формирования пространственных представлений у воспитанников старшего дошкольного возраста с помощью знакового моделирования
проект по математике (подготовительная группа) на тему

Криворучко Алёна Станиславовна

Использование знаковых моделей развивает умственные способности. У ребенка, владеющего внешними формами замещения и знакового моделирования (использование условных обозначений, чертежей, схем т.п.), появляется возможность применять заместители и знаковые модели в уме, представить себе при их помощи то, о чем рассказывают взрослые, заранее «видеть» возможные результаты собственных действий. А это и является показателем высокого уровня развития умственных способностей, что соответствует социальному заказу современной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл modelirovanie.docx55.46 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

Введение…………………………………………………………………………

Глава 1. Теоретические основы формирования пространственных представлений у воспитанников старшего дошкольного возраста с помощью знакового моделирования

  1. Психолого-педагогические основы формирования пространственных представлений у воспитанников  старшего дошкольного…………………..
  2. Моделирование: понятие, виды  и особенности в формировании математических представлений дошкольников …………………………..
  3. Моделирование, как метод формирования пространственных представлений у воспитанников старшего дошкольного возраста ……..
  4. Анализ примерной основной общеобразовательной программы «Детство»  по проблеме  формирования пространственных представлений у воспитанников старшего дошкольного возраста ………………………….

Выводы по первой главе …………………………………………………….

Заключение …………………………………………………………………….

Список литературы ………………………………………………………….

ВВЕДЕНИЕ

Дошкольный возраст – период интенсивного развития пространственных представлений. Пространственные представления, хотя и возникают очень рано, являются более сложным процессом, чем умение различать качества предмета. В формировании пространственных представлений и способов ориентации в пространстве участвуют различные анализаторы (кинестетический, осязательный, зрительный, слуховой).

Особенно следует подчеркнуть необходимость формирования пространственных представлений для подготовки дошкольников к обучению в школе.

Чтобы ребенок успешно учился в школе, он должен свободно ориентироваться в пространстве и владеть основными пространственными понятиями. Пространственные представления необходимы для обучения ребенка счету, письму, рисованию, чтению и другим дисциплинам, которые основаны на установлении соотношений между предметами и явлениями, их последовательности, а значит, их пространственных взаимосвязей.

Вопросами формирования у дошкольников представлений о пространстве занимался целый ряд как отечественных, так и зарубежных ученых и практиков (Л.А. Венгер, А.Н. Давидчук, О.М.Дьяченко,  А.М. Леушина,  В.П. Новикова, А.А. Столяр, М.А. Фидлер и др.).

Т.А. Мусейбова считает - лучшим способом формирования у детей представлений о пространственных отношениях, являются игры и игровые упражнения на разных этапах, но в  последние годы предлагается использовать моделирование (Л.А. Венгер, Т.В. Лаврентьева), данные авторы разработали определенное содержание и методику по формированию пространственных представлений. Вопросы моделирования рассмотрены в работах логико-филосовского плана с позиций использования моделей для изучения тех или иных свойств оригинала, или его преобразования, или замещения оригинала моделями в процессе какой-либо деятельности (И.Б. Новиков, Н.А.Уемов, В.А. Штоф и др.) [19].

Метод моделирования дает положительные результаты в практическом применении, активизируя познавательную деятельность детей, с помощью модели дети учатся обобщенно представлять существенные признаки предметов, связи и отношения в реальной действительности [8, с.236].

Несмотря на достаточную степень изученности проблемы использования моделирования в развитии  математических представлений у дошкольников, не в полную меру разработан один из её аспектов – использование моделирования  в формировании  пространственных представлений.

Использование знаковых моделей развивает умственные способности. У ребенка, владеющего внешними формами замещения и знакового моделирования (использование условных обозначений, чертежей, схем т.п.), появляется возможность применять заместители и знаковые модели в уме, представить себе при их помощи то, о чем рассказывают взрослые, заранее «видеть» возможные результаты собственных действий. А это и является показателем высокого уровня развития умственных способностей, что соответствует социальному заказу современной школы. Однако системы работы по формированию пространственных представлений с помощью знакового моделирования нет.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ ЗНАКОВОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ

  1. Психолого-педагогические основы формирования пространственных представлений у воспитанников  старшего дошкольного возраста

Вопросами формирования у детей представлений о пространстве занимался целый ряд как отечественных, так и зарубежных ученых и практиков (Л.А. Венгер, Р.К. Говорова, О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьева, А.М. Леушина, Т. А. Мусейбова, В.П. Новикова, М.А. Фидлер и др.) [20].

Пространственные представления - это представления о пространственных и пространственно-временных свойствах и отношениях, величине, форме, относительном расположении объектов [21].

В психологическом словаре пространственные представления рассматриваются как представления о пространственных и пространственно – временных свойствах и отношениях: величине, форме, относительном расположении объектов, их поступательном и вращательном движении и т.д.

Значение своевременного развития у детей пространственных представлений и умения ориентироваться в предметно-пространственном окружении рассматриваются в психолого-педагогической литературе в двух аспектах.

1. Общеразвивающий аспект связан с особой ролью пространственных восприятий, представлений и умения ориентироваться в пространстве в развитии познавательной деятельности ребёнка, в совершенствовании его сенсорных, интеллектуальных, творческих способностей. Формирование у ребёнка пространственных представлений повышает результативность и качество его деятельности (продуктивно-творческой, познавательной, трудовой).

2. Математический аспект связан с развитием у детей способности владения различными способами пространственной ориентации («по схеме тела», «по схеме предметов», по направлениям пространства «от себя» и с изменением точки отсчёта), что служит основой успешного усвоения соответствующих математических разделов в школе.

Понятие «пространственная ориентация» используется для характеристики умения человека ориентироваться не только на местности, но и на себе, на другом человеке (левая рука, правая рука), на различных предметах, в условиях ограниченного пространства, например на листе бумаги. Этот процесс также предполагает активные действия субъекта в пространстве.

Т.А.Павлова выделяет пространственное ориентирование как особый вид восприятия, при помощи зрительного, слухового, кинестетического и кинетического анализаторов. Деятельность вышеназванных анализаторов является общей материальной основой пространственного ориентирования. Посредством выработки условных рефлексов развиваются и совершенствуются анализаторы, обеспечивающие восприятие пространства.

А.В. Семенович была разработана структура пространственных представлений, в которой можно выделить четыре основных уровня. В основе выделения уровней в структуре пространственных представлений лежит последовательность овладения ребенком пространственными представлениями в онтогенезе.

Первый уровень. Пространственные представления о собственном теле. Сюда относятся ощущения, идущие от проприоцептивных рецепторов; ощущения, идущие от «внутреннего мира» тела; ощущения от взаимодействия тела с внешним пространством, а также от взаимодействия с взрослым. 

Второй уровень. Пространственные представления о взаимоотношении внешних объектов и тела. Этот уровень включает в себя представления о взаимоотношении внешних объектов и тела.

Итогом развития ребенка на этом этапе становится целостная картина мира в восприятии пространственных взаимоотношений между объектами и собственным телом.

Третий уровень характеризуется вербализацией пространственных представлений.

Четвертый уровень несет в себе лингвистические представления.

Таким образом, перечисленные уровни пространственно временных представлений формируются в онтогенезе постепенно, надстраиваясь один над другим. Каждый последующий уровень включает в себя предыдущие, создавая в ходе развития целостный ансамбль зрелой психики.

Т.А. Мусейибова отметила, что пространственные отношения развиваются у ребенка поэтапно: на 1 этапе дети учатся ориентироваться «себе»: определять различные части тела, лица, в том числе и симметричные; понимать их соотнесение с различными сторонами собственного тела (впереди, сзади, вверху, внизу, справа и слева) [6, с.62].

Умение ориентироваться «на себе» служит основой для овладения ориентировкой на других объектах - 2 этап; умение ориентироваться в окружающем пространстве не только «от себя», но и «от любых предметов».

3 этап – ребенок осваивает словесную систему отсчета по направлениям.

4 этап – применение освоенных ребенком навыков в окружающем пространстве, как в трехмерном, так и на плоскости  [6, с.62].

В  связи с выше изложенным, Т.А. Мусейбовой была разработана система работы по развитию у дошкольников пространственных представлений, которая включает:

1) ориентировку «на себе»; освоение «схемы собственного тела»;

2) ориентировку «на внешних объектах»; выделение различных сторон предметов: передней, тыльной, верхней, нижней, боковых;

3) освоение и применение словесной системы отсчета по основным пространственным направлениям: вперед - назад, вверх - вниз, направо - налево;

4) определение расположения предметов в пространстве «от себя», когда исходная точка отсчета фиксируется на самом субъекте;

5) определение собственного положения в пространстве («точки стояния») относительно различных объектов, точка отсчета при этом локализуется на другом человеке или на каком-либо предмете;

6) определение пространственной размещенности предметов относительно друг друга;

7) определение пространственного расположения объектов при ориентировке на плоскости, т. е. в двухмерном пространстве; определение их размещенности относительно друг друга и по отношению к плоскости, на которой они размещаются [6, с.63].

Пространственное восприятие в дошкольном возрасте отмечается рядом особенностей:

 – конкретно-чувственный характер: ребенок ориентируется на своем  теле и все определяет относительно собственного тела;

 – самым трудным для ребенка являются различения правой и левой руки, потому что различение строится на основе функционального преимущества правой руки над левой, которое вырабатывается в работе функциональной деятельности;

 – относительный характер пространственных отношений: чтобы ребенку определить как относится предмет к другому лицу, ему надо в уме встать на место предмета;

 – дети ориентируются легче в статике, нежели в движении;

 – легче определяют пространственные отношения к предметам, находящимся на близком расстоянии от ребенка.

  1. Моделирование: понятие, виды и особенности в формировании математический представлений дошкольников

В педагогическом словаре Б.М. Бим-Бада понятие «моделирование» обозначает построение и изучение моделей реально существующих предметов и явлений (органических и неорганических систем, инженерных устройств, разнообразных процессов - физических, химических, биологических, социальных) и конструируемых объектов. Форма моделирования зависит от используемых моделей и сферы их применения [1, с.146].

Моделирование - исследование каких-либо явлений, процессов путём построения и изучения моделей. Моделирование своим объектом имеет модели [18].

Модель - это любой образ (мысленный и условный; изображения, описания, схема, чертёж, график, план) какого-либо процесса или явления (оригинала данной модели), используемый в качестве заместителя [18].

В.А. Штоф определяет модель как «средство отображения, воспроизведения той или части действительности  с целью ее более глубокого познания от наблюдений и эксперимента к различным формам теоретических обобщений [2, с.4].

В дидактике выделяют 3 вида моделей:

1. Предметная модель в виде физической конструкции предмета или предметов, закономерно связанных (плоскостная модель фигуры, воспроизводящая его главные части, конструктивные особенности, пропорции, соотношения частей в пространстве).

2. Предметно-схематическая модель. Здесь выделенные в объекте познания  существенные компоненты и связи между ними обозначаются с помощью предметов  -    заместителей и графических знаков.

3. Графические модели (графики, формулы, схемы).

Согласно трактовкам Л.А. Венгера, Б.А. Глинского, – о сочетании структурно-функциональных моделей, наиболее приемлема классификация по характеру моделей, речь идет о предметном моделировании (модель воспроизводит геометрические характеристики объекта), и знаковом моделировании (моделями служат знаковые образования – схемы, чертежи, графы, буквы, цифры). Визуализация логико-математических свойств и зависимостей в школьном и дошкольном образовании опирается на разнообразные модели предметных областей. Под моделированием, в данном случае, понимают обобщенное интеллектуальное умение детей заменять реальные объекты и отношения моделями в виде изображений образами, знаками, фишками-эквивалентами (А.В. Белошистая, Л.Г. Петерсон, А.А. Столяр, Т.В. Тарунтаева, Е.Е. Шулешко и др.).

Вопросы моделирования рассмотрены в работах логико-философского плана с позиций использования моделей для изучения тех или иных свойств оригинала, или его преобразования, или замещения оригинала моделями в процессе какой-либо деятельности (И.Б. Новиков, Н.А. Уемов, В.А. Штоф и др.).

С психолого-дидактической точки зрения, под моделью понимают систему объектов или знаков, воспроизводящую ряд существенных свойств системы-оригинала на основе поэтапно организованной дедукции или индукции, ведущей, возможно, к получению новой информации (П.Я. Гальперин, Л.В. Занков, Н.Ф. Талызина и др.) [2, с.4].

Математической моделью, с формальной точки зрения, можно назвать любую совокупность элементов и связывающих их операций (Л.Д. Кудрявцев, И.Б. Новик, Г.И. Рузавин, В.А. Штоф и др.).

Возможность моделирования, то есть  переноса результатов, полученных в ходе построения и исследования моделей, на оригинал, основана на том, что модель в определённом смысле отображает (воспроизводит) какие-либо его стороны и предполагает наличие соответствующих теорий или гипотез. С помощью моделирования удаётся свести изучение сложного к простому, невидимого и неощутимого к видимому и ощутимому, незнакомого к знакомому [1, с.146].

Применительно к возрастным особенностям детей 6-7 лет важно, что моделирование – это замещение одного объекта (оригинала) другим (моделью) и фиксация и изучение свойств модели. Замещение производится с целью упрощения, ускорения изучения свойств оригинала. Оригинал и модель сходны по одним параметрам и различны по другим.

Замещение одного объекта другим правомерно, если интересующие исследователя характеристики оригинала и модели определяются однотипными подмножествами параметров и связаны одинаковыми зависимостями с этими параметрами.

Моделирование открывает перед педагогом ряд дополнительных возможностей в формировании математических представлений.

Формирование математических представлений- это целенаправленный  и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приёмов и способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями. Основная его цель – не только подготовка  к успешному овладению математикой в школе, но и всестороннее развитие детей [11, с.27].

Под математическим моделированием с дошкольниками понимается организация педагогом эвристически ориентированного процесса создания ребенком моделей посредством простейших  плоскостных и пространственных математических абстракций [14, с.5].

Таким образом, моделирование является накоплением  опыта практического использования модели для выделения свойств и отношений предметов. Использование различных по форме и содержанию моделей в ходе обследования одних и тех же предметов позволяет воспитаннику «увидеть» многообразие свойств, отношений и связей предмета, активизирует  его интерес к обычным, хорошо знакомым вещам.

  1. Моделирование, как метод формирования пространственных представлений у воспитанников старшего дошкольного возраста

Моделирование – это метод опосредованного познания, при котором изучается не интересующий нас объект, а его заместитель (модель), способный замещать его в определенном объективном соответствии с познаваемым объектом и дающий при его исследовании новую информацию о моделируемом объекте [8, с.236].

Моделирование как метод обучения имеет подвижную структуру, которая изменяется в зависимости от области использования данного метода, от цели его применения. Исследования Л.А. Венгера подтверждают, что применение моделирования как метода обучения приводит к существенному повышению эффективности обучения.

В основе метода моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет ребенок замещает другим предметом, его изображением. Каким-либо условным знаком [8, с.237].

Чтобы овладеть моделированием как методом научного познания, необходимо создавать модели. Суть методики, состоит в том, чтобы через систему специальных заданий и упражнений организовать ситуацию, позволяющую формировать и развивать у ребенка именно логические структуры в процессе знакомства с математическим содержанием.

Л.А. Вегер утверждает, что старшие дошкольники осваивают использование модели как опоры действий для выделения  и удерживания основания группировки предметов и установления связей, и в результате этого моделирование становится способом познания [3, с.7-8].

Модель должна быть аналогична объекту, четко отражать основные выделяемые признаки; нести элемент обобщения; быть простой для восприятия, построения, использования; быть действенной. При выборе модели учитывают возраст детей, содержание осваиваемых знаний, уровень развития познавательных умений, особенности восприятия модели  [15, с.24].

В методических разработках выделяют этапы, предусматривающие развитие некоторых  умений моделирования и использования модели в ходе освоения усложняющегося  содержания. Так, возможна этапность развития моделирования в сочетании с освоением детьми усложняющегося математического содержания: от расширения опыта установления связи реальность (предмет) – модель в процессе выделения свойств – к развитию. Практических умений моделирования в процессе  установления и измерения  различных отношений и далее к активизации самостоятельного и совместного взрослым моделирования в процессе обобщения представлений о свойствах и отношениях (см. таблицу 1). [9, с.14].

Таблица1.

Автор

Начальный этап

Основной этап

Заключительный этап

Л.А. Венгер

Совершенствование действий замеще-ния

Использование готовых моделей

Опосредованное моделью решение интеллектуальных задач

Н.Г. Салмина

Повышение интереса к моделированию

Расширение представлений о данном методе

Освоение отдельных  практических умений

С.А. Лебедева

Развитие умений подбирать модели к предмету

Использование моделей для группировки

Самостоятельное создание модели

Н.И. Ветрова

Формирование действий анализа внешних призна-ков предметов по средством предметно-схема-тической модели

Уточнение и расширение знаний детей о системе этало-нов и действий  обследования посредством использования модели

Формирование обобщенных представлений о признаках и обоз-ачении их в моделях.

В качестве основных методических приемов моделирования рекомендуются наблюдения и пояснения размещения предметов относительно друг друга, словесное и графическое обозначение направлений и ориентировки в пространстве, упражнения, дидактические и подвижные игры, при этом необходимо развивать умение устанавливать отношение обозначаемое - обозначающее и обогащение опыта замещения объектов. Ведущая роль на этом этапе принадлежит взрослому: он демонстрирует способы замещения.

Роль игры в жизни ребенка неоценима, ее включение в педагогический процесс является одним из путей организации личного взаимодействия взрослого с ребенком. Для формирования пространственных представлений у дошкольников, педагог должен выстраивать свою методическую работу с учётом возрастных и психологических особенностей детей на каждом возрастном этапе. Кроме этого, процесс обучения должен способствовать самостоятельному выявлению дошкольниками основных свойств и отношений, развитию познавательных способностей детей. Наиболее рационально для этого использовать игры и игровые упражнения.

Таким образом, моделирование как метод обучения позволяет:

  • выявить скрытые связи между явлениями и сделать их доступными пониманию ребенка;
  • улучшить понимание ребенком структуры и взаимосвязи составных частей объекта или явления.
  • повышать наблюдательность ребенка,  дать ему возможность заметить особенности окружающего мира.

Все выше перечисленное становится возможным, прежде всего потому, что метод моделирования как нельзя лучше соответствует особенностям умственного развития дошкольника, и прежде всего, наглядно-образному характеру его мышления.

  1. Анализ программы «Детство»  по проблеме  формирования пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста

Целостность педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении обеспечивается реализацией той или иной программы. В условиях вариативности образования, закрепленной в Законе РФ «Об образовании» для дошкольных учреждений, наряду с «Программой воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой разработан целый ряд отечественных программ.

Наше дошкольное учреждение работает по примерной основной общеобразовательной программе «Детство», полностью соответствующей Федеральным государственным требованиям - разработанной коллективом преподавателей кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена под руководством В.И. Логиновой, доктора педагогических наук, профессора. ?????????Новизна программы определяется тем, что в ней впервые реализован подход к организации целостного развития и воспитания ребенка дошкольного возраста как субъекта детской деятельности и поведения.

Девиз программы «Детство»: «Чувствовать - Познавать - Творить». Эти слова определяют три взаимосвязанных линии развития ребенка, которые пронизывают все разделы программы, придавая ей целостность и единую направленность [13, с.4].

Линия чувств определяет в программе направление эмоционального развития дошкольника и обеспечивает эмоционально-комфортное состояние ребенка в референтных группах общения с взрослыми и сверстниками, а также гармонию с предметным миром.

Линия познания в программе основывается на характерном для дошкольника чувстве удивления и восхищения миром. Задача программы – способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи.

Одна из основных целей программы «Детство» - развитие познавательных способностей у ребенка дошкольного возраста.

В разделе развитие математических представлений старшего дошкольного возраста рекомендуется формировать следующие пространственные представления:

  • обозначать  пространственные отношения на листе бумаги (условными знаками), плане, схеме;
  • ориентироваться  в пространстве (в двух- и трехмерном пространстве);
  •  нахождение кубика, идентичного образцу;
  • ориентироваться относительно другого человека, объекта [5, с.144].

Таким образом, в программе «Детство» освещены вопросы формирования у воспитанников старшего дошкольного возраста пространственных представлений и она построена с учетом личностно-ориентированной модели воспитания и обучения согласно Концепции дошкольного образования; у данной программы имеется методическое обеспечение в помощь воспитателю: серия методической литературы «Библиотека программы «Детство».

Выводы по первой главе

Таким образом,  анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать следующие выводы:

  • формировать ориентировку в пространстве необходимо в процессе целенаправленного педагогического руководства;
  • ориентировка в пространстве – характерна для детской деятельности (игровой, конструктивной), следовательно, доступно для усвоения детьми;
  • основным условием ориентировки в пространстве является активное передвижение в нем;
  • «ориентировка в пространстве» считается сложной проблемой, так как психологами и педагогами определены особенности и содержание этого вопроса, но нет четкого представления о технологии;
  • использование знаковых моделей развивает умственные способности.

Список литературы

  1. Бим-Бад, Б.М.  Моделирование [Текст]  / Б.М. Бим-Бад // Педагогический энциклопедический словарь. - М.: Большая Российская энциклопедия.- 2002. – 528 с.
  2. Венгер, Л. А. Развитие способности к наглядно-пространственному моделированию [Текст] / Л. А. Венгер. // Дошкольное воспитание. – 1982. - № 9. – С. 4-5.
  3. Венгер, Л.А. Овладение опосредованным решением познавательных задач и развитие когнитивных способностей детей [Текст] / Л.А. Венгер // Вопросы психологии.-1983.-№2  С.7-8.
  4.  Вершинина, Н.Б. Комплексная диагностика уровней освоения программы «Детство» под редакцией В.И. Логиновой: диагностический журнал. Подготовительная группа  [Текст] / Н.Б. Вершинина.- Волгоград.: Учитель, 2011.-47с.
  5. Гончарова, Н.В. План-программа  педагогического процесса в детском саду: методическое пособие для воспитателей детского сада [Текст] / Н.В. Гончарова.- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.-255с.
  6. Данилова. В. В. Обучение математике в детском саду [Текст] / В.В. Данилова, Т.Д. Рихтерман, З.А. Михайлова. - М.: Академия, 1998.-158 с.
  7. Калинченко, А.В. Обучение математике детей дошкольного возраста с нарушениями речи Методические пособие [Текст] / А.В. Калинченко.- М.: Айрис-пресс, 2005.-224с.
  8. Козлова, С.А., Дошкольная педагогика [Текст] / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М.: Академия, 2007. – 416 с.
  9. Лебедева, С.А. Развитие познавательной деятельности дошкольника на основе схематизации [Текст] / С.А. Лебедева // Вопросы психологии.-1997.-№5 С. 14.
  10.  Леушина, А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста [Текст] / А.М. Леушина.-М.: Просвещение , 1984.-368с.
  11.  Логинова, В.И. Формирование умения решать логические задачи в дошкольном возрасте. Совершенствование  процесса формирования элементарных математических представлений в детском саду [Текст] / В.И. Логинова.-Л.: Просвещение,1990.-97с.
  12.  Метлина, Л.С. Математика в детском саду [Текст] / Л.С. Метлина.- М.:Просвещение , 1994.-256с.
  13.  Программа Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др. - СПб., 1999. – 244 с.
  14. Репина, Г.А.  Математическое развитие дошкольников Современные направления [Текст] / Г.А. Репина.-М.: ТЦ  Сфера, 2008.-128с.
  15.  Сапогова, Е.Е. Ребенок и знак: психологический анализ знаково-символической деятельности дошкольников [Текст] / Е.Е. Сапогова.–Тула.: Приокское кн. Издание,1993.- 246с.
  16. Тимофеева, Н.В. Занятие в детском саду: современные критерии, схемы анализа, конспекты занятий [Текст] / Н.В. Тимофеева.- Волгоград: Учитель, 2011.-131с.
  17.  Фидлер, М.А. Математика уже в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада [Текст] / М.А. Фидлер.-М.: Просвещение, 1981.-156с.

Электронные ресурсы

  1.  Математическое моделирование [Электронный ресурс]  / Режим доступа: http://www.pedsovet.info
  2.  Психолого-педагогические основы формирования  пространственных представлений у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://www.bestreferat.ru
  3.  Развитие пространственных представлений у дошкольников возраста [Электронный ресурс]  / Режим доступа: http://otherreferats.allbest.ru
  4.  Роль пространственных представлений ребенка в процессе школьного обучения [Электронный ресурс]  / Режим доступа: http://www.uspeh-centr.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Картотека игр и упражнений направленных на формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста....

Перспективный план работы с детьми и родителями на 2016-2017 уч. г. по теме: «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с использованием элементов моделирования»

Перспективный план работы с детьми и родителями на 2016-2017 уч. г. по теме: «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с использованием элементов моделирования»...

Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр и упражнений

Формирование пространственных представлений является важной предпосылкой для социальной адаптации ребенка и его дальнейшего обучения в школе. Недостаточно сформированные у ребенка пространственные пре...

Самообразование на тему: "Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью графических диктантов"

Представляю вашему вниманию мой опыт развития пространственных представлений методом графических диктантов у детей старшего дошкольного возраста. В статье отражены цели, задачи, планирование работы, а...