опыт работы Использование занимательного математического материала в непосредственно образовательной деятельности.
материал
«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.
Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка выливается живительный поток представлений, понятий.
Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
В.А.Сухомлинский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty_3.doc | 241.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование занимательного математического материала в непосредственно образовательной деятельности.
Содержание:
- Введение ………………………………………………………………. 2
- Описание опыта работы……………………………………………... 3
- Заключение …………………………………………………………… 7
- Список использованной литературы………………………………….. 8
- Приложение 1 (дидактические игры)………………………………… 9
Приложение 2 (диагностика) …………………………………………14
Приложение 3 (конспект НОД) ……………………………………….17
Приложение 4 (рекомендуемая литература) …………………………22
«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.
Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка выливается живительный поток представлений, понятий.
Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
В.А.Сухомлинский
- Введение
Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.
Одним из основных предметов в школе является математика. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Основная цель занятий математикой – дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а, следовательно, предсказуем для человека. Именно этим объясняется актуальность данной работы.
В подготовительной группе продолжается работа по формированию элементарных математических представлений, начатая в старшей группе. А качестве средства используется занимательный материал. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения с шести лет; обилием информации получаемой ребёнком; повышением внимания к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интересным; стремлением родителей, в связи с этим, как можно раньше научить ребёнка узнавать цифры, считать, решать задачи.
Мое педагогическое кредо: Научить детей думать, хорошо ориентироваться в пространстве и в окружающем их мире, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимая самостоятельные решения.
Задачи:
- Активизировать умственную деятельность
- Заинтересовывать математическим материалом
- Увлекать и развивать детей
- Закреплять полученные знания и умения
- Упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке
2. Описание опыта работы
В дошкольном возрасте, на мой взгляд, игра имеет важнейшее значение.
Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша. Играя, ребенок может приобретать, новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом.
Игры математического содержания рассматриваются мной как одно из средств, обеспечивающих рациональную взаимосвязь работы воспитателя и детей по формированию элементарных математических представлений.
Можно выделить следующие особенности занимательных игр предлагаемые детям для усвоения математических представлений.
- Игра является наиболее доступным и ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста.
- Игра также является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств.
- Все психологические новообразования берут начало в игре
- Игра способствует формированию всех сторон личности ребенка, приводит к значительным изменениям в его психике.
- Игра – важное средство умственного воспитания ребенка, где умственная активность связана с работой всех психических процессов.
В формировании у детей математических представлений в моей работе широко используется занимательный математический материал. Игровой материал включаю в ход самого мероприятия или использую в конце его, когда наблюдается снижение умственной активности детей. В непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений применяю различные дидактические игры: с цифрами, на ориентацию в пространстве, с использованием геометрических фигур, на развитие логического мышления, путешествия во времени. Чтобы уточнить и конкретизировать знания детей о числах, их назначении, геометрических формах, временных отношениях я применяю занимательные задачи, загадки. Развивать мышление детей помогают различные виды логических задач и упражнений, словесные игры, которые строятся на словах и действиях играющих. Задачи, загадки-шутки применяю при обучении решению арифметических задач, действий над числами, формировании временных представлений. Дети описывают предметы, выделяя их характерные признаки, находят характерные признаки сходства и различия, отгадывают по описанию, группируют предметы по различным признакам и свойствам. Одновременно у них формируется умение правильной форме высказываний: «я считаю, что…», «я думаю, что…», «моё мнение…», которые в повседневной жизни они используют редко. В качестве «умственной гимнастики» использую несложные занимательные задачи. Используя различные дидактические игры в работе с детьми, можно убедиться в том, что играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания, активно отвечают на вопросы. В работе мне помогают такие приёмы мотивации, как, общение с игровыми персонажами, которым необходима помощь. В данных ситуациях дети из обучаемых превращаются в обучающих, они размышляют, доказывают, делают умозаключение.
Игры математического содержания рассматриваются мной как одно из средств, обеспечивающих рациональную взаимосвязь работы воспитателя и детей по формированию элементарных математических представлений.
Многообразие занимательного материала – игр, задач, головоломок дает основание для их классификации. Классифицировать их можно по разным признакам по содержанию и значению, характеру мыслительных операций, а также по направленности на развитие тех или иных умений.
В группе я создала уголок «Занимательная математика». В него вошли развивающие игры, которые помогли развитию познавательных способностей, формированию интереса к деятельности с числами, геометрическими фигурами, величинами. Предлагаемые настольно-печатные игры, позволяют развивать логическое мышление, навыки счета, знакомят с цифрами, способствуют развитию произвольного внимания, эмоционального контроля, усидчивости. Удачно используются игры, в которых необходимо бросать кубик и делать ход в соответствии с количеством выпавших очков. Двигаясь по схеме, трассе фишками, каждый ребенок упражняется в запоминании порядка следования чисел. В уголке размещен разнообразный занимательный материал с тем, чтобы каждый из детей мог выбрать себе игру по интересам. Всю работу в уголке занимательной математики организовываю с учётом индивидуальных особенностей детей. Предлагаю ребёнку игру, ориентируясь на уровень его умственного и нравственно-волевого развития, проявления активности, вовлекаю в игры малоактивных, пассивных детей, заинтересовываю их. Помогаю освоить игру. Это дало свой результат, так как дети в организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений могут самостоятельно использовать учебно – игровые пособия.
Осуществляю свою работу по данной теме в тесном контакте с родителями:
- знакомлю с занимательными и развивающими играми
- провожу консультации, индивидуальные беседы, родительские собрания
- привлекаю родителей к пополнению уголка «Занимательная математика»
- организую совместные математические развлечения.
Благодаря системе работы сравнительный анализ результатов диагностики показал положительную динамику развития математических представлений. (приложение 1)
Использование занимательного материала в организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений обеспечивает для каждого ребёнка ситуацию успешности, а у малоактивных детей воспитывается чувство уверенности в себе и своих возможностях.
Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребёнка. Обучая детей в процессе игры, стремлюсь к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения. Учение должно быть радостным!
- Заключение
1) Опыт работы показал, что использование занимательных дидактических игр и упражнений на занятиях и в повседневной жизни благотворно влияет на усвоение элементарных математических представлений у дошкольников и способствует повышению уровня математического развития детей.
2) Элементарные знания по математике, определённые современными требованиями, в основном усваиваются детьми, но необходимо углубление и дифференциация индивидуальной работы с каждым ребёнком.
3) Обновление и качественное улучшение системы математического развития дошкольников позволяет педагогам искать наиболее интересные формы работы, что способствует развитию элементарных математических представлений.
4)Занимательные дидактические игры и упражнения дают большой заряд положительных эмоций, помогают детям закрепить и расширить знания по математике, материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредоточивать внимание на проблеме
5)Методически правильно подобранный и к месту использованный занимательный материал (загадки, задачи-шутки, занимательные вопросы) способствует развитию логического мышления, наблюдательности, находчивости, быстроты реакции, интереса к математическим знаниям, формированию поисковых подходов к решению любой задачи.
Список использованной литературы:
1. «От рождения до школы» Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования./ Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой – М.,2011г.;
2. Михайлова З.А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников» - М., 1990г.;
3. Перова М.Н. «Дидактические игры и упражнения по математике» - М.,1996г.;
4. Генденштейн Л.Э. -, Мадышева Е.Л. «Арифметические игры для детей 6-7 лет.» - М.,1998;
5. Метлина Л.С. – «Математика в детском саду» - М., 1984г.;
6. Петерсон Л.Г., Холина Н.П. «Раз – ступенька, два – ступенька…» - М., 2003г.;
7. Волина В.В. «Занимательная математика для детей» - С.П.,1996г.;
8. Ерофеева Т.И., Павлова Л.Н., Новикова В.П. – «Математика для дошкольников» - М., 1992г.
9. Столяр А. А. – « Давайте поиграем». Математические игры для детей 5-6 лет - М.:Просвещение, 1991.
10. Дьяченко,О.М., Агаева, Е.Л. Чего на свете не бывает? – М.: Просвещение, 1991.
11. Смоленцева А.А. Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием. – М.:Просвещение, 1987.
12. Столяр А.А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. –М.: Просвещение, 1988.
13. Фидлер М. Математика уже в детском сад. - М.: Просвещение, 1981.
Приложение 2
Диагностика
Работа по развитию элементарных математических представлений у детей подготовительного возраста является одним из приоритетных направлений в группе.
Для обследования уровня развития элементарных математических представлений детей моей группы, использовались следующие методы контроля:
- анализ деятельности детей на занятиях;
- анализ деятельности детей в процессе занимательных дидактических игр и упражнений.
- анализ общения детей в процессе игр, самостоятельной деятельности.
На 05.09.12 было выявлено:
Подготовительная (от 6 до 7 лет)
75% детей владеют количественным и порядковым счетом до 10, умеют соотносить количество предметов с цифрой, составлять число из единиц.
У 71% детей группы сформированы понятия высоты, ширины, длины, с помощью условной мерки измеряют объем сыпучих и жидких веществ.
76% - знают геометрические фигуры и их признаки.
85% детей умеют отсчитывать предметы по названному числу или по образцу, владеют понятиями «много», «мало», «один», «несколько», «больше», «меньше», «поровну».
79% детей умеют определять положение предмета в пространстве.
75% могут определить нахождение предметов по отношению к себе: правее, ниже, между и т.д.
66% детей умеют сравнивать предметы по длине методом наложения, определяют величину предметов (длинный, короткий, одинаковые).
78% умеют раскладывать предметы по увеличению или по уменьшению длины, называют и показывают круг, квадрат и треугольник.
У 75% детей сформированы временные представления: дети знают времена года, месяцы, дни недели, части суток.
75% детей употребляют в речи термины обозначающие величину: тяжелее, легче, мельче, тоньше, глубже, толще.
78% детей умеют ориентироваться на листе бумаги.
У 68% детей подготовительной группы, сформированы пространственно-временные представления.
В качестве критериев оценки уровня математического развития использовалась пятибалльная система.
5 - баллов - ребёнок оперирует свойствами объектов, обнаруживает зависимости и изменения в группах объектов в процессе группировки, сравнения; сосчитывает предметы в пределе 10.
Устанавливает связи увеличения (уменьшения) количества, чисел, размеров предметов по длине, толщине, высоте, и т.д. Проявляет творческую самостоятельность в практической, игровой деятельности, применяет известные ему способы действия в иной обстановке.
4 - балла - ребёнок различает, называет, обобщает предметы по выделенным свойствам. Выполняет действия по группировке, воссозданию фигур. Обобщает группы предметов по количеству (числу), размеру. Считает в пределе 3 - 7. Самостоятельно осуществляет действия, веющие к изменению количества, числа, величины. Затрудняется в высказываниях, пояснениях.
1- 3 балла - ребёнок различает предметы по отдельным свойствам, называет их, группирует в совместной со взрослым деятельности. Пользуется числами в пределах 2- 5, допускает ошибки. Выполняет игровые практические действия в определенной последовательности; связи между действиями (что сначала, что потом) не устанавливает.
Результат исследования на начала учебного года.
12.09.2012 года
5 - баллов ( красный) - 2чел.
4 – балла (голубой) - 15чел.
1 - 3 балла ( зеленый) - 9чел.
30.01.2013года
5- баллов (красный) - 4чел.
4- балла (голубой)- 18чел.
1-3 балла (зеленый)- 4чел.
Приложение 3
«Лесная школа»
(подготовительная группа)
Задачи
Обучающие:
- Выявить полученные знания, представления, умения, которые дети получили в течение учебного года;
- Совершенствовать умение находить место числа в ряду, считать до 10 и обратно;
- Совершенствовать умение соотносить число с цифрой;
- Совершенствовать умение анализировать объекты и вычленять из представленного ряда лишний предмет по характерному признаку;
- Закрепить знание пространственных отношений - на, над, слева, справа, за, перед, вверху, внизу;
- Закрепить сравнение групп предметов по количеству с помощью составления пар, используя знаки >, <, =.
Развивающие:
- Развивать воображение, пространственные представления, логическое мышление;
- Развивать у детей любознательность, взаимопомощь, интерес к математике.
Воспитывающие:
- Воспитывать отзывчивость, заботу, доброту, желание помогать.
Оборудование: карточки с цифрами, раздаточный математический материал, игра «Танграм», музыкальное сопровождение, ковёр-самолёт, лесная полянка, шапочки зверей, корзинки, яблоки, шишки, желуди.
Содержание НОД:
Воспитатель: - Здравствуйте, ребята. Я очень рада, что вы позвали меня в гости.
Воспитатель: - Ребята, а вы любите путешествовать?
Дети: - Да!
Воспитатель: - А на чём вы любите путешествовать?
Дети: - На автобусе, машине, поезде…
Воспитатель: - А приходилось ли вам путешествовать на ковре – самолёте?
Дети: - Нет!
Воспитатель: - Ну что ж, я предлагаю вам отправиться в необычное путешествие на ковре – самолёте. Хотите?
Дети: - Да, хотим!
Воспитатель: - А так как, вы скоро пойдёте в школу, мы отправимся с вами на урок, но только не в обычную школу, а в лесную, где учатся зверюшки.
Воспитатель: - Чтобы отправиться в путешествие нам надо выполнить задание. У меня есть «Чудесный мешочек». В нём лежат геометрические фигуры. Вам надо догадаться какую фигуру вы взяли и на ковре самолете занять свое место.
Воспитатель: - Молодцы! Приготовились к полету.
Воспитатель: - Ой, а ковер самолет что-то не летит. Я, кажется, догадалась. Нам нужно выполнить задание. В: - А теперь выложите из геометрических фигур, лесного жителя – зайца. (Игра «Танграм».)
Воспитатель: - Посмотрите внимательно на зайца и расскажите, как он составлен. Из каких геометрических фигур составлены туловище, голова, лапы зайца.
Вот мы рассмотрели, как составлен заяц. А теперь возьмите все по одной
фигурке и выложите зайца.
Наш ковер-самолет
Любит уносить в полет
Не боишься высоты
Значит полетишь и ты.
Воспитатель: - Полетели, посмотрите как красиво, просыпается солнышко.
Приготовьте кулачки, проснулся первый лучик, второй лучик, третий, четвертый, пятый. Засияло солнышко. Летим дальше. Справа стая птиц-наклон влево. Слева ракета-наклон вправо. Впереди вертолет-опускаемся вниз.
Воспитатель: - Вот мы с вами приземлились в лесу на поляне. А вот и лесная школа, где учатся лесные звери.
Воспитатель: - Давайте мы с вами тоже превратимся в зверей. Наденем шапочки, закроим глазки и повторим за мной «повернусь и в зверушку превращусь».
Воспитатель: - Вот мы с вами и зверушки и можем тоже учиться в этой школе. Лисичка присядь около маленькой ёлочки. Волк сядет между двумя высокими ёлочками. Медведь, сядь правее ёлочки, которая стоит в середине. Заяц сядь слева от цветов. Ёжик присядь за грибочком, а Белочка присядет между зайкой и ёжиком.
Воспитатель: - Вот мы и заняли свои места. Начинается урок.
Воспитатель: - На перемене играли зверушки с цифрами и не успели поставить их по порядку. Давайте им поможем. Молодцы.
- А теперь давайте посчитаем от 1 до 10.
- От 10 до 1.
- Назовите соседей числа 3? (2,4)
- Какие числа живут рядом с 5? (4,6)
- Какое число живет между 6 и 8? (7)
- Назовите соседей числа 9? (8,10)
Воспитатель: - Ребятки-зверушки подберите каждой цифре подходящую картинку.
Воспитатель: - Вот две корзиночки, в одну надо собрать шишки, а в другую желуди. А теперь их надо сосчитать. Сколько у нас шишек?(6) Поставьте такую же цифру на доску. А сколько желудей?(7) Поставьте цифру. Чего больше? Чего меньше? Какой нужно поставить знак? Что нужно сделать, чтобы шишек и желудей стало одинаково? Молодцы!
( Физ. минутка)
Воспитатель: - А сейчас мы с вами поиграем.
- Ребята, у вас у всех есть семья и у зверушек тоже есть семья. В нашем лесу живёт семейство медведей. Покажите, как ходит папа-медведь, мама-медведица, мишутка. Задачи-шутки:
- Мишка по лесу идет
И пять ягодок несет,
А там где старая сосна
Видит он – еще одна!
Ну, девчонки и мальчишки,
Сколько ягодок у мишки?
- Четыре зайца шли из школы
И вдруг на них напали пчелы.
Два зайчика спаслись едва,
А сколько не успело?
Воспитатель: - Молодцы! А сейчас нам пора возвращаться в детский сад. Давайте скажем волшебные слова, что бы превратиться в детей «повернусь и в ребяток превращусь». (Снимаем шапочки.) Садимся на наш ковер самолет и полетели. А чтобы нам было веселей поиграем в игру «Какое яблоко лишнее?»(4 яблока на подносе)
- Посмотрите внимательно на яблоки и скажите, какое яблоко лишнее и почему?
Дети:- Лишнее зеленое яблоко, потому что все красные.
Воспитатель: - Согласны?
Дети:- Да.
Воспитатель: - Какое еще яблоко лишнее?
Дети:- Лишнее яблоко с листочком, а все без листочков.
Воспитатель: - Хорошо, а какие еще есть мнения?
Дети:- Лишнее яблоко с отрезанным кусочком, а все целые.
Воспитатель: - Молодцы, а еще есть лишнее яблоко?
Дети:- Да, лишнее круглое, остальные яблоки овальные.
Воспитатель: - Молодцы! Я бы без вашей помощи не справилась с таким сложным заданием. Вот мы и прилетели в наш садик.
Воспитатель: - Вам понравилась « Лесная школа?» А что мы там делали?
Приложение 4
Рекомендуемая литература
- Афонькин С.Ю. Учимся мыслить логически: Увлекательные задачи для развития логического мышления. – СПб.: Литера, 2002.
- Баврин И.И., Фрибус Е.А. Занимательные задачи по математике. – М.: Владос, 1999.
- Баранова Н.П. Кое-что о... Клубе Весёлых Математиков. – Смоленск: Смядынь, 2001.
- Бахтина Е.Н. Таблица умножения. – М.: Эксмо-Пресс, 2001.
- Бененсон Е.П., Вольнова Е.В. Математика для малышей. – М.: Финансы и статистика, 2001.
- Береславский Л.Я. Азбука логики: Как помочь ребёнку учиться легко и с удовольствием. – М.: Астрель, АСТ, 2001.
- Береславский Л.Я. Интеллектуальная мастерская. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2000.
- Воронина Т.П. 100 головоломок, игр, занимательных задач, викторин: 1-5 класс. – М.: Аквариум, 2001.
- Гарднер М. Математические головоломки и развлечения. – М.: Мир, 1999.
- Гарднер М. Математические досуги. – М.: Мир, 2000.
- Гарднер М. Математические новеллы. – М.: Мир, 2000.
- Гик Е.Я. Занимательные игры и развлечения. – М.: Детская литература, 2001.
- Гурин Ю.В, Жакова О.В. Большая книга игр и развлечений. – СПб.: Кристалл, М.: ОНИКС, 2000.
- Дружинина М.В. Сосчитай до десяти. – М.: Алтей, 2000.
- Дружинина М.В. Учусь считать. – М.: Дрофа, 2001.
- Дьюдени Г.Э. 200 знаменитых головоломок мира. – М.: АСТ, 2000.
- Зубков Л.Б. Игры с числами и словами. – СПб.: Кристалл, 2001.
- Игры, ребусы, загадки для дошкольников /Сост. Т.И.Линго. – Ярославль: Академия развития, 2001.
- Книга лучших головоломок для детей. – М.: РОСМЭН, 2001.
- Козак О.Н. Игры с карандашом и бумагой. – СПб.: Союз, 2000.
- Колесникова Е.В. Математика для дошкольников 6-7 лет: Сценарии занятий по развитию математических представлений. – М.: ТЦ "Сфера", 2001.
- Колесникова Е.В. Проверьте математические способности вашего ребёнка. – М.: ТЦ "Сфера", 2002.
- Кудакова Л.В., Губарева Ю.Н. 1000 игр и головоломок для дошкольников. – М.: Астрель, АСТ, 2000.
- Леман И. Увлекательная математика. – М.: Знание, 1985.
- Линго Т.И. 50 головоломок и ребусов. – Ярославль: Академия развития, 2000.
- Лукашкина М.М. Занимательные задачи и головоломки. – М.: Алтей-М, 2001.
- Лыкова И.А. Задачник: Задачи на сложение и вычитание, задачи в два действия, загадки. – М.: Карапуз, 2001.
- Математика от А до Я /Сост. А.П.Савин. – М.: Современная педагогика, Педагогика-Пресс, 2001.
- Никитин Б.П. Интеллектуальные игры. – М.: Лист Нью, 2001.
- Павлова Н.Н. Математика: Свободный счёт от 1 до 100. – М.: Эксмо-Пресс, 2001.
- Петраков И.С. Математика для любознательных. – М.: Просвещение, 2002.
- Петрищев С.Д. Три кита сообразительности: Головоломки с советами, как их решать: Пособие для младшеклассников. – М.: РХТУ им. Д.И.Менделеева, 2000.
- Плема С.А. Русские головоломки. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.
- Пышкало А.М., Гончарова М.А., Кочурова Е.Э. Занимательная математика. – М.: Астрель, АСТ, 2000.
- Рудницкая В.Н. Математика для дошкольников. – М.: Омега, 2001.
- Савинова С.В., Гугучкина Е.Е. Нестандартные уроки в начальной школе: Игры, соревнования, викторины, конкурсы, турниры, путешествия. – Волгоград: Учитель, 2001.
- Семенченко П.М. 399 задач для развития ребёнка: Память, внимание, логика. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002.
- Синицына Е.И. Логические игры и загадки. – М.: ЮНВЕС, 2000.
- Спивак А.В. Математический праздник: Часть 1: Приложение к журналу "Квант" N2, 2000. – М.: Бюро Квантум, 2000.
- Степанов В.А. Весёлая математика для детей. – М.: РИПОЛ-КЛАССИК, 2001.
- Сухин И.Г. Весёлые скороговорки для "непослушных" звуков. – Ярославль: Академия развития, 2002.
- Сухин И.Г. 800 новых логических и математических головоломок. – СПб.: Союз, 2001.
- Сухин И.Г. 200 школьных кроссвордов: 1-2 классы. – М.: ТЦ "Сфера", 2002.
- Сухин И.Г. Литературные викторины для маленьких читателей. – М.: Рольф, 2001.
- Сухин И.Г. Литературные приключения. – М.: Слово, 2000.
- Сухин И.Г. Удивительные приключения в Шахматной стране: Занимательное пособие для родителей и детей. – М.: Поматур, 2000.
- Сухин И.Г. Шахматы для самых маленьких: Книга-сказка для совместного чтения родителей и детей. – М.: Астрель, АСТ, 2001.
- Триста шестьдесят пять развивающих игр /Сост. Е.А.Беляков. – М.: Рольф, 1999.
- Усачёв А.А. Математика для самых маленьких: В стихах. – М.: Планета детства, Астрель, АСТ, 2001.
- Хацкевич Р.П. Математика для дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: АСТ, 2000.
- Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Математика: Задачи на смекалку. – М.: Просвещение, 2001.
- Шатилова А.С., Шмидтова Л.М. Занимательная математика: КВНы, викторины. – М.: Рольф, 2002.
- Юдин Г.Н. Заниматика: Занимательная математика для мальчиков и девочек 4-7 лет. – М.: РОСМЭН, 1995.
- Я иду в начальную школу: Математика /Книги 1 и 2. – М.: Первое сентября, 2000.
- Я иду на урок математики: 5 класс. – М.: Первое сентября, 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей: "Использование занимательного математического материала в непосредственно образовательной деятельности и дома".
Воспитатель знакомит родителей во общих чертах с занимательным математическим материалом, его использованием в непосредственно образовательной деятельности и дома, подчеркивает его игровой характер. Р...
Консультация для воспитателей "Использование занимательного математического материала в непосредственно образовательной деятельности и дома"
Приобщение детей дошкольного возраста в условиях семьи к занимательному математическому материалу поможет решить ряд педагогических задач...
Опыт работы "Роль занимательного математического материала в развитии психический процессов у дошкольников с ЗПР"
В опыте работы представленны авторские занимательные математические игры, разработанные в процессе работы специалиста в группе для детей с задержкой психического развития....
Опыт работы по ФЭМП «Использование занимательного математического материала в развитии логического мышления у дошкольников в процессе реализации образовательной области «Познавательное развитие».
Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования задачи логико-математического развития детей должны реша...
Опыт работы " Использование игрового набора " Дары Фрёбеля" в образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста"
Представление педагогического опыта на городских педагогических чтениях в форме мастер - класса по теме " Использование игрового набора " Дары Фрёбеля" в образовательной дея...
Консультация для воспитателей: "Использование занимательного математического материала в непосредственной образовательной деятельности"
Данная консультация поможет воспитателям познакомиться с различным занимательным математическим материалом для формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возрас...
Опыт работы "Использование интерактивных музыкально-дидактических игр в образовательной деятельности дошкольника"
Интерактивные игры - просты и доступны, интересны и привлекательны. Они побуждают у детей желание петь, слушать, играть, танцевать и импровизировать....