Консультация для воспитателей «Формирование пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения с использованием занимательного математического материала».
консультация (старшая группа) на тему
Консультация для воспитателей «Формирование пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения»
Консультация для воспитателей «Формирование пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения с использованием занимательного математического материала».
МДОУ – детский сад компенсирующего вида №7 Воспитатель: Орлова Т. А.
г. Моздок 2015 год
Ориентация – определение своего положения на местности, умение разобраться в окружающей обстановке, осведомленность в чем-либо.
Глаз имеет доминирующее значение при ориентировке в окружающем мире. И. М. Сеченов, рассматривая роль зрения в психическом развитии, говорил, что визуальная ориентация занимает ведущее место.
В развитии ориентировки в пространстве Л. И. Плаксина, Е. Н. Подколзина выделяют 5 этапов:
I этап - детей учат практической ориентировке «на себе»:
- учат различать и правильно называть части своего тела, части тел других детей, кукол; соотносить со своим телом.
- создают представление о пространственном расположении частей тела: голова вверху, а ноги внизу; одна рука правая, а другая левая; грудь впереди, а спина сзади, и т. д.
- учат ориентироваться в групповой комнате, в спальне, в раздевалке, в туалетной комнате
- развивают способности детей различать пространственные признаки окружающих предметов с помощью зрения.
- учат ориентироваться в окружающем пространстве с привлечением осязания слуха, обоняния
II этап – точка отсчета - собственное тело, ориентировка в пространстве «от себя»:
- создают представление о верхней и нижней, передней и задней, правой и левой сторонах тела
- учат обозначать расположение частей своего тела соответствующими пространственными терминами: правая, левая, вверху, внизу, спереди, сзади и т. д.
- учат показывать направления ближайшего пространства с точкой отсчета «от себя»: направо — налево, вверх — вниз, вперед — назад, передвигаться в названном направлении
- учат находить и располагать игрушки и предметы в ближайшем пространстве вокруг себя (справа — слева, вверху — снизу, впереди — сзади) .
- учат обозначать расположение игрушек и окружающих предметов в ближайшем пространстве с точкой отсчета «от себя»
- знакомят детей с понятиями: далеко, близко.
- учат находить и располагать игрушки в групповой комнате по словесным инструкциям педагога
- обучают начальным навыкам микроориентировки (на поверхности листа бумаги) : определять, показывать правую и левую, верхнюю и нижнюю стороны листа, брать предметы правой рукой и располагать их на листе справа и слева, вверху и внизу, посредине.
- формируют представление о простейшем схематичном, условном изображении игрушек и предметов (используя для этого четкие контурные изображения) .
III этап – детей учат:
- Словесно обозначать расположение предметов в ближайшем пространстве с точкой отсчета от себя
- находить и располагать игрушки и предметы в названных направлениях окружающего пространства.
- определять стороны предметов, наполняющих пространство (например, у шкафа стороны — передняя и задняя, верхняя и нижняя, правая и левая) .
- передвигаться в названном направлении. Сохранять направление движения; обозначать направления движения соответствующими пространственными терминами (направо, налево, вперед, назад) .
- ориентироваться в процессе передвижения в пространстве на цветовые, световые, звуковые ориентиры.
- находить дорогу в то или иное помещение к выходу на участок детского сада.
- ориентироваться на участке;
- определять и словесно обозначать пространственное расположение игрушек и предметов в микропространстве.
- знакомят с простейшей схемой пространства (кукольная комната) .
- соотносить расположение предметов в реальном пространстве со схемой.
- располагать предметы в реальном пространстве по схеме
- моделировать простейшие пространственные отношения из кубиков, строительного материала.
IV этап – ориентировка по схеме. Детей учат:
- определять направление местоположения предметов, находящихся на значительном расстоянии от них (в 2, 3, 4-х, 5-ти метрах, в зависимости от диагноза зрительного заболевания и остроты зрения каждого ребенка.
- словесно обозначать пространственное расположение предметов относительно друг друга в окружающей обстановке
- знакомят со схемой пути передвижения в помещениях детского сада.
- составлять простейшие схемы пути в направлениях из группы в раздевалку, до кабинета врача, до музыкального зала и т. д.
- передвигаться в пространстве, ориентируясь по схеме пути, словесно обозначать направления, начерченные на схеме пути.
- составлять простейшие схемы пространства
- развивать навыки микроориентировки на поверхности листа бумаги, фланелеграфа, стола, грифельной доски.
- последовательно выделять, словесно обозначать и воспроизводить взаимное расположение игрушек, геометрических фигур, предметов в микропространстве по отношению друг к другу.
- дают представление об относительности пространственных отношений: в процессе соотнесения детьми парнопротивоположных направлений своего тела с направлениями стоящего впереди и напротив человека
V этап –самостоятельное составление схем пространства. Детей учат:
- мысленно представлять себя на месте, которое занимает в пространстве тот или иной предмет.
- сравнивать расположение предметов в реальном пространстве с их отображением в зеркале.
- определять пространственные отношения между собой и окружающими предметами после поворота на 90° и 180°.
- активно использовать пространственные термины и обозначающие пространственные отношения предлоги и наречия
- самостоятельно располагать предметы в названных направлениях микропространства
- самостоятельно ориентироваться на территории детского сада
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие зрительно-пространственной ориентировка у детей с нарушениями зрения.
Полноценность овладения знаниями о пространстве, способность к пространственному ориентированию обеспечивается взаимодействием двигательно-кинестетического, зрительного и слухового анализаторов в ходе...
Формирование навыков пространственной ориентировки у детей с нарушениями зрения
Данная работа представляет интерес в плане обселдования уровня развития активности и самостоятельности дошкольников в овладении пространством, что обеспечивает всокий уровень мобильности, контактности...
совместная интгрированная деятельность тифлопедагога и инструктора по ФВ по формированию пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения
деятельность направлена на ознакомление родителей детей с нарушениями зрения со способами формирования у них пространственных представлений. ход деятельности основывается на игровом материале и имеет ...
Взаимодействие специалистов в процессе формирования навыков пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения в дошкольной образовательной организации
Статья посвящена актуальной проблеме взаимосвязи специалистов дошкольного образовательного учреждения в обучении пространственному ориентированию детей с нарушением зрения. Даная тема актуальна,...
Консультация для родителей "Развитие пространственной ориентировки у дошкольников, имеющих нарушения зрения".
При обучении слабовидящего ребенка ориентировке в пространстве первостепенной задачей является развитие у него целенаправленного зрительного восприятия пространства и расположенных в нем предметов. Ну...
Методическая разработка «Развитие навыка правильного использования предлогов, как один из аспектов формирования пространственной ориентировки у дошкольников с нарушением зрения»
laquo;Развитие навыка правильного использования предлогов, как один из аспектов формирования пространственной ориентировки у дошкольников с нарушением зрения»...
Консультация "Особенности пространственной ориентировки у детей с нарушениями зрения"
Консультация "Особенности пространственной ориентировки у детей с нарушениями зрения"...