Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в средней группе "Поможем найти Машеньку"
план-конспект занятия по математике (средняя группа) на тему

Батырева Наталья Геннадьевна

Методическая разработка НОД

Аннотация

Возраст участников: 4-5лет, средняя группа

Тип НОД: познавательный

Форма НОД: путешествие

Планируемый результат: Дети смогут считать до 5 (количественный счет, порядковый счет); сравнивать количество предметов в группах на основе счета (в пределах 5); определять каких предметов больше, меньше, равное количество; уметь сравнивать два предмета по величине (длиннее - короче); определять положение предметов в пространстве по отношению к себе (вверху - внизу, слева - справа, в центре); определять части суток; различать и называть геометрические фигуры.

Цель: Создать условия для формирования элементарных математических представлений для развития познавательных интересов детей.

Программные задачи:

      Обучающие:

 - учить детей различать и называть прямоугольник, его элементы: углы и стороны;

  - продолжить знакомство со счетом в пределах 5.

     Развивающие:

  - развивать представление детей о геометрических фигурах: круге, квадрате, треугольнике;

 - развивать у детей умение соотносить форму предметов с известными детям геометрическими фигурами: дверь-прямоугольник; тарелка-круг; платок-квадрат;

 - развивать умение детей сравнивать два предмета по величине;

 - развивать у детей навык ориентирования на листе бумаги;

 - развивать мыслительные операции (сравнение).

      Воспитывающие: 

 - воспитывать у детей интерес к математическим знаниям;

 - воспитывать умение выполнять действия в подгруппе по достижению общего результата.

      В течение всей НОД осуществлялась интеграция образовательных областей:

      «Речевое развитие»

 - формировать у детей умения употреблять существительные в именительном и винительном падежах;

 - развивать умение детей рассказывать, отвечать на вопросы;

 - развивать связную, четкую речь.

      «Физическое развитие»

 - развивать у детей самостоятельность, организованность, инициативность в двигательной деятельности детей;

 - формировать правильную осанку;

-  продолжать работу по укреплению здоровья детей.

      «Социально-коммуникативное развитие»

 -  способствовать формированию личностного  отношения к соблюдению моральных норм, взаимопомощи;

 - воспитывать отзывчивость, желание быть смелым, сильным.

      «Художественно-эстетическое развитие» - продолжать формировать у детей навык ритмичного движения в соответствии с характером музыки.

 

Индивидуальная работа: добиваться четких, полных ответов на поставленные вопросы.

Словарная работа: прямоугольник, аэродром.

Методическая работа:

Словесный метод – беседа, рассказ, описание, указание;

Наглядный метод – использование счетного материала, мультимедийная презентация, демонстрация;

Стимулирующий – поощрение, создание благоприятного климата, разнообразие видов деятельности;

Практический – работа у доски, за столами, игровой.

 

Вводная часть

Ход НОД

      Воспитатель: Ребята, сегодня утром нам пришло письмо из деревни от бабушки и дедушки. Их внучка Машенька ушла в лес и заблудилась. Они просят найти Машеньку.

 - Вы хотите помочь бабушке и дедушке?

Предполагаемые ответы детей: да

      Воспитатель: Ну что же, путь наш не близок, много ждет нас трудностей, но вы смелые, решительные ребята и справитесь! В путь!

(идем)

Основная часть

 - И перед нами первое испытание – ручейки.

 - Одинаковые ли ручейки по ширине?

Предполагаемые ответы детей: нет

 - Покажи, Ирина, широкий ручей.

 - Какой ручей показала Ирина?

Предполагаемые ответы детей: широкий

 - Покажи, Слава, узкий ручей.

 - Какой ручей показал Слава?

Предполагаемые ответы детей: узкий

 - Давайте перешагнем широкий ручей (делаем широкий шаг)

 - Какой ручей мы перешагнули?

Предполагаемые ответы детей:  широкий

 - А какой шаг мы сделали?

Предполагаемые ответы детей:  большой

 - Теперь перешагиваем через узкий ручей (делаем маленький шаг)

 - Какой ручей мы перешагнули?

Предполагаемые ответы детей: узкий

 - А какой шаг мы сделали?

Предполагаемые ответы детей:  маленький

 - Почему мы сначала сделали большой шаг, а потом маленький?

Предполагаемые ответы детей:  потому что большой ручей шире, а маленький уже.

 - Ну что же, идем дальше искать Машеньку и перед нами необычные бревнышки, давайте присядем, отдохнем. Мы с вами оказались на лесной полянке,  и здесь нас ожидает новое задание. Послушайте, про кого это?

Кто зимой в берлоге спит,

Летом ходит да рычит?

Очень любит мед, конфеты,

Угадайте, кто же это?

 

- Правда, а на полянке нас встречают медвежата. Они укажут нам дорогу к Машеньке, если мы ответим сколько их.

 - А как мы можем узнать сколько медвежат?

Предполагаемые ответы детей:  посчитать

 - Кто хочет посчитать медвежат?

 - Иди, Маша, посчитай  (считает - 1,2, 3, 4,5 – всего 5)

 - Как вы думаете, правильно посчитала Маша?

 - Иди, посчитай, Ваня.

 - А что любят медведи?

Предполагаемые ответы детей: сладкое, мед, конфеты.

 - Давайте угостим их конфетками.

 - Иди, Лиза, угости – (и этому медвежонку, и этому медвежонку….)

 - Поскольку конфеток Лиза дала каждому медвежонку?

Предполагаемые ответы детей:  по одной

 - Хватило ли медвежатам конфет?

Предполагаемые ответы детей:  нет

 - А что нужно сделать, чтобы не обижать медвежонка?

Предполагаемые ответы детей:  угостить

 - Иди, Егор, угости медвежонка.

 - Сколько конфет ты дал медвежонку?

 Предполагаемые ответы детей: одну

 - Что мы можем сказать о медвежатах и конфетах?

Предполагаемые ответы детей: их поровну, по пять

 - А где же у нас медвежата-то  живут?

Предполагаемые ответы детей:  в лесу

 - И вот перед нами лес. Как называются эти деревья?

 Предполагаемые ответы детей: березы

 - Что можно сказать о высоте этих берез? Они одинаковые?

Предполагаемые ответы детей:  нет

 - Как мы можем проверить?

Предполагаемые ответы детей: поставить от самой высокой до самой низкой

 - Кто хочет попробовать? Иди, Витя, поставь березки. (Самая высокая, еще ниже, еще ниже … самая низкая)

 - Как вы думаете, правильно Витя поставил?

Предполагаемые ответы детей:  да

 - Настя, покажи самую высокую березку. Тася, покажи самую низкую березку.

 - А сейчас мы немного отдохнем, потому что нам нужны силы для поисков Машеньки.

Музыкальная динамическая пауза «Спорту – да»

 - Пришло время отправляться дальше. Ребята, что нам нужно сделать?

Предполагаемые ответы детей:  найти Машеньку

 - А что это за шорох? Давайте посмотрим. Ой, какая интересная фигура.

 - Вы хотите с ней познакомиться? Это прямоугольник. Давайте вместе повторим, как называется эта фигура – прямоугольник.

 - На какую фигуру похож прямоугольник?

 Предполагаемые ответы детей:  квадрат

 - Только у квадрата равны все стороны, а у прямоугольника равны две противоположные стороны (показываю). Он улыбается и хочет вам что-то рассказать о себе. Я – прямоугольник, у меня четыре стороны, четыре угла и этим я похож с квадратом.

 - Ребята, какие предметы похожи на прямоугольник?

Предполагаемые ответы детей: кровать, стол, шкаф, окно, дверь и т.д.

 - А какие предметы похожи на квадрат? Круг?

Предполагаемые ответы детей: квадрат – телевизор, подушка, стул; круг – тарелка, солнце и т.д.

 - Молодцы. Мы познакомились с новой фигурой – прямоугольник. Давайте повторим еще раз вместе – прямоугольник.

 - А теперь нам пора отправляться дальше, но мне кажется, мы заблудились и попали в болото.

 - Кто нас здесь встречает?

 Предполагаемые ответы детей: лягушки

 - Они покажут нам дорогу, по которой ушла Машенька, если вы скажете на котором по счету месте стоит лягушка в шляпке? – Кто хочет сказать, на котором по счету месте? И т.д.

    - Справились мы и с этим испытанием. Пора отправляться дальше в путь. Ой, а что же это такое?

Предполагаемые ответы детей: перышко

  - А перышко-то не простое – волшебное. Оно хочет с нами поиграть в игру «Закончи предложение». Кого оно коснется, тот и будет отвечать на его  вопрос.

 - Завтракаем мы утром, а ужинаем …(вечером)

 - Спим мы ночью, а делаем зарядку …(утром)

 - Днем мы обедаем, а завтракаем …(утром)

 - Делаем зарядку утром, а обедаем …(днем)

 - Солнышко светит днем, а луна …(ночью)

 - Молодцы! А сейчас вновь пора отправляться на поиски Машеньки. И перед нами новое задание – лесной аэродром. Вы знаете, что происходит на аэродроме?

Предполагаемые ответы детей:  отправляются в полет самолеты

Воспитатель: Правильно. Какая тишина! Здесь, наверное, никого нет. А вам бы хотелось полетать на самолетах?

Предполагаемые ответы детей:  да

 - Ну что же, я буду руководителем полета, а вы – летчики. Вы должны показать фигуры высшего пилотажа. Самолетом станет кружок, а лист бумаги – летное поле, а летное поле – аэродром.

 - Поставьте свои самолеты на летное поле внизу. Летчики готовы и самолеты быстро поднимаются вверх и резко падают вниз.

 - Где теперь находятся самолеты?

Предполагаемые ответы детей:  внизу

 - А теперь самолет летит влево. Где находится самолет?

Предполагаемые ответы детей:  слева

 - Самолет летит вправо. Где находится самолет?

Предполагаемые ответы детей:  справа

 - Самолет летит в центр. Где находится самолет?

Предполагаемые ответы детей: в центре

 - Самолет принимает исходное положение и возвращается на взлетную полосу – вниз. Откуда мы с вами взлетали?

Предполагаемые ответы детей:  с аэродрома

Воспитатель: Умницы ребята! С такими замечательными друзьями мы быстро найдем Машеньку. И мне, кажется, что наш путь подходит к концу, и я уже вижу каких-то странных созданий. Интересно кто это? Вы знаете?

Предполагаемые ответы детей:  лесные стражники

 - А вы догадываетесь, кого они охраняют?

Предполагаемые ответы детей: Машеньку.

Воспитатель: Они пропустят нас, если мы найдем между стражниками отличия  (ищем отличия).

Заключительная часть

(появление Машеньки)

 - А вот и наша Машенька, здорова и невредима. Давайте расскажем ей ребятки, какие испытания встречались у нас на пути?

 - С чем вы справились легко?

 - А что было самое трудное?

 - Давайте оценим свой вклад в поиски Машеньки. Если вам было легко и просто справляться с заданиями и у вас все получилось - вы выбираете солнышко. Если вы старались, но не все получилось – солнышко, закрытое тучкой. Я старался, но не получилось – тучка  (дети объясняют свой выбор, почему выбрали тот или иной значок).

 - Молодцы!

 - Теперь пришло время прощаться с Машенькой и возвращаться в детский сад. Давайте закроем глаза и скажем 1-2-3! И вот мы оказались в детском саду. На этом наше путешествие закончилось.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл multimediynaya_prezentatsiya_dlya_detey.pptx910.77 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 5

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе (4-5) лет на тему "Путешествие на воздушном шаре в страну Геометрических фигур"пр

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе (4-5 лет) на тему:  «Путешествие на воздушном шаре в страну Геометрических фигур».Цель: Создать...

КОНСПЕКТ Занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе «Жадные медвежата»

ЦЕЛЬ: 1. Формировать представление об измерении объема с помощью мерки, о зависимости результата измерения от величины мерки.2. Закреплять счет в пределах 9, пространственные представления, умен...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе «Путешествие на поезде»

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе«Путешествие на поезде»...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе "Поможем медвежонку найти мёд!"

Цель: расширять кругозор детей; упражнять в отсчете предметов в пределах 5; развивать логическое мышление, умение отгадывать загадки; закреплять знания о геометрических фигурах;  пополнять опыт с...