Консультация для воспитателей «Формирование пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения с использованием занимательного математического материала».
консультация (старшая группа) на тему

Консультация для воспитателей «Формирование пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения»

Консультация для воспитателей «Формирование пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения с использованием занимательного математического материала».

МДОУ – детский сад компенсирующего вида №7 Воспитатель: Орлова Т. А.

г. Моздок 2015 год

Ориентация – определение своего положения на местности, умение разобраться в окружающей обстановке, осведомленность в чем-либо.

Глаз имеет доминирующее значение при ориентировке в окружающем мире. И. М. Сеченов, рассматривая роль зрения в психическом развитии, говорил, что визуальная ориентация занимает ведущее место.

В развитии ориентировки в пространстве Л. И. Плаксина, Е. Н. Подколзина выделяют 5 этапов:

I этап - детей учат практической ориентировке «на себе»:

- учат различать и правильно называть части своего тела, части тел других детей, кукол; соотносить со своим телом.

- создают представление о пространственном расположении частей тела: голова вверху, а ноги внизу; одна рука правая, а другая левая; грудь впереди, а спина сзади, и т. д.

- учат ориентироваться в групповой комнате, в спальне, в раздевалке, в туалетной комнате

- развивают способности детей различать пространственные признаки окружающих предметов с помощью зрения.

- учат ориентироваться в окружающем пространстве с привлечением осязания слуха, обоняния

II этап – точка отсчета - собственное тело, ориентировка в пространстве «от себя»:

- создают представление о верхней и нижней, передней и задней, правой и левой сторонах тела

- учат обозначать расположение частей своего тела соответствующими пространственными терминами: правая, левая, вверху, внизу, спереди, сзади и т. д.

- учат показывать направления ближайшего пространства с точкой отсчета «от себя»: направо — налево, вверх — вниз, вперед — назад, передвигаться в названном направлении

- учат находить и располагать игрушки и предметы в ближайшем пространстве вокруг себя (справа — слева, вверху — снизу, впереди — сзади) .

- учат обозначать расположение игрушек и окружающих предметов в ближайшем пространстве с точкой отсчета «от себя»

- знакомят детей с понятиями: далеко, близко.

- учат находить и располагать игрушки в групповой комнате по словесным инструкциям педагога

- обучают начальным навыкам микроориентировки (на поверхности листа бумаги) : определять, показывать правую и левую, верхнюю и нижнюю стороны листа, брать предметы правой рукой и располагать их на листе справа и слева, вверху и внизу, посредине.

- формируют представление о простейшем схематичном, условном изображении игрушек и предметов (используя для этого четкие контурные изображения) .

III этап – детей учат:

- Словесно обозначать расположение предметов в ближайшем пространстве с точкой отсчета от себя

- находить и располагать игрушки и предметы в названных направлениях окружающего пространства.

- определять стороны предметов, наполняющих пространство (например, у шкафа стороны — передняя и задняя, верхняя и нижняя, правая и левая) .

- передвигаться в названном направлении. Сохранять направление движения; обозначать направления движения соответствующими пространственными терминами (направо, налево, вперед, назад) .

- ориентироваться в процессе передвижения в пространстве на цветовые, световые, звуковые ориентиры.

- находить дорогу в то или иное помещение к выходу на участок детского сада.

- ориентироваться на участке;

- определять и словесно обозначать пространственное расположение игрушек и предметов в микропространстве.

- знакомят с простейшей схемой пространства (кукольная комната) .

- соотносить расположение предметов в реальном пространстве со схемой.

- располагать предметы в реальном пространстве по схеме

- моделировать простейшие пространственные отношения из кубиков, строительного материала.

IV этап – ориентировка по схеме. Детей учат:

- определять направление местоположения предметов, находящихся на значительном расстоянии от них (в 2, 3, 4-х, 5-ти метрах, в зависимости от диагноза зрительного заболевания и остроты зрения каждого ребенка.

- словесно обозначать пространственное расположение предметов относительно друг друга в окружающей обстановке

- знакомят со схемой пути передвижения в помещениях детского сада.

- составлять простейшие схемы пути в направлениях из группы в раздевалку, до кабинета врача, до музыкального зала и т. д.

- передвигаться в пространстве, ориентируясь по схеме пути, словесно обозначать направления, начерченные на схеме пути.

- составлять простейшие схемы пространства

- развивать навыки микроориентировки на поверхности листа бумаги, фланелеграфа, стола, грифельной доски.

- последовательно выделять, словесно обозначать и воспроизводить взаимное расположение игрушек, геометрических фигур, предметов в микропространстве по отношению друг к другу.

- дают представление об относительности пространственных отношений: в процессе соотнесения детьми парнопротивоположных направлений своего тела с направлениями стоящего впереди и напротив человека

V этап –самостоятельное составление схем пространства. Детей учат:

- мысленно представлять себя на месте, которое занимает в пространстве тот или иной предмет.

- сравнивать расположение предметов в реальном пространстве с их отображением в зеркале.

- определять пространственные отношения между собой и окружающими предметами после поворота на 90° и 180°.

- активно использовать пространственные термины и обозначающие пространственные отношения предлоги и наречия

- самостоятельно располагать предметы в названных направлениях микропространства

- самостоятельно ориентироваться на территории детского сада

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие зрительно-пространственной ориентировка у детей с нарушениями зрения.

Полноценность овладения знаниями о пространстве, способность к пространственному ориентированию обеспечивается взаимодействием двигательно-кинестетического, зрительного и слухового анализаторов в ходе...

Формирование навыков пространственной ориентировки у детей с нарушениями зрения

Данная работа представляет интерес в плане обселдования уровня развития активности и самостоятельности дошкольников в овладении пространством, что обеспечивает всокий уровень мобильности, контактности...

Развитие навыков пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения через подвижные игры

Материал будет полезен педагогам групп коррекционной направленности для систематизации работы по данному направлению, как основа выступления на метод.объединениях, для защиты на категорию...

совместная интгрированная деятельность тифлопедагога и инструктора по ФВ по формированию пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения

деятельность направлена на ознакомление родителей детей с нарушениями зрения со способами формирования у них пространственных представлений. ход деятельности основывается на игровом материале и имеет ...

Взаимодействие специалистов в процессе формирования навыков пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения в дошкольной образовательной организации

Статья посвящена актуальной проблеме взаимосвязи специалистов дошкольного образовательного учреждения в обучении пространственному ориентированию детей с нарушением зрения.  Даная тема актуальна,...

Консультация для родителей "Развитие пространственной ориентировки у дошкольников, имеющих нарушения зрения".

При обучении слабовидящего ребенка ориентировке в пространстве первостепенной задачей является развитие у него целенаправленного зрительного восприятия пространства и расположенных в нем предметов. Ну...

Методическая разработка «Развитие навыка правильного использования предлогов, как один из аспектов формирования пространственной ориентировки у дошкольников с нарушением зрения»

laquo;Развитие навыка правильного использования предлогов, как один из аспектов формирования пространственной ориентировки у дошкольников с нарушением зрения»...