Оптимизация двигательной активности дошкольников и пути ее достижения
статья по физкультуре на тему
Полноценное физиологическое и психологическое развитие дошкольников невозможно без достаточной и правильно организованной двигательной активности. Растущий организм нуждается в движении, от удовлетворения этой потребности зависит его жизнедеятельность и развитие. Двигательная активность ребенка-дошкольника, посещающего ДОУ, обусловлена предложенным ему режимом, который включает организованную и самостоятельную активную деятельность. При оптимизации двигательного режима в ДОУ необходимо не только обеспечить реализацию биологической потребности детей физической активности, но и обеспечить ее соответствие двигательному опыту, интересам и функциональным возможностям детского организма. Именно поэтому педагогу важно позаботиться о разнообразии и выполнении основных задач и требований к её двигательной активности дошкольников.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Одной из проблем современного общества признано значительное ухудшение состояния здоровья дошкольников и постоянно снижающийся уровень их физической выносливости. Академик Н.М. Амосов справедливо вынес мнение, что дети, рожденные на стыке ХХ и ХХI веков сталкиваются с тремя главными «пороками» цивилизации: накоплением отрицательных эмоций при невозможности физической разрядки, перееданием и гиподинамией.
А между тем, движение – это биологически обусловленная потребность растущего организма, способ познания мира и общения с этим миром. Вот почему двигательной активности детей дошкольного возраста важно уделять особое внимание: в этом возрасте организм не только приспосабливается к окружающим условиям, но и накапливает своеобразный резерв сил, выносливости, навыков, с которыми выйдет в дальнейшую – сначала школьную, а затем и взрослую – жизнь.
В дошкольном возрасте двигательную активность условно можно разделить на 3 составные составляющие: активность в процессе физического воспитания; физическая активность, которая осуществляется во время обучения и трудовой деятельности; самостоятельная физическая активность в свободное от занятий время. Эти три составляющие связаны между собой.
Нормативно-правовой документацией и санитарно-эпидемиологическими правилами для ДОУ регламентируется продолжительность непрерывного бодрствования дошкольников: от 5 до 6 часов. За данный промежуток времени при помощи разных форм и методов физического воспитания необходимо обеспечивать двигательную активность детям 3-7 лет в пределах от 9000 - 15000 движений. В процентном соотношении за период бодрствования дошкольников на двигательную активность должно приходиться не менее 50% времени. Из них основную часть (до 90%) составлять должны движения средней и малой интенсивности, и лишь около 10 % — интенсивности повышенной. Такое распределение оградит от переутомления детей и создаст благоприятную среду для правильного физического развития.
Двигательная активность дошкольников неодинакова, и, в первую очередь, зависит от возраста воспитанников и уровня их физического развития.
Так, дети младшего дошкольного возраста (3-4 года) обладают достаточно высоким уровнем самостоятельности действий с различным спортивным инвентарем, так как они уже имеют необходимый двигательный опыт. Их движения приобретают разнообразие и координацию, ходьба становится увереннее. Детям в этом возрасте вполне доступны упражнения в равновесии, хотя во время их дошкольникам еще сложно следить за правильным положением корпуса. Большим достижением является тот факт, что в этот период у ребят формируются простейшие навыки совместной двигательной и игровой деятельности. В тоже время у младших дошкольников неустойчивое внимание, дети не способны долго концентрировать его, часто отвлекаются и меняют свои действия. Поэтому значительная роль в организации двигательной активности детей отводится педагогу.
Для детей 4-5 лет (средняя группа) характерно дальнейшее развитие разнообразных форм двигательной активности, что во многом обусловлено их накопленным запасом навыков, умений, неплохой пространственной ориентировкой и стремлением к выполнению движений совместно. Дети средней группы уже довольно хорошо владеют разными видами ходьбы, бега, хотя беговой шаг все еще недостаточно равномерный. Однако большая часть дошкольников 4-5 лет затрудняется в выборе игр, и способны продолжительное время находиться в состоянии «бездеятельности». Здесь необходимо подключение педагога, чтобы инертность и безразличие к подвижным играм не вошло в привычку.
Для старших дошкольников двигательная активность напрямую зависит от эмоционального состояния и становится более целенаправленной и мотивированной. Им хорошо удаются движения, требующие гибкости, однако недостаточность развития силы и выносливости может ограничивать двигательную активность. Вполне осознанно дошкольники на 6-ом году жизни упражняются в различных действиях, ставя перед собой задачи и выбирая методы их решения. Так проявляются скоростные и силовые качества, ловкость детей. К этому времени процесс формирования скелетной мускулатуры практически завершен, позвоночник окостеневает, а наиболее развиты оказываются группы мышц, активно участвующих в повседневной деятельности детей.
Особенностью успешной реализации образовательной программы по физической культуре является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к дошкольникам с учетом их уровня двигательной подготовленности и состояния здоровья. Немаловажно учитывать и то, что показатели физической активности у детей колеблются по сезонам года и даже по дням недели и времени суток.
Для успешного физического воспитания и оптимизации двигательной активности необходима слаженная работа всего педагогического коллектива, особо важно взаимодействие воспитателей и физинструктора, а так же родителей с ними. Только совместная деятельность обеспечит успешность педагогического процесса с учетом индивидуальных особенностей конкретного воспитанника ДОУ.
Под оптимизацией двигательной активности дошкольников понимается совокупность приемов и методов образовательной и воспитательной работы, направленных на то, чтобы дети свободно и доступно реализовывали свою потребность в двигательной активности, при этом не нарушая установленный в ДОУ режим дня.
Физкультурные занятия в ДОУ проводятся в соответствии с планированием образовательной деятельности.
Примерная нагрузка по образовательной области «Физическая культура» в ДОУ с учетом возрастных особенностей дошкольников
Младшая группа (3-4 года) | Средняя группа (4-5 лет) | Старшая и подготовительная группы (5-7 лет) |
Занятия не менее трех раз в неделю, длительность – не более 15 минут. Занятия проводятся в физкультурном зале и на свежем воздухе в игровой форме. | Предпочтительно - по подгруппам три раза в неделю, длительностью не более 20 минут в игровой форме. Занятия проводятся в физкультурном зале и на свежем воздухе в игровой форме. Зимой - игры и упражнения по обучению детей ходьбе на лыжах, в весенне-летний период - обучение играм с элементами спорта и спортивным упражнениям | Занятия проводятся три раза в неделю с подгруппой детей в первой половине дня, из них одно занятие - в игровой форме на воздухе. В теплое время года (сентябрь и май) все занятия рекомендуется проводить на воздухе. Длительность занятия по физической культуре не должна превышать 30 минут. При наличии бассейна - два занятия отводятся на обучение детей плаванию. |
Однако первое место по продолжительности в двигательном режиме дошкольников принадлежит физкультурно-оздоровительным мероприятиям (утренняя гимнастика, малоподвижные и подвижные игры, физические упражнения на прогулках, физминутки во время умственных и творческих занятий, гимнастика пробуждения после сончаса и т.д.), а уже второе место занимают учебные физкультурные занятия по как основная форма обучения двигательным навыкам и развития двигательной активности. На третьем месте – самостоятельная двигательная активность, возникающая по инициативе детей. Именно этот вид активности предоставляет широкий простор для проявления индивидуальный двигательных способностей дошкольников.
Повышение двигательной активности дошкольников в течение дня способствует удовлетворению их потребностей в движении, но это условие требует от педагога четкой организации режима с выполнением следующих условий:
- чередование активной и пассивной деятельности;
- увеличение общей и моторной плотности всех форм физического воспитания;
- использование организованных, индивидуальных, самостоятельных занятий по физическому воспитанию.
Чтобы обеспечить дошкольникам достаточную двигательную деятельность, необходимо закрепление специального времени для этого (зарядка, прогулки, физкультурные паузы между занятиями и пальчиковые игры и др.), с многофункциональным использованием помещений ДОУ, спортивных площадок и участков для прогулок с целью увеличения двигательного компонента в режиме дня.
Помимо обязательных физкультурных занятий ребенок должен реализовывать свою двигательную активность в традиционных формах и видах деятельности:
1. Утренняя гимнастика – одно из основных важнейших оздоровительных мероприятий режима в ДОУ. Гимнастика направлена на активизацию деятельности и повышение его работоспособности детского организма. Систематические ежедневные упражнения положительно влияют на формирование осанки, тренируют настойчивость и дисциплинированность, пробуждают интерес к физическим упражнениям и вызывают эмоциональный подъем.
2. Гимнастика пробуждения. Роль дневного сна невозможно переоценить в физическом и интеллектуальном развитии дошкольников Однако многим детям трудно просыпаться в хорошем настроении и почти сразу переключаться на образовательную деятельность, поэтому комплекс упражнений после помогает детскому организму проснуться, повышает мышечный тонус, активизирует необходимый уровень двигательной активности в течении второй половины дня.
3. Физкультминутки применяется на учебных занятиях, где дети длительное время пребывают в статичной позе (развитие речи, математика, ИЗО). Основные задачи физкультминуток – предупреждение переутомления, повышение умственной работоспособности. Различают физкультминутки:
- оздоровительно-гигиенические;
- двигательно-речевые;
- дыхательные;
- танцевально-ритмические и др.
Общая продолжительность физкультминуток – до 3 минут с включением 2-3 упражнений.
4. Подвижная игра как вид двигательной активности ежедневно проводится на прогулке. Задача игр – увеличение двигательной активности, повышение эмоционального тонуса, воспитание нравственно-волевых качеств. В течение года дети должны знакомиться примерно с 20 новыми подвижными играми.
5. Физкультурный досуг проводится примерно 1-2 раза в месяц. Он является формой активного отдыха дошкольников и, отличие от физкультурных занятий, предусматривает более свободную деятельность, использование игр и занимательных заданий, эстафет и т.д.
6. Физкультурные праздники должны проводиться дважды в год, начиная со средней группы. Это – своеобразный итог достижений дошкольников, дети готовятся к мероприятию заранее, разучивая игры, танцы и т.д.
7. Самостоятельная двигательная активность организуется в разное время дня: утром до завтрака, между занятиями, на прогулках, после дневного сна. Обязательное условие – наблюдение и/или участие в ней воспитателя с целью активизации двигательной деятельности и формирования привычки к регулярным самостоятельным занятиям физическими упражнениями. Для этого на площадке должны быть необходимые физкультурные пособия (горки, лесенки, снаряды для лазанья), а в групповой комнате - физкультурный уголок со спортивным инвентарем (мячи, обручи, шнуры, ленты, платочки, ребристая доска и т.д), а также зона «сюжетно - ролевых игр», где ребёнок воспроизводит те действия взрослых, которые он наблюдает в повседневной жизни.
Большое влияние на двигательную активность детей в играх оказывает их общение друг с другом. Введение в игру движений с использованием пособий способствует продолжительности общения детей.
ФГОС включает в себя организацию двигательной активности дошкольников и на занятиях. Дошколенок – прежде всего, человек играющий, поэтому в образовательных стандартах закреплено, что обучение входит в жизнь ребёнка через игру. Наиболее эффективно включать в занятия подвижные игры; как и дидактическая, подвижная игра направлена на достижение определённых целей воспитания и обучения. Интеграция образовательных областей позволяет включать подвижные игры в занятия по развитию речи, как, например, физминутку, либо как наглядное закрепление пройденного материала. В игре мышление ребенка более активно, и новые знания усваиваются прочнее. Актуально и включение подвижных игр с речевым содержанием: русские народные игры, хороводные игры, игры - потешки с пальчиками и т.д. Каждую из подвижных игр можно адаптировать к лексической теме и использовать в совместной деятельности с дошкольниками.
Полноценное физиологическое и психологическое развитие дошкольников невозможно без достаточной и правильно организованной двигательной активности. Растущий организм нуждается в движении, от удовлетворения этой потребности зависит его жизнедеятельность и развитие. Двигательная активность ребенка-дошкольника, посещающего ДОУ, обусловлена предложенным ему режимом, который включает организованную и самостоятельную активную деятельность. При оптимизации двигательного режима в ДОУ необходимо не только обеспечить реализацию биологической потребности детей физической активности, но и обеспечить ее соответствие двигательному опыту, интересам и функциональным возможностям детского организма. Именно поэтому педагогу важно позаботиться о разнообразии и выполнении основных задач и требований к её двигательной активности дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Подвижные игры, как средство оптимизации двигательной активности дошкольников"
Одно из направлений современной образовательной политики нашего государство является сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Это просматривается во многих нормативных документах. В том числе и...
«Оптимизация двигательной активности дошкольников в режиме дня ДОУ»
Доклад «Оптимизация двигательной активности дошкольников в режиме дня ДОУ»...
Социальное партнерство ДОУ и семьи как условие оптимизации двигательной активности дошкольников в повседневной жизн
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15930082","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"283","style":"height: 401px; width: 680px;","width":"480"}}]] Уже многие знают,...
Подвижные игры как средство и форма оптимизации двигательной активности дошкольника
В связи с катастрофическим ростом заболеваемости детей в целом по стране, снижением уровня их физической подготовленности возникает необходимость в поиске новых эффективных подходов к организации в со...
«Оптимизация двигательной активности дошкольников и семьи в вопросах здоровьесбережения ».
В настоящее время особую актуальность имеет проблема состояния здоровья и физического развития детей дошкольного возраста. Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения превращается в перво...
Пути оптимизации двигательной активности дошкольников в современном детском саду.
Педагогическая статья для воспитателей ДОУ по работе с дошкольниками...
Пути оптимизации двигательной активности дошкольников в современном детском саду
Введение: Многие зна...