Консультация для воспитателей «Формирование пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения с использованием занимательного математического материала».
консультация (старшая группа) на тему

Консультация для воспитателей «Формирование пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения»

Консультация для воспитателей «Формирование пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения с использованием занимательного математического материала».

МДОУ – детский сад компенсирующего вида №7 Воспитатель: Орлова Т. А.

г. Моздок 2015 год

Ориентация – определение своего положения на местности, умение разобраться в окружающей обстановке, осведомленность в чем-либо.

Глаз имеет доминирующее значение при ориентировке в окружающем мире. И. М. Сеченов, рассматривая роль зрения в психическом развитии, говорил, что визуальная ориентация занимает ведущее место.

В развитии ориентировки в пространстве Л. И. Плаксина, Е. Н. Подколзина выделяют 5 этапов:

I этап - детей учат практической ориентировке «на себе»:

- учат различать и правильно называть части своего тела, части тел других детей, кукол; соотносить со своим телом.

- создают представление о пространственном расположении частей тела: голова вверху, а ноги внизу; одна рука правая, а другая левая; грудь впереди, а спина сзади, и т. д.

- учат ориентироваться в групповой комнате, в спальне, в раздевалке, в туалетной комнате

- развивают способности детей различать пространственные признаки окружающих предметов с помощью зрения.

- учат ориентироваться в окружающем пространстве с привлечением осязания слуха, обоняния

II этап – точка отсчета - собственное тело, ориентировка в пространстве «от себя»:

- создают представление о верхней и нижней, передней и задней, правой и левой сторонах тела

- учат обозначать расположение частей своего тела соответствующими пространственными терминами: правая, левая, вверху, внизу, спереди, сзади и т. д.

- учат показывать направления ближайшего пространства с точкой отсчета «от себя»: направо — налево, вверх — вниз, вперед — назад, передвигаться в названном направлении

- учат находить и располагать игрушки и предметы в ближайшем пространстве вокруг себя (справа — слева, вверху — снизу, впереди — сзади) .

- учат обозначать расположение игрушек и окружающих предметов в ближайшем пространстве с точкой отсчета «от себя»

- знакомят детей с понятиями: далеко, близко.

- учат находить и располагать игрушки в групповой комнате по словесным инструкциям педагога

- обучают начальным навыкам микроориентировки (на поверхности листа бумаги) : определять, показывать правую и левую, верхнюю и нижнюю стороны листа, брать предметы правой рукой и располагать их на листе справа и слева, вверху и внизу, посредине.

- формируют представление о простейшем схематичном, условном изображении игрушек и предметов (используя для этого четкие контурные изображения) .

III этап – детей учат:

- Словесно обозначать расположение предметов в ближайшем пространстве с точкой отсчета от себя

- находить и располагать игрушки и предметы в названных направлениях окружающего пространства.

- определять стороны предметов, наполняющих пространство (например, у шкафа стороны — передняя и задняя, верхняя и нижняя, правая и левая) .

- передвигаться в названном направлении. Сохранять направление движения; обозначать направления движения соответствующими пространственными терминами (направо, налево, вперед, назад) .

- ориентироваться в процессе передвижения в пространстве на цветовые, световые, звуковые ориентиры.

- находить дорогу в то или иное помещение к выходу на участок детского сада.

- ориентироваться на участке;

- определять и словесно обозначать пространственное расположение игрушек и предметов в микропространстве.

- знакомят с простейшей схемой пространства (кукольная комната) .

- соотносить расположение предметов в реальном пространстве со схемой.

- располагать предметы в реальном пространстве по схеме

- моделировать простейшие пространственные отношения из кубиков, строительного материала.

IV этап – ориентировка по схеме. Детей учат:

- определять направление местоположения предметов, находящихся на значительном расстоянии от них (в 2, 3, 4-х, 5-ти метрах, в зависимости от диагноза зрительного заболевания и остроты зрения каждого ребенка.

- словесно обозначать пространственное расположение предметов относительно друг друга в окружающей обстановке

- знакомят со схемой пути передвижения в помещениях детского сада.

- составлять простейшие схемы пути в направлениях из группы в раздевалку, до кабинета врача, до музыкального зала и т. д.

- передвигаться в пространстве, ориентируясь по схеме пути, словесно обозначать направления, начерченные на схеме пути.

- составлять простейшие схемы пространства

- развивать навыки микроориентировки на поверхности листа бумаги, фланелеграфа, стола, грифельной доски.

- последовательно выделять, словесно обозначать и воспроизводить взаимное расположение игрушек, геометрических фигур, предметов в микропространстве по отношению друг к другу.

- дают представление об относительности пространственных отношений: в процессе соотнесения детьми парнопротивоположных направлений своего тела с направлениями стоящего впереди и напротив человека

V этап –самостоятельное составление схем пространства. Детей учат:

- мысленно представлять себя на месте, которое занимает в пространстве тот или иной предмет.

- сравнивать расположение предметов в реальном пространстве с их отображением в зеркале.

- определять пространственные отношения между собой и окружающими предметами после поворота на 90° и 180°.

- активно использовать пространственные термины и обозначающие пространственные отношения предлоги и наречия

- самостоятельно располагать предметы в названных направлениях микропространства

- самостоятельно ориентироваться на территории детского сада

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие зрительно-пространственной ориентировка у детей с нарушениями зрения.

Полноценность овладения знаниями о пространстве, способность к пространственному ориентированию обеспечивается взаимодействием двигательно-кинестетического, зрительного и слухового анализаторов в ходе...

Формирование навыков пространственной ориентировки у детей с нарушениями зрения

Данная работа представляет интерес в плане обселдования уровня развития активности и самостоятельности дошкольников в овладении пространством, что обеспечивает всокий уровень мобильности, контактности...

совместная интгрированная деятельность тифлопедагога и инструктора по ФВ по формированию пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения

деятельность направлена на ознакомление родителей детей с нарушениями зрения со способами формирования у них пространственных представлений. ход деятельности основывается на игровом материале и имеет ...

Взаимодействие специалистов в процессе формирования навыков пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения в дошкольной образовательной организации

Статья посвящена актуальной проблеме взаимосвязи специалистов дошкольного образовательного учреждения в обучении пространственному ориентированию детей с нарушением зрения.  Даная тема актуальна,...

Консультация для родителей "Развитие пространственной ориентировки у дошкольников, имеющих нарушения зрения".

При обучении слабовидящего ребенка ориентировке в пространстве первостепенной задачей является развитие у него целенаправленного зрительного восприятия пространства и расположенных в нем предметов. Ну...

Методическая разработка «Развитие навыка правильного использования предлогов, как один из аспектов формирования пространственной ориентировки у дошкольников с нарушением зрения»

laquo;Развитие навыка правильного использования предлогов, как один из аспектов формирования пространственной ориентировки у дошкольников с нарушением зрения»...

Консультация "Особенности пространственной ориентировки у детей с нарушениями зрения"

Консультация "Особенности пространственной ориентировки у детей с нарушениями зрения"...