Психологические основы восприятия
консультация по математике по теме
Консультация о психологическом и образовательном аспекте процесса восприятия у детей дошкольного возраста, а также игровой материал по его развитию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psikh._osnovy_vospr.1.docx | 15.7 КБ |
psikh._osnovy_vospr.2.docx | 15.12 КБ |
psikh._osnovy_vospr.3.docx | 22.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологические основы восприятия
Ощущение и восприятие составляют процессы чувственного познания. Восприятие – это отражение предметов, явлений, процессов и со-
вокупности их свойств в их целостности при непосредственном воздействии этих предметов и явлений на соответствующие органы чувств.
В отличие от воспитания ощущение отражает лишь отдельные свойства предметов и явлений.
В зависимости от того, какой анализатор является ведущим в акте воспитания, различают зрительные, слуховое, осязательное, вкусовое и
обонятельное восприятие. Важнейшими видами восприятия выступают восприятие пространства и времени. Во всех видах восприятия важ-
ную роль играют двигательные ощущения.
Основными свойствами восприятия являются предметность, целостность, константность и категориальность. Под предметностью понима-
ется отнесённость всех сведений о внешнем мире, полученных с помощью органов чувств, к самим предметам, а не к рецепторам или
участкам мозга, осуществляющим обработку сенсорной информации. Целостность состоит в том, что всякий объект воспринимается как
устойчивое, системное целое, категориальность, что он относится к определённой категории, группе объектов на основе каких либо су-
щественных признаков. Константность – это относительное постоянство некоторых воспринимательных свойств предметов при измене-
нии условий восприятия, например константность цвета, формы, величины. Процессы воспитания опосредуют речь, создавая возможность
обобщения и абстрагирования свойств предмета путём их словесного обозначения. Восприятие зависит от прошлого опыта и знаний, от
задач, целей, мотивов деятельности, от индивидуальных особенностей личности.
Восприятие в дошкольном возрасте благодаря появлению опоры на прошлый опыт становится многоплановым. помимо чисто порцеп-
тивной составляющей ( целостного образа, определяемого суммой сенсорных воздействий ) оно включает самые разнообразные связи
воспринимаемого объекта с окружающими предметами и явлениями, с которыми ребёнок знаком по своему предшествующему опыту.
Постепенно начинает развиваться апперцепция – влияние на восприятие собственного опыта. С возрастом роль апперцепции постоянно
повышается. В зрелости разные люди в зависимости от своего жизненного опыта и связанных с ним личностных особенностей нередко
совершенно по - разному воспринимают одни и те же вещи и явления.
В связи с появлением и развитием в дошкольном возрасте апперцепции восприятие становится осмысленным, целенаправленным,
анализирующим. В нём выделяются произвольные действия - наблюдение, рассматривание, поиск.
Появление в дошкольном возрасте устойчивых образных представлений приводит к дифференцированию перцептивных и эмоциональ-
ных процессов. Эмоции ребёнка становятся связанными главным образом с его представлениями, вследствие чего восприятие утрачивает
свой первоначальный аффективный характер.
Значительное влияние на развитие восприятие оказывает в это время речь – то, что ребёнок начинает активно использовать название
качеств, признаков, состояний обычных объектов и отношений между ними. Называя те или иные свойства предметов и явлений, он тем
самым и выделяет для себя эти свойства; называя предметы, он отделяет их от других; определяя их состояния, связи или действия с ними,
видит и понимает реальные отношения между ними.
Предварительный просмотр:
Образовательный аспект в развитии
восприятия у детей дошкольного возраста
Важным образовательным компонентом в обучении детей дошкольного возраста является развитие сенсорной культуры.
Дети совместно со взрослым или самостоятельно выделяют сенсорные свойства и качества (цвет, форму, величину, характер поверхности, материал, вес, пространственное положение предмета и другие), осваивают основные эталонные характеристики предметов (трава зеленая, яблоко похоже на шар, чай горячий, крыша треугольная и т.д.). Познание предметов и их свойств является одним из условий успешного развития продуктивных видов деятельности ребенка. Знания о предметах, их свойствах и качествах, о способах использования ребенок черпает из собственной практической деятельности и при побуждении взрослого, используя элементарные способы обследования с помощью органов чувств (смотрят, слушают, трогают руками, выполняют действия с предметом – пытаются взвесить на ладонях, стучат, прокатывают, надавливают, подбрасывают и т.п.). А так же дети сравнивают предметы, выделяя их признаки отличия и сходства (по цвету, форме, размеру, материалу, вкусу, запаху, фактуре поверхности и т.д.). Таким образом, дошкольники учатся описанию предмета, называя его основные свойства, и учитывают данные признаки и качества предметов в продуктивных видах деятельности, отражая пространственные характеристики, цвет, размер и строение предметов в рисунках, аппликациях, конструировании.
Воспитатель сначала организует целостное восприятие (предметов, звуков речи, действий, отношений), а затем анализирующее восприятие. Педагог направляет анализ с помощью цепочки вопросов: какой формы, величины, цвета предмет, из какого материала сделан, гладкий или шероховатый, прочный или хрупкий, из каких частей состоит, может ли предмет передвигаться, близко расположен или далеко и т.д. Для выделения более сложных качеств, отношений, системы признаков требуется не одиночное действие, а система действий, производимых в определенной последовательности. Ознакомив детей со способами обследования и качествами предметов, воспитатель организует упражнения в выделении этих качеств (группировка разнообразных предметов по определенному признаку). Это важно для отделения (абстрагирования) качества от конкретного предмета, что является исходным моментом для перехода к новому этапу- формированию обобщенных представлений о разных свойствах. К старшему дошкольному возрасту у детей накоплен значительный опыт чувственного познания окружающего мира – целенаправленность и самостоятельность обследовательских действий.
Организуя условия для детского игрового экспериментирования, используя метод проектов, моделирования, проблемных ситуаций и другие активные методы, воспитатель развивает интерес детей к познанию, умение выделять сходное и различное, помогает дошкольникам систематизировать и обобщить накопленный опыт чувственного познания мира.
Предварительный просмотр:
Игровой практический материал по развитию
восприятия у детей дошкольного возраста
I. Игровые задания на восприятие формы, высоты, длины, ширины, цвета предметов.
1. Дидактическая игра « Узнай фигуры на ощупь »
Цель: восприятие формы, развитие перцептивных действий и мимических процессов.
Ход игры: в коробку положить несколько фигур разного размера и попросить ребёнка с закрытыми глазами вынуть фигурку, ощу-
пать её пальцем и сказать название.
2. Подвижная игра « Найди свой домик »
Цель: закреплять и расширять восприятие детей о форме ( известные фигуры и введение новых ), развитие аналитических умений
( анализ, сравнение фигур, абстрагирование ).
Ход игры: ребёнок стоит в кругу, вокруг разложены различные геометрические фигуры ( большие, маленькие, разноцветные ).
в разных местах комнаты развешаны большие геометрические фигуры ( одного размера: белые или чёрные ). Взрослый даёт зада-
ние: « Найди маленький зелёный треугольник и отнеси его в домик, где живут все треугольники ».
Усложнение: если ребёнок долго думает или неправильно выполняет задание, то он платит фант и затем выполняет дополнитель-
ное задание.
3. Дидактическая игра « Домики и крыши »
Цель: развитие восприятия высоты предметов отображенных на плоскости.
Ход занятия: предъявить ребёнку картинку, на которой изображены домики с крышами разной высоты; предложите ребёнку опре-
делить самую высокую, самую низкую крышу у домиков, показать домики в порядке уменьшения высоты их крыши, предложить
измерить параметры величины с помощью мерки, измерительных приборов ( если ребёнок не знает как измерить высоту, показать,
познакомить с измерительными приборами ).
4. Подвижная игра « Ручеёк и речка »
Цель: закрепить восприятие параметров ширины в процессе двигательной активности развитие аналитических умений ( анализ,
сравнение, обобщение ).
Ход игры: нарисовать на полу мелом или создать с помощью скакалок, верёвочек узкую дорожку ( ручеёк ) и широкую дорожку
( речка ), предложить ребёнку перепрыгнуть боком через эти дорожки. Спросить: « Почему сложнее перепрыгнуть речку? » (объ-
яснение, показ движениями, измерение, обобщить – вывод ).
5. Игровое упражнение: « Раскрась полосатый коврик »
Цель: закрепление восприятия широких и узких предметов в практической деятельности.
Ход игры: Предложить ребёнку рассмотреть картинки и найти широкие и узкие полоски; дать задание раскрасить их 2-мя цветами
( выбор ребёнка ).
6. Игровое упражнение: « Ветки »
Цель: восприятие параметра длинны предметов на плоскости, развитие внимания, творческая активность.
Ход игры: предложите ребёнку рассмотреть картинку с изображением дерева ( целое ) и ветки дерева ( часть ); спросить, какие у де-
рева бывают веточки ( длинные - толстые, короткие - толстые ). Задание: нарисовать длинную ветку с отходящими от неё короткими
веточками на одной половине листа и целое дерево с множеством веток на другой половине листа.
7. Дидактическая игра « Чудесный мешочек »
Цель: развивать у детей восприятие цвета, перцептивные действия, память, внимание, речевую активность.
Ход игры: положить в мешочек различные фрукты и овощи ( муляжи или настоящие ) предложите ребёнку определить на ощупь
один из предметов, назвать его ( и обобщающее понятие: фрукт или овощ), определить цвет.
8. Игровые задания
Цель: развивать у детей цветовое восприятие, память, творческую активность.
Ход игры: предложить ребёнку листы бумаги и различные художественные материалы ( краски, карандаши, восковые мелки, и т.д. ).
взрослый может предложить различные темы заданий: « Нарисовать лето ( весну, зиму, осень ) », « Придумай цветочный узор »,
« Нарисуй радугу - дугу », « Сказочную птицу », « Лесной ковёр ».
II. Игровые задания на восприятие пространства и времени
1. Дидактическая игра « Что находится вверху, а что внизу »
Цель: восприятие параметров пространств ( вверху, внизу ); распределение внимания, слухового восприятия, двигательной актив-
ности.
Ход игры: ребёнок по просьбе взрослого осуществляет поиск предметов, которые находятся вверху и внизу в вашей комнате; можно
попросить достать эти предметы.
Вариант игры: взрослый называет предмет, который находится вверху и внизу, чередуя их ребёнок должен при названии предмета
показать пальцем руки направление: вверх или вниз ( используем стрелочку, карандаш и т-д ).
Например: пол, постель, кровать, потолок, небо, земля, крыша, дорога и т-д.
Вариант игры: ребёнку конструктор, кубики, или плоские фигурки из бумаги. Попросить построить так, чтобы внизу был кубик
( вверху был шар, посередине брусок ).
2. Дидактическая игра « Посмотри-найди »
Цель: восприятие различных пространственных направлений, развитие внимания, двигательной активности.
Ход игры: взрослый даёт ребёнку разные задания: « Посмотри вперёд и найди круглый красный предмет ( мяч ) ». « Найди справа
предмет, который имеет стебелёк и зелёные листики ( цветок ). Найди слева предмет который имеет четыре ножки и крышу ( стол ).
Предложить в ходе игры подбежать к предмету и показать.
3. Дидактическая игра « Что ближе, а что дальше »
Цель: восприятие параметров восприятия расстояния ( далеко близко ), развитие внимания, речевой активности.
Ход игры: предложить ребёнку рассмотреть графические фигуры, которые расположены в определённой последовательности.
Спросить какие фигуры стоят ближе друг к другу, а какие далеко? Какие фигуры дальше друг от друга, какие ближе.
4. Дидактическая игра « Когда это бывает? »
Цель: развитие восприятий временных понятий ( время суток, время года ), развитие речевой активности, аналитических умений.
Ход игры: предложить ребёнку рассмотреть картинки, на которых изображено различное время суток ( вечер, день, ночь, утро )
или время года ( зима, весна, лето осень ). Взрослый предлагает ребёнку назвать определённый отрезок времени и аргументировать
свой ответ.
III. Игровые задания на восприятие последовательности событий, особых свойств
предметов, целостности предметов.
1. Дидактическая игра « Что в начале, что потом? » ( 4-6 лет )
Цель: развитие восприятия последовательности событий ( алгоритм событий ); внимания, речевой деятельности.
Ход игры: предложить ребёнку поиграть в сказку. У сказки есть начало и конец, поэтому надо разложить картинки последова-
тельно одна за другой, чтобы мы смогли рассказать сказку. Для игры использовать картинки сказки, а также предложить ре-
бёнку разыграть сказку лицах ( инсценировка ).
2. Дидактическая игра « Угадай какой это предмет »
Цель: продолжать знакомить детей с особыми свойствами предметов, развивая их восприятие, внимание, речь, мыслитель-
ную активность.
Ход игры: взрослый называет предмет, обладающий особыми свойствами который ребёнок должен выделить, назвать и попро-
бовать порассуждать о причинах данных свойств (проблема – версия ребёнка ).
Например, холодные предметы: снег, мороженое; горячие: утюг, огонь, чай, печка.
3. Дидактическая игра « Найди предмет »
Цель: восприятие особых свойств предметов ( материал), развитие внимания, памяти, речи, аналитических способностей, твор-
ческой активности.
Ход игры: предложить ребёнку задания на поиск предметов, изготовленных из различных материалов: деревянных, пластмас-
совых, металлических, бумажных, тряпичных, стеклянных, глиняных и т.д.
Вариант игры: необходимо угадать на ощупь, из чего сделан предмет.
Усложнение: сравнить предметы по тяжести ( контрастные предметы ).
4. Дидактическая игра « Чего не хватает у предмета »
Цель: развитие восприятия целостности предмета, внимания, аналитических особенностей.
Ход игры: предложить ребёнку рассмотреть картинки или предметы, где отсутствует тот или иной элемент ( машина без колёс,
велосипед без педалей, слон без хобота и т.д ).
III. Игровые задания на восприятие последовательности событий, особых свойств
предметов, целостности предметов.
1. Дидактическая игра « Что в начале, что потом? » ( 4-6 лет )
Цель: развитие восприятия последовательности событий ( алгоритм событий ); внимания, речевой деятельности.
Ход игры: предложить ребёнку поиграть в сказку. У сказки есть начало и конец, поэтому надо разложить картинки последова-
тельно одна за другой, чтобы мы смогли рассказать сказку. Для игры использовать картинки сказки, а также предложить ре-
бёнку разыграть сказку лицах ( инсценировка ).
2. Дидактическая игра « Угадай какой это предмет »
Цель: продолжать знакомить детей с особыми свойствами предметов, развивая их восприятие, внимание, речь, мыслитель-
ную активность.
Ход игры: взрослый называет предмет, обладающий особыми свойствами который ребёнок должен выделить, назвать и попро-
бовать порассуждать о причинах данных свойств (проблема – версия ребёнка ).
Например, холодные предметы: снег, мороженое; горячие: утюг, огонь, чай, печка.
3. Дидактическая игра « Найди предмет »
Цель: восприятие особых свойств предметов ( материал), развитие внимания, памяти, речи, аналитических способностей, твор-
ческой активности.
Ход игры: предложить ребёнку задания на поиск предметов, изготовленных из различных материалов: деревянных, пластмас-
совых, металлических, бумажных, тряпичных, стеклянных, глиняных и т.д.
Вариант игры: необходимо угадать на ощупь, из чего сделан предмет.
Усложнение: сравнить предметы по тяжести ( контрастные предметы ).
4. Дидактическая игра « Чего не хватает у предмета »
Цель: развитие восприятия целостности предмета, внимания, аналитических особенностей.
Ход игры: предложить ребёнку рассмотреть картинки или предметы, где отсутствует тот или иной элемент ( машина без колёс,
велосипед без педалей, слон без хобота и т.д ).
IV. Игровое задание на восприятие сложных явлений окружающего мира
1. Дидактическая игра « Угадай какая это сказка? »
Цель: правильное восприятие детьми иллюстраций и литературных произведений.
Ход игры: предложить ребёнку рассмотреть иллюстрации к разным сказкам ( или небольшие картинки )
и угадать, как называются эти сказки. Предложить ребёнку следующее творческое задание: « Расскажи эти
сказки », « Покажи сказку » или « Оживи картинку ».
2. Игровые этюды
Цель: развить у детей восприятие эмоций и чувств по поведению.
1 вариант: предложить ребёнку картинки с изображением различных выражений лица ( радость, печаль, стыд,
злость и т.д. ). Дать задание изобразить мимикой, движением эти чувства; разыграть игровые ситуации « снежки »,
« Праздничное настроение », « Один дома », и др.
2 вариант: предложить ребёнку следующие задания: « Покажи, что ты чувствуешь? » ( страх, отвращение, сочувствие и т.д.
через игровые ситуации: заболела бабушка, бушует гроза… ).
3 вариант: предложить ребёнку показать характер литературного героя ( жадность, хвастливость, эгоизм, притворство и т.д. ).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Глава 1. Теоретические основы развития речи у детей старшего дошкольного возраста 1.1 Психологические основы речи
Глава 1. Теоретические основы развития речи у детей старшего дошкольного возраста1.1 Психологические основы речи...
Психологические основы восприятия образов природы и отражение их в рисовании пейзажей у детей старшего дошкольного в
Взаимосвязь развития психики и овладение детьми навыками рисования....
Развитие словесного творчества у детей с нарушениями зрения на основе восприятия литературных произведений
Слово может быть не только средством воображения, но и его "строительным материалом". Творческое рассказывание детей рассматривается как такой вид деятельности, который захватывает личность ребен...
Психологические аспекты восприятия комического детьми дошкольного возраста (Тема моего самообразования)
http://moluch.ru/archive/59/8347/ ссылка на информацию...
Психологические основы восприятия времени детьми дошкольного возраста
С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени живет и ребенок, поэтому программой воспитания и обучения в детском саду предусмотрен...
Психологические основы восприятия времени детьми дошкольного возраста
С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени живет и ребенок, поэтому программой воспитания и обучения в детском саду предусмотрен...
Психологические особенности восприятия музыкального фольклора детьми дошкольного возраста
Развитие восприятия в дошкольном возрасте - это сложный, процесс, который способствует тому, чтобы ребенок все точнее, четче отображал окружающий мир и благодаря этому мог успешнее адаптироваться в не...