Индивидуальный коррекционный маршрут сопровождения ребенка с ЗПР по развитию элементарных математических представлений
методическая разработка по математике (подготовительная группа) на тему

Горшкова Лариса Викторовна

Индивидуальный образовательный коррекционный маршрут ребенка является документом, фиксирующим проводимые педагогом развивающие мероприятия, их эффективность в отношении ребенка, характер индивидуальных изменений в обучении и развитии дошкольника, а также данные об усвоении программного материала. Эффективная реализация ИОМ позволит обеспечить позитивную динамику в личностном развитии детей. Несомненно, такая работа потребует от педагога профессиональной компетентности и заинтересованности в процессе и результате своего труда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ind.marshrut.docx38.98 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальный коррекционный маршрут сопровождения ребенка с ЗПР по развитию элементарных математических представлений

                                                                                                                       ____________________________ на ________________________ учебный год

Задачи.

  • Развивать элементарные представления о признаках предметов (цвет, форма, величина).
  • Формировать способы измерения.
  • Развивать представления о количестве предметов и числе, обозначающем это количество.
  • Выполнять простейшие счетные операции.
  • Начать работу по подготовке к решению простейших арифметических задач.
  • Формировать пространственные и временные понятия.
  • Развивать познавательные интересы, мыслительные операции и речь 
  • (проведение на занятиях различных игр, в ходе которых развиваются такие мыслительные процессы, как обобщение, сравнение, абстрагирование, классификация, установление причинно-следственных связей, способность рассуждать). 
  • Игры с цифрами и числами;
  • Игры путешествие во времени;
  • Игры на ориентировки в пространстве;
  • Игры с геометрическими фигурами;
  • Игры на логическое мышление

п/п

Содержание деятельности

должен знать и уметь

мыслительные операции

дидактический материал Логические упражнения и задачи

2 год обучения

начало

серед

конец

Развитие элементарных математических представлений

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ

Признаки предметов:

  • цвет
  • форма
  • размер

Которая из геометрических фигур здесь лишняя и почему?

  • Простейшие геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал

задания на составление геометрических фигур из палочек

  • Соотношение «одинаковые» — «разные» на основе практических упражнений в сравнении предметов

Какая фигура здесь лишняя и почему?

  • Составление групп предметов, одинаковых по какому-либо одному признаку, различных по другим признакам

Логические задачи на поиск недостающих фигур

  • Сравнение групп предметов методом взаимно-однозначного соотнесения (приложение, наложение), употребление предлогов: на, над, под. Понятия: столько же, равно, одинаково, больше, меньше, один, пара.

Игры на составление целого из частей  

(геометрические фигуры,

изображения)

  • Способы уравнивания групп предметов путем увеличения количества предметов в меньшей группе или уменьшения их количества в большей группе. Сопровождение практических действий словами: прибавил, стало больше, убавил, стало меньше.

Игры на воссоздание из геометрических фигур образных и сюжетных изображений

«Танграм»

РАЗМЕР ПРЕДМЕТОВ

Понятия:

  • большой — маленький, больше — меньше, одинаковые по размеру, самый маленький (большой);
  • высокий — низкий, выше — ниже, одинаковые по высоте, самый низкий (высокий);
  • длинный — короткий, длиннее — короче, одинаковые по длине, самый короткий (длинный);
  • толстый — тонкий, толще — тоньше, одинаковые по толщине, самый тонкий (толстый);
  • глубокий — мелкий, глубже — мельче, одинаковые по глубине, самый мелкий (глубокий) — на основе сравнения двух (нескольких) предметов, отличающихся одним или несколькими параметрами.

Найди и покажи на чертеже 5 треугольников и 1 четырехугольник

Способы сравнения:

  • приложение, наложение.
  • понимание сходства и различия предметов по их размерам.
  • правильное использование терминов для обозначения размера предметов при их сравнении.
  • составление групп предметов с заданными свойствами.

Чем отличается одна картинка от другой?  Найди 2 одинаковых предмета.

  • Измерение длины, ширины, высоты и толщины окружающих предметов с помощью условной мерки, определение объема жидких и сыпучих тел с помощью условной мерки.

задания на перекладывание палочек

КОЛИЧЕСТВОИ СЧЕТ

  • Счет предметов в различном направлении и пространственном расположении. Понимание того, что последнее числительное относится ко всей группе предметов, а не к последнему из них.

задания на преобразование одной фигуры в другую. Изменение количества квадратов в фигуре

  • Независимость количества предметов от их цвета, формы, размера, расстояния между ними, направления счета, от расположения в пространстве.

Найди рисунок-двойник

  • Счет предметов на слух, по осязанию, счет движений.

Где два одинаковых?

  • Присчитывание и отсчитывание предметов по одному с называнием итога: «Сколько всего?», «Сколько осталось?»

Загадочные картинки

  • Соотнесение числа с количеством предметов

Найди недостающую фигуру

  • Цифры. Соотнесение цифры, числа и количества

Стихи «На что похожа цифра»

  • Порядковый счет предметов до 10

Игры на воссоздание из геометрических фигур образных и сюжетных изображений

«Сфинкс»

  • Воспроизведение последовательности чисел в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа

Игры на воссоздание из геометрических фигур образных и сюжетных изображений

«Листик»

  • Называние пропущенного числа, соседних чисел.

Игры на воссоздание из геометрических фигур образных и сюжетных изображений

«Колумбово яйцо»

  • Закрепление состава чисел в пределах 5 на основе практических действий с предметами.

Игры на воссоздание из геометрических фигур образных и сюжетных изображений

«Волшебный круг»

ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ И ВРЕМЕННЫЕ ПОНЯТИЯ

Положение предметов в пространстве:

  • далекий — близкий, дальше — ближе;
  • вверху — внизу, выше — ниже;
  • правый — левый, справа — слева;
  • спереди — сзади; внутри — снаружи.

Помоги Маше найти дорогу домой

  • Умение ориентироваться в тетради, альбоме.

     Понятия: около, рядом, посередине, между, за, перед.

Забей гол в ворота»

  • Временные понятия: сегодня, вчера, завтра.
  • Части суток: утро, день, вечер, ночь, их последовательность.
  • Неделя, дни недели, их последовательность.
  • название текущего месяца.

Игры на воссоздание из геометрических фигур образных и сюжетных изображений

«Вьетнамская игра»

ДЕСЯТОК

  • Название и обозначение чисел от 1 до 10.

задания на составление геометрических фигур из палочек

  • Воспроизведение последовательности чисел в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа

Логические задачи на поиск недостающих фигур

  • Называние соседних чисел, предыдущего и последующего числа; понимание выражений: до, после, между, перед, за.

«Назови соседей числа»

  • Соотнесение цифры, числа и количества.

Игры на воссоздание из геометрических фигур образных и сюжетных изображений

«Листик»

  • Сравнение чисел (равные, больше, меньше на несколько единиц).

Найди рисунок-двойник

  • Число О и его обозначение

 

Где два одинаковых?

  • Счет предметов по порядку. Название и последовательность первых десяти порядковых числительных.

Загадочные картинки

  • Определение порядкового места предмета.

«Назови пропущенное число»

  • Нахождение предмета по занимаемому порядковому месту

«По порядку рассчитайся»

  • Состав чисел в пределах 10 из отдельных единиц и из двух меньших чисел.

задания на составление геометрических фигур из палочек

  • Умение иллюстрировать различные случаи состава чисел на наглядных пособиях, рисунках.

«4-й лишний»

СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ В ПРЕДЕЛАХ 10

  • Прибавление к однозначному числу чисел 0, 1, 2, 3, 4, 5.

  • Вычитание чисел 0, 1, 2, 3, 4, 5 (в пределах 10).

задания на составление геометрических фигур из палочек

  • Составление задач на основе наблюдений и действий с предметами

«Задачи в стихах»

«Думай, считай, отгадывай»

  • Запись решения задачи в виде примера

  • Задачи на нахождение суммы.

  • Задачи на нахождение остатка.

  • пользоваться знаками и обозначениями: +, —, =,

анализ

синтез

сравнение

абстрагирование

обобщение

классификация

конкретизация

установление причинно-следственных связей, способность рассуждать

Условные обозначения:

Учитель-дефектолог  

Л.В. Горшкова____________

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка с задержкой психического развития дошкольного возраста в ДОУ компенсирующего вида

Сопровождение – это не единовременная помощь, а  долговременная поддержка ребенка, в основе которой лежит четкая организация, направленная на выбор варианта решения его актуальных проблем....

Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка с задержкой психического развития дошкольного возраста в ДОУ компенсирующего вида

Сопровождение – это не единовременная помощь, а  долговременная поддержка ребенка, в основе которой лежит четкая организация, направленная на выбор варианта решения его актуальных проблем....

Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста

Дети с ЗПР имеют ряд особенностей в психофизическом развитии, общении. Эти особенности не позволяют эффективно развиваться, овладевать знаниями, приобретать жизненно-необходимые умения и навыки. При З...

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ (социально-коммуникативное развитие ребенка с расстройством аутистического спектра)

Аутизм – это нарушение развития, которое обычно характеризуется задержкой и нарушением социальных навыков, речи и поведения. Они не хуже и не лучше обычных детей, они просто другие. Эти дети нуж...

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия по формированию сенсорных эталонов и элементарных математических представлений у детей раннего возраста с нарушениями в развитии

Возраст: 3 годаЗаключение: ССРПР, УО-?Цель: развитие понимания речи на основе формирования сенсорных эталонов; развитие конструктивных навыков и зрительного внимания....