«Эмоциональное благополучие дошкольников и оптимальные пути его достижения»
методическая разработка по психологии (младшая группа)
«Эмоциональное благополучие дошкольников и оптимальные пути его достижения»
Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста – одно из важнейших направлений деятельности педагогов в современном детском саду. Ведь эмоции – это своеобразный калейдоскоп впечатлений переживаний, с помощью которых ребенок взаимодействует с окружающим миром, одновременно познавая его.
Психологической наукой доказано, что у ребенка в возрасте 3-7 лет происходят качественные изменения в сфере эмоций, преобразуются взгляды на мир и отношения с окружающими. Малыши, например, живо и непосредственно реагируют на все происходящее. Старшие дошкольники со временем начинают осознавать и контролировать свои чувства, являющиеся своеобразным индикатором наиболее значимых потребностей. С развитием эмоциональной сферы качественно меняется сам внутренний мир ребенка, который для достижения гармонии чувств и ощущений, а так же для полноценной реализации личности в жизни должен быть ярким, комфортным и позитивным.
Эмоциональная сфера при этом сама по себе стать совершенной не может. Ее необходимо внимательно изучать и бережно развивать. В наши дни уместно вспомнить феномен «засушенного сердца», открытый еще Л.С. Выготским. Под этим термином понимается черствость, обедненность или даже полное отсутствие чувств во взаимоотношениях людей. Сложность нынешней ситуации состоит именно в том, что, помимо часто встречающихся недочетов в воспитании и образовании, «обесчувствованию» людей способствует сама современная жизнь, в которую напрямую включен ребенок. Например, подолгу находясь у телевизора или компьютера, мальчики и девочки стали меньше взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. А ведь именно общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Поэтому дети и становятся более эгоистичными, эмоционально изолированными, переутомленными и менее отзывчивыми к чувствам других. Кроме того, со стороны взрослых также не всегда встречается должное внимание к настроениям и переживаниям ребенка. Родители нередко бывают слишком заняты, чтобы тратить время на «детские» проблемы. Между тем, ростки негативных чувств и эмоций могут принести самые нежелательные плоды.
Таким образом, сейчас особенно важно при ведущей роли педагога – психолога объединить усилия воспитателей и всех специалистов детского сада, направив их на развитие чувственной сферы детей и обеспечение благоприятного эмоционального микроклимата в ДОУ.
Условия обеспечения эмоционального благополучия детей
Для обеспечения эмоционального благополучия детей необходимо:
- безусловное принятие каждого ребенка взрослыми для развития у него жизненно важных чувства безопасности и уверенности в себе, в собственных силах;
- позитивность окружающей детей обстановки (создание поддерживающей, доброжелательной, искренней, домашней атмосферы в группах);
- равенство в отношениях между взрослым и ребенком (организация продуктивного пошагового сотрудничества, своевременное получение дошкольниками помощи, поддержки и защиты при возникновении потребности в ней);
- обеспечение детям возможности свободно перемещаться в пространстве группы, в других помещениях детского сада (например, в музыкальном зале), непосредственно общаться со сверстниками;
- гибкий, личностно – ориентированный подход: отказ от любых «ярлыков», учет психических и личностных особенностей каждого ребенка, выражающийся, например, в дифференцированном подборе заданий и упражнений, а так же индивидуального темпа их выполнения;
- тесное профессиональное сотрудничество воспитателей и всех специалистов детского сада при планировании и организации взаимодействия с дошкольниками (в частности, при разработке индивидуальных образовательных маршрутов для детей с проблемами со здоровьем и развитием);
- создание условий для раскрытия личностной индивидуальности воспитанников, т.е. раннее выявление их творческих возможностей и способностей, поощрение даже небольших достижений каждого ребенка и его стремление к самостоятельности;
- внимательное отношение и чуткая реакция на возникающие детские проблемы, тревоги и страхи;
- тактичное общение с ребенком для совместной «переработки» чрезмерно волнующих его впечатлений (часто негативных) с целью их постепенного уменьшения и преодоления, а также повышения самооценки.
На развитие эмоциональной сферы дошкольников позитивно влияет создание в группах уголков психологической разгрузки:
- для малышей – «домотека», в специально отведенном пространстве группы дети размещают предметы, принесенные из дома: фотографии, игрушки или другие вещи, напоминающие о доме. Это по-настоящему приближает обстановку детского сада к семейной, решает проблему адаптации и преодоления нередко возникающего чувства одиночества, способствует установлению в группе позитивного эмоционального микроклимата;
- для детей 4-5 лет – «дерево эмоций», на котором ребенок, приходя утром, размещает свою фотографию в соответствии с настроением – в центре или по краям, на темном или светлом фоне. В течение дня по своему желанию он может вносить изменения. Его внутреннее состояние становится, таким образом, более понятным, а помощь взрослого в случае необходимости – эффективной и своевременной;
- старшим дошкольникам для эмоциональной разрядки подходит уголок с мягкой мебелью или модулями с подобранными для данного возраста книгами, журналами, интересными настольными играми и игрушками. Возможность 5-7-летнему ребенку иногда побыть одному, ненадолго сменить обстановку и немного отдохнуть от стремительного потока событий и информации приобретает все большую актуальность, т.к. способствует профилактике эмоциональных срывов, перенапряжения, негативных настроений.
Игры для развития эмоциональной сферы детей
В качестве эффективно работающих нестандартных игр можно использовать:
«Необычный колобок»
Для организации общения с дошкольниками в кругу принято использовать мяч, передаваемый от одного ребенка к другому. Это помогает создать настрой на общую деятельность, сформировать «единое пространство группы». Опыт показывает, что интерес детей 3-5 лет к работе в подгруппе значительно возрастает, если им предлагается не просто мячик, а «колобок» (небольшой шарик с двумя нанесенными маркером контрастными выражениями лица: с одной стороны – веселым, с другой – грустным). Вспоминая сказку, ребенок младшей и средней группы воспринимает «колобка» как реального собеседника, эмоционально сопереживает ему и, как правило, поворачивает к себе именно той стороной, которая отражает его настроение. С помощью такого сказочного посредника даже не очень общительные дети легче идут на контакт с педагогами и сверстниками, охотнее высказывают свои впечатления от участия в совместных играх и упражнениях, а значит – активнее действуют и эмоционально раскрываются.
«Живые картинки»
Под музыку дети берут из «волшебного мешочка» по одной карточке с изображением сказочного персонажа и внимательно его рассматривают. По завершении музыкального фрагмента каждому ребенку нужно найти обладателя такого же рисунка, стать с ним в пару и показать эмоцию, изображенную на картинке. Правильность проверяется и при этом аплодисментами награждаются все участники – для развития у них позитивного эмоционального отклика на общее игровое взаимодействие.
«Волшебное зеркальце» (игровое упражнение для индивидуальной работы с детьми 5-7 лет)
Ребенку предоставляется макет зеркала в форме куба, выражения лица на котором, как и в игре с «колобком», изображаются по принципу контраста (радостное – грустное, злое – спокойное). Поворачивая зеркало и разглядывая отражения, дошкольник старается определить, какое из них ему нравится и более привычно, т.е. подходит лично для него. Данное игровое упражнение способствует активному самовыражению ребенка, проговариванию основных переживаний, предупреждению различных комплексов и случаев необоснованного недовольства собой, т.е. профилактика детских депрессивных состояний.
«Дорисуй портрет» (игра для детей 4-7 лет проводится индивидуально или в подгруппе)
Каждый ребенок получает возможность «помочь художнику», завершив его работу. На портрете-заготовке с уже имеющимися изображениями глаз и носа ему предстоит самостоятельно нарисовать рот (по своему выбору, например, с уголками вверх – улыбающийся, радостный; с уголками вниз – грустный, расстроенный). А затем вместе с воспитателем он пробует отгадать, какое настроение было у человека, изображенного на картинке и почему. Дети таким образом в занимательной и непринужденной форме упражняются в умении отличать проявления основных чувств человека и сопоставлять их с разными эмоционально окрашенными ситуациями.
Для работы со старшими дошкольниками (5-7 лет) аналогичную игру можно провести с объемной моделью – воздушными шариками, прикрепляя к ним с помощью двухстороннего скотча разные улыбки (веселые, грустные, растерянные, жалобные). В результате портрет становится завершенным и выразительным, а разговор с педагогом о совместно выполненной работе – более непосредственным и живым. С помощью данного упражнения у старших дошкольников появляется возможность узнавать свое настроение среди прочих, называть его, определенным образом реагировать, наводя порядок в своем внутреннем мире. Нахождение похожих изображений среди получившихся у сверстников в дальнейшем стимулирует детей к совместной игре, развивая необходимые навыки самостоятельного общения со сверстниками.
«Сказочная радуга» (игровое упражнение для работы с подгруппой детей 5-7 лет)
Под музыкальное сопровождение (например, можно использовать композиции из альбома А.П. Чайковского «Времена года») участники игры «превращаются» в разноцветные карандаши из коробки художника. Каждый «волшебный карандаш» пробует с помощью движений, мимики и жестов показать, какие предметы он своим цветом может раскрасить, остальные стараются этот цвет отгадать и назвать. В случае точного ответа свои силы пробует следующий участник, а правильно названные «карандаши» берутся за руки, образуя «волшебную» сказочную радугу. С очередным включением музыкального фрагмента волшебство завершается и можно воспроизвести получившуюся радугу, выкладывая ее из цветных карандашей или рисуя ее на большом листе. Данное игровое упражнение не только способствует проявлению индивидуальных цветовых предпочтений детей, но и стимулирует к объединению в игровое сообщество, вызывая у них позитивный эмоциональный отклик на совместную деятельность со сверстниками.
Новые, нестандартные игры на развитие эмоций могут успешно сочетаться с самыми разными видами деятельности (от бесед и рисования до танцевальных движений). При этом включение музыки и применение современных технических средств (например, мультимедийной системы) так же служит для улучшения общего настроения и повышению эмоционального тонуса.
Практика свидетельствует, что главное в деле обеспечения эмоционального благополучия ребенка – искренняя заинтересованность в успехе, а так же единство взглядов значимых взрослых – родителей, воспитателей, специалистов детского сада. Главное помнить о том, что эмоциональная сфера, определяющая детям 3-7 лет их будущее, не терпит стандартных подходов. Поиск оптимальных путей достижения эмоционального благополучия дошкольников необходимо вести постоянно, применяя фантазию и творчество, находя свои варианты решений в ходе непосредственного общения и активного взаимодействия взрослых и детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
emotsionalnoe_blagopoluchie_doshkolnikov_i_optimalnye_puti_ego_dostizheniya.docx | 19.12 КБ |
Предварительный просмотр:
«Эмоциональное благополучие дошкольников и оптимальные пути его достижения»
Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста – одно из важнейших направлений деятельности педагогов в современном детском саду. Ведь эмоции – это своеобразный калейдоскоп впечатлений переживаний, с помощью которых ребенок взаимодействует с окружающим миром, одновременно познавая его.
Психологической наукой доказано, что у ребенка в возрасте 3-7 лет происходят качественные изменения в сфере эмоций, преобразуются взгляды на мир и отношения с окружающими. Малыши, например, живо и непосредственно реагируют на все происходящее. Старшие дошкольники со временем начинают осознавать и контролировать свои чувства, являющиеся своеобразным индикатором наиболее значимых потребностей. С развитием эмоциональной сферы качественно меняется сам внутренний мир ребенка, который для достижения гармонии чувств и ощущений, а так же для полноценной реализации личности в жизни должен быть ярким, комфортным и позитивным.
Эмоциональная сфера при этом сама по себе стать совершенной не может. Ее необходимо внимательно изучать и бережно развивать. В наши дни уместно вспомнить феномен «засушенного сердца», открытый еще Л.С. Выготским. Под этим термином понимается черствость, обедненность или даже полное отсутствие чувств во взаимоотношениях людей. Сложность нынешней ситуации состоит именно в том, что, помимо часто встречающихся недочетов в воспитании и образовании, «обесчувствованию» людей способствует сама современная жизнь, в которую напрямую включен ребенок. Например, подолгу находясь у телевизора или компьютера, мальчики и девочки стали меньше взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. А ведь именно общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Поэтому дети и становятся более эгоистичными, эмоционально изолированными, переутомленными и менее отзывчивыми к чувствам других. Кроме того, со стороны взрослых также не всегда встречается должное внимание к настроениям и переживаниям ребенка. Родители нередко бывают слишком заняты, чтобы тратить время на «детские» проблемы. Между тем, ростки негативных чувств и эмоций могут принести самые нежелательные плоды.
Таким образом, сейчас особенно важно при ведущей роли педагога – психолога объединить усилия воспитателей и всех специалистов детского сада, направив их на развитие чувственной сферы детей и обеспечение благоприятного эмоционального микроклимата в ДОУ.
Условия обеспечения эмоционального благополучия детей
Для обеспечения эмоционального благополучия детей необходимо:
- безусловное принятие каждого ребенка взрослыми для развития у него жизненно важных чувства безопасности и уверенности в себе, в собственных силах;
- позитивность окружающей детей обстановки (создание поддерживающей, доброжелательной, искренней, домашней атмосферы в группах);
- равенство в отношениях между взрослым и ребенком (организация продуктивного пошагового сотрудничества, своевременное получение дошкольниками помощи, поддержки и защиты при возникновении потребности в ней);
- обеспечение детям возможности свободно перемещаться в пространстве группы, в других помещениях детского сада (например, в музыкальном зале), непосредственно общаться со сверстниками;
- гибкий, личностно – ориентированный подход: отказ от любых «ярлыков», учет психических и личностных особенностей каждого ребенка, выражающийся, например, в дифференцированном подборе заданий и упражнений, а так же индивидуального темпа их выполнения;
- тесное профессиональное сотрудничество воспитателей и всех специалистов детского сада при планировании и организации взаимодействия с дошкольниками (в частности, при разработке индивидуальных образовательных маршрутов для детей с проблемами со здоровьем и развитием);
- создание условий для раскрытия личностной индивидуальности воспитанников, т.е. раннее выявление их творческих возможностей и способностей, поощрение даже небольших достижений каждого ребенка и его стремление к самостоятельности;
- внимательное отношение и чуткая реакция на возникающие детские проблемы, тревоги и страхи;
- тактичное общение с ребенком для совместной «переработки» чрезмерно волнующих его впечатлений (часто негативных) с целью их постепенного уменьшения и преодоления, а также повышения самооценки.
На развитие эмоциональной сферы дошкольников позитивно влияет создание в группах уголков психологической разгрузки:
- для малышей – «домотека», в специально отведенном пространстве группы дети размещают предметы, принесенные из дома: фотографии, игрушки или другие вещи, напоминающие о доме. Это по-настоящему приближает обстановку детского сада к семейной, решает проблему адаптации и преодоления нередко возникающего чувства одиночества, способствует установлению в группе позитивного эмоционального микроклимата;
- для детей 4-5 лет – «дерево эмоций», на котором ребенок, приходя утром, размещает свою фотографию в соответствии с настроением – в центре или по краям, на темном или светлом фоне. В течение дня по своему желанию он может вносить изменения. Его внутреннее состояние становится, таким образом, более понятным, а помощь взрослого в случае необходимости – эффективной и своевременной;
- старшим дошкольникам для эмоциональной разрядки подходит уголок с мягкой мебелью или модулями с подобранными для данного возраста книгами, журналами, интересными настольными играми и игрушками. Возможность 5-7-летнему ребенку иногда побыть одному, ненадолго сменить обстановку и немного отдохнуть от стремительного потока событий и информации приобретает все большую актуальность, т.к. способствует профилактике эмоциональных срывов, перенапряжения, негативных настроений.
Игры для развития эмоциональной сферы детей
В качестве эффективно работающих нестандартных игр можно использовать:
«Необычный колобок»
Для организации общения с дошкольниками в кругу принято использовать мяч, передаваемый от одного ребенка к другому. Это помогает создать настрой на общую деятельность, сформировать «единое пространство группы». Опыт показывает, что интерес детей 3-5 лет к работе в подгруппе значительно возрастает, если им предлагается не просто мячик, а «колобок» (небольшой шарик с двумя нанесенными маркером контрастными выражениями лица: с одной стороны – веселым, с другой – грустным). Вспоминая сказку, ребенок младшей и средней группы воспринимает «колобка» как реального собеседника, эмоционально сопереживает ему и, как правило, поворачивает к себе именно той стороной, которая отражает его настроение. С помощью такого сказочного посредника даже не очень общительные дети легче идут на контакт с педагогами и сверстниками, охотнее высказывают свои впечатления от участия в совместных играх и упражнениях, а значит – активнее действуют и эмоционально раскрываются.
«Живые картинки»
Под музыку дети берут из «волшебного мешочка» по одной карточке с изображением сказочного персонажа и внимательно его рассматривают. По завершении музыкального фрагмента каждому ребенку нужно найти обладателя такого же рисунка, стать с ним в пару и показать эмоцию, изображенную на картинке. Правильность проверяется и при этом аплодисментами награждаются все участники – для развития у них позитивного эмоционального отклика на общее игровое взаимодействие.
«Волшебное зеркальце» (игровое упражнение для индивидуальной работы с детьми 5-7 лет)
Ребенку предоставляется макет зеркала в форме куба, выражения лица на котором, как и в игре с «колобком», изображаются по принципу контраста (радостное – грустное, злое – спокойное). Поворачивая зеркало и разглядывая отражения, дошкольник старается определить, какое из них ему нравится и более привычно, т.е. подходит лично для него. Данное игровое упражнение способствует активному самовыражению ребенка, проговариванию основных переживаний, предупреждению различных комплексов и случаев необоснованного недовольства собой, т.е. профилактика детских депрессивных состояний.
«Дорисуй портрет» (игра для детей 4-7 лет проводится индивидуально или в подгруппе)
Каждый ребенок получает возможность «помочь художнику», завершив его работу. На портрете-заготовке с уже имеющимися изображениями глаз и носа ему предстоит самостоятельно нарисовать рот (по своему выбору, например, с уголками вверх – улыбающийся, радостный; с уголками вниз – грустный, расстроенный). А затем вместе с воспитателем он пробует отгадать, какое настроение было у человека, изображенного на картинке и почему. Дети таким образом в занимательной и непринужденной форме упражняются в умении отличать проявления основных чувств человека и сопоставлять их с разными эмоционально окрашенными ситуациями.
Для работы со старшими дошкольниками (5-7 лет) аналогичную игру можно провести с объемной моделью – воздушными шариками, прикрепляя к ним с помощью двухстороннего скотча разные улыбки (веселые, грустные, растерянные, жалобные). В результате портрет становится завершенным и выразительным, а разговор с педагогом о совместно выполненной работе – более непосредственным и живым. С помощью данного упражнения у старших дошкольников появляется возможность узнавать свое настроение среди прочих, называть его, определенным образом реагировать, наводя порядок в своем внутреннем мире. Нахождение похожих изображений среди получившихся у сверстников в дальнейшем стимулирует детей к совместной игре, развивая необходимые навыки самостоятельного общения со сверстниками.
«Сказочная радуга» (игровое упражнение для работы с подгруппой детей 5-7 лет)
Под музыкальное сопровождение (например, можно использовать композиции из альбома А.П. Чайковского «Времена года») участники игры «превращаются» в разноцветные карандаши из коробки художника. Каждый «волшебный карандаш» пробует с помощью движений, мимики и жестов показать, какие предметы он своим цветом может раскрасить, остальные стараются этот цвет отгадать и назвать. В случае точного ответа свои силы пробует следующий участник, а правильно названные «карандаши» берутся за руки, образуя «волшебную» сказочную радугу. С очередным включением музыкального фрагмента волшебство завершается и можно воспроизвести получившуюся радугу, выкладывая ее из цветных карандашей или рисуя ее на большом листе. Данное игровое упражнение не только способствует проявлению индивидуальных цветовых предпочтений детей, но и стимулирует к объединению в игровое сообщество, вызывая у них позитивный эмоциональный отклик на совместную деятельность со сверстниками.
Новые, нестандартные игры на развитие эмоций могут успешно сочетаться с самыми разными видами деятельности (от бесед и рисования до танцевальных движений). При этом включение музыки и применение современных технических средств (например, мультимедийной системы) так же служит для улучшения общего настроения и повышению эмоционального тонуса.
Практика свидетельствует, что главное в деле обеспечения эмоционального благополучия ребенка – искренняя заинтересованность в успехе, а так же единство взглядов значимых взрослых – родителей, воспитателей, специалистов детского сада. Главное помнить о том, что эмоциональная сфера, определяющая детям 3-7 лет их будущее, не терпит стандартных подходов. Поиск оптимальных путей достижения эмоционального благополучия дошкольников необходимо вести постоянно, применяя фантазию и творчество, находя свои варианты решений в ходе непосредственного общения и активного взаимодействия взрослых и детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей: «Детско-родительские отношения как фактор эмоционального благополучия дошкольников».
Дошкольный возраст является предметом пристального внимания учёных и практиков как важный и ответственный период в жизни человека, как момент рождения личности. В этот период происходит ускоренное раз...
Модель системы работы, направленной на достижение эмоционального благополучия дошкольника с ОНР
Презентация содержит основные направления и формы работы по достижению эмоционального благополучия детей-логопатов в условиях логопедической группы....
«ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ И ОПТИМАЛЬНЫЕ ПУТИ ЕГО ДОСТИЖЕНИЯ» Блок 2
laquo;ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ И ОПТИМАЛЬНЫЕ ПУТИ ЕГО ДОСТИЖЕНИЯ» Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста — одно из важнейших направлений деятельности в сов...
«ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ И ОПТИМАЛЬНЫЕ ПУТИ ЕГО ДОСТИЖЕНИЯ»
Эмоциональное благополучие детей и оптимальные пути его достижения....
Консультация :Эмоциональное благополучие дошкольника: проблемы и пути решения
Консультация :Эмоциональное благополучие дошкольника :проблемы и пути решения...
Эмоциональное благополучие дошкольников и оптимальные пути его достижения.
Сегодня не составляет большого труда найти готовые игры на развитие эмоциональной сферы детей. Они отличаются качественной полиграфией, но часто стандартны и маловариативны. Содержание данных игр не м...