Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста
материал по коррекционной педагогике
Дети с ЗПР имеют ряд особенностей в психофизическом развитии, общении. Эти особенности не позволяют эффективно развиваться, овладевать знаниями, приобретать жизненно-необходимые умения и навыки. При ЗПР не только существенно замедляется формирование речи и словесного мышления, но и страдает развитие познавательной деятельности в целом.
Целью коррекционной работы является развитие не только познавательной сферы детей с ЗПР, а также таких психических процессов как память, мышление, внимание, восприятие,
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualnyy_marshrut.docx | 25.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста
Содержание коррекционно-развивающей работы
Развитие внимания
1) развивать способность к переключению внимания;
2) развивать концентрацию внимания;
3) развивать произвольное внимание;
4) развивать объём внимания;
5) развивать произвольное внимание.
- «Хлопни в ладоши, если услышишь слово, обозначающее животное» (растения, обувь и т.д.);
- «Встань, если услышишь слово, обозначающее растение» (одежда, транспорт и т. д.);
- «Хлопни в ладоши, если услышишь слово, обозначающее животное; встань, если услышишь слово, обозначающее растение».
- «Найди отличия»,
- «Что неправильно?»,
- «Что задумал художник?»,
- «Что недорисовано?»
- «Нарисуй 10 треугольников, закрась красным карандашом 3 и 5 треугольники» и т. д.
- «Расставь точки на своей карточке так, как ты видел»,
- «Найди пару», «Найди такой же».
- «Раскрась фигуры» (как только проявляется небрежность, работа прекращается),
- «Копирование образца»,
- «Найди такой же предмет»,
- «Рисую палочки»,
- «Расставь значки»
Развитие восприятия
1) развивать восприятие геометрических фигур
2) развивать точность восприятия
3) развивать цветоразличение
4) развивать восприятие длительности временного интервала
5) развивать представление о частях суток
6) развивать представления о временах года
7) развивать пространственные представления
8) развивать наблюдательность
- «Назови фигуру»,
- «Геометрическое лото»,
- «Нарисуй фигуру, которую я назову»,
- «Танграм»,
- «Закрой фигуры»,
- «Из каких фигур состоит предмет?» (вариативность),
- «Составь целое из частей (с геометрическими фигурами) (вариативность)»,
- «Рисование картин, состоящих из геометрических фигур»,
- «Кто больше найдет в группе предметов треугольной, круглой формы, в форме куба и т.д.».
- «Дорисуй фигуры»,
- «Угадай, что хотел нарисовать художник?»
- «Радужный хоровод»,
- «Уточним цвет предметов (вариативность)»,
- «Цветное лото»,
- «Найди 5 предметов одного цвета» (вариативность).
- «Рассматривание часов, движения секундной стрелки»,
- «Посиди тихо и встань, когда минута закончится (по мнению ребёнка)»,
- «Сделай за 1 минуту: разрежь бумагу на полоски (заранее разлинованные листы бумаги, ширина полос – 3 см; нарисуй фигуры; сложи палочки в коробку и т.д.)».
- Беседа по картинкам (части суток),
- «Разложи картинки»,
- «Я начну, ты продолжай, дни недели называй!»,
- «Угадай время года по описанию (вариативность)»,
- Отгадывание загадок о временах года
- Заучивание стихотворений,
- Беседа о временах года,
- «Назови время года»
- «Покажи правую, левую руку, ногу ухо и т.д.»,
- «Где сидит мишка? Какая игрушка стоит перед (слева, справа, позади) мишкой? И т. д.»
- «Нарисуй в центре круг, справа треугольник и т. д.»,
- «Расскажи, где, какая игрушка стоит?»
- «Посмотри и найди предметы круглой формы»,
- «Кто больше назовёт?»,
- «Назови все предметы, которые были «спрятаны»»
Развитие мышления
1) развивать мыслительные процессы: обобщение, отвлечение, выделение существенных признаков
2) развивать гибкость ума и словарный запас
3) развивать сообразительность
- «Расставь по порядку (от самого большого к самому маленькому и т. д.)»,
- «Четвёртый лишний»,
- «Найди отличия».
- «Назови слова, обозначающие деревья; слова, относящиеся к спорту и т. д.»
- «Как это можно использовать?»,
- «Говори наоборот»,
- «Бывает – не бывает»,
- Загадывание загадок.
Развитие памяти
1) увеличивать объём памяти в зрительной, слуховой и осязательной модальностях
2) развивать приёмы ассоциативного и опосредованного запоминания предметов в процессе игровой и непосредственно образовательной деятельности
- «Посмотри внимательно на фигуру, запомни и сделай такую же» (выкладывание из палочек одного цвета или нескольких цветов),
- «Я положил в мешок» (первый игрок называет слово, второй повторяет предыдущее слово и называет своё и т д.),
- «Я - фотоаппарат».
- «Пиктограмма» (запоминание слов и фраз),
- «Перескажи сказку (небольшой рассказ)», беседа по произведению с уточняющими вопросами,
- «10 слов» (запоминание слов с использованием смысловой системы: связывание слов в один сюжет)
Развитие воображения и творческих способностей
1) развивать воображение и творческие способности
- «Пантомима» (изобразить жестами, мимикой какой – либо предмет),
- «Дорисуй»,
- «Рисование по точкам»,
- «Комбинирование» (рисование или конструирование предметов из геометрических фигур),
- «Что будет, если …»
Развитие тонкой моторики рук
1) развивать тонкую моторику рук массажными шариками и кольцом Су Джок
- Комплекс № 1 (гимнастический): выпрямление кисти, сжимание пальцев, присоединение пальцев друг к другу и т. д.
- Комплекс № 2 (рисуночный): «Обведи контур», «Угадай, кто я», «Самолёты за облаками» и т. д.
- Комплекс № 3 (развитие тонкой моторики пальцев рук): «Гребешок», «Лесенка», «Бег», «Колечки», «Ёжик» и т. д.
Познавательное развитие
– продолжать развивать интерес к процессу и результату конструирования;
-– расширять и углублять представления ребенка о местах обитания,
образе жизни животных и растений;
– углублять и расширять представления ребенка о явлениях природы;
-формировать умение ребенка устанавливать причинно – следственные связи;
- развивать сенсорную способность ребенка, формировать умение выделять знакомые объекты из фона зрительно, по звучанию, на ощупь, по запаху и на вкус;
- совершенствовать навыки пользования способами проверки (приемы наложения и приложения),
- развивать ориентировочные действия на листе бумаги,
- формировать умение образовывать последующее число добавлением одно-
го предмета к группе,
- знакомить с количеством в пределах десяти;
- формировать у ребенка умение называть цифровой ряд, выкладывая
цифры в последовательности, подбирая соответствующую цифру к количеству предметов;
Наблюдения, беседы, игры, чтение литературы о домашних и диких животных и их детенышах.
Игры эксперименты с водой, песком, камнями.
Игры и упражнении я со строительными наборами.
д/и «Какой цифры не стало?»,
«Найди такой же узор»,
«Каждую фигуру на свое место»,
«Кто больше увидел»
Дети с ЗПР имеют ряд особенностей в психофизическом развитии, общении. Эти особенности не позволяют эффективно развиваться, овладевать знаниями, приобретать жизненно-необходимые умения и навыки. При ЗПР не только существенно замедляется формирование речи и словесного мышления, но и страдает развитие познавательной деятельности в целом.
Целью коррекционной работы является развитие не только познавательной сферы детей с ЗПР, а также таких психических процессов как память, мышление, внимание, восприятие,
Задачи:
1. повышение уровня развития памяти
2. повышение уровня развития внимания
3. повышение уровня развития мышления
4. повышение уровня развития восприятия
5. повышение познавательного развития
Результатами работы ожидается повышение уровня развития познавательных психических процессов у детей с ЗПР таких как память, внимание, мышление, восприятие.
В своей коррекционной работе использую здоровьесберегающие технологии:
- арт – терапия или терапия творчества на песке. Через рисунок, сказку, игру ребенок выражает свои эмоции и внутренние конфликты. Это помогает ему понять собственные чувства и переживания, способствует повышению самооценки, снятию напряжения, развитию навыков общения, эмпатии и творческих способностей (снятие агрессии, развитие мелкой моторики рук)
- сказкотерапия – это направление способствует расширению кругозора, увеличению словарного запаса, развитию внимания, памяти, речи, формируются новые знания и представления о мире. Дети учились составлять сказку на предложенную тему, изображали ее на бумаге, передавая особенности сказочного жанра; “, в результате у детей развивается творческое воображение, ребенок учится сочинять продолжение для старых сказок, придумывать новые сказки по новым вопросам.
- су-джок терапия- упражнения с использованием Су-Джок обогащают знания ребенка о собственном теле, развивают тактильную чувствительность, мелкую моторику пальцев рук, опосредованно стимулируют речевые области в коре головного мозга, а так же способствуют общему укреплению организма и повышению потенциального энергетического уровня ребенка. Кроме того, они помогают организовать занятия интереснее и разнообразнее, создают благоприятный психофизиологический комфорт детям во время занятия.
-цветотерапия – один из эффективных методов, позволяющий сохранить психологическое здоровье. Её суть состоит в том, что световые фотоны, проникая через глаза человека, действуют на нейроны мозга, которые, в свою очередь, передают импульсы светозависимым гормонам. В результате эти гормоны производят в организме те или иные изменения, которые проявляются в различном виде – в перемене настроения, улучшении ли ухудшении работы внутренних органов и систем.
Эти занятия помогают детям лучше познать себя, достичь гармонии с окружающими, развить правильное отношение к жизни, обрести позитивный настрой. С помощью занятий цветотерапией удаётся корректировать психологическое состояние гиперактивных детей, а также малышей, склонных к меланхолии. Игры с цветом позволяют определить психоэмоциональное состояние каждого ребёнка и найти способы помочь ему справиться с проблемой. Помимо этого, цветотерапия в работе с дошкольниками позволяет укрепить и физическое здоровье детей. Как это возможно?
Влияние различных цветов на физическое состояние человека
Каждый цвет излучает собственные электромагнитные волны, которые человек воспринимает по-разному.
Красный. Действует возбуждающе на нервную систему, придаёт бодрости, активирует работу левого полушария, повышает давление. Подходит для лечения апатии, малокровия, артрита. При патологиях глаз его влияние также положительное. Красный цвет ещё и укрепляет иммунную систему и стимулирует кровообращение.
Жёлтый. Цвет радости, обладает мощной энергетикой, дарит положительные эмоции. Используется для лечения депрессии, заболеваний печени и желчного пузыря, при диабете, налаживает работу органов пищеварения.
Зелёный способен понижать давление, успокаивать нервную систему. Он действует на стенки сосудов, расширяя их. Благодаря ему легко справиться с беспокойством, наладить сон, улучшить зрение. Он является отличным лекарем при невралгии и остеохондрозе.
Синий или голубой, в противоположность зелёному, способен повышать артериальное давление. Он активирует защитные функции организма, помогая справиться с различными инфекционными заболеваниями. Длительное пребывание в помещении синего цвета способствует наступлению меланхолии и депрессии.
Фиолетовый цвет способен благотворно влиять на тонус мышц, а также некоторые внутренние органы, например, селезёнку. Подобно синему он помогает организму бороться с вирусами.
Стараюсь уделять постоянное внимание каждому ребёнку. Общаясь c детьми, стараюсь построить с ними доверительные отношения, Поэтому, разговаривая с ребёнком, нахожусь на его уровне, чтобы общение происходило “глаза в глаза”. Общаясь с воспитанником всегда называю его по имени, так как это свидетельствует о заботе взрослого о ребёнке: “Меня назвали по имени, значит, на меня обратили внимание, меня выделили”. Необходимо различать личность ребёнка и его поведение. Всегда помнить, что нет плохих детей, а есть плохое поведение. Стараюсь помочь ребёнку оценить своё поведение, поступки, действия. В беседе с ребенком, стараюсь подвести его к тому, чтобы он сам оценил свой поступок, говорю ему: “Ты хороший, но поступил не совсем правильно”.
В общении c ребёнком необходимо избегать сравнений со сверстниками, так как наши дети испытывают неуверенность в себе, и болезненно реагируют на это, считают, что их не любят. Лучше сравнить поведение ребёнка вчера c его поведением сегодня.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный маршрут сопровождения ребёнка с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста.
Методический материал отражает вариант индивидуального коррекционно – развивающего маршрута сопровождения ребёнка с задержкой психического развития дошкольного возраста. Рассмотрены принци...
Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка с задержкой психического развития дошкольного возраста в ДОУ компенсирующего вида
Сопровождение – это не единовременная помощь, а долговременная поддержка ребенка, в основе которой лежит четкая организация, направленная на выбор варианта решения его актуальных проблем....
Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка с задержкой психического развития дошкольного возраста в ДОУ компенсирующего вида
Сопровождение – это не единовременная помощь, а долговременная поддержка ребенка, в основе которой лежит четкая организация, направленная на выбор варианта решения его актуальных проблем....
Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка с легкой умственной отсталостью старшего дошкольного возраста
Работа содержит в себе пример как можно оргагнизовать индивидуальное сопрвождение ребенка с легкой умственной отсталостью педагогом-дефектологом. Перечисленные основные направления коррекционной работ...
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ МАРШРУТ СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЁНКА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ МАРШРУТ СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЁНКАС ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА....
7. Индивидуальный маршрут развития ребёнка с задержкой психического развития Старший дошкольный возраст от 5 до 6 лет "Художественно-эстетическое развитие (Музыкальная деятельность)
Индивидуальный маршрут развития ребёнка с задержкой психического развития Старший дошкольный возраст от 5 до 6 лет "Художественно-эстетическое развитие (Музыкальная деятельность)...
Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста
Содержание коррекционно-развивающей работы...