Педагогический проект «Разумейка» в группе для детей с нарушениями зрения
методическая разработка по математике (подготовительная группа) на тему

Младенцева Дарья Геннадьевна

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка - детский сад «Дружба»

 

 

image

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Педагогический проект «Разумейка»

в группе для детей с нарушениями зрения

 

развитие математических способностей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                     Составил: Младенцева Д.Г.,

                                                                                            воспитатель 1 к.к.

 

 

 

 

 

 

г. Качканар

 

Актуальность проекта: Детство – уникальный период в жизни человека, в процессе которого  формируется здоровье и осуществляется развитие личности. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации Российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада. Нарастающий информационный поток и, как следствие, интенсификация образования и обучения детей еще больше обострили проблему здоровья, его сохранности и укрепления.

Обучение ребёнка элементарным математическим представлениям не является изолированной задачей, а входит в общий комплекс обучения неотъемлемой составной частью, являясь базой для обучения ребёнка многим другим предметам. Не следует забывать, что для прочного усвоения знаний собственно занятий по элементарной математике не достаточно. Необходимо использовать и закреплять эти знания на занятиях по конструированию, рисованию, лепке, аппликации и др. Не менее важно и опосредованное обучение при проведении игр, досугов, праздников. Математические занятия дают в определённой системе и последовательности, при этом доза нового должна быть небольшой, посильной для усвоения. Поэтому каждую задачу дробят на более мелкие части, которые изучают последовательно. Дошкольники усваивают небольшое количество математических терминов: названия геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которой является чувственный опыт. Успешность умственного, эстетического и нравственного воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. насколько ребенок видит, слышит, осязает окружающее. В настоящее время реализуется новая концепция дошкольного воспитания, идет поиск неординарных, альтернативных путей, внедряются новые технологии, развивающие методики. Однако, при этом из поля зрения теоретиков и практиков дошкольного воспитания выпадают ценные идеи, опыт, накопленный во второй половине 20-го века в отечественной дошкольной педагогике по вопросам сенсорного воспитания детей раннего возраста и роли сенсорного воспитания в процессе формирования и всестороннего развития личности ребенка.

Таким образом, актуальность системного подхода в математическом и сенсорном развитии детей определяется необходимостью обобщения достижений прошлого в области сенсорного воспитания и внедрения современных технологий математического развития.

Проект состоит из пяти этапов

 

Этапы

Содержание проектной работы

Прогнозируемый результат

I этап

Подготовительный

(январь-март 2009г.)

Подготовка и самообразование педагога по проблеме диагностики математического развития у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения. Поиск и анализ литературных источников, и опыта педагогов по проблематике работы с родителями согласно направленности проекта.

Готовность педагога к началу проекта

Формулировка исходных методологических положений.

II этап

Диагностико-прогностический

(апрель-май 2009г.)

Разработка комплекса нетрадиционных занятий, направленных на повышение математических знаний и сенсорное развитие детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения.

Выявление проработка проблем, обоснование их актуальности.

III этап

Организационный

(июнь-август 2009г.)

Обеспечение условий для реализации комплекса нетрадиционных занятий, направленных на математическое и сенсорное развитие.

Оптимальные условия для апробации проекта.

IV этап

Практический

(1.10.2009-30.04.2010г.)

(1.10.2010-30.04.2011г.)

(1.10.2013-30.04.2014г.)

Апробация проекта.

Выявление уровня эффективного использования комплекса нетрадиционных занятий.

Диагностика воспитательно-образовательного процесса.

Выявление уровня развития зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения.

Исследование возможных проблем и противоречий

Появление новых направлений работы с детьми старшего дошкольного возраста согласно тематике проекта.

V этап

Обобщающий

(май-август 2014г.)

Коррекция комплекса нетрадиционных занятий в соответствии с результатами работы за предыдущий период.

 

Выявление и проработка проблем, обоснование их актуальности.

 

Разработка проекта рабочей программы по повышению математических знаний и сенсорному развитию детей дошкольного возраста.

Проект рабочей программы по математическому и сенсорному развитию дошкольников

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obychnaya_bumaga1.docx62.22 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка - детский сад «Дружба»

Педагогический проект «Разумейка»

в группе для детей с нарушениями зрения

развитие математических способностей

                                                                                                     Составил: Младенцева Д.Г.,

                                                                                            воспитатель 1 к.к.

г. Качканар

Актуальность проекта: Детство – уникальный период в жизни человека, в процессе которого  формируется здоровье и осуществляется развитие личности. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации Российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада. Нарастающий информационный поток и, как следствие, интенсификация образования и обучения детей еще больше обострили проблему здоровья, его сохранности и укрепления.

Обучение ребёнка элементарным математическим представлениям не является изолированной задачей, а входит в общий комплекс обучения неотъемлемой составной частью, являясь базой для обучения ребёнка многим другим предметам. Не следует забывать, что для прочного усвоения знаний собственно занятий по элементарной математике не достаточно. Необходимо использовать и закреплять эти знания на занятиях по конструированию, рисованию, лепке, аппликации и др. Не менее важно и опосредованное обучение при проведении игр, досугов, праздников. Математические занятия дают в определённой системе и последовательности, при этом доза нового должна быть небольшой, посильной для усвоения. Поэтому каждую задачу дробят на более мелкие части, которые изучают последовательно. Дошкольники усваивают небольшое количество математических терминов: названия геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которой является чувственный опыт. Успешность умственного, эстетического и нравственного воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. насколько ребенок видит, слышит, осязает окружающее. В настоящее время реализуется новая концепция дошкольного воспитания, идет поиск неординарных, альтернативных путей, внедряются новые технологии, развивающие методики. Однако, при этом из поля зрения теоретиков и практиков дошкольного воспитания выпадают ценные идеи, опыт, накопленный во второй половине 20-го века в отечественной дошкольной педагогике по вопросам сенсорного воспитания детей раннего возраста и роли сенсорного воспитания в процессе формирования и всестороннего развития личности ребенка.

Таким образом, актуальность системного подхода в математическом и сенсорном развитии детей определяется необходимостью обобщения достижений прошлого в области сенсорного воспитания и внедрения современных технологий математического развития.

Тип проекта: познавательный.

Вид проекта: исследовательский.

Срок реализации проекта: с 1.10.2009 (долгосрочный).

Участники проекта: воспитанники коррекционной группы №2, воспитатель группы, родители.

Цель: способствовать развитию у детей:

  • высокой познавательной мотивации;
  • свободной, самостоятельной, активной, проявляющей инициативы в деятельности и в общении;
  • чувство собственного достоинства и способность уважать других;
  •  подготовленности к жизни и учебе в следующей «социальной ситуации развития» школе;
  • обеспечить детям высокий уровень подготовки к последующему усвоению систематического курса математики;
  • поддержать систему непрерывного образования.

Задачи проекта:

  • формировать мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества;
  • увеличение объема внимания и памяти;
  • формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, аналогии);
  • развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей.

Работа построена на принципах развивающего обучения и направлена:

  • на формирование у ребёнка практических умений и навыков;
  • на интеллектуальное, эстетическое, речевое развитие;
  • на стремление к самостоятельной работе;
  • •на развитие личности в целом (умение анализировать, сравнивать, видеть и понимать красоту окружающего мира, логически рассуждать, эмоционально переживать).

Продукты проекта: предметно-развивающая среда, праздники, участие в конкурсах.

Проблема: в связи с особенностями развития, не все дети подготовительной к школе группы имеют достаточные математические знания и сенсорные навыки.

Ожидаемые результаты:

Предполагается, что организованная работа по развитию математических способностей и сенсорных навыков старших дошкольников в соответствии с современными требованиями будет способствовать повышению уровня развития математических  способностей и сенсорных навыков  детей:

  • у детей будет выработан интерес к самому процессу познания математики;
  • воспитанники преодолеют трудности и не будут боятся ошибок п процессе познания;
  •  самостоятельно находить способы решения познавательных  задач;
  • стремится к достижению поставленной цели;
  • научаться переносить усвоенный опыт в новые ситуации.

Родители обогатят свой педагогический опыт приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье.

Педагог повысит педагогическую компетенцию в данном направлении. Реализует на практике новые методики работы с детьми.

Формы реализации:

  • обучение в повседневных бытовых ситуациях;
  • демонстративные опыты;
  • сенсорные праздники;
  • театрализация с математическим содержанием;
  • образовательные ситуации;
  • беседы об истории математики, связи математики и разных видов искусства – музыки, архитектуры, декоративно - прикладного искусства, дизайна;
  • самостоятельная исследовательская деятельность в развивающей среде;
  •  индивидуально-творческая деятельность,
  •  творческая деятельность в малой подгруппе(3-6 детей),
  • учебно-игровая деятельность (познавательные игры),
  •  игровой тренинг.

Методы и приемы:

  •  практические (игровые);
  •  экспериментирование;
  •  моделирование;
  • воссоздание;
  •  преобразование;
  •  конструирование;
  • сюжетно – ролевая игра;
  • игра – драматизация.

Дидактические средства:

  • наглядный материал (книги, компьютер);
  •  модели;
  • дидактические игры;
  • подвижные игры.

Всё это опирается на развивающую среду, которая построена следующим образом:

  1. Математические игр - развлечения:
  • игры на плоскостное моделирование (Пифагор, Танграм и т.д.),
  • игры головоломки,
  • задачи-шутки,
  • кроссворды,
  • ребусы

  1. Дидактические игры:
  • сенсорные,
  • моделирующего характера.

  1. Развивающие игры - это игры, способствующие решению умственных способностей.

Основные средства:

  • информирование родителей о задачах и содержании математического воспитания в детском саду и семье;
  • участие родителей в работе по развитию математических способностей детей в дошкольном учреждении (математические праздники, конкурсы, КВН);
  • создание обогащенной развивающей среды в группе;
  • проведение бесед
  • создание игровых ситуаций;
  • проведение интеллектуальных игр;
  • проведение праздников, развлечений, конкурсов, КВН;
  • проведение совместных с детьми образовательных ситуаций.

Условия инновационной работы:

  • образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессовых факторов учебного процесса;
  • новые знания не даются детям в готовом виде, а постигаются ими путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков;
  • большое внимание уделяется развитию вариативного мышления и творческих способностей ребенка;
  • индивидуальный подход к каждому ребёнку(темп освоения знаний);
  • при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
  • у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
  • процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности;
  • обеспечивается преемственные связи между всеми ступенями обучения.

Проект состоит из пяти этапов

Этапы

Содержание проектной работы

Прогнозируемый результат

I этап

Подготовительный

(январь-март 2009г.)

Подготовка и самообразование педагога по проблеме диагностики математического развития у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения. Поиск и анализ литературных источников, и опыта педагогов по проблематике работы с родителями согласно направленности проекта.

Готовность педагога к началу проекта

Формулировка исходных методологических положений.

II этап

Диагностико-прогностический

(апрель-май 2009г.)

Разработка комплекса нетрадиционных занятий, направленных на повышение математических знаний и сенсорное развитие детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения.

Выявление проработка проблем, обоснование их актуальности.

III этап

Организационный

(июнь-август 2009г.)

Обеспечение условий для реализации комплекса нетрадиционных занятий, направленных на математическое и сенсорное развитие.

Оптимальные условия для апробации проекта.

IV этап

Практический

(1.10.2009-30.04.2010г.)

(1.10.2010-30.04.2011г.)

(1.10.2013-30.04.2014г.)

Апробация проекта.

Выявление уровня эффективного использования комплекса нетрадиционных занятий.

Диагностика воспитательно-образовательного процесса.

Выявление уровня развития зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения.

Исследование возможных проблем и противоречий

Появление новых направлений работы с детьми старшего дошкольного возраста согласно тематике проекта.

V этап

Обобщающий

(май-август 2014г.)

Коррекция комплекса нетрадиционных занятий в соответствии с результатами работы за предыдущий период.

Выявление и проработка проблем, обоснование их актуальности.

Разработка проекта рабочей программы по повышению математических знаний и сенсорному развитию детей дошкольного возраста.

Проект рабочей программы по математическому и сенсорному развитию дошкольников

Приложение

Педагогический проект «Разумейка» в группе для детей с нарушениями зрения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимосвязь лечебно-восстановительной работы и педагогической коррекции в детском саду для детей с нарушением зрения.

Основная цель– оказание комплексной (медицинской и педагогической) помощи детям, необходимой  им для повышения зрения, полноценного   общения с окружающим миром и адаптации в общество н...

Консультация для педагогов коррекционных групп для детей с нарушением зрения. Тема: «Основные особенности адаптации стимульного материала для детей с нарушением зрения»

Материалы данной консультации расскажут о том, какие требования предъявляются к демонстрационному и раздаточному материалу при организации образовательного процесса с детьми с нарушением зрения, а так...

Педагогический проект: «Система планирования педагогического процесса воспитателем дошкольного учреждения для детей с нарушениями зрения в подготовительной к школе группе»

Педагогический проект:«Система планирования педагогического процесса воспитателем дошкольного учреждения для детей с нарушениями зрения в подготовительной к школе группе» ...

Рабочая программа коррекционно-педагогической работы в подготовительной к школе группе для детей с нарушением зрения

разработана рабочая программа для работы учителя- дефектолога в подготовительной группе для детй снарушением зрения...

Конспект родительского клуба в старшей группе для детей с нарушением зрения Тема: «Развитие зрения в играх»

Цель: Познакомить родителей с играми и упражнениями способствующие профилактике нарушения, коррекции зрения у детей.Задачи: Установить партнерские отношения с семьей каждого ребенка; объединить ...

ПРОЕКТ в старшей группе для детей с нарушением зрения Тема: «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников с нарушением зрения в процессе экспериментирования в ДОУ и дома»

Цель проекта: Практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности.Задачи проекта:Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство ...