формирования пространственных представлений у воспитанников старшего дошкольного возраста с помощью знакового моделирования
проект по математике (подготовительная группа) на тему
Использование знаковых моделей развивает умственные способности. У ребенка, владеющего внешними формами замещения и знакового моделирования (использование условных обозначений, чертежей, схем т.п.), появляется возможность применять заместители и знаковые модели в уме, представить себе при их помощи то, о чем рассказывают взрослые, заранее «видеть» возможные результаты собственных действий. А это и является показателем высокого уровня развития умственных способностей, что соответствует социальному заказу современной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
modelirovanie.docx | 55.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
Введение…………………………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы формирования пространственных представлений у воспитанников старшего дошкольного возраста с помощью знакового моделирования
- Психолого-педагогические основы формирования пространственных представлений у воспитанников старшего дошкольного…………………..
- Моделирование: понятие, виды и особенности в формировании математических представлений дошкольников …………………………..
- Моделирование, как метод формирования пространственных представлений у воспитанников старшего дошкольного возраста ……..
- Анализ примерной основной общеобразовательной программы «Детство» по проблеме формирования пространственных представлений у воспитанников старшего дошкольного возраста ………………………….
Выводы по первой главе …………………………………………………….
Заключение …………………………………………………………………….
Список литературы ………………………………………………………….
ВВЕДЕНИЕ
Дошкольный возраст – период интенсивного развития пространственных представлений. Пространственные представления, хотя и возникают очень рано, являются более сложным процессом, чем умение различать качества предмета. В формировании пространственных представлений и способов ориентации в пространстве участвуют различные анализаторы (кинестетический, осязательный, зрительный, слуховой).
Особенно следует подчеркнуть необходимость формирования пространственных представлений для подготовки дошкольников к обучению в школе.
Чтобы ребенок успешно учился в школе, он должен свободно ориентироваться в пространстве и владеть основными пространственными понятиями. Пространственные представления необходимы для обучения ребенка счету, письму, рисованию, чтению и другим дисциплинам, которые основаны на установлении соотношений между предметами и явлениями, их последовательности, а значит, их пространственных взаимосвязей.
Вопросами формирования у дошкольников представлений о пространстве занимался целый ряд как отечественных, так и зарубежных ученых и практиков (Л.А. Венгер, А.Н. Давидчук, О.М.Дьяченко, А.М. Леушина, В.П. Новикова, А.А. Столяр, М.А. Фидлер и др.).
Т.А. Мусейбова считает - лучшим способом формирования у детей представлений о пространственных отношениях, являются игры и игровые упражнения на разных этапах, но в последние годы предлагается использовать моделирование (Л.А. Венгер, Т.В. Лаврентьева), данные авторы разработали определенное содержание и методику по формированию пространственных представлений. Вопросы моделирования рассмотрены в работах логико-филосовского плана с позиций использования моделей для изучения тех или иных свойств оригинала, или его преобразования, или замещения оригинала моделями в процессе какой-либо деятельности (И.Б. Новиков, Н.А.Уемов, В.А. Штоф и др.) [19].
Метод моделирования дает положительные результаты в практическом применении, активизируя познавательную деятельность детей, с помощью модели дети учатся обобщенно представлять существенные признаки предметов, связи и отношения в реальной действительности [8, с.236].
Несмотря на достаточную степень изученности проблемы использования моделирования в развитии математических представлений у дошкольников, не в полную меру разработан один из её аспектов – использование моделирования в формировании пространственных представлений.
Использование знаковых моделей развивает умственные способности. У ребенка, владеющего внешними формами замещения и знакового моделирования (использование условных обозначений, чертежей, схем т.п.), появляется возможность применять заместители и знаковые модели в уме, представить себе при их помощи то, о чем рассказывают взрослые, заранее «видеть» возможные результаты собственных действий. А это и является показателем высокого уровня развития умственных способностей, что соответствует социальному заказу современной школы. Однако системы работы по формированию пространственных представлений с помощью знакового моделирования нет.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ ЗНАКОВОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ
- Психолого-педагогические основы формирования пространственных представлений у воспитанников старшего дошкольного возраста
Вопросами формирования у детей представлений о пространстве занимался целый ряд как отечественных, так и зарубежных ученых и практиков (Л.А. Венгер, Р.К. Говорова, О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьева, А.М. Леушина, Т. А. Мусейбова, В.П. Новикова, М.А. Фидлер и др.) [20].
Пространственные представления - это представления о пространственных и пространственно-временных свойствах и отношениях, величине, форме, относительном расположении объектов [21].
В психологическом словаре пространственные представления рассматриваются как представления о пространственных и пространственно – временных свойствах и отношениях: величине, форме, относительном расположении объектов, их поступательном и вращательном движении и т.д.
Значение своевременного развития у детей пространственных представлений и умения ориентироваться в предметно-пространственном окружении рассматриваются в психолого-педагогической литературе в двух аспектах.
1. Общеразвивающий аспект связан с особой ролью пространственных восприятий, представлений и умения ориентироваться в пространстве в развитии познавательной деятельности ребёнка, в совершенствовании его сенсорных, интеллектуальных, творческих способностей. Формирование у ребёнка пространственных представлений повышает результативность и качество его деятельности (продуктивно-творческой, познавательной, трудовой).
2. Математический аспект связан с развитием у детей способности владения различными способами пространственной ориентации («по схеме тела», «по схеме предметов», по направлениям пространства «от себя» и с изменением точки отсчёта), что служит основой успешного усвоения соответствующих математических разделов в школе.
Понятие «пространственная ориентация» используется для характеристики умения человека ориентироваться не только на местности, но и на себе, на другом человеке (левая рука, правая рука), на различных предметах, в условиях ограниченного пространства, например на листе бумаги. Этот процесс также предполагает активные действия субъекта в пространстве.
Т.А.Павлова выделяет пространственное ориентирование как особый вид восприятия, при помощи зрительного, слухового, кинестетического и кинетического анализаторов. Деятельность вышеназванных анализаторов является общей материальной основой пространственного ориентирования. Посредством выработки условных рефлексов развиваются и совершенствуются анализаторы, обеспечивающие восприятие пространства.
А.В. Семенович была разработана структура пространственных представлений, в которой можно выделить четыре основных уровня. В основе выделения уровней в структуре пространственных представлений лежит последовательность овладения ребенком пространственными представлениями в онтогенезе.
Первый уровень. Пространственные представления о собственном теле. Сюда относятся ощущения, идущие от проприоцептивных рецепторов; ощущения, идущие от «внутреннего мира» тела; ощущения от взаимодействия тела с внешним пространством, а также от взаимодействия с взрослым.
Второй уровень. Пространственные представления о взаимоотношении внешних объектов и тела. Этот уровень включает в себя представления о взаимоотношении внешних объектов и тела.
Итогом развития ребенка на этом этапе становится целостная картина мира в восприятии пространственных взаимоотношений между объектами и собственным телом.
Третий уровень характеризуется вербализацией пространственных представлений.
Четвертый уровень несет в себе лингвистические представления.
Таким образом, перечисленные уровни пространственно временных представлений формируются в онтогенезе постепенно, надстраиваясь один над другим. Каждый последующий уровень включает в себя предыдущие, создавая в ходе развития целостный ансамбль зрелой психики.
Т.А. Мусейибова отметила, что пространственные отношения развиваются у ребенка поэтапно: на 1 этапе дети учатся ориентироваться «себе»: определять различные части тела, лица, в том числе и симметричные; понимать их соотнесение с различными сторонами собственного тела (впереди, сзади, вверху, внизу, справа и слева) [6, с.62].
Умение ориентироваться «на себе» служит основой для овладения ориентировкой на других объектах - 2 этап; умение ориентироваться в окружающем пространстве не только «от себя», но и «от любых предметов».
3 этап – ребенок осваивает словесную систему отсчета по направлениям.
4 этап – применение освоенных ребенком навыков в окружающем пространстве, как в трехмерном, так и на плоскости [6, с.62].
В связи с выше изложенным, Т.А. Мусейбовой была разработана система работы по развитию у дошкольников пространственных представлений, которая включает:
1) ориентировку «на себе»; освоение «схемы собственного тела»;
2) ориентировку «на внешних объектах»; выделение различных сторон предметов: передней, тыльной, верхней, нижней, боковых;
3) освоение и применение словесной системы отсчета по основным пространственным направлениям: вперед - назад, вверх - вниз, направо - налево;
4) определение расположения предметов в пространстве «от себя», когда исходная точка отсчета фиксируется на самом субъекте;
5) определение собственного положения в пространстве («точки стояния») относительно различных объектов, точка отсчета при этом локализуется на другом человеке или на каком-либо предмете;
6) определение пространственной размещенности предметов относительно друг друга;
7) определение пространственного расположения объектов при ориентировке на плоскости, т. е. в двухмерном пространстве; определение их размещенности относительно друг друга и по отношению к плоскости, на которой они размещаются [6, с.63].
Пространственное восприятие в дошкольном возрасте отмечается рядом особенностей:
– конкретно-чувственный характер: ребенок ориентируется на своем теле и все определяет относительно собственного тела;
– самым трудным для ребенка являются различения правой и левой руки, потому что различение строится на основе функционального преимущества правой руки над левой, которое вырабатывается в работе функциональной деятельности;
– относительный характер пространственных отношений: чтобы ребенку определить как относится предмет к другому лицу, ему надо в уме встать на место предмета;
– дети ориентируются легче в статике, нежели в движении;
– легче определяют пространственные отношения к предметам, находящимся на близком расстоянии от ребенка.
- Моделирование: понятие, виды и особенности в формировании математический представлений дошкольников
В педагогическом словаре Б.М. Бим-Бада понятие «моделирование» обозначает построение и изучение моделей реально существующих предметов и явлений (органических и неорганических систем, инженерных устройств, разнообразных процессов - физических, химических, биологических, социальных) и конструируемых объектов. Форма моделирования зависит от используемых моделей и сферы их применения [1, с.146].
Моделирование - исследование каких-либо явлений, процессов путём построения и изучения моделей. Моделирование своим объектом имеет модели [18].
Модель - это любой образ (мысленный и условный; изображения, описания, схема, чертёж, график, план) какого-либо процесса или явления (оригинала данной модели), используемый в качестве заместителя [18].
В.А. Штоф определяет модель как «средство отображения, воспроизведения той или части действительности с целью ее более глубокого познания от наблюдений и эксперимента к различным формам теоретических обобщений [2, с.4].
В дидактике выделяют 3 вида моделей:
1. Предметная модель в виде физической конструкции предмета или предметов, закономерно связанных (плоскостная модель фигуры, воспроизводящая его главные части, конструктивные особенности, пропорции, соотношения частей в пространстве).
2. Предметно-схематическая модель. Здесь выделенные в объекте познания существенные компоненты и связи между ними обозначаются с помощью предметов - заместителей и графических знаков.
3. Графические модели (графики, формулы, схемы).
Согласно трактовкам Л.А. Венгера, Б.А. Глинского, – о сочетании структурно-функциональных моделей, наиболее приемлема классификация по характеру моделей, речь идет о предметном моделировании (модель воспроизводит геометрические характеристики объекта), и знаковом моделировании (моделями служат знаковые образования – схемы, чертежи, графы, буквы, цифры). Визуализация логико-математических свойств и зависимостей в школьном и дошкольном образовании опирается на разнообразные модели предметных областей. Под моделированием, в данном случае, понимают обобщенное интеллектуальное умение детей заменять реальные объекты и отношения моделями в виде изображений образами, знаками, фишками-эквивалентами (А.В. Белошистая, Л.Г. Петерсон, А.А. Столяр, Т.В. Тарунтаева, Е.Е. Шулешко и др.).
Вопросы моделирования рассмотрены в работах логико-философского плана с позиций использования моделей для изучения тех или иных свойств оригинала, или его преобразования, или замещения оригинала моделями в процессе какой-либо деятельности (И.Б. Новиков, Н.А. Уемов, В.А. Штоф и др.).
С психолого-дидактической точки зрения, под моделью понимают систему объектов или знаков, воспроизводящую ряд существенных свойств системы-оригинала на основе поэтапно организованной дедукции или индукции, ведущей, возможно, к получению новой информации (П.Я. Гальперин, Л.В. Занков, Н.Ф. Талызина и др.) [2, с.4].
Математической моделью, с формальной точки зрения, можно назвать любую совокупность элементов и связывающих их операций (Л.Д. Кудрявцев, И.Б. Новик, Г.И. Рузавин, В.А. Штоф и др.).
Возможность моделирования, то есть переноса результатов, полученных в ходе построения и исследования моделей, на оригинал, основана на том, что модель в определённом смысле отображает (воспроизводит) какие-либо его стороны и предполагает наличие соответствующих теорий или гипотез. С помощью моделирования удаётся свести изучение сложного к простому, невидимого и неощутимого к видимому и ощутимому, незнакомого к знакомому [1, с.146].
Применительно к возрастным особенностям детей 6-7 лет важно, что моделирование – это замещение одного объекта (оригинала) другим (моделью) и фиксация и изучение свойств модели. Замещение производится с целью упрощения, ускорения изучения свойств оригинала. Оригинал и модель сходны по одним параметрам и различны по другим.
Замещение одного объекта другим правомерно, если интересующие исследователя характеристики оригинала и модели определяются однотипными подмножествами параметров и связаны одинаковыми зависимостями с этими параметрами.
Моделирование открывает перед педагогом ряд дополнительных возможностей в формировании математических представлений.
Формирование математических представлений- это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приёмов и способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями. Основная его цель – не только подготовка к успешному овладению математикой в школе, но и всестороннее развитие детей [11, с.27].
Под математическим моделированием с дошкольниками понимается организация педагогом эвристически ориентированного процесса создания ребенком моделей посредством простейших плоскостных и пространственных математических абстракций [14, с.5].
Таким образом, моделирование является накоплением опыта практического использования модели для выделения свойств и отношений предметов. Использование различных по форме и содержанию моделей в ходе обследования одних и тех же предметов позволяет воспитаннику «увидеть» многообразие свойств, отношений и связей предмета, активизирует его интерес к обычным, хорошо знакомым вещам.
- Моделирование, как метод формирования пространственных представлений у воспитанников старшего дошкольного возраста
Моделирование – это метод опосредованного познания, при котором изучается не интересующий нас объект, а его заместитель (модель), способный замещать его в определенном объективном соответствии с познаваемым объектом и дающий при его исследовании новую информацию о моделируемом объекте [8, с.236].
Моделирование как метод обучения имеет подвижную структуру, которая изменяется в зависимости от области использования данного метода, от цели его применения. Исследования Л.А. Венгера подтверждают, что применение моделирования как метода обучения приводит к существенному повышению эффективности обучения.
В основе метода моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет ребенок замещает другим предметом, его изображением. Каким-либо условным знаком [8, с.237].
Чтобы овладеть моделированием как методом научного познания, необходимо создавать модели. Суть методики, состоит в том, чтобы через систему специальных заданий и упражнений организовать ситуацию, позволяющую формировать и развивать у ребенка именно логические структуры в процессе знакомства с математическим содержанием.
Л.А. Вегер утверждает, что старшие дошкольники осваивают использование модели как опоры действий для выделения и удерживания основания группировки предметов и установления связей, и в результате этого моделирование становится способом познания [3, с.7-8].
Модель должна быть аналогична объекту, четко отражать основные выделяемые признаки; нести элемент обобщения; быть простой для восприятия, построения, использования; быть действенной. При выборе модели учитывают возраст детей, содержание осваиваемых знаний, уровень развития познавательных умений, особенности восприятия модели [15, с.24].
В методических разработках выделяют этапы, предусматривающие развитие некоторых умений моделирования и использования модели в ходе освоения усложняющегося содержания. Так, возможна этапность развития моделирования в сочетании с освоением детьми усложняющегося математического содержания: от расширения опыта установления связи реальность (предмет) – модель в процессе выделения свойств – к развитию. Практических умений моделирования в процессе установления и измерения различных отношений и далее к активизации самостоятельного и совместного взрослым моделирования в процессе обобщения представлений о свойствах и отношениях (см. таблицу 1). [9, с.14].
Таблица1.
Автор | Начальный этап | Основной этап | Заключительный этап |
Л.А. Венгер | Совершенствование действий замеще-ния | Использование готовых моделей | Опосредованное моделью решение интеллектуальных задач |
Н.Г. Салмина | Повышение интереса к моделированию | Расширение представлений о данном методе | Освоение отдельных практических умений |
С.А. Лебедева | Развитие умений подбирать модели к предмету | Использование моделей для группировки | Самостоятельное создание модели |
Н.И. Ветрова | Формирование действий анализа внешних призна-ков предметов по средством предметно-схема-тической модели | Уточнение и расширение знаний детей о системе этало-нов и действий обследования посредством использования модели | Формирование обобщенных представлений о признаках и обоз-ачении их в моделях. |
В качестве основных методических приемов моделирования рекомендуются наблюдения и пояснения размещения предметов относительно друг друга, словесное и графическое обозначение направлений и ориентировки в пространстве, упражнения, дидактические и подвижные игры, при этом необходимо развивать умение устанавливать отношение обозначаемое - обозначающее и обогащение опыта замещения объектов. Ведущая роль на этом этапе принадлежит взрослому: он демонстрирует способы замещения.
Роль игры в жизни ребенка неоценима, ее включение в педагогический процесс является одним из путей организации личного взаимодействия взрослого с ребенком. Для формирования пространственных представлений у дошкольников, педагог должен выстраивать свою методическую работу с учётом возрастных и психологических особенностей детей на каждом возрастном этапе. Кроме этого, процесс обучения должен способствовать самостоятельному выявлению дошкольниками основных свойств и отношений, развитию познавательных способностей детей. Наиболее рационально для этого использовать игры и игровые упражнения.
Таким образом, моделирование как метод обучения позволяет:
- выявить скрытые связи между явлениями и сделать их доступными пониманию ребенка;
- улучшить понимание ребенком структуры и взаимосвязи составных частей объекта или явления.
- повышать наблюдательность ребенка, дать ему возможность заметить особенности окружающего мира.
Все выше перечисленное становится возможным, прежде всего потому, что метод моделирования как нельзя лучше соответствует особенностям умственного развития дошкольника, и прежде всего, наглядно-образному характеру его мышления.
- Анализ программы «Детство» по проблеме формирования пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста
Целостность педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении обеспечивается реализацией той или иной программы. В условиях вариативности образования, закрепленной в Законе РФ «Об образовании» для дошкольных учреждений, наряду с «Программой воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой разработан целый ряд отечественных программ.
Наше дошкольное учреждение работает по примерной основной общеобразовательной программе «Детство», полностью соответствующей Федеральным государственным требованиям - разработанной коллективом преподавателей кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена под руководством В.И. Логиновой, доктора педагогических наук, профессора. ?????????Новизна программы определяется тем, что в ней впервые реализован подход к организации целостного развития и воспитания ребенка дошкольного возраста как субъекта детской деятельности и поведения.
Девиз программы «Детство»: «Чувствовать - Познавать - Творить». Эти слова определяют три взаимосвязанных линии развития ребенка, которые пронизывают все разделы программы, придавая ей целостность и единую направленность [13, с.4].
Линия чувств определяет в программе направление эмоционального развития дошкольника и обеспечивает эмоционально-комфортное состояние ребенка в референтных группах общения с взрослыми и сверстниками, а также гармонию с предметным миром.
Линия познания в программе основывается на характерном для дошкольника чувстве удивления и восхищения миром. Задача программы – способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи.
Одна из основных целей программы «Детство» - развитие познавательных способностей у ребенка дошкольного возраста.
В разделе развитие математических представлений старшего дошкольного возраста рекомендуется формировать следующие пространственные представления:
- обозначать пространственные отношения на листе бумаги (условными знаками), плане, схеме;
- ориентироваться в пространстве (в двух- и трехмерном пространстве);
- нахождение кубика, идентичного образцу;
- ориентироваться относительно другого человека, объекта [5, с.144].
Таким образом, в программе «Детство» освещены вопросы формирования у воспитанников старшего дошкольного возраста пространственных представлений и она построена с учетом личностно-ориентированной модели воспитания и обучения согласно Концепции дошкольного образования; у данной программы имеется методическое обеспечение в помощь воспитателю: серия методической литературы «Библиотека программы «Детство».
Выводы по первой главе
Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать следующие выводы:
- формировать ориентировку в пространстве необходимо в процессе целенаправленного педагогического руководства;
- ориентировка в пространстве – характерна для детской деятельности (игровой, конструктивной), следовательно, доступно для усвоения детьми;
- основным условием ориентировки в пространстве является активное передвижение в нем;
- «ориентировка в пространстве» считается сложной проблемой, так как психологами и педагогами определены особенности и содержание этого вопроса, но нет четкого представления о технологии;
- использование знаковых моделей развивает умственные способности.
Список литературы
- Бим-Бад, Б.М. Моделирование [Текст] / Б.М. Бим-Бад // Педагогический энциклопедический словарь. - М.: Большая Российская энциклопедия.- 2002. – 528 с.
- Венгер, Л. А. Развитие способности к наглядно-пространственному моделированию [Текст] / Л. А. Венгер. // Дошкольное воспитание. – 1982. - № 9. – С. 4-5.
- Венгер, Л.А. Овладение опосредованным решением познавательных задач и развитие когнитивных способностей детей [Текст] / Л.А. Венгер // Вопросы психологии.-1983.-№2 С.7-8.
- Вершинина, Н.Б. Комплексная диагностика уровней освоения программы «Детство» под редакцией В.И. Логиновой: диагностический журнал. Подготовительная группа [Текст] / Н.Б. Вершинина.- Волгоград.: Учитель, 2011.-47с.
- Гончарова, Н.В. План-программа педагогического процесса в детском саду: методическое пособие для воспитателей детского сада [Текст] / Н.В. Гончарова.- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.-255с.
- Данилова. В. В. Обучение математике в детском саду [Текст] / В.В. Данилова, Т.Д. Рихтерман, З.А. Михайлова. - М.: Академия, 1998.-158 с.
- Калинченко, А.В. Обучение математике детей дошкольного возраста с нарушениями речи Методические пособие [Текст] / А.В. Калинченко.- М.: Айрис-пресс, 2005.-224с.
- Козлова, С.А., Дошкольная педагогика [Текст] / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М.: Академия, 2007. – 416 с.
- Лебедева, С.А. Развитие познавательной деятельности дошкольника на основе схематизации [Текст] / С.А. Лебедева // Вопросы психологии.-1997.-№5 С. 14.
- Леушина, А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста [Текст] / А.М. Леушина.-М.: Просвещение , 1984.-368с.
- Логинова, В.И. Формирование умения решать логические задачи в дошкольном возрасте. Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском саду [Текст] / В.И. Логинова.-Л.: Просвещение,1990.-97с.
- Метлина, Л.С. Математика в детском саду [Текст] / Л.С. Метлина.- М.:Просвещение , 1994.-256с.
- Программа Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др. - СПб., 1999. – 244 с.
- Репина, Г.А. Математическое развитие дошкольников Современные направления [Текст] / Г.А. Репина.-М.: ТЦ Сфера, 2008.-128с.
- Сапогова, Е.Е. Ребенок и знак: психологический анализ знаково-символической деятельности дошкольников [Текст] / Е.Е. Сапогова.–Тула.: Приокское кн. Издание,1993.- 246с.
- Тимофеева, Н.В. Занятие в детском саду: современные критерии, схемы анализа, конспекты занятий [Текст] / Н.В. Тимофеева.- Волгоград: Учитель, 2011.-131с.
- Фидлер, М.А. Математика уже в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада [Текст] / М.А. Фидлер.-М.: Просвещение, 1981.-156с.
Электронные ресурсы
- Математическое моделирование [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.pedsovet.info
- Психолого-педагогические основы формирования пространственных представлений у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://www.bestreferat.ru
- Развитие пространственных представлений у дошкольников возраста [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://otherreferats.allbest.ru
- Роль пространственных представлений ребенка в процессе школьного обучения [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.uspeh-centr.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Картотека игр и упражнений направленных на формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста....
Перспективный план работы с детьми и родителями на 2016-2017 уч. г. по теме: «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с использованием элементов моделирования»
Перспективный план работы с детьми и родителями на 2016-2017 уч. г. по теме: «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с использованием элементов моделирования»...
Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр и упражнений
Формирование пространственных представлений является важной предпосылкой для социальной адаптации ребенка и его дальнейшего обучения в школе. Недостаточно сформированные у ребенка пространственные пре...
План по самообразованию по теме: "Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью графических диктантов", подготовительная группа
Документ содержит план по самообразованию по теме, примеры рисуночных диктантов....
Отчет по самообразованию по теме: "Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью графических диктантов", подготовительная группа
Отчет по самообразованию с примерами работ....
«Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью графических диктантов»
Консультация для родителей...
Самообразование на тему: "Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью графических диктантов"
Представляю вашему вниманию мой опыт развития пространственных представлений методом графических диктантов у детей старшего дошкольного возраста. В статье отражены цели, задачи, планирование работы, а...