"В гости к кубарику"
методическая разработка по математике (старшая группа) на тему

Доморадова Ольга Ерасовна

Упражнять детей в выполнении  арефметических действий с числами (сложение и вычетание) в пределах 10

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_gotovoe.docx131.16 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: « В гости к  Кубарику »

Цель: Развитие элементарных математических представлений.

Задачи:

Образовательные:

  • Упражнять детей в выполнении арифметических действий с числами (сложение и вычитание) в пределах 10;
  • Учить складывать несколько чисел;
  • Упражнять в использовании арифметической линейки при выполнении сложения и вычитания чисел;
  • Формировать умение складывать изображение из деталей геометрического конструктора-мозаики, комбинируя различные фигуры, изменяя их положение на плоскости стола.

Воспитательная:

• Закреплять правила перехода улицы.

Развивающие:

  • Развивать память, речь детей; воспитывать их творческую активность;
  • Развивать логическое мышление, умение решать логические задачи на составление целого из частей, на нахождение недостающего элемента;
  • Развивать умение ориентироваться по плану.

Технология:

  • Обучение элементарных математических представлений.

Интеграция образовательных областей:

   Социализация

   Коммуникация

   Физкультура

   Труд

   ОБЖ

Материалы для занятия

  • Игрушка Кубарик (можно заменить любой другой игрушкой,

любимой детьми);

  • Письмо от Кубарика в запечатанном конверте;
  • Разрезные картинки с изображением различных видов городского транспорта;
  • 4 схематических плана улицы на листах бумаги формата А4, вложенные в прозрачные пластиковые файлы — для каждой подгруппы;
  • 4 плана-маршрута — по одному на каждую подгруппу;
  • Наборы цифр и арифметических знаков (например, наборы «Учись сам») на каждого ребенка для составления и решения арифметических примеров;
  • Набор геометрических фигур — квадратов, прямоугольников, ромбов, кругов, эллипсов (из картона, разного цвета, формы и размера);
  • Четыре стола с цветовыми метками, соответствующими цвету «рубашек» разрезных картинок. На столах разложены наборы цифр
  • О.А. Скоролупова. «Правила и безопасность дорожного движения»

для каждого ребенка, а также коробочки с наборами геометрических фигур и фломастеры.

Ход :
Часть 1

Введение в тему занятия. Разрезные картинки.

Разбивка на подгруппы

Воспитатель:

  • Сегодня, придя в группу, я увидела на своем столе конверт. Наверное, его принес почтальон.

На письме написан адрес нашего детского сада и указано: «Детям старшей группы № 7». Значит, письмо для вас.- Хотите узнать, что в нем?

«Привет, друзья! Вам пишет ваш друг Кубарик.

В приглашаю вас на свой день рождения. Чтобы вы нашли мой дом
легко и быстро, я посылаю подробный план. Следуйте этому плану и
не забывайте о правилах дорожного движения.

Жду вас с нетерпением!»

Ну что же, вы готовы поехать в гости к Кубарику?

Дети. Да.

Воспитатель.

Тогда для вас задание первое: собрать разрезные картинки. Выбирайте по одному фрагменту картинки.

На предлагаемых детям разрезных картинках изображены различные автобусы, которые можно встретить на улицах города. Каждая картинка имеет «рубашку» своего цвета (красная, синяя, зеленая, желтая) и разрезана на несколько фрагментов. Они разложены на столе воспитателя лицевой стороной вверх.

После того как дети выбирают по одному фрагменту, воспитатель предлагает им рассмотреть оборотную сторону. В группе стоят четыре стола с цветовыми метками, соответствующими цветам «рубашек». Дети собираются вокруг своих столов, образуя четыре подгруппы по цветовому признаку. Каждая подгруппа собирает свою картинку.

Воспитатель:

  • Итак, на каком городском транспорте мы поедем в гости к Кубарику?

Дети. На автобусе.

Воспитатель. Верно, на автобусе.

                                                   Часть 2

Решение арифметических примеров на сложение чисел
в пределах 10

 Воспитатель:

Посмотрите, вот схемы, которые прислал нам Кубарик. На них показано, как можно добраться от нашего детского сада до автобусной остановки. Давайте договоримся так:

О.А. Скоролупова. «Правила и безопасность дорожного движения»

C:\Users\Olga\Desktop\конспекты\media\image1.jpeg

  • красная подгруппа выходит из детского сада и направляется сначала в книжный магазин — купить книгу в подарок Кубарику. Затем вы пройдете к автобусной остановке;
  • желтая подгруппа зайдет в магазин, в котором продается все для рисования — краски, карандаши, альбомы. Вы выберите краски в подарок Кубарику, а затем пройдете к автобусной остановке;
  • синяя подгруппа сначала зайдет в кондитерский магазин за тортом для нашего друга. Затем загляните в аптеку - за витаминами. Потом вы тоже идете к остановке автобуса;
  • зеленая подгруппа идет за цветами в цветочный магазин. Потом мы все вместе встречаемся на автобусной остановке.

Итак, ребята, возьмите свои карты, фломастеры и проложите по карте ваш маршрут. Работайте вместе, проверяя и поправляя друг, друга.

Теперь, когда маршруты проложены, попробуйте определить их длину. Как это сделать? Ваше мнение?

Дети. С помощью арифметической  линейки.

Воспитатель. Правильно.

Арифметической линейкой называется ряд чисел, в нашем случае от 1 до 10, написанный на полосе бумаги:

C:\Users\Olga\Desktop\конспекты\media\image2.jpeg

(Дети знают, что сложение - это всегда прибавление, становится больше, чем было. Вычитание - обратная операция: когда отнимаем, становится меньше. Значит, двигаясь но арифметической линейке вправо, мы осуществляем операцию сложения; двигаясь влево - вычитаем.)

Рассмотрим пример: 5 + 3.

Последовательность действий ребенка такова:

  • Ставим палец на то число на арифметической линейке, которое стоит в примере первым, - на 5;
  • Так как в примере стоит знак +, то мы будем двигаться по линейке в бульшую сторону, вправо;
  • Мы сделаем столько шагов, каково второе число в примере, три шага; каждый шаг - это прибавление единицы.

C:\Users\Olga\Desktop\конспекты\media\image3.jpeg

Аналогично решаются примеры на вычитание: 7—4.

Рассуждения и действия ребенка строятся по следующей схеме:

  • Ставим палец на то число на арифметической линейке, которое стоит в примере первым - на 7;
  • Так как в примере стоит знак — , то мы будем двигаться по линейке в меньшую сторону;
  • Мы сделаем столько шагов, каково второе число в примере, — четыре шага; каждый шаг — вычитание единицы;
  • Палец останавливается на цифре 3, значит: 7 -4=3.

C:\Users\Olga\Desktop\конспекты\media\image4.jpeg

При использовании арифметической линейки дети используют сразу три вида анализаторов: зрительные, слуховые и моторные (двигательные).

Благодаря этому после выполнения операций сложения и вычитания с помощью арифметической линейки дети легко переходят к устному сложению и вычитанию чисел в пределах 10).

Примеры у разных подгрупп получатся такими;

Красная подгруппа  1+3+1+3=

Желтая подгруппа   1+3+2+4=

Зеленая подгруппа  5+1+3+1=

Синяя подгруппа      4+4+1=

Воспитатель.

Как вы думаете, каким образом мы можем сложить сразу несколько чисел? Два числа мы складывать умеем, а как сложить три или четыре числа?

Дети самостоятельно или с помощью воспитателя приходят к выводу, что складывать числа надо последовательно, друг за другом, затем выполняют сложение. Примеры решаются каждым ребенком индивидуально, сверяясь друг с другом, таким образом, проверяя свои действия.

Теперь давайте выясним, чей маршрут к остановке оказался самым коротким.

Воспитатель записывает на доске получившиеся у детей результаты; 8, 10, 10 и 9. Сравнивая их, дети приходят к выводу, что маршрут красной подгруппы был самым коротким.

А мне кажется, что есть еще более короткий путь. Посмотрите на эту стрелку (показывает стрелку, идущую через перекресток). Попробуем решить пример, написанный над ней: 5 + 2 = 7. Получается, что если идти по этой стрелке, мы доберемся до автобусной остановки быстрее всего. Вы со мной согласны?

Дети: Да.

После того как дети высказали свое мнение, воспитатель обобщает их ответы, одновременно напоминая правила безопасного перехода улицы: через перекрёсток пересекать проезжую часть нельзя. Мы можем перейти улицу только по переходу переходу «зебра» (регулируемому светофором или нерегулируемому), подземному или надземному.

Часть 3

Геометрический конструктор

Воспитатель:

  • Итак, к остановке подъезжает автобус. Попробуйте представить себе, какой это автобус, и изобразите его с помощью геометрического конструктора. Коробочки с конструкторами лежат на ваших столах.

В ходе выполнении задания воспитатель задает детям вопросы: из каких геометрических фигур состоит изображение автобуса? сколько квадратов (прямоугольников) ты использовал для изображения своего автобуса ? и др.

Часть 4

Логическая таблица

Воспитатель:

  • Интересно смотреть из окна автобуса на проезжую часть улицы. Мимо нас проезжают самые разные машины. Всe машины я занесла в таблицу. А одна клетка в нашей таблице пустая. Какую бы вы поместили машину на свободное место?

C:\Users\Olga\Desktop\конспекты\media\image5.jpeg

Логические таблицы и раздаточный материал для них предлагаются каждому ребенку. Задание выполняется каждым индивидуально, Воспитатель показывает детям пример рассуждения.

Посмотрите, каждая машина в таблице состоит из кабины, кузова и колес. Сначала выберем кабину. Скажите, у машин в первой строке есть одинаковые кабины? А во второй строке? А в первом столбце? Значит, в третьей строке у всех машин должны быть разные кабины. Но в третьей строке уже есть машины с прямоугольной кабиной и с кабиной в виде неправильного четырехугольника (трапеции). Какой же должна быть кабина у нашей машины?

Дети.Треугольной.

Воспитатель. Правильно, треугольной. А теперь давайте выясним, каким должен быть кузов?

Рассуждая аналогично, дети находят подходящий кузов треугольной формы. При выборе колес рассуждение строится иначе: в первой строке колеса у всех трех машин одинаковые, во второй строке есть та же закономерность, значит, для нашей машины мы выберем колеса такие же, как и у двух других машин в третьей строке, — белые, с толстыми шинами. Воспитатель просит детей объяснить свой выбор, помогая им строить высказывания типа рассуждений, с использованием слов «поэтому», «следовательно». «значит».

Часть 5

Выход из занятия

Воспитатель:

  • Вот мы и добрались до домика Кубарика. Он нас встречает. Кубарик:
  • Как я рал вас видеть! Вам пришлось преодолеть много испытаний на пути сюда: вы учились складывать несколько чисел, вспомнили правила дорожного движения, смогли определить недостающую машину, умело строили автобусы из геометрических фигур. Вы сегодня славно потрудились. Поэтому я приготовил для вас подарки.

В качестве подарков Кубарик вручает детям картинки для раскрашивания с изображением различных видов городского транспорта, легковых и грузовых машин. Это могут быть и маленькие машинки для настольной игры, которые дети раньше не видели. Вручив их ребятам. Кубарик предлагает поиграть с использованием макета улиц города.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Путешествие с Кубариком по лесным тропинкам"(план-конспект непосредственно-образовательной деятельности в соответствии с ФГТ)

Закрепление пройденного материала проходит в игровой форме, каждое задание мотивировано- это вызывает большой интерес у дошкольников....

Конспект НОД(образовательная область Познание) "Математическое путешествие с Кубариком".

занятие по математике для детей старшего дошкольного  возраста...

Кубарик в Воронеже.

1.     Развивать умение последовательно анализировать конструкцию сооружения, выделять ее структурные части, форму, размеры, расположение деталей, устанавливать связь между фу...

Конспект НОД "Путешествие Кубарика"

Цель: Формировать представление о видах транспорта, их функциональном назначении, строении. Задачи:&bull...

Конспект НОД в подготовительной группе по образовательной области "Познавательное развитие". Тема" Поможем Кубарику попасть в гости"

Конспект НОД в подготовительной группе по образовательной области «Познание» «Поможем Кубарику попасть в гости»Интеграция с образовательными областями:«Социально-коммуник...

Дидактическая игра по развитию речи в средней группе « Загадочный кубарик».

Игра позволит развивать активную речь, коммуникативные навыки, обогащать словарь; составлять грамматически правильно сформулированные предложения;узнавать сказочные ситуации; развивать детск...

Конспект досуговой деятельности «В гости к Кубарику» для детей средней группы

занятие по образовательной области «Познавательное развитие и  социально- коммуникативное развитие» с использованием современных образовательных технологий (игровой, ИКТ), направленно...