Образовательный проект по развитию графомоторных навыков, пространственных представлений и творческих способностей у детей подготовительной к школе группы «Школа умного карандаша»
проект (подготовительная группа)
Образовательный проект по развитию графомоторных навыков,
пространственных представлений и творческих способностей у детей подготовительной к школе группы
«Школа умного карандаша»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Образовательный проект по развитию графомоторных навыков,
пространственных представлений и творческих способностей у детей подготовительной к школе группы
«Школа умного карандаша»
Паспорт проекта
Название проекта | «Школа умного карандаша» |
Тип проекта | Групповой, познавательно-продуктивный. |
Продолжительность проекта | Долгосрочный |
Сроки реализации | 1 год |
Цель проекта | Развивать у детей графомоторные навыки в регулярной практической деятельности за счет совершенствования у них технических умений. |
Задачи проекта | - повышение умственной работоспособности детей 6-7 лет; - развитие графомоторных навыков, плавности, скоординированности движений рук; - развитие внимания, памяти, логического и творческого мышления, воображения, пространственных представлений; - развитие произвольной сферы; - развитие умения действовать по словесным инструкциям педагога и самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи, контролировать собственные действия. |
Участники проекта | Воспитанники подготовительной к школе группы, воспитатели, родители |
Итоговое мероприятие | Защита проекта, применение умений и навыков на практике |
Итоговый продукт проекта | Выставка графических работ |
Актуальность проекта
Те, кто работают с дошкольниками, знают, какие трудности испытывают эти дети, когда им приходится выполнять действия, требующие точности, выверенности и синхронности движений: что-то брать, вставлять, завязывать, складывать, лепить, вырезать, наклеивать, рисовать и т.д. Плохо развитые двигательные функции рук и отсутствие оформленной техники движений, скоординированных действий глаза и руки вызывают у ребенка огромные трудности, которые порой заставляют его отступать перед любой задачей, связанной с выполнением вышеупомянутых действий.
У многих детей отмечается недостаточность двигательных навыков: скованность, плохая координация, неполный объем движений, нарушение их произвольности;
-недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации: неловкость, несогласованность движений рук. Нарушение моторики отрицательно сказываются на развитии познавательной деятельности ребенка. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков. Тонкая моторика – основа развития психических процессов.
В настоящее время отмечается увеличение количества детей дошкольного и младшего школьного возраста с разного рода нарушениями в развитии, что приводит в дальнейшем к эмоциональной и физической усталости с последующим падением интереса к процессу обучения как таковому.
Педагогические принципы реализации проекта:
- принцип единства диагностики и коррекции;
- принцип системности и последовательности в подаче материала;
- учет объема и степени разнообразия материала (переходить к новому материалу только после относительной сформированности того или иного умения, увеличивать объем материала и его разнообразие необходимо постепенно);
- соблюдение интересов ребёнка, учет его индивидуальных возможностей;
- соблюдение необходимых условий для развития личности ребенка: создание комфортной ситуации, поддержание положительного эмоционального фона;
- вариативность.
Основная функция коррекционно-развивающей работы:
- создание условий, обеспечивающих развитие, обучение и воспитание детей, у которых:
- наблюдается недоразвитие мелкой моторики рук;
- наблюдается торможение речевого развития;
- наблюдаются затруднения в овладении чтением, рисованием и т.п.
- создание мотивационной базы для самостоятельной деятельности детей.
Механизмы реализации проекта:
Реализация поставленных задач проходит в три этапа:
I этап – подготовительный
II этап - практический
III этап - итоговый
Этапы | Структура и содержание деятельности | Сроки |
Подготовительный (диагностический) | Метод наблюдения: может ли завязывать шнурки; как с помощью карандаша заштриховывает фигуры, обводит пунктирные линии и раскрашивает, копирует такие же фигуры, рисует правильно квадрат, рисует человека. Тест «Дорисовывание», срисуй, продолжи узор, рисунок человека. Изучение динамического праксиса: графические пробы «заборчик», проба «кулак-ребро-ладонь», проба Озерецкого и другие методики. | Сентябрь – октябрь |
Основной этап | Организация образовательного пространства с использованием «Волшебных обводилок». Коррекционно-развивающие занятия. Частота, продолжительность и длительность занятий определяется индивидуальными особенностями детей (характер нарушений, если они есть), особенностями возраста, работоспособностью (от 30 до 40 мин.). Занятия проводились индивидуально или в малой подгруппе (5-6 детей), с учетом индивидуальных и возрастных особенностей развития детей. | Октябрь- апрель |
Заключительный этап | Обобщение и анализ проделанной работы. Презентация опыта работы по проекту. Трансляция педагогического опыта. | Апрель - май |
Ожидаемый результат:
- формирование графомоторных навыков;
- развитие произвольности;
- улучшение координации;
- развитие воображения, внимания, памяти, логического мышления;
- развитие пространственных представлений
Структура занятия
1.Пальчиковая гимнастика. Для активизации пальцев руки ребёнка занятия начинаются с пальчиковой гимнастики или самомассажа пальцев и кистей рук. Любое из предложенных упражнений можно использовать после письма элементов в тетради для расслабления мышц рук.
2.Работа в тетради.
3.Зрительная гимнастика. После работы в тетради дети испытывают зрительное напряжение (ещё недостаточно развиты тонкие и точные координации движений). Поэтому для профилактики нарушения зрения используются серии расслабляющих упражнений для глаз- дети следят глазами за кончиком указки педагога, который « рисует» с её помощью различные фигуры (ломаные линии, геометрические фигуры, спирали, цифры и т.д)
4. Зрительный и слуховой диктант. Зрительный диктант проводится с использованием таблиц. Педагог показывает таблицу в течение 5 секунд и убирает её. Дети должны вспомнить порядок расположения фигур и последовательно выложить их на столе. Затем результат сравнивается с оригиналом.
5.Динамическая пауза. Они могут проводиться под стихотворный текст или с мячом.
6.Упражнения для развития мелкой моторики, межполушарного взаимодействия.
7.Работа в альбоме. Проводится в конце занятия. Включает упражнения по развитию мелких движений мышц руки ( штриховка или проведение непрерывной линии) Занятия по данной системе предполагают использование следующих видов пособий для развития мелкой моторики.
Варианты упражнений
1. Ритмирование:
«Телеграфисты». Дети по очереди воспроизводят серии ударов по столу, разделенных длинными и короткими паузами. Серии постепенно удлиняются и усложняются по структуре. Образцы ритмов:
№ 1 - III, III
№ 2 - III I, I III, II II
№ 3- II III, III, II
№ 4 - III III, II IIl, III, II
«Повтори ритм». Педагог задает ритм, отстукивая его одной рукой, например, «2–2–3» (в начале освоения дается зрительное подкрепление — ребенок видит руки педагога). Затем происходит постепенный переход только к слуховому восприятию, с закрытыми глазами):
-ребенок повторяет ритмический рисунок правой рукой, левой рукой, двумя руками одновременно (хлопки или удары по столу), комбинированно (например, «2» – правой рукой,
«2» – левой рукой, «3» – одновременно двумя руками);
-ребенку предлагается воспроизвести тот же ритмический рисунок ногами: сначала отмашка всей ногой, затем движения только стопой; прыжки на одной, двух ногах.
«Ритм по кругу». Дети садятся полукругом. Педагог отбивает какую-то ритмическую серию. Дети внимательно слушают ее и повторяют (по отдельности или все вместе). Когда ритм освоен, они получают команду: «Давайте прохлопаем этот ритм так: каждый по очереди отбивает по одному отрывку из всего заданного ритма. Слева направо. Когда ритм закончится, следующий по кругу выжидает короткую паузу и начинает сначала; и так до моей команды «Стоп». Опоздавший со своим хлопком, не выдержавший паузу, сделавший лишний хлопок — получает штрафное очко или выбывает из игры».
«Придумай ритм». Упражнения с применением ритмических музыкальных инструментов. Здесь ребенок может либо повторять заданный ритм, либо придумать его и воспроизвести. Это упражнение хорошо выполнять в группе, когда одни по кругу то воспроизводят ритмы других, то задают свой, контролируя при этом правильность повторения.
«Ладушки». Эта игра одной из первых появляется в опыте любого ребенка. Если он с ней не знаком — научите его играть сначала в классическом варианте, но не только руками, но и сидя — ногами. Затем усложните задачу:
а) хлопок в ладоши, хлопок двумя руками с партнером (руки у обоих перекрещены, хлопок, хлопок с партнером «левая-правая», хлопок, хлопок с партнером «правая-левая». Далее задача усложняется, увеличивается число движений за счет соединения классического и данного вариантов. Аналогично — ногами.
б) «кулак-ладонь»: руки ребенка все время повернуты ладонями друг к другу; хлопок в ладоши, хлопок кулака о ладонь, хлопок, хлопок ладони о кулак (поза меняется на противоположную. Играя в паре, ребенок после хлопка «кулак-ладонь» делает с вами. В еще более сложном варианте — «кулак-ладонь» с партнером делается перекрещенными руками (впереди то левая, то правая рука).
в) «ладушки» с разворотами ладоней: классический вариант, в котором хлопки с партнером осуществляются так, что одна ладонь ребенка смотрит вниз, а другая — вверх (ставятся друг на друга ребрами).
Перекрестные движения «Шаги в море». Медленная ходьба на месте под счет педагога (с 5-10 шагов с постепенным увеличением до 100): ребенок попеременно касается правым локтем левого колена и левым локтем – правого. Модификация: пальцы обеих рук смыкаются в замок то под правым, то под левым приподнятым коленом под счет педагога.
«Цыганочка». И.п.-стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены. Дотронуться правой рукой до левого колена (согнутая в колене нога поднимается вперед и вверх). Затем сзади дотронуться левой рукой до правой пятки (согнутая в колене правя нога отводится назад). Повторить весь цикл 3 раза.
«Здравствуйте, ушки!». По команде «ушки» дети дважды перекрестно накладывают руки на ушки, слегка захватив мочки (левая рука - на правое ушко и одновременно с этим правая рука
– на левое; правая рука сверху, при повторном касании правая рука - снизу). По команде «Плечи» - дети дважды перекрестно, меняя «верхнюю» руку, захватывают руками именно плечи. 10-20 р. – чередуя команды «Ушки-Плечи-Колени-Локти». Усложнение: ведущий может намеренно «путать» детей их несоответствием.
«Ушко-носик». Левой рукой взяться за кончик носа, правой - за противоположное (левое) ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, поменять положение рук «с точностью наоборот» (другой вариант - одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук «с точностью наоборот»).
2. Упражнения, повышающие энергетический потенциал:
Массаж и самомассаж:
- подушечек пальцев и рук, фаланг пальцев, потягивания растирание ладоней («ручки замерзли»), растирание боковых поверхностей сцепленных пальцев («расческа»), легкие постукивания пальчиками одной руки по ладони другой («прыгают зайчики»), одну ручку в кулачок - постукивания по ладони другой руки («мишка ходит»); (с помощью карандаша, толстой веревки, ореха, массажного мячика, шарика-суджок, сенсорного коврика - наждачная бумага);
- Растирание и разминка пальцев рук и всей кисти от кончиков пальцев к основанию и обратно; особое внимание следует уделить большим пальцам. Имитация «силового» мытья, растирания и пожатия рук;
«Мытье головы»
а) Пальцы слегка расставить и немного согнуть в суставах. Кончиками пальцев массировать голову в направлении: 1) ото лба к макушке, 2) ото лба до затылка и 3) от ушей к шее.
б) Пальцы слегка согнуты, поверхность ногтей и первые фаланги плотно соприкасаются с поверхностью головы сразу за ушами; массаж производится ребенком обеими руками навстречу друг другу от ушей к макушке.
«Обезьяна расчесывается». Правая рука массирует пальцами голову от левого виска к правой части затылка и обратно. Затем левая рука — от правого виска к левой части затылка. В более сложном варианте руки перекрещиваются у основания волос (большие пальцы — по средней линии); в такой позе ребенок интенсивно массирует голову ото лба к шее и обратно.
- «Ушки»: массирующими движениями «вверх и назад» для верхней части уха и «строго вниз» - на мочках -5 раз. Другой вариант: уши растираются ладонями, как будто они замерзли; разминаются три раза сверху вниз – по вертикали; возвратно-поступательным движением растираются в другом направлении – по горизонтали (пальцы, исключая большие, соединены и направлены к затылку, локти вперед). Затем уши закрыть ладонями, а пальцы приложить к затылку, сблизив их. Указательными пальцами слегка постукивать по затылку до трех раз. Это упражнение тонизирует кору головного мозга, уменьшает ощущение шума в ушах, головную боль, головокружение.
«Гибкая шея, свободные плечи».
Массировать шею сзади (сверху вниз) двумя руками: поглаживающие, похлопывающие, пощипывающие, растирающие, спиралевидные движения.
Аналогично:
правой рукой массировать левое плечо в направлении от шеи к плечевому суставу, затем левой рукой — правое плечо;
правой рукой взяться за левое плечо и сделать 5–10 вращательных движений по часовой стрелке и против нее, то же — левой рукой, затем обеими руками одновременно.
«Глазки отдыхают». Закрыть глаза. Межфаланговыми суставами больших пальцев сделать 3– 5 массирующих движений по векам от внутренних к наружным уголкам глаз, повторить то же движение под глазами. После этого помассировать брови от переносицы к вискам.
После массажа век и области вокруг глаз 3–5 раз повернуть глазные яблоки влево, вправо, вверх и вниз, по кругу. На несколько секунд широко открыть глаза, затем сильно зажмурить. Это снимает напряжение и улучшает кровообращение в области глаз, улучшает зрение.
«Часики» - и.п.сидя; энергично наклонять голову то к правому, то к левому плечу/вперед, назад (можно добавить слова «тик-так», вначале делать осторожно; до 25 раз).
«Молоток 1» - расположить свои ладони перпендикулярно друг другу и производить резкие хлопки (5-10 хлопков); места соприкосновения - углубления между запястьем и нижней частью ладони; затем местами соприкосновения становятся внешние стороны запястья.
«Молоток 2» - руки вытянуты вперед, кисти сжаты в кулак; резкие удары выполнять сначала кулаками, обращенными вверх, а затем - вниз; во время удара должно происходить полное совмещение боковых поверхностей сжатых кулаков.
3. Упражнения для развития мелкой моторики, межполушарного взаимодействия:
«Ладонь-кулак» - руки ладонями вниз лежат на столе, затем одновременно сжимаются в кулак и снова ложатся ладонями на стол.
«Солнышко и тучка»/ «Лягушка» - Положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак («тучка»), другая лежит на плоскости стола (ладошка – «солнышко»). Одновременно менять положение рук. Усложнение упражнения состоит в ускорении.
«Зеркальце и полочка» - ладонь правой руки раскрыта и поставлена вертикально, большой палец отставлен в сторону; взгляд -в центр ладони («зеркальце»); ладонь левой руки горизонтальна, большой палец руки плотно прижат к ладони, средний палец приставлен к ребру девой ладони у основания мизинца («полочка»)
«Кулак-ребро-ладонь» - Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет сначала вместе с педагогом, затем по памяти. Выполняется сначала правой рукой, затем левой, потом двумя руками вместе (можно помогать себе командами вслух или про себя:
«кулак – ребро - ладонь»).
«Колечки» - Поочередно и как можно быстрее ребенок перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Сначала выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу), потом в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале методика выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
«Лезгинка» - Ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой рук в течение 6 - 8 смен позиций.
«Змейки» - Предложите ребенку представить, что его пальцы – это маленькие змейки. Они могут двигаться, извиваться, вращаясь направо, налево, снизу вверх и сверху вниз. При двуручном направлении ладони сначала «смотрят» от ребенка, потом – друг на друга. При этом сначала прорабатываются одноименные пальцы рук, а затем разноименные (например, большой палец правой руки и мизинец левой руки).
«Паровозик» - правую руку положить на левую надкостную мышцу, одновременно делая 10- 12 маленьких кругов согнутой в локтевом суставе левой рукой, плечом вперед, затем столько же назад. Поменять позиции рук и повторить упражнение.
«Рисующий слон» - сесть в позу слона. Колени слегка подогнуты. Наклониться головой к плечу. Вытянуть руку вперед и рисовать ей горизонтальную восьмерку, затем повторить тоже другой рукой
«Сова» - с силой схватить левое плечо правой рукой, головой медленно пересекать среднюю линия тела, поворачивая налево, направо. Расслабиться. Сделать три полных цикла дыхания на три поворота головы. Повторить тоже для другого плеча. Добавить вокализацию: голова у плеча – вдох, голова на груди – выдох с вокализацией «у-у-х», голова у другого плеча - вдох и т.д.
«Замок» - скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, вывернуть руки к себе; двигать пальцем, на который укажет ведущий; палец должен двигаться точно и четко.
«Ленивые восьмерки»/ «Горизонтальная восьмерка» - нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза одной рукой, потом другой, затем двумя ускорении
«Рисуем в воздухе»/ «Симметричные рисунки» - нарисовать в воздухе обеими руками одновременно зеркально симметричные рисунки
4. Упражнения для развития графомоторных навыков:
«Обводка, копирование рисунков» (Г.М. Зегебарт, О.С. Ильичева «Волшебные обводилки. Формирование графомоторных навыков»): комплект «Волшебные обводилки» включает в себя 12 рисунков в формате А4 и 34 рисунка формата А3; листы располагаются вертикально или горизонтально; дети могут обводить и раскрашивать (заштриховать) рисунки одной рукой или двумя, стоя или сидя; упражнения на основе рисунков задуманы таким образом, чтобы у ребенка как можно дольше сохранялся интерес к работе, которая требует многократного копирования одних и тех же рисунков-образцов, которые могут быть использованы для штриховки, раскрашивания, создания разного рода поделок.
«Продолжи узор»
«Рисование по клеточкам»
«Лабиринты»
Функциональные упражнения для развития концентрации внимания и двигательного контроля
«Чайничек с крышечкой» - ребенок пропевает песенку, сопровождая ее жестами: Чайничек! (вертикальные движения ребрами ладоней)
На чайничке – крышечка (левая рука складывается в кулак, правая – ладонью делает круговые движения над кулаком).
На крышечке - шишечка (вертикальные движения кулаками).
В шишечке – дырочка (указательный и большой пальцы обеих рук делают колечки).
Из дырочки пар идет (указательными пальцами рисуются спиральки). Пар идет с дырочки, Дырочка в шишечке,
Шишечка на крышечке, Крышечка на чайничке.
«Руки – ноги» - и.п. стоя; прыжки на месте с одновременными движениями руками и ногами: 1.Ноги вместе - руки врозь.
Ноги врозь - руки вместе. Ноги вместе – руки вместе. Ноги врозь – руки врозь.
2. Ноги вправо – руки влево. Ноги влево – руки вправо.
Ноги вправо – руки вправо. Ноги влево - руки влево.
3. Левая рука вперед, правая рука назад + правая рука вперед, левая рука назад. Левая рука назад, правая рука вперед + правая нога назад, левая нога вперед.
Левая рука вперед, правая рука вперед + правая нога назад, левая нога назад. Левая рука назад, правая рука назад + правая рука вперед, левая нога вперед.
«Буратино» - и.п. стоя.
Правая рука вверх + прыжок на левой ноге. Левая рука вверх + прыжок на правой ноге. Правая рука вверх + прыжок на правой ноге. Левая рука вверх + прыжок на левой ноге.
«Парад» - и.п.стоя. Марширование на счет «раз-два-три-четыре» с добавлением хлопков: Раз (хлопок) – два - три - четыре.
Раз -два (хлопок) – три – четыре. Раз – два -три (хлопок) – четыре. Раз -два -три – четыре (хлопок).«Море волнуется» - детям предлагается инстенсивно двигаться по комнате, принимая различные позы:
Море волнуется - раз. Море волнуется - два. Море волнуется - три. Морская фигура - замри.
Календарно-тематическое планирование.
Октябрь
1 неделя
Рисование точек и крестиков
1.Пальчиковая гимнастика «Замок».
2.Работа в тетради.
3.Упражнения: « Ладонь-кулак», «Лягушка». 4.Зрителный диктант.
5.Работа в альбоме.
Познакомить детей с тетрадью в клетку; научить ориентироваться в клетке с одновременным рисованием точек; развивать зрительную память, конструктивные навыки, общую и мелкую моторику.
2 неделя
Рисование коротких вертикальных и горизонтальных линий.
1.Пальчиковая гимнастика « Дружба».
2.Выполнение фигур из счётных палочек «Забор»
3.Работа в тетради.
4. Упражнение для глаз « Молния»
5.Зрительный диктант.
6.Работа в альбоме.
Научить проводить короткие вертикальные линии по точкам и самостоятельно; формировать навык ритмичности, двигательной функции кисти руки; развивать зрительное восприятие, зрительную память.
3 неделя
Рисование длинных вертикальных и горизонтальных линий в чередовании.
1.Пальчиковая гимнастика « Листочки».
2.Работа в тетради.
3.Упражнение для предупреждения зрительного утомления.
4.Зрительный диктант.
5.Упражнение « Кулак-ребро-ладонь».
6.Слуховой диктант.
7.Физкультминутка «Ветер»
8.Работа в альбоме.
9.Игра с мячом.
Лексические упражнения.
- Учить проводить короткие и длинные горизонтальные линии по точкам и самостоятельно;
-Учить выполнять фигуры по образцу, проводить линии в заданном направлении;
-Активизировать словарь слов-действий; учить образованию относительных прилагательных; закрепить названия деревьев.
-Развивать слуховую память.
4 неделя
Рисование наклонных линий. Закрепление навыков штриховки.
1.Пальчиковые шаги: «Гусеничка», « Муравьишка». Пальчиковая гимнастика « Птички»
2.Работа в тетради.
3.Гимнастика для глаз.
4.Слуховой диктант.
5.Игра « телеграфисты».
6.Работа в альбоме.
7.Лексические упражнения.
Учить рисовать наклонные линии по точкам и по образцу; учить ориентироваться в плоскости листа; проводить коррекцию дизметрии; закреплять знания о геометрических фигурах.
Ноябрь
1 неделя
Рисование уголков.
1.Пальчиковые шаги «Птенцы», пальчиковая гимнастика « Птички».
2.Работа в тетради.
3.Упражнение для глаз « Уголки»
4.Зрительный диктант.
5.Игра « Телеграфисты».
6.Физ.мин-ка « Журавли учатся лететь»
7.Работа в альбоме.
8.Лексические упражнения.
Закрепить у детей умение рисовать короткие наклонные линии; учить образовывать сложные прилагательные и согласовывать числительные с существительными; развивать конструктивные навыки, координацию движений.
2 неделя
Рисование бордюра.
1.Пальчиковые шаги « Курочка», пальчиковая гим-ка « В гости к пальчику большому»
2.Работа в тетради.
3.Гимнастика для глаз «Жмурки»
4.Зрительный диктант.
5.Физ.мин-ка « Воробей»
6.Упраж-ние « Ладонь-кулак-ребро»
7.Работа в альбоме.
Закрепить умение рисовать короткие наклонные линии; формировать нажим карандаша; формировать навык ритмичности руки; учить ориентироваться на плоскости листа; развивать зрительную память.
3 неделя
Рисование квадратов.
1. Пальчиковые шаги « Курочка».
2.Работа в тетради.
3.Гимнастика для глаз « Зигзаги»
4.Зрительный диктант.
5.Физ.мин-ка «Домашние птицы»
6.Упражнение «Колечки»
7.Работа в альбоме.
Закрепить навык проведения коротких горизонтальных и вертикальных линий; формировать навык ритмичности руки; учить ориентироваться на плоскости листа; развивать зрительную память.
4 неделя
Рисование прямоугольников.
1.Пальчиковые шаги «Мёд и медвежонок», выкладывание прямоугольника из палочек.
2.Работа в тетради.
3.Упражнение для глаз « Прямоугольники»
4.Зрительный диктант.
5.Физ.мин-ка « Медвежата».
6.Упражнение « Кулак-ребро-ладонь», « Колечки».
7.Работа в альбоме.
Учить детей рисовать прямоугольники со штриховкой; закрепить понятие о геометрической фигуре « прямоугольник»; развивать творческое воображение; развивать зрительное восприятие и зрительную память.
Декабрь
1 неделя
Рисование дуг. Штриховка дугами различных видов.
1.Пальчиковые шаги « Котик», упр. « Маленький конструктор», пальчиковая гимнастика « Котята».
2.Работа в тетради.
3.Упражнение для глаз « Волны».
4.Слуховой диктант « Дорожка».
5.Физкультминутка.
6.Упражнение « Колечки».
7.Работа в альбоме.
Учить детей рисовать дуги по точкам и по образцам ( вниз, вверх); учить внимательно рассматривать и сравнивать изображения; развивать ритмичность двигательной функции кисти; воспитывать аккуратность.
2 неделя
Рисование кругов. Штриховка кругами.
1.Игра « Соберём жемчуг со дна моря», упражнение « Колечки».
2.Работа в тетради.
3.Упр. для глаз « Пузырьки».
4.Зрительный диктант.
5.Физкультминутка.
6.Работа в альбоме.
Учить детей рисовать круги по точкам и самостоятельно; развивать внимание, зрительную память; закрепить навык проведения наклонных линий.
3 неделя
Рисование фигур и предметов из кругов.
1.Выкладывание силуэта рыбки горохом и рисом ,пальчиковая гимнастика « Жил да был один налим».
2.Работа в тетради.
3.Упражнение для глаз « Рыбки плавают».
4.Зрительный диктант.
5.Физ. минуткака «Рыбка».
6.Работа в альбоме.
Закрепить у детей умение рисовать круги; учить внимательно рассматривать и сравнивать изображения предметов; развивать координацию речи и движения.
4 неделя
Рисование узоров из квадратов и кругов.
1.Самомассаж и пальчиковая гим-ка « Шарик».
2.Работа в альбоме.
3.Упр. для глаз «Поймай зайку».
4.Зрительный диктант « Фонарики».
5.Подвижная игра « С Новым годом»
6.Работа в альбоме.
Закрепить у детей умение рисовать квадраты и круги.Развивать зрительное внимание и память. Воспитывать усидчивость и аккуратность в работе.Развивать творческое воображение.
Январь
2 неделя
Рисование ёлочек.
1.Пальчиковые шаги « Весёлые подружки», самомассаж пальцев рук «Ёлочка».
2.Работа в тетради.
3.Упражнение для глаз « Стрельба глазами»
4.Зрительный диктант « Ёлочки»
5.Физ.мин-ка « Где мы были мы не скажем…»
6.Работа в альбоме.
7.Лексические упражнения.
Закрепить у детей умение рисовать прямые и наклонные линии; учить подбирать слова антонимы; согласовывать числительные с существительными; развивать зрительное восприятие и зрительную память.
3 неделя
Рисование овалов. Дифференциация круга и овала.
1.Пальчиковые шаги « Весёлые подружки», упражнение « Ловкие ручки»
2.Работа в тетради (рисование овалов).
3.Гимнастика для глаз.
4.Физ.мин-ка « Снежная баба»
5.Работа в альбоме.
6.Лексические упражнения.
Учить рисовать овалы в горизонтальном положении со штриховкой и без неё; закрепить понятия о геометрических фигурах; развивать сообразительность, активизировать словарь.
4 неделя
Рисование овалов.
Знакомство с графическими диктантами.
1.Пальчиковые шаги « Весёлые подружки», упражнение « Накрываем стол».
2.Работа в тетради- упражнение « Слива».
3.Упражнение для глаз « Овалы».
4.Зрительный диктант « Посуда».
5.Динамическая пауза « Овощи».
6.Игра « Паучок»
7.Графический диктант « Стул».
8.Работа в альбоме.
Учить детей рисовать овалы по точкам и самостоятельно; познакомить детей с графическим диктантом; развивать слуховую память.
Февраль
1 неделя
Рисование кругов и овалов. Графический диктант
1.Пальчиковые шаги «Весёлые подружки», упражнение « Маленький конструктор».
2.Работа в тетради:упражнение «Конфета»,самомассаж рук.
3.Гимнастика для глаз.
4.Зрительный диктант « Конфета».
5.Физ. минутка.
6.Упр. « Лезгинка».
7.Графический диктант « Ключик».
8.Работа в альбоме.
Закрепить у детей умение рисовать круги и овалы, объединять эти фигуры в предмет; учить выполнять движения в соответствии с заданной схемой; учить отсчитывать нужное количество клеточек для графического диктанта; развивать пространственные отношения, слуховое внимание.
2 неделя
Рисование посуды.
1.Пальчиковые шаги «Улитка», игра « Склей посуду».
2.Работа в тетради. Упр.- я: « Нож, чашка, чайник, кастрюля».
3.Упражнение для глаз.
4. Слуховой диктант.
5.Динамическая пауза.
6.Графический диктант « Незнайка».
7. Работа в альбоме.
Закрепить графические навыки детей при изображении предметов посуды по клеткам; развивать зрительное восприятие и зрительную память; закрепить умение штриховать в заданном направлении; продолжать знакомить с графическим диктантами.
3 неделя
Рисование узоров с использованием овала.
1.Упражнение «Конструкторы», пальчиковая гимнастика « Гвозди».
2.Работа в тетради.
3. Графический диктант « Сторожевая собака».
4.Упражнение для глаз « Уголки».
5.Зрительный диктант « Часы», « Телевизор».
6.Динамическая пауза.
7. Работа в альбоме.
Закрепить у детей умение рисовать прямые и наклонные линии; учить симметрично воспроизводить предметы; развивать конструктивные навыки, координацию речи и движения.
4 неделя
Рисование палочек с присоединением уголков.
1.Пальчиковая гим-ка « Солдаты», самомассаж кистей и пальцев рук.
2.Работа в тетради.
3.Упражнение для глаз « Стрельба глазами».
4.Зрительный диктант « Танк».
5.Графический диктант « Танк»
6.Физ. мин-ка « Дружно встали».
7.Работа в альбоме.
Закрепить у детей умение рисовать овалы и включать их в различные узоры; формировать временные представления; учить графически воспроизводить направления; развивать мелкую и общую моторику детей.
Март
1 неделя
Рисование вертушек.
1.Пальчиковая гимнастика « Моя семья», игра « Конструкторы»,
2.Работа в тетради.
3.Упражнение для глаз. Стрельба глазами.
4.Графический диктант « Девочка».
5.Зрительный диктант « Вертушки».
6.Игра « Покажи где…»
7.Физ. мин-ка.
8.Работа в альбоме.
Закрепить навык проведения прямых и наклонных линий; развивать конструктивные навыки; координировать речь и движения.
2 неделя
Выполнение упражнения « Продолжи строчку». Выполнение узоров.
1.Пальчиковая гим-ка « Мамочка», пальчиковые шаги « Улитка».
2.Работа в тетради.
3.Зрительный диктант « Василёк».
4.Упражнение для глаз « Цветок».
5.Физ. мин-ка « Мамам дружно помогаем».
6.Графический диктант « Цветок».
7.Физ. мин-ка « Цветочки, лепесточки».
8.Работа в альбоме.
Закрепить у детей навык проведения линий в разных направлениях, учить выполнять действия по образцу; формировать нажим на карандаш; воспитывать слуховое внимание, сочетать действия со словом.
3 неделя
Рисование птиц.
1.Игра « Корм для птиц», пальчиковая гим-ка « ласточка».
2.Работа в тетради.
3.Упражнение для глаз «Ручейки».
4.Зрительный диктант « Кораблик».
5.Граф.диктант « Летящая птица».
6.Физ. мин-ка « Зима прошла».
7. Работа в альбоме.
Закрепить у детей навык проведения линий в разных направлениях, учить выполнять действия по образцу; формировать нажим на карандаш; учить подбирать родственные слова;
образовывать приставочные глаголы движения ( от глагола лететь); воспитывать слуховое внимание, совершенствовать умение действовать по сигналу, сочетать действия со словом.
4 неделя
Рисование узоров с использованием овала.
1.Упражнение «Волшебная пуговица», пальчиковая гимнастика « Одежда»
2.Работа в тетради.
3.Упр. для глаз « Рисуем шарики».
4.Графический диктант « Белка».
5.Самомассаж « Крючочки»
6.Физ. мин-ка.
7.Работа в альбоме.
Продолжать формировать у детей умение рисовать круги и овалы; учить штриховать предметы в разных направлениях; учить внимательно рассматривать, сравнивать и воспроизводить изображения, закрепить и уточнить знания об одежде.
Апрель
1 неделя
Рисование ломаной линии.
1.Пальчиковые шаги « Кот и бабочка», упр. « Маленький конструктор».
2.Самомассаж кистей и пальцев рук.
3.Работа в тетради.
4.Упражнение для глаз « Стрельба глазами».
5.Графический диктант.
6.Физ. мин-ка « Обувь».
7.Упр. « Лезгинка».
8.Работа в альбоме.
Учить детей проводить прямые ломаные линии без отрыва; закрепить умение рисовать прямые и наклонные линии; развивать внимание, конструктивные навыки.
2 неделя
Симметричное рисование по клеточкам
1.Пальчиковые игры « Чудо-пуговицы», « Дом».
2.Работа в тетради.
3.Гимнастика для глаз.
4.Графический диктант « Домик»
5.Динамическая пауза « Прогулка по Земле».
6.Зрительный диктант « Дом».
7.Работа в альбоме.
Учить детей симметрично завершать начатый рисунок по клеточкам, закрепить основные виды штриховок, развивать мелкую моторику руки, координацию движений, развивать зрительное внимание, ориентировку в пространстве.
3 неделя
Копирование рисунков по клеточкам.
1.Пальчиковая гим-ка « Четыре братца», упр. « Конструкторы».
2.Работа в тетради.
3.Зрительный диктант « Ракета».
4.Гим-ка для глаз « Поймай звезду»
5.Физ. мин-ка « Космонавт».
6.Самомассаж.
7.Графический диктант « Ракета».
8.Работа в альбоме.
Закрепить у детей рисовать круги и включать их в различные узоры; продолжать учить графически воспроизводить направления; закрепить основные виды штриховки, развивать мелкую и общую моторику детей, пуговицы.
4 неделя
Закрепление сформированных навыков.
1.Игра « Волшебные пуговицы»
2.Работа в тетради.
3.Зрительный диктант.
4.Гим-ка для глаз.
5.Физ. мин-ка «Мы шагаем по планете…»
6.Графический диктант .
7.Работа в альбоме.
Закрепить умение работать по образцу при выкладывании палочек.
-корректировать мелкую моторику пальцев рук через выполнение упражнений, пальчиковых игр.
- упражнять в согласовании движений с текстом.
- развивать тактильные ощущения при нахождении предмета на ощупь.
Май
3 неделя
Закрепление сформированных навыков ( Итоговое)
1.Разминка для пальцев, пальчиковые шаги.
2.Упр. « Пройди по дорожке».
3.Графический диктант « Бабочка».
4.Игра « Собирай-ка».
5.Муз. ритмическое упр. « Маленький волшебник».
6.Игра « Волшебная крупа».
7.Игра « Намотай нитку».
Методическое обеспечение проекта:
- Волковская Т.Н. Организационно-методические основы психологической помощи детям с недостатками речи – М.: Национальный книжный центр, 2011 г.
- Вьюнова Н.И., Гайдар К.М., Темнова Л.В. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе - М.: Академический Проект, 2005 г.
- Громова Т.В., Диянкова И.В., Махаева О.А. Возможности практической психологии в образовании – М.: УЦ «Перспектива», 2001 г.
- Ермолаева М.В. Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «Модэк», 2002 г.
- Лесина С.В., Попова Г.П., Снисаренко Т.Л. Коррекционно-развивающие занятия и мероприятия. Занятия по развитию воображения – Волгоград: Учитель, 2008 г.
- Тамберг Ю.Г. Развитие творческого мышления детей – Екатеринбург: У-Фактория, 2004 г.
- Хабарова Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2011 г.
- Журнал «Справочник педагога-психолога» № 6, 2014 г.
- Журнал «Справочник педагога-психолога» № 1, 2016 г.
- Инновационная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой и Э.М. Дорофеевой – Издание пятое (инновационное), испр. И доп. М.: Мозаика-синтез, 2019 г.
- «Волшебные обводилки». Формирование графомоторных навыков. Методическое пособие. 2-е изд. – М.: Генезис, 2010 г.
- Комплект коррекционно-развивающих материалов: оригинальные рисунки-образцы для копирования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности по образовательной области: познавательное развитие Тема: «Люблю тебя- мой край родной» для детей подготовительной к школе группы
данная работа учавствовала в конкурсе, посвящённому юбилею города. работа направлена на формирование целостного представления о природных зонах Озёрского района....
Развитие творческих способностей у детей подготовительной к школе группы на занятиях изобразительной деятельности
Рисование для ребенка – это игра. Изобразительная деятельность играет большую роль в нравственном, эстетическом и умственном развитии. Она находится в тесном взаимодействии с общи...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ «ШКОЛА МЯЧА»
Конспект занятия для детей с шестого года жизни, направлен на реализацию образовательной области «Физическое развитие», через упражнения с мячом....
Сценарий музыкально – спортивного развлечения для детей подготовительной к школе группы «Школа молодого бойца» 2023 г.
Сценарий музыкально – спортивного развлечения для детей подготовительной к школе группы«Школа молодого бойца»...
Сценарий музыкально – спортивного развлечения для детей подготовительной к школе группы «Школа молодого бойца»
Сценарий музыкально – спортивного развлечения для детей подготовительной к школе группы«Школа молодого бойца»...
Проект по развитию графомоторных навыков, пространственных представлений и творческих способностей у детей 6-7 лет «Графический серпантин»
Основная проблема проекта: Развитие графомоторных навыков у детей 6-7 лет.Задачи:Развивающие:развивать у детей умение правильно держать карандаш, ручку, фломастер;развивать у детей умение выполнять уп...
Отчет по работе над проектом по развитию графомоторных навыков, пространственных представлений и творческих способностей у детей 6-7 лет «Графический серпантин»
Вообще, процесс овладения графомоторной деятельностью является довольно трудоёмким для ребёнка. Задача педагога состоит в том, чтобы в содружестве с семьей развить графомоторные навыки с помощью разно...