфильма «Смешарики» Крошу найти своих друзей.
2. Проблемные ситуации:
1) У Кроша случилась беда – его друзья Смешарики отправились в страну геометрических фигур и потерялись.
2) Мыши испортили ковер-самолет, на котором нужно лететь в страну геометрических фигур.
3. Игровые – выполнение игровых действий.
4. Словесные – рассказ воспитателя, вопросы к детям, загадывание загадки.
5. Рефлексия
Материалы и оборудование: набор счетных палочек; мягкие игрушки – смешарики; ковер – самолет; геометрические фигуры из ткани; обручи; цифры от 1 до 4; карточки; силуэтное изображение елок из геометрических фигур.
Ход занятия:
1.Вводная часть.
Дети заходят в группу, подходят к воспитателю.
Воспитатель: Ребята, все мы любим смотреть мультфильмы и знаем много разных героев и сегодня к нам в гости пришел один из них. (Показывает мягкую игрушку, дети его узнают). Это Смешарик Крош. Он пришел к нам, чтобы попросить о помощи. У Кроша случилась беда – его друзья Смешарики отправились в страну геометрических фигур и потерялись. Как мы можем помочь ему? (Отправиться вместе с Крошем в страну геометрических фигур и помочь ему отыскать друзей)
Воспитатель: Мы могли бы отправиться в путешествие в страну геометрических фигур на ковре – самолете, но его прогрызли мыши… (Дырки в ковре в виде геометрических фигур) Что нам делать? (Ответ: Отремонтировать ковер. На подносе лежат геометрические фигуры из ткани, дети накладывают и определяют те «заплатки», которые подходят для ремонта ковра.)
Воспитатель: Ребята, назовите те фигуры, которые вам понадобились для ремонта ковра. (Круг, квадрат, треугольник).
Мы правильно отремонтировали ковер, давайте все вместе возьмемся за руки – ведь путешествие с друзьями совершать веселее и интереснее, и отправимся в путь! (Дети усаживаются на ковер, закрывают глаза)
2. Основная часть.
Воспитатель: (дети сидят на ковре) Вот мы и оказались в стране геометрических фигур. Посмотрите какой необычный здесь лес. (На доске нарисованы елочки из треугольников, стволы елочек – небольшие прямоугольники) Ой, кто это заблудился между деревьями? (Смешарик Ежик) А заблудился он потому, что пошел один в лес, но этого делать нельзя. В лес нужно ходить только со взрослыми и не отходить от них далеко. Этого правила наш Ежик не знал, вот и потерялся, а чтобы ему помочь выбраться из леса мы должны назвать фигуры из которых состоят деревья. (Ответ – из треугольников). Что это за фигура? (Указывает на прямоугольник. Ответы детей - квадрат, прямоугольник)
Ребята эта фигура называется прямоугольник. У него 4 угла (показывает), 4 стороны – 2 короткие и 2 длинные (показывает). Чем отличается прямоугольник от треугольника?
(У прямоугольника 4 угла, а у треугольника 3; у прямоугольника 4 стороны, а у треугольника три. При необходимости во время ответа, воспитатель оказывает помощь). Вы, молодцы, успешно справились с заданием, и смешарик Ежик продолжит путешествие по стране геометрических фигур вместе с нами. Продолжим мы его на автобусе. (Слушаем песню и выполняем движения)
1 куплет: «Вот мы в автобусе сидим…» - дети стоят, шлепают поочередно руками в такт музыке по ногам. «…глядим» - смотрят из-под ладони-козырька то в одну, то в другую сторону.
2 куплет: «Глядим назад…» - поворачивают голову то в одну, то в другую сторону. «Что ж автобус…» - пожимают плечами.
3 куплет: «Колеса закружились…» - совершают круговые движения руками сбоку от туловища.
4 куплет: «А щетки…» - качают согнутыми в локтях руками перед лицом.
5 куплет: «А мы не просто так…» - «крутят руль» и бибикают.
6 куплет: подпрыгивают на месте, на проигрыше дети идут по группе «крутят руль».
Воспитатель: Мы ехали долго и немного устали, давайте присядем отдохнем. (дети садятся за столы) А вот и еще один друг нашего Кроша – Смешарик Бараш. (Мягкая игрушка с листочком бумаги). Посмотрите, какой он задумчивый, видимо чем-то очень занят… (Сочиняет стихи; отгадывает загадки; сочиняет поздравление Нюше…). Ребята, Бараш пытается отгадать загадку, но у него не получается, что делать? (Помочь ему отгадать загадку)
Да, я думаю, что мы сможем ему помочь. Слушайте загадку.
Не овал я, и не круг,
Треугольнику я друг,
Прямоугольнику я - брат
Ведь зовут меня… (квадрат)
Давайте выложим квадрат из счетных палочек на столах, а Бараш эту фигуру составит на доске. Но перед тем как мы приступим нужно приготовить наши пальчики к работе.
Пальчиковая гимнастика «Теремок»
На поляне теремок (сложить ладони «домиком»)
Дверь закрыта на замок (сомкнуть пальцы в замок)
Из трубы идет дымок (сделать «колечки» из пальцев)
Вокруг терема забор (руки перед собой, пальцы растопырить)
Чтобы не забрался вор (щелчки пальцами)
Тук-тук-тук! Тук-тук-тук! (кулачком постучать по ладони)
Открывайте! Я ваш друг! (широко развести руки в стороны, затем ладони сомкнуть одну поперек другой).
(Дети выполняют задание, на доске составлен прямоугольник)
Воспитатель: Ребята, обратите внимание на доску: правильно ли Бараш составил квадрат? (Не правильно) Какую фигуру он составил? (Прямоугольник) А у вас на столах какие фигуры? (квадраты). Давайте поможем Барашу исправить ошибку и составить квадрат (составляем квадрат на доске под прямоугольником). Чем отличается прямоугольник от квадрата? (У квадрата все стороны равны, а у прямоугольника – 2 длинные и 2 короткие. При необходимости во время ответа, воспитатель оказывает помощь). Бараш всё понял и готов продолжить путешествие по стране геометрических фигур вместе с нами.
Воспитатель: Ребята, мы отправляемся на поиски Лосяша на поезде – загрузились - поехали. (Дети построились друг за другом, идут «паровозиком» по группе, произносят «чух-чух», «чух-чух» быстро, а потом все медленнее). А вот и Лосяш спит на полянке. Давайте его разбудим – поиграем вместе с ним в игру, которая называется «Зайчики». (На полу лежат обручи, в них цифры от 1 до 4,детям раздаются карточки с изображением геометрических фигур от 1 до 4, дети прыгают как зайчики, по сигналу воспитателя дети должны найти соответствующую их карточке цифру и подойти к ней)
3. Заключительная часть. Рефлексия.
Воспитатель: Наше путешествие подошло к концу, и мы отправляемся в обратный путь вместе со смешариками. Давайте, ребята присядем на ковер-самолет, закроем глаза и приготовимся к полету. (звучит спокойная музыка). Вот мы и прилетели обратно в наш детский сад.
1. Ребята, вам понравилось путешествие? (Да.)
2. А где мы сегодня побывали? (В стране геометрических фигур; в лесу где деревья из треугольников)
3. Для чего мы отправились в страну геометрических фигур? (Чтобы помочь Крошу найти друзей)
4. Чем были заняты его друзья в стране геометрических фигур? (Ежик заблудился в лесу, Бараш отгадывал загадки и очень задумался, а Лосяш спал на полянке)
5. Какие геометрические фигуры мы повстречали в путешествии? (Геометрические фигуры: треугольники, квадрат, прямоугольник)
6. С какой новой фигурой мы познакомились? (с прямоугольником)
7. Что было сложным, а что легким в стране геометрических фигур? (Сложно было назвать, чем отличается прямоугольник от квадрата; легко было отгадать загадку)
Мы совершили успешное путешествие в страну геометрических фигур и помогли нашему любимому герою мультфильма Крошу найти его друзей. Ежик, Бараш и Лосяш были рады встретиться с Крошем и с нами. Посмотрите как доволен Крош, он нашел своих друзей и благодарит нас за помощь!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по математике «Путешествие в страну геометрических фигур». Средняя группа.
Закреплять с детьми названия геометрических фигур....
Статья открытого занятия по математике "Путешествие в страну геометрических фигур".
Статья открытого занятия по математике "Путешествие в страну геометрических фигур"....
Конспект занятия в средней группе по математике " Путешествие в страну геометрических фигур"
Конспект " Путешествие в страну геометрических фигур"...
Конспект занятия по математике "Путешествие по стране геометрических фигур"средняя группа.
Закреплять знания о геометрических фигурах...
Конспект НОД по Математике " Путешествие в страну геометрических фигур"
Обучающие задачи:1. Расширять знания детей о фигурах, учить группировать их по цвету, величине.Развивающие задачи:1. Развивать наблюдательность, внимательность.2. Развивать память мышления и речьВоспи...
Конспект занятия в старшей группе по математике " Путешествие в страну геометрических фигур"
Конспект занятия по математике...
Конспект интегрированного занятия по математике: «Путешествие в страну геометрических фигур»
Формирование элементарных математических представлений у детей....