Математический досуг "Страна заколдованных фигур"
методическая разработка по математике (старшая группа) по теме

Математический досуг направлен на развитие у детей логического мышления, воображения, внимания, памяти, познавательной активности. Все поставленные задачи реализуются через игровые ситуации, которые помогают детям в доступной форме успешно овладевать основами математики.

При составлении конспекта учитывались особенности детей с нарушением зрения. Все наглядные пособия и дидактические материалы  изготовлены в соответствии с требованиями и рекомендациями тифлопедагога группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematicheskiy_dosug.docx8.53 КБ

Предварительный просмотр:

Математический досуг  «Страна заколдованных фигур»

        Задачи:

Образовательные:

- закрепить представления детей о геометрических фигурах;

- закреплять умение дифференцировать и группировать  геометрические фигуры

по 3 признакам ;

- развивать умение локализовать заданную величину из множества;

Воспитательные:

-повышать познавательную активность детей за счет привлекательности

процесса обучения, его эмоциональной мотивации, сюжета.

Коррекционные:

- закреплять умение использовать  форму геометрической фигуры как эталон для

анализа основной формы реального предмета

- закреплять умения детей выделять различные признаки и свойства геометрических

фигур, тренируя зрительные функции различения, локализации, аккомодации,

прослеживания;

-развивать целостное восприятие;

- развивать прослеживающую функцию глаз;

- развивать слуховое восприятие.

Продолжительность: 30 минут.

Группа: старшая.

Контингент: дети с функциональным нарушением зрения.

Технологии:

  • Образовательные инновационные – проблемные, игровые;
  • ИКТ - включение в досуг интерактивной игры
  • Авторские - блоки Дьенеша, игры Воскобовича;.
  •  Здоровьесберегающие – физкультминутка, упражнения на снятие утомляемости глаз, дифференцированный подход к детям.

Ход математического  досуга

«Страна заколдованных фигур».

Проблемная ситуация.

Воспитатель вносит в группу конверт с письмом:

- Ребята, к нам пришло письмо из «Страны заколдованных фигур». Жители этой страны - геометрические фигуры. Волшебник Геометрик заколдовал их и превратил в символы, схемы. Фигуры просят, чтобы вы их расколдовали. Попробуем им помочь?

Дети: - Да!

Воспитатель:- Давайте отправимся в эту страну на транспорте, а каком, вы узнаете, отгадав загадку:

С теплым воздухом шар

А под ним корзинка,

Под ногами земля-

Словно на картинке!

Дети: -Воздушный шар!

Воспитатель: - Правильно, ребята, мы отправимся в «Страну заколдованных фигур»  на воздушном шаре. Но шар не может взлететь, потому что он тяжелый, на нем много геометрических фигур. Я дам вам геометрические фигуры, а вы должны выбрать среди них такие же, как на воздушном шаре и доказать, чем эти фигуры похожи.. Это задание должны выполнить все дети, тогда   воздушный шар станет легким и сможет подняться в небо.

Интерактивная дидактическая игра «Волшебный шар» (авторская разработка)

Перед детьми мультимедийная установка. На экране изображен воздушный шар, на корзине которого находятся геометрические фигуры, отличающиеся друг от  друга по трем параметрам (форма, цвет и размер)

Перед детьми на столах  лежат блоки Дьенеша.  Дается задание: выбрать на столе такую же фигуру, как на воздушном шаре и доказать, почему она выбрана.

Дети соотносят свои фигуры с фигурами на шаре, приводят доказательства. При правильном выборе и доказательстве фигуры на шаре исчезают.

       Воспитатель:- Ну, вы молодцы! Теперь мы сможем подняться в воздух.

Все садятся в воздушный шар ( на стулья пред экраном).

На дне корзины (за экраном) воспитатель находит карточку с символами.

Воспитатель:- Ребята, здесь карточка с символами. А на обратной стороне написано, что нам нужно собрать пять таких карточек, они нам помогут расколдовать геометрические фигуры.

        Далее под шум ветра все отправляются в путь.

Сверху на нитках опускаются плоскостные геометрические фигуры черного цвета (чуть выше уровня глаз детей). Воспитатель предлагает проследить за движением «облаков» , назвать форму, которую они напоминают.  С облака падает карточка с символами. (помощник воспитателя незаметно отпускает одну нитку с карточкой).

Воспитатель:- Вот у нас уже две подсказки.

Воздушный шар приземляется. Перед детьми ворота (макет) в «Страну заколдованных фигур».

Воспитатель: -Дети, в эту страну мы сможем попасть, если правильно  соберем квадрат из частей. Это будет наш пропуск для  стражника.

Вьетнамская игра «Танграм»

Дети собирают квадрат из геометрических фигур.

Ворота открываются, дети получают карточку с символами от стражника ворот и проходят в «Страну заколдованных фигур»

 

Упражнение для снятия зрительного утомления под звуки леса.

Пальминг.

Детям предлагается снять очки, сесть за стол, растереть руки По инструкции воспитателя проводится пальминг.

Вылетает Мудрая Сова (ребенок подготовительной группы).

Мудрая Сова:- Я Мудрая Сова! Знаю, куда вы идете.  Я помогу вам найти заколдованные фигуры, если вы выполните мое задание.

Геоконт.

Сова предлагает геоконт, на котором изображены несколько фигур с пересечением контуров. Детям необходимо определить, сколько фигур и каких.

Дети справляются с заданием (перечисляют фигуры) , Мудрая Сова дает карточку с символами и указывает путь, дальше.

       Дети идут дальше. На пути встречаю Ученого Кота (ребенок подготовительной группы).

Ученый Кот:- Я Ученый Кот. Знаю, куда и зачем вы идете. Укажу вам дорогу к заколдованным фигурам, если вы поможете мне разложить вещи по местам.

Д/и «Наведи порядок».

 Перед детьми  на фланелеграфе черные силуэты геометрических фигур, а рядом в хаотичном расположении карточки с  изображением предметов, напоминающих по форме эти фигуры. Дети группируют изображения предметов по форме.

Ученый Кот благодарит ребят, дает карточку с символами и указывает путь дальше.

Физкультминутка.

Много ль надо нам, ребята

Много ль надо нам, ребята,

Для умелых наших рук?

Нарисуем два квадрата,

 А на них огромный круг,

 А потом еще кружочек,

Треугольный колпачок.

Вот и вышел очень, очень

Развеселый чудачок.

 (Дети рисуют в воздухе геометрические фигуры.)

Перед детьми дворец (игрушечный). Выходит волшебник Геометрик (взрослый).

Геометрик:- Вы зачем пришли в мой дворец?

Дети обясняют причину.

Геометрик: -Да, вы пришли правильно. Я заколдовал геометрические фигуры за то, что они поспорили, будто вы никогда не слышали о них и не сможете их различить. Я же знаю, какие вы умные Но хочу в этом еще раз убедиться. Вы сможете пройти в мой дворец, если узнаете, какие фигуры лежат у меня в чудесном мешочке.

Дети по очереди отгадывают на ощупь фигуры .

Геометрик: - Вы заработали карточки с символами за правильно выполненные задания. А теперь, отгадав зашифрованные фигуры на карточках, все жители этой страны будут расколдованы.

Волшебник Геометрик пропускает детей во дворец.

Работа с блоками Дьенеша.

Дети выполняют задание: подбирают блоки Дьенеша в соответствии с символами по трем параметрам (например, форма, размер, толщина). Используются в работе и символы с отрицанием. Дети словесно расшифровывают информацию на карточках

Итог занятия. Появляется волшебник Геометрик, хвалит ребят, просит их рассказать, какие трудности были на пути, какие задания выполняли. Затем дарит детям расколдованные геометрические фигуры (блоки Дьенеша).

Использованная литература:

1.        «Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада», И.А.Помораева, В.А.Позина, Москва 2009;

2.         «Математика для детей 5-6 лет», Е,В,Колесникова, Москва 2005;

3.        «Геометрия или сказка об удивительном Геоконте», В.В. Воскобович, ООО «РИВ», 2006;

4.        Авторская разработка интерактивной игры «Волшебный шар»;

Интернет-сайты:

1.        http://nsportal.ru/detskii-sad/upravlenie-dou/primenenie-ikt-nazanyatiyah-v-dou

2.        http://festival.1september.ru/articles/582746/

3.        http://www.rustoys.ru/moreabout.html?productid=1603


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого интегрированного занятия для второй младшей группы на тему «Заколдованные фигуры» (обобщение темы «Геометрические фигуры»)

Развивать у детей  младшего дошкольного возраста умение самостоятельно распознавать геометрические фигуры по форме, цвету и величине и  устанавливать равенство между двумя группами предметов...

Конспект открытого интегрированного занятия для второй младшей группы на тему «Заколдованные фигуры» (обобщение темы «Геометрические фигуры»)

Развивать у детей  младшего дошкольного возраста умение самостоятельно распознавать геометрические фигуры по форме, цвету и величине и  устанавливать равенство между двумя группами предметов...

« Заколдованные фигуры »

Цель занятия:1.Закреплять умение пользоваться календа-   - рем,определять временные отношения:   время года, число, месяц, день недели,год.2.Закреплять умение называть последова-...

Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности "Страна заколдованных фигур"

Эффективность представленного материала по сравнению с традиционным вижу в том,  что все поставленные задачи реализуются путем дифференцированного подхода к детям. Актуальность дифференцированног...

Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы в образовательной области «Познание» «Путешествие в страну заколдованных фигур»

Формируем способность детей выявлять и абстрагировать свойства фигур, декодировать информацию, изображенную на карточке – символе свойств....

Конспект НОД "Заколдованные фигуры"

Воспитывать доброе отношение к близким и окружающим людям....