НОД "Путешествие математического колобка"
план-конспект занятия по математике (средняя группа) по теме

Шахова Наталия Ивановна
Цели: 
1. Выявить знания детей прямого счета от 1 до 10, обратного счета от 10 до 1. 2. Выявить знания сравнивать группы предметов, содержащих до 10 предметов, на основе составления пар( ровно- не ровно, больше- меньше предметов, по - ровну). 3. Устанавливать равенство между совокупностями предметов ( в пределах 10) путем прибавления или вычитания единицы. 4. Умение соотносить цифры с количеством и порядком предметов ( от 1 до 10 ). 5. Сравнивать предыдущие и последующие числа. 
6. Умение узнавать и называть геометрические фигуры: треугольник, квадрат, 
прямоугольник, овал, круг. 7. Уметь измерять объем жидкостей с помощью условной мерки. 8. Практическое измерение объема жидкостей с помощью условной мерки. 9. Уметь отвечать на вопросы: « Сколько? «, « Какой по счету?». 10 Развитие познавательных процессов( восприятия, внимания, памяти, речи, мышления ). 11. Развитие общей и мелкой моторики рук. 12. Вызвать желание детей показать свои знания на итог года. 
Материалы к занятию: 
Де М О Н С Т р а Ц И О Н Н Ы И- магнитофон с запись муз. сказки « Колобок «, рисунки геометрических фигур: треугольник, квадрат, прямоугольник, овал, круг; лист ватмана с нарисованным: домиком бабушки и дедушки, лесной дорожки, цветочной полянки, ручейка, луга, леса ; фигурки : бабушки, дедушки. Колобка, Зайца, Волка, Медведя. Лисы ; цифры от 1 до 10, арифметические знаки : +, - , = ; фланелеграф , 10 бабочек, 10 цветов; рисунок (карта ) с заданием для Волка, красный фломастер ; рисунок Медведя с водой ; графин с водой, мерный стакан, 2 стакана разные по размеру, форме, цвету, но одинаковые по объему ; рисунок бус для Лисы 
Р а з Д а т О Ч Н ы И: карточки для выполнения задания с бабочками и цветами, 10 бабочек, 10 цветов, цифры от 1 до 10, арифметические знаки: +, -, _ ; Листы с заданием (карта для Волка ), цветные карандаши ; мерный стакан, 2 стакана разного размера, формы, но одинакового объема; листы бумаги с заданием нарисовать бусы для Лисы. 
 
 
Ребята! Сегодня утром я встретила сказочного героя. Он сказал, что хочет с вами встретится. А вы бы хотели с ним познакомится? -Да. 
Но вначале послушайте загадку, отгадав ее, вы узнаете, из какой русской народной сказки этот герой и как называется эта сказка. Перед волком не дрожал, От медведя убежал, А лисице на зубок Все ж попался ... (Колобок). - Это сказка называется « Колобок « , ее главный герой тоже называется Колобок. Правильно, ребята, это действительно Колобок. Сегодня мы с вами попадем в сказку « Колобок «. (На фланелеграфе выставляю большой треугольник с нарисованными глазами, бровями, носом, ртом). -Здравствуйте, дети -я Колобок. Дети высказывают своем мнение. - Что-то не так ? Что вы смеетесь? - Это не Колобок, он круглый, катится. Это треугольник. Выставляю последовательно: прямоугольник, квадрат, овал. Дети высказывают свое мнение. Затем выставляю рисунок Колобка. А вот это уже Колобок,- говорят дети. Колобок решил над нами пошутить, он очень веселый, сообразительный, заодно и хотел узнать: знаете ли вы геометрические фигуры. Он приглашает нас в математическую сказку, в которой будут встречаться различные задания. Закройте глаза, сейчас мы с вами окажемся в сказке « Колобок «. (Выставляю на фланелеграфе ватман: с нарисованным домиком бабушки и дедушки, дороги, леса , цветочной поляной, ручейком, рекой. Использую фигурки: Колобка, зайца, волка, медведя, лисы). 
Испекла однажды бабушка Колобок и положила на окно студится. Надоело Колобку лежать : он и покатился с окна на лавку, с лавки ка пол- да и к двери, прыг на крыльцо, с крыльца укатился за ворота. Катится Колобок по дорожке в лесу, природой любуется, песни поет. (Включаю магнитофонную запись из музыкальной сказки « Колобок «). И встречает Зайца на цветочной полянке. Стоит Заяц и смотрит, как бабочки летают над цветами. Здравствуйте,- говорит Колобок, меня зовут Колобок. - А меня зовут Заяц. - А что вы здесь делаете, спрашивает Колобок. - На лесной полянке растут цветы. Бабочки любят сладкий нектар цветов. А я хочу посчитать цветы и бабочек и сравнить их количество. - Я тоже хочу их посчитать,- говорит Колобок. Давайте, ребята, посчитаем вместе с ними. (Приглашаю к доске детей, один ребенок считает цветы, второй ребенок считает бабочек. Выставляют на доске соответствующие цифры: 10 и 9.Затем сообщают количество цветов и бабочек). В это время дети за столами считают цветы и бабочек. Сколько цветов? Посчитайте и поставьте нужную цифру. Цветов 10, - говорят дети. Сколько бабочек? Какую цифру нужно поставить? Бабочек только 9, - говорят дети. Сравните количество цветов и бабочек. Можно ли сказать, что их поровну? Нет. Цветов 10, а бабочек только 9. Сколько не хватает бабочек. Не хватает 1 бабочки. Что нужно сделать, чтобы цветов и бабочек было поровну? Дети говорят, что есть два способа: добавить 1 бабочку или убрать один цветок. К 9 бабочкам прибавить 1 бабочку, получится 10 бабочек. Или из 10 цветов отнять 1 цветок, получится 9 цветов. 
Какое число больше -10 или 9? Число 10 больше чем 9. На сколько больше? Какое число меньше? На сколько меньше? Десять на один больше, чем 9, а 9 на 1 меньше чем 10. Выбираем один из способов. К 9 бабочкам прибавляем 1 бабочку, получается 10 бабочек. Дети считают цветы и бабочки и выставляют соответствующие цифры: 10 и 10. Теперь цветов 10 и бабочек тоже 10. Их поровну, т.е. одинаковое количество. Вот и помогли мы Зайцу и Колобку посчитать и сравнить цветы и бабочки. Покатился наш Колобок по дорожке в лесу, природой любуется, песни поет. (Включаю запись муз. сказки « Колобок «). И видит Волка, который что-то рассматривает. Здравствуйте ,-говорит Колобок, а вы кто ? Меня зовут Волк. А меня зовут Колобок. Что вы делаете? Весной река вышла из берегов и затопила луг, вот хочу перейти на другую сторону луга, и путь себе отмечаю на бумаге, куда мне надо наступать. Ребята! Давайте поможем Волку, и отметим стрелками, как нужно правильно перебраться на другую сторону луга. Путь начнем отмечать с цифры 1 до цифры 10. Приглашаю одного ребенка к доске для выполнения задания с « картой «. Дети самостоятельно выполняют задание за столами на своих листочках. А теперь давайте расскажем , как нужно двигаться Волку. Ответы детей : от цифры 1 до цифры 10. А как нужно вернуться Волку на свою сторону луга? Волку нужно двигаться от цифры 10 до цифры 1. 
Дети ведут обратный счет от 10 до 1. Вот и Волку мы тоже помогли. Вол нас приглашает На физкультминутку, которая называется «Волки «. Дети имитируют движения волков в соответствии с текстом. 
Вышли волки на охоту, Бродят волки по болоту. Между прочим, говорят, Волки ягоды едят. 
Попрощался Колобок с Волком и покатился дальше. Катится каш Колобок по дорожке, природой любуется, песни поет ( включаю запись из муз. сказки « Колобок «). И встречает Медведя, который несет воду из родника. Здравствуйте ,-говорит Колобок. Меня зовут Колобок, а вы кто? А я медведь. Угостите меня, пожалуйста, водой , - говорит Колобок. С удовольствием, отвечает Медведь и я тоже хочу воду пить, но вот только стаканы у меня разные. И я не знаю в какой себе калить , а в какой тебе. Ребята, давайте поможем Медведю и Колобку и научим сравнивать объем 
воды. 
На столе воспитателя стоят: график с водой, мерный стакан, 2 стакана разного цвета и формы, но одинаковые по объему. Как мы с вами будем делать? Дети высказывают свои предположения. Нужно в мерный стакан калить воду из графина, затем из мерного стакана перелить в высокий стакан, из высокого стакана уже перелить в низкий стакан. Выполняю эти действия, одновременно напоминаю детям, что мерный стакан должен быть заполнен до краев. Оказалось, что все стаканы равны по объему, т.е. вмещают в себя одинаковое количество воды, хотя отличаются между собой по высоте, форме, цвету. 
А теперь пройдите к отдельным столам и сравните самостоятельно, при помощи мерного стакана, объем воды в двух стаканах. Дети высказывают свое мнение: стаканы вмещают в себя одинаковое количество воды, хотя отличаются между собой во высоте, форме, цвету. Молодцы, ребята, научили Медведя и Колобка измерять объем воды. И значит и у Медведя и у Колобка одинаковые по объему стаканы, в них войдет одинаковое количество воды. 
Наш Медведь приглашает нас на ПальчикОВую гимнастику «Деревья в лесу«. 
И.п.: расположить кисти рук перед собой, ладонями к себе. Пальцы разведены в стороны и напряжены. После выполнения упражнения встряхнуть кисти рук. 
В лесу дерево стоит, Ветер ветки шевелит. (Покачивать руками из стороны в сторону ). Дует ветер нам в лицо, Закачалось деревцо! (Покачивать руками вниз - вверх, не сгибая пальцы). 
Спасибо, Медведь, за такую вкусную, родниковую воду, -говорит Колобок, а мне пора дальше и покатился по лесной дорожке. 
Катится дальше наш Колобок, природой любуется , песни поет ( включаю магнитофонную запись муз. сказки « Колобок «) и увидел грустную Лису.
 
Здравствуйте, говорит Колобок. Меня зовут Колобок, а вы кто? А меня зовут Лиса.
 
А почему вы такая грустная? Да вот нитка на бусах порвалась, и бусинки рассыпались по траве.
 
Давайте я вам их помогу собрать, - говорит Колобок. И они начали вместе собирать бусинки. А мы с вами нарисуем бусы для красавицы Лисы. Нарисуйте то количество бусинок, какая цифра стоит у вас на листочках бумаги. Самостоятельная работа детей . После окончания работы задаю вопросы детям:
 
- Сколько бусинок вы нарисовали? Ответы детей . ( 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 ) бусинок.
 
- Почему вы нарисовали именно это количество бусинок?
 
- Потому , что на листочке бумаги написана цифра ...( 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 ).
 
Вот и с этим заданием мы справились. Очень красивые бусы нарисовали вы на память для красавицы Лисы.
 
Но наша сказка подходит к концу. -Скажите, кого Колобок встретил первым ?
 
- Первым он встретил Зайца.
 
- Кого он встретил вторым?
 
- Вторым он встретил Волка.
 
- Кто был третьим?
 
- Третьим был Медведь.
 
- Кого встретил наш Колобок четвертым?
 
- Четвертым Колобок встретил Лису.
 
- Сколько всего зверей встретил Колобок ?
 
- Всего Колобок встретил 4 зверя.
Попрощался наш Колобок с Лисой и покатился домой к бабушке и дедушке. ( Включаю магнитофонную запись муз сказки « Колобок « ). И нам пора тоже вернуться в наш д/ сад. Всем спасибо !
 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственная образовательная деятельность.Область "Познание" "Необычные математические приключения Колобка"

Повторить цифры,закрепить порядковый счет до 10,закрепить знания о днях недели,развивать внимание,логическое мышление....

Математический досуг для детей средней группы с ЗПР «Приключения Колобка»

Создать у детей эмоционально приподнятое, радостное настроение; закрепить усвоение понятий «один» и «много»; закреплять знание геометрических фигур; развивать фантазию, творческие способности....

Конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений на тему "Путешествие Колобка по математическим тропинкам" в подготовительной группе.

Конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений на тему "Путешествие Колобка по математическим тропинкам" в подготовительной групп...

Конспект НОДПутешествие в страну правил дорожного движения. «Для чего нужны светоотражающие элементы»

Цель: выработать у детей привычку правильно вести себя на дорогах, воспитать из них грамотных пешеходов, использующих светоотражающие элементы (фликеры) при передвижении в тём...

Конспект интегрированной ООД по ФЭМП и конструированию в старшей логопедической группе «Путешествие с математическим колобком»

Продолжать учить детей считать в пределах 10, учить сравнивать предметы по двум признакам величины (длиннее, короче, развивать представление о геометрических фигурах....