Тема: «Путешествие в прошлое счетных устройств»
учебно-методический материал по математике на тему
Тема: «Путешествие в прошлое счетных устройств»
( экскурсия в музей «Математических исчислений)».
Цель: познакомить детей счетными устройствами прошлого
Задачи:
- воспитываем уважение к человеку труда;
- развиваем ретроспективный взгляд на предметы рукотворного мира;
- знакомим детей с историей счетных устройств, с процессом их преобразования человеком;
- углубляем и расширяем знания детей о создании компьютера;
- закрепляем умения выделять некоторые особенности, части, свойства компьютера.
Материал:
- схемы: стая волков; стадо оленей; берлога, люди;
- цифры от 1 до 20
- картинки с изображением устаревших вычислительных устройств (доска – абак, счеты, узелковые счеты, счетные палочки, калькуляторы, компьютер);
- камешки, шишки, счетные палочки, деревянные счеты, узелковые счеты, доска – абак;
- калькуляторы;
- компьютер, составные части компьютера;
- смартфон;
- планшет;
- ноутбук;
- карточки с цифрами (5, 17);
- конфеты;
- аудиозапись для смс;
- аудиозапись «Фиксики» - песня « Компьютер»;
- портреты Б. Паскаля, Ч.Бэббиджа.
Ход занятия:
Плывем на корабле в страну Китай. Звучит аудиозапись смс.
Воспитатель:
Что это?
Дети:
Это у Вас пришла смс.
Воспитатель: (достает телефон), читает:
Приглашаем Вас посетить необыкновенный музей «Математических исчислений».
Воспитатель:
Ну, что ребята посетим музей?
Дети:
Да.
Воспитатель:
Все пойдем в музей?
Дети:
Да.
Воспитатель:
А сколько нас человек? (считают). Сколько мальчиков? (считают). А девочек? (считают).
Приезжаем в музей.
Звучит музыка. Дети исполняют китайский танец.
Воспитатель перевоплощается в «Математику – царицу наук».
Воспитатель:
Я «Математика – царица наук» вместе с моими помощниками рады видеть Вас в нашем музее. В музее вы узнаете о том, как возник математический счет и какую вычислительную технику придумали люди, чтобы усовершенствовать его.
Царица – математики:
В древни времена первобытные люди не умели считать. Учителем была сама жизнь. Сначала наши предки научились из многих предметов выделять один. Из стаи волков – вожака, из стада оленей – одного оленя (показ слайдов). Добывая пищу людям приходилось охотиться по нескольку человек. Обычно старший ставил двух охотников за берлогой, трех – с одной стороны, трех – с другой (показ слайда). Для этого он должен был считать.
1.Ребенок – помощник:
Самыми древними устройствами для счета были пальцы рук и ног. Сначала они считали по фалангам (показывает).
Царица – математики: (обращается к помощникам)
- Сколько фалангов на указательном пальце?
- Сосчитай, сколько фалангов на среднем?
- Сколько фалангов на безымянном?
- На мизинце?
- Сколько фалангов на каждом пальце? (отвечают).
Корреспондент:
Скажите, пожалуйста, а сколько пальцев на вашей руке?
Ребенок – помощник:
На моей руке 5 пальцев
5 хватальцев, 5 держальцев
Чтоб хватать и чтоб пилить
Чтобы брать и чтоб дарить
Их нетрудно сосчитать
1,2, 3,4,5 – это на одной
1,2,3,4,5 – это на другой (дети считают все вместе)
А всего их 10.
Царица – математики:
Быт человека развивался. Стал усовершенствоваться счетный материал, так как пальцев не хватало и стали использовать палочки, камушки, шишки (обращается к помощникам 2, 3, 4).
- Отсчитай, столько камушек, сколько показано на карточке.
-Отложи на две шишки больше, чем отсчитал Степан камушек?
- Отсчитай столько палочек, сколько было у Захара камушек, а у Степана шишек.
Царица – математики:
Обратите внимание на следующий экспонат.
5. Ребенок – помощник:
Стали использовать доску – абак. Абак получила широкое распространение в Египте, Греции, Риме. Она разделена на ячейки, в которые выкладывались предметы (косточки, бобы, горох) по 5 штук. А мы изучая счет используем линейку – абак.
Корреспондент:
А вы, не могли бы нам показать, как ею пользоваться?
Ребенок – помощник: (показывает).
Царица – математики:
Нами порванную нить
Сможет он соединить
Очень быстро и без клея,
А бумагу не сумеет (Узелок)
6.Ребенок – помощник:
Узелковые счеты сделаны они из веревки, на которой было завязано множество узелков. При помощи этих узелков люди считали (показывает).
Царица – математики:
- Сколько у кошки хвостов?
- Сколько у кошки лап?
- Сколько у кошки ушей?
Царица – математики:
На Руси долгое время считали по косточкам, раскладываемым в кучки. Затем «дощаный счет», который не отличался от обычных счетов и представлял собой рамку с укрепленными горизонтальными веревочками, на которые были нанизаны просверленные сливовые или вишневые косточки. Современные счеты долгое время использовали бухгалтера, в магазинах, при помощи этих счет считали копейки и рубли.
Корреспондент:
А, что Вам, известно про деревянные счеты?
7. Ребенок – помощник:
Деревянные счеты -
Все можно на них сосчитать
Деревянные счеты –
Без них счетоводом не стать,
Кто – то, когда – то в начале веков
Камешки мелкие на нитку нанизывал
И смог посчитать он в стае волков
И стал вожаком с харизмою.
Годы проходят и нитки заменены
На металлические прутки,
Камни посчитаны, ровно обрезаны
На деревянные взяты колки
Вот и еще достижение техники
Что покорило наши сердца
Стало проще учить арифметику
Числа складывать без конца
А потом к нам пришли калькуляторы
Нашей жизни сменив алгоритм
Пропал стук костяшек и косточек
Звон электроники их заменил
Но все, же сегодня скажу, не скрывая
Ностальгической нотки в словах
Деревянные счеты, штука такая,
Что заслужили память в веках (отсчитывает).
Царица – математики:
- Отсчитай число 17.
Царица – математики:
Считая на счетах человеку необходимо было много времени. Обращает внимание своих помощников на экран (слайд – схема калькулятора), дети отгадывают, что показано на экране. И поэтому изобрели счетную машину ЭВМ или как сейчас ее называют калькулятор.
Корреспондент:
- Расскажите, пожалуйста, по подробнее о машине ЭВМ.
8. Ребенок – помощник:
Дважды два кажись… четыре,
Пятью пять прибавить три…-
И скребли затылок в мире
Счетоводы до зари
И теперь не надо даже
Умножение учить
И тетрадок нет в продаже
С той таблицей! Как же быть?
Плюсы, минусы, две точки
А умножить - просто крестик
Спать спокойно можно ночью!
Уместилось все в «конвертик»
В калькулятор мозг вложили
И прекрасненько зажили –
Не считать и не решать,
Только пальцем нажимать. (показывает и решает задачу).
Царица – математика: (читает задачу)
Я вошла в тенистый бор
И увидела мухомор
Два опенка, два сморчка
Три масленка, два строчка
У тебя ответ готов?
Сколько я нашла грибов? (10)
Царица – математики:
Уважаемые гости нашего музея прежде, чем мы рассмотрим следующий экспонат мои помощники загадают Вам загадки, а Вы попробуйте их отгадать.
1. Ребенок – помощник:
По ковру зверек бежит
То замрет, то закружит
Коврика не покидает
Что за зверь, кто угадает? (компьютерная мышь)
2. Ребенок – помощник:
На доске по строчечке
Разместились кнопочки
Догадайтесь – ка вы гости,
Как здесь тыкать пальчиком? (клавиатура)
3. Ребенок – помощник:
Наверху машины - всей
Размещается - … (дисплей)
Словно смелый капитан
А на нем горит - … (экран)
4. Ребенок – помощник:
Чудо – юдо чемодан
Лампа, кнопка, да карман
Он окутан проводами
Словно город Амстердам (системный блок)
5. Ребенок – помощник:
Он уже не по годам
И похож на чемодан (ноутбук)
Корреспондент:
Вы столько много и интересного рассказали о вычислительной технике, а кто ее изобрел?
Царица – математики:
Блез Паскаль – французский ученый изобрел в 17 веке первый компьютер. Он был очень большой, назывался суммирующий компьютер (показ слайдов). А вот в 19 веке Чарльз Бэббидж первый переделал компьютер в усовершенствованную машину. Компьютер не только вычитал и складывал, но и выполнял разные команды (показ слайдов).
Корреспондент:
А для чего нужен компьютер?
9. Ребенок – помощник:
Компьютер – друг детей и взрослых
Он создан был давно
Пришел из Франции далекой
Огромный и простой,
Но шли года, века, эпохи
Компьютер стал другим
Он вычитает, прибавляет
Рисует с нами, говорит!
Передает, хранит, стирает,
Играет, учит, развивает
Всем этим занимается глава –
Микропроцессор – голова
Отсюда, следует друзья,
Компьютер, нужен для труда,
Обогащения ума
С ним просто весело всегда.
Помощники: исполняют песню «Компьютер» - Фиксики.
Корреспондент:
Молодцы! Я опубликую наше интервью на страничке журнала «Хочу все знать».
Ребята, а еще знаю современную вычислительную технику. Смотрите, у меня есть смартфон очень умный телефон. Он всегда везде со мной, настоящий помощник мой. На нем тоже можно прибавлять и вычитать, умножать, делить, считать. А вот планшет тоже современная техника, удобен в обращении и его можно всегда носить с собой.
Понравилось ли Вам ваше путешествие? По вашему мнению нужно уметь считать?
Дети – помощники читают стихотворение:
Давайте, ребята, учиться считать,
Запомните все, что без точного счета
Не двинется с места любая работа
Без счета не будет на улице света
Без счета не сможет подняться ракета
И в прятки сыграть не сумеют ребята
Беритесь, ребята, скорей за работу
Учиться считать, чтоб не сбиться со счету.
Корреспондент:
Спасибо! Благодарю за внимание! Было приятно с Вами побеседовать.
Царица – математики:
Уважаемые помощники спасибо Вам за работу. Хочу подарить Вам волшебные, сладкие браслеты, но прежде, чем испробовать их, необходимо сосчитать, сколько конфет нанизано на ниточке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekskursiya_v_muzey.docx | 22.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Путешествие в прошлое счетных устройств»
( экскурсия в музей «Математических исчислений)».
Цель: познакомить детей счетными устройствами прошлого
Задачи:
- воспитываем уважение к человеку труда;
- развиваем ретроспективный взгляд на предметы рукотворного мира;
- знакомим детей с историей счетных устройств, с процессом их преобразования человеком;
- углубляем и расширяем знания детей о создании компьютера;
- закрепляем умения выделять некоторые особенности, части, свойства компьютера.
Материал:
- схемы: стая волков; стадо оленей; берлога, люди;
- цифры от 1 до 20
- картинки с изображением устаревших вычислительных устройств (доска – абак, счеты, узелковые счеты, счетные палочки, калькуляторы, компьютер);
- камешки, шишки, счетные палочки, деревянные счеты, узелковые счеты, доска – абак;
- калькуляторы;
- компьютер, составные части компьютера;
- смартфон;
- планшет;
- ноутбук;
- карточки с цифрами (5, 17);
- конфеты;
- аудиозапись для смс;
- аудиозапись «Фиксики» - песня « Компьютер»;
- портреты Б. Паскаля, Ч.Бэббиджа.
Ход занятия:
Плывем на корабле в страну Китай. Звучит аудиозапись смс.
Воспитатель:
Что это?
Дети:
Это у Вас пришла смс.
Воспитатель: (достает телефон), читает:
Приглашаем Вас посетить необыкновенный музей «Математических исчислений».
Воспитатель:
Ну, что ребята посетим музей?
Дети:
Да.
Воспитатель:
Все пойдем в музей?
Дети:
Да.
Воспитатель:
А сколько нас человек? (считают). Сколько мальчиков? (считают). А девочек? (считают).
Приезжаем в музей.
Звучит музыка. Дети исполняют китайский танец.
Воспитатель перевоплощается в «Математику – царицу наук».
Воспитатель:
Я «Математика – царица наук» вместе с моими помощниками рады видеть Вас в нашем музее. В музее вы узнаете о том, как возник математический счет и какую вычислительную технику придумали люди, чтобы усовершенствовать его.
Царица – математики:
В древни времена первобытные люди не умели считать. Учителем была сама жизнь. Сначала наши предки научились из многих предметов выделять один. Из стаи волков – вожака, из стада оленей – одного оленя (показ слайдов). Добывая пищу людям приходилось охотиться по нескольку человек. Обычно старший ставил двух охотников за берлогой, трех – с одной стороны, трех – с другой (показ слайда). Для этого он должен был считать.
1.Ребенок – помощник:
Самыми древними устройствами для счета были пальцы рук и ног. Сначала они считали по фалангам (показывает).
Царица – математики: (обращается к помощникам)
- Сколько фалангов на указательном пальце?
- Сосчитай, сколько фалангов на среднем?
- Сколько фалангов на безымянном?
- На мизинце?
- Сколько фалангов на каждом пальце? (отвечают).
Корреспондент:
Скажите, пожалуйста, а сколько пальцев на вашей руке?
Ребенок – помощник:
На моей руке 5 пальцев
5 хватальцев, 5 держальцев
Чтоб хватать и чтоб пилить
Чтобы брать и чтоб дарить
Их нетрудно сосчитать
1,2, 3,4,5 – это на одной
1,2,3,4,5 – это на другой (дети считают все вместе)
А всего их 10.
Царица – математики:
Быт человека развивался. Стал усовершенствоваться счетный материал, так как пальцев не хватало и стали использовать палочки, камушки, шишки (обращается к помощникам 2, 3, 4).
- Отсчитай, столько камушек, сколько показано на карточке.
-Отложи на две шишки больше, чем отсчитал Степан камушек?
- Отсчитай столько палочек, сколько было у Захара камушек, а у Степана шишек.
Царица – математики:
Обратите внимание на следующий экспонат.
5. Ребенок – помощник:
Стали использовать доску – абак. Абак получила широкое распространение в Египте, Греции, Риме. Она разделена на ячейки, в которые выкладывались предметы (косточки, бобы, горох) по 5 штук. А мы изучая счет используем линейку – абак.
Корреспондент:
А вы, не могли бы нам показать, как ею пользоваться?
Ребенок – помощник: (показывает).
Царица – математики:
Нами порванную нить
Сможет он соединить
Очень быстро и без клея,
А бумагу не сумеет (Узелок)
6.Ребенок – помощник:
Узелковые счеты сделаны они из веревки, на которой было завязано множество узелков. При помощи этих узелков люди считали (показывает).
Царица – математики:
- Сколько у кошки хвостов?
- Сколько у кошки лап?
- Сколько у кошки ушей?
Царица – математики:
На Руси долгое время считали по косточкам, раскладываемым в кучки. Затем «дощаный счет», который не отличался от обычных счетов и представлял собой рамку с укрепленными горизонтальными веревочками, на которые были нанизаны просверленные сливовые или вишневые косточки. Современные счеты долгое время использовали бухгалтера, в магазинах, при помощи этих счет считали копейки и рубли.
Корреспондент:
А, что Вам, известно про деревянные счеты?
7. Ребенок – помощник:
Деревянные счеты -
Все можно на них сосчитать
Деревянные счеты –
Без них счетоводом не стать,
Кто – то, когда – то в начале веков
Камешки мелкие на нитку нанизывал
И смог посчитать он в стае волков
И стал вожаком с харизмою.
Годы проходят и нитки заменены
На металлические прутки,
Камни посчитаны, ровно обрезаны
На деревянные взяты колки
Вот и еще достижение техники
Что покорило наши сердца
Стало проще учить арифметику
Числа складывать без конца
А потом к нам пришли калькуляторы
Нашей жизни сменив алгоритм
Пропал стук костяшек и косточек
Звон электроники их заменил
Но все, же сегодня скажу, не скрывая
Ностальгической нотки в словах
Деревянные счеты, штука такая,
Что заслужили память в веках (отсчитывает).
Царица – математики:
- Отсчитай число 17.
Царица – математики:
Считая на счетах человеку необходимо было много времени. Обращает внимание своих помощников на экран (слайд – схема калькулятора), дети отгадывают, что показано на экране. И поэтому изобрели счетную машину ЭВМ или как сейчас ее называют калькулятор.
Корреспондент:
- Расскажите, пожалуйста, по подробнее о машине ЭВМ.
8. Ребенок – помощник:
Дважды два кажись… четыре,
Пятью пять прибавить три…-
И скребли затылок в мире
Счетоводы до зари
И теперь не надо даже
Умножение учить
И тетрадок нет в продаже
С той таблицей! Как же быть?
Плюсы, минусы, две точки
А умножить - просто крестик
Спать спокойно можно ночью!
Уместилось все в «конвертик»
В калькулятор мозг вложили
И прекрасненько зажили –
Не считать и не решать,
Только пальцем нажимать. (показывает и решает задачу).
Царица – математика: (читает задачу)
Я вошла в тенистый бор
И увидела мухомор
Два опенка, два сморчка
Три масленка, два строчка
У тебя ответ готов?
Сколько я нашла грибов? (10)
Царица – математики:
Уважаемые гости нашего музея прежде, чем мы рассмотрим следующий экспонат мои помощники загадают Вам загадки, а Вы попробуйте их отгадать.
1. Ребенок – помощник:
По ковру зверек бежит
То замрет, то закружит
Коврика не покидает
Что за зверь, кто угадает? (компьютерная мышь)
2. Ребенок – помощник:
На доске по строчечке
Разместились кнопочки
Догадайтесь – ка вы гости,
Как здесь тыкать пальчиком? (клавиатура)
3. Ребенок – помощник:
Наверху машины - всей
Размещается - … (дисплей)
Словно смелый капитан
А на нем горит - … (экран)
4. Ребенок – помощник:
Чудо – юдо чемодан
Лампа, кнопка, да карман
Он окутан проводами
Словно город Амстердам (системный блок)
5. Ребенок – помощник:
Он уже не по годам
И похож на чемодан (ноутбук)
Корреспондент:
Вы столько много и интересного рассказали о вычислительной технике, а кто ее изобрел?
Царица – математики:
Блез Паскаль – французский ученый изобрел в 17 веке первый компьютер. Он был очень большой, назывался суммирующий компьютер (показ слайдов). А вот в 19 веке Чарльз Бэббидж первый переделал компьютер в усовершенствованную машину. Компьютер не только вычитал и складывал, но и выполнял разные команды (показ слайдов).
Корреспондент:
А для чего нужен компьютер?
9. Ребенок – помощник:
Компьютер – друг детей и взрослых
Он создан был давно
Пришел из Франции далекой
Огромный и простой,
Но шли года, века, эпохи
Компьютер стал другим
Он вычитает, прибавляет
Рисует с нами, говорит!
Передает, хранит, стирает,
Играет, учит, развивает
Всем этим занимается глава –
Микропроцессор – голова
Отсюда, следует друзья,
Компьютер, нужен для труда,
Обогащения ума
С ним просто весело всегда.
Помощники: исполняют песню «Компьютер» - Фиксики.
Корреспондент:
Молодцы! Я опубликую наше интервью на страничке журнала «Хочу все знать».
Ребята, а еще знаю современную вычислительную технику. Смотрите, у меня есть смартфон очень умный телефон. Он всегда везде со мной, настоящий помощник мой. На нем тоже можно прибавлять и вычитать, умножать, делить, считать. А вот планшет тоже современная техника, удобен в обращении и его можно всегда носить с собой.
Понравилось ли Вам ваше путешествие? По вашему мнению нужно уметь считать?
Дети – помощники читают стихотворение:
Давайте, ребята, учиться считать,
Запомните все, что без точного счета
Не двинется с места любая работа
Без счета не будет на улице света
Без счета не сможет подняться ракета
И в прятки сыграть не сумеют ребята
Беритесь, ребята, скорей за работу
Учиться считать, чтоб не сбиться со счету.
Корреспондент:
Спасибо! Благодарю за внимание! Было приятно с Вами побеседовать.
Царица – математики:
Уважаемые помощники спасибо Вам за работу. Хочу подарить Вам волшебные, сладкие браслеты, но прежде, чем испробовать их, необходимо сосчитать, сколько конфет нанизано на ниточке.
Песня «Компьютер» Фиксики.
1 Куплет:
Вот бы мне большой компьютер
Чтоб экран огромный был
Я бы свой большой компьютер
Весь бы играми набил
Припев:
Компьютер, компьютер, компьютер – это круто!
Играл бы в компьютер я целый день подряд
Играл бы и ночью, и вечером, и утром
Но мне не – не – не – не –не разрешат.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по теме: «Путешествие в прошлое счетных устройств».
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе.Тема: «Путешествие в прошлое счетных устройств»....
Нелельный проект "Путешествие в прошлое счетных устройств"
Данный проект поможет познакомить детей старшего дошкольного возраста с прошлым и настоящим счетных устройств, с процессом их преобразования человеком; развивать и активизировать познавате...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе. Тема: «Путешествие в прошлое счетных устройств»
Цель: познакомить детей с историей счетных устройств, с процессом их преобразования человеком, развить ретроспективный взгляд на предметырукотворного мира; активизировать познавательную деятельность д...
Проект "Путешествие в прошлое счетных устройств"
В проекте отображенны этапы работы и предоставлен фотоотчет проделанной работы с детьми подготовительной группы...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе . Тема: «Путешествие в прошлое счетных устройств».
познакомить детей с историей счетных устройств...
Окружающий мир по теме «Путешествие в прошлое счетных устройств»
познакомить с историей счетных устройств, с процессором их преобразования человеком; расширять представления о предметах облегчающих труд людей; закреплять представления о компьютере, активизировать п...