Занимательный материал в обучении дошкольников элементарной математике.
статья

Занимательный математический материал очень разнообразен по характеру, тематике, способу решения. Самые простые задачи, упражнения, требующие проявления находчивости, смекалки, оригинальности мышления, , умения критически оценить условия, являются эффективным средством обучения детей дошкольного возраста на занятиях математикой, развития их самостоятельных игр, развлечений, во внеурочное время.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занимательный материал в обучении дошкольников элементарной математике.

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, развлечений, задач. При этом роль занимательного материала определяется с учётом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания:                                                                                                                               -активизировать умственную деятельность,                                                                                                                                    -заинтересовывать математическим материалом,                                                                                                                   -увлекать и развлекать детей,                                                                                                                                                                  -развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения,                                                                                                                                                                                                             -упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке.

Используется занимательный материал с целью формирования представлений, ознакомления с новыми сведениями, при этом непременным условием является применение системы игр и упражнений.

Многообразие занимательного материала – игр, задач, головоломок – даёт основание для их классификации, хотя довольно трудно разбить на группы столь разнообразный материал, созданный математиками, педагогами, методистами.                                                                                                                 Классифицировать его можно по разным признакам: по содержанию, характеру мыслительных операций, а также по направленности на развитие тех или иных умений.                                                                                                                                                      Исходя из логики действий, осуществляемых тем, кто решает задачу, разнообразный занимательный материал можно классифицировать на три основных группы:                                                                           1. Развлечения                                                                                                                                                                         -загадки, задачи-шутки, ребусы, кроссворды, математические квадраты, математические фокусы;                                                                                                                                  -«Танграм», «Стомахион», «Пентамино», «Пифагор», «Колумбово яйцо», «Кубики для всех»;                                                                                                                                                                  2. Математические (логические) игры, задачи, упражнения                                                                                         -с блоками, кубиками на включение, нахождение;                                                                                                            -шашки, шахматы;                                                                                                                                                                        -словесные;                                                                                                                                                                                      3. Дидактические игры и упражнения                                                                                                                                     -с наглядным материалом;                                                                                                                                                              -словесные.

 В сборниках занимательной математики широко представлены математические развлечения: головоломки, ребусы, лабиринты, игры на пространственное преобразование. Они интересны по содержанию, занимательны по форме, отличаются необычностью решения, парадоксальностью результата. например головоломки могут быть арифметическими (угадывание чисел), геометрическими (разрезание бумаги, сгибание проволоки), буквенными (анаграммы, кроссворды, шарады). Есть головоломки, рассчитанные только на игру фантазии и воображения.                                         Другой вид занимательного материала- это математические игры, в которых смоделированы математические построения, отношения, закономерности. Для нахождения ответа (решения), как правило, необходим предварительный анализ условий, правил, содержания игры или задачи. По ходу решения требуется применение математических методов и умозаключений. Разновидностью математических игр и задач являются логические игры, задачи, упражнения. Они направлены на тренировку мышления при выполнении логических операций и действий: «Найди недостающую фигуру», «Чем отличаются?», «По четыре», «Волшебный мешочек», «Вычислительная машина».                                                                         К занимательному материалу относятся и различные дидактические игры, а также привлекательные по форме и содержанию упражнения. Они направлены на развитие у детей разного возраста логического мышления, пространственных представлений, дают возможность упражнять детей в счёте, вычислениях: «Числовой ряд», «Назови число», «Сколько взять конфет?».

Дети очень активны в восприятии задач-шуток, головоломок, логических упражнений. Они настойчиво ищут ход решения, который ведёт к результату. В том случае, когда занимательная задача доступна ребёнку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что и стимулирует мыслительную активность. Ребёнку интересна конечная цель: сложить, найти нужную фигуру, преобразовать,- которая увлекает его.                                                                                                                      При этом дети пользуются двумя видами поисковых проб: практическими (действия в перекладывании, подборе) и мыслительными (обдумывание хода, предугадывание результата, предположения решения). В ходе поиска, выдвижения гипотез, решения дети проявляют и догадку, то есть как бы внезапно приходят к правильному решению. Но эта внезапность, безусловно, кажущаяся. На самом деле они находят путь, способ решения лишь на основании практических действий и обдумывания. При этом дошкольникам свойственно догадываться только о какой-то части решения, каком-то этапе. Момент проявления догадки дети не объясняют: «Я подумал и решил. Так надо сделать».                                                                                                                                                         Всё это даёт основание для утверждения о возможности приобщения дошкольников в ходе решения занимательных задач к элементам творческой деятельности. У детей формируется умение вести поиск решения путём предположений, осуществлять разные по характеру пробы, догадываться.

Занимательный материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, логике и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредоточивать внимание на проблеме.

Литература.                                                                                                                                                                                     Михайлова З. А. игровые занимательные задачи для дошкольников. – М., 1990.                                                      Никитин Б. П. Ступеньки творчества, или развивающие игры. – М., 1989.                                                                  Минскин Е. М. От игры к знаниям. – М., 1982.                                                                                                                      Метлина Л. С. – Математика в детском саду. – М., 1984.                                                                                                    Трутнев В. П. Считай, смекай, отгадывай. – М., 1980.

                                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занимательный материал в обучении дошкольников элементарной математике

Развивать у детей общие умственные и математические способности, заинтересовывать их предметом математики, развлекать....

Занимательный материал в обучении дошкольников элементарной математике

Развитие смекалки, находчивости, инициативы осуществляется в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе....

Презентация " Занимательный материал в обучении дошкольников элементарной математике"

Занимательный материал в обучении дошкольников элементарной математике...

Занимательный материал в обучении дошкольников элементарной математике

Используемый материал в обучении дошкольников элементарной математике....

Отчет по самообразованию "Занимательный материал в обучении дошкольников элементарной математике".

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математика. В настоящее время, в эпоху компьютерной революции встречающаяся точка зрения, выражаемая словами: “Не каждый бу...

Занимательный материал в обучении дошкольников элементарной математике

Занимательный  материал в обучении дошкольников элементарной математике...

Занимательный материал в обучении дошкольников элементарной математике в старшей группе

Занимательный материал в обучении дошкольников элементарной математике в старшей группеЗанимательные математические игры позволяют:1. охватить, как можно более широкий диапазон психических процессов, ...