Статья "Интегрированный урок как путь к достижению целостного взгляда дошкольника на окружающий мир"
статья по окружающему миру (старшая группа) по теме
Особо актуальной в настоящее время является задача формирования целостного взгляда на окружающий мир и место человека в нём, начиная с дошкольного возраста. Одним из путей решения данной проблемы является интегрированное обучение. Я, работая с дошкольниками, использую систему интегрированного обучения на своих уроках постоянно, так как при этом появляется возможность показать детям мир во всем его разнообразии, что способствует эмоциональному развитию личности ребёнка, формированию его творческого мышления.
Как известно, интегрированное занятие – это не новшество современной педагогики. К проблеме межпредметных связей в разное время обращались Я. Коменский, К. Ушинский, Ф. Дистерверг и другие. Но предметная система обучения, предполагающая автономное рассмотрение отдельных сторон деятельности и ориентирующая детей на частное усвоение знаний в тех или иных областях, слабо связанных между собой, остаётся и по сей день доминирующей и более привычной для всех.
Я стараюсь внедрить технологию интегрированного обучения в традиционную программу и связать на первый взгляд несовместимые предметы (окружающий мир, грамматика, развитие речи, математика, логика, декоративно-прикладное искусство) в одно целое. Структура интегрированного занятия отличается от традиционного следующими особенностями: компактностью и сжатостью учебного материала; логической взаимообусловленностью, взаимопроникновением материала интегрируемых предметов на каждом этапе урока; большой информативной ёмкостью учебного материала. Я считаю интеграцию чрезвычайно привлекательной формой урока для ребёнка. Дети больше подвержены утомляемости, которую вызывает однообразие. Другой, непривычный ход урока пробуждает в них интерес, стимулирует активность. Дети начинают анализировать, сопоставлять, сравнивать, искать связи между предметами и явлениями.
В данной статье предложен конспект итогового интегрированного учебно-игрового занятия по теме «Человек. Части тела» и 2 приложения для выполнения заданий детьми 5-6 лет.
Предлагаемый конспект занятия демонстрирует, как можно при разработке центральной темы связывать даваемые из различных областей знания воедино. Автор предполагает, что каждый педагог дошкольного образования, имеющий желание использовать эту систему, может творчески переработать и дополнить как содержательную, так и методическую сторону занятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannoe_zanyatie._chelovek._chasti_tela.docx | 16.79 КБ |
prilozhenie_1.xls | 30.5 КБ |
prilozhenie_2.doc | 100 КБ |
Предварительный просмотр:
"Интегрированный урок как путь к достижению целостного взгляда дошкольника на окружающий мир"
Особо актуальной в настоящее время является задача формирования целостного взгляда на окружающий мир и место человека в нём, начиная с дошкольного возраста. Одним из путей решения данной проблемы является интегрированное обучение. Я, работая с дошкольниками, использую систему интегрированного обучения на своих уроках постоянно, так как при этом появляется возможность показать детям мир во всем его разнообразии, что способствует эмоциональному развитию личности ребёнка, формированию его творческого мышления.
Как известно, интегрированное занятие – это не новшество современной педагогики. К проблеме межпредметных связей в разное время обращались Я. Коменский, К. Ушинский, Ф. Дистерверг и другие. Но предметная система обучения, предполагающая автономное рассмотрение отдельных сторон деятельности и ориентирующая детей на частное усвоение знаний в тех или иных областях, слабо связанных между собой, остаётся и по сей день доминирующей и более привычной для всех.
Я стараюсь внедрить технологию интегрированного обучения в традиционную программу и связать на первый взгляд несовместимые предметы (окружающий мир, грамматика, развитие речи, математика, логика, декоративно-прикладное искусство) в одно целое. Структура интегрированного занятия отличается от традиционного следующими особенностями: компактностью и сжатостью учебного материала; логической взаимообусловленностью, взаимопроникновением материала интегрируемых предметов на каждом этапе урока; большой информативной ёмкостью учебного материала. Я считаю интеграцию чрезвычайно привлекательной формой урока для ребёнка. Дети больше подвержены утомляемости, которую вызывает однообразие. Другой, непривычный ход урока пробуждает в них интерес, стимулирует активность. Дети начинают анализировать, сопоставлять, сравнивать, искать связи между предметами и явлениями.
В данной статье предложен конспект итогового интегрированного учебно-игрового занятия по теме «Человек. Части тела» и 2 приложения для выполнения заданий детьми 5-6 лет.
Предлагаемый конспект занятия демонстрирует, как можно при разработке центральной темы связывать даваемые из различных областей знания воедино. Автор предполагает, что каждый педагог дошкольного образования, имеющий желание использовать эту систему, может творчески переработать и дополнить как содержательную, так и методическую сторону занятия.
Цель занятия: Обобщить представления детей о частях человеческого тела.
Задачи:
- закреплять умение повторять за преподавателем определённые упражнения, способствовать выработке правильной осанки;
- расширять лексический запас, вырабатывать умение показывать на себе определённую часть тела;
- развивать логическое мышление;
- тренировать навыки словообразования, используя суффиксальный способ;
- активизировать употребление в речи глаголов;
- закреплять умение соотносить цифру и количество предметов, практиковаться в сложении;
- учить записывать решение задач с помощью цифр и знаков «+», «_», «=».
- способствовать развитию звуко-буквенного анализа; продолжать учить писать печатные
буквы;
- развивать внимание, глазомер, пространственное мышление.
Оборудование и материалы:
Музыкальный центр, CD-диск.
Набор букв, набор цифр.
Приложение 1, 2.
Простой карандаш, резинка.
Фломастеры или ручки красного, синего и зелёного цвета.
Ход занятия:
Утренняя гимнастика.
Чтение стихотворения «Части тела» с указанием на упоминаемую в стихотворении часть тела:
Есть на пальцах наших ногти, на руках – запястья, локти.
Темя, шея, плечи, грудь, и животик не забудь.
Бёдра, пятки, двое стоп, голень и голеностоп.
Есть колени и спина, но она всего одна.
Есть у нас на голове уха два и мочки две.
Брови скулы и виски, и глаза, что так близки.
Щёки, нос и две ноздри, губы, зубы – посмотри!
Подбородок под губой. Вот что знаем мы с тобой!
Игра «Четвёртый лишний» (педагог называет ряд из четырёх слов – дети должны определить, какое слово в каждом ряду лишнее, и объяснить, почему они так считают):
Рука, человек, нога, туловище.
Хлеб, язык, зубы, губы.
Рога, копыта, пятки, хвосты.
Ноги, колени, тапки, пятки.
Перчатки, пальцы, руки, ногти.
Игровое упражнение «Назови ласково»:
Зуб – зубик;
Глаз –
Рука –
Нога –
Щека –
Нос –
Волос –
Язык –
Шея –
Палец –
Ноготь –
Локоть –
Плечо –
Пятка –
Коса –
Грамматическая игра «Что можно делать?»:
Глазами – (смотреть, вглядываться, любоваться, читать…)
Руками –
Ногами –
Зубами –
Языком –
Носом –
Головой –
Математическая игра «Посчитай части тела»
- сколько голов у трёх человек?
- сколько носов у двух человек?
- сколько глаз у четырёх человек?
- сколько пальцев на двух руках?
- сколько ушей у трёх человек?
- сколько локтей у двух человек?
Весёлые задачи:
« У младенца Кузи уже выросло 5 зубов, а у его бабушки Ульяны осталось всего 3. Сколько зубов у них всего?»
«У козла Матвея 4 ноги, а у его хозяйки тёти Дуси всего 2. Сколько ног у них всего?»
Игровые задания «Напиши слово», «Расставь звуковички» (см. приложение 1).
(Вписать в пустые клетки буквы по порядку, соответствующему цифрам. Сделать фонетический разбор полученных слов).
«Дорисуй девочку по образцу» (см. приложение 2).
Литература:
1. Крупенчук О. И. Научите меня говорить правильно. – СПб.: Издательский дом
«Литера», 2004.
2. Папка дошкольника: нарисуй по образцу. – Киров: Весна-дизайн, 2006.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему: "Формирование у детей целостного взгляда на выработку навыков здорового образа жизни"
Формирование и закрепление навыков здорового образа жизни осуществляется на физкультурно-оздоровительных мероприятиях и в повседневной жизни....
«ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ И ОПТИМАЛЬНЫЕ ПУТИ ЕГО ДОСТИЖЕНИЯ» Блок 2
laquo;ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ И ОПТИМАЛЬНЫЕ ПУТИ ЕГО ДОСТИЖЕНИЯ» Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста — одно из важнейших направлений деятельности в сов...
«ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ И ОПТИМАЛЬНЫЕ ПУТИ ЕГО ДОСТИЖЕНИЯ»
Эмоциональное благополучие детей и оптимальные пути его достижения....
Оптимизация двигательной активности дошкольников и пути ее достижения
Полноценное физиологическое и психологическое развитие дошкольников невозможно без достаточной и правильно организованной двигательной активности. Растущий организм нуждается в движении, от удовлетвор...
Эмоциональное благополучие дошкольников и оптимальные пути его достижения.
Сегодня не составляет большого труда найти готовые игры на развитие эмоциональной сферы детей. Они отличаются качественной полиграфией, но часто стандартны и маловариативны. Содержание данных игр не м...
Сценарий педагогического совета «Организация работы в ДОО по формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней у детей дошкольного возраста»
Организация работы в ДОО по формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней у детей дошкольного возраста...
«Эмоциональное благополучие дошкольников и оптимальные пути его достижения»
laquo;Эмоциональное благополучие дошкольников и оптимальные пути его достижения» Развитие эмоциональной сферы...