Психологические основы восприятия
консультация по математике по теме

Кочуенко Ирина Владимировна

Консультация о психологическом и образовательном аспекте процесса восприятия у детей дошкольного возраста, а также игровой материал по его развитию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psikh._osnovy_vospr.1.docx15.7 КБ
Файл psikh._osnovy_vospr.2.docx15.12 КБ
Файл psikh._osnovy_vospr.3.docx22.09 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                         Психологические основы восприятия

   Ощущение и восприятие составляют процессы чувственного познания. Восприятие – это отражение предметов, явлений, процессов и со-

вокупности их свойств в их целостности при непосредственном воздействии этих предметов и явлений на соответствующие органы чувств.

В отличие от воспитания  ощущение отражает лишь отдельные свойства предметов и явлений.

   В зависимости от того, какой анализатор является ведущим в акте воспитания, различают зрительные, слуховое, осязательное, вкусовое и

обонятельное восприятие. Важнейшими видами восприятия выступают восприятие пространства и времени. Во всех видах восприятия важ-

ную роль играют двигательные ощущения.

   Основными свойствами восприятия являются предметность, целостность, константность и категориальность. Под предметностью понима-

ется отнесённость всех сведений о внешнем мире, полученных с помощью органов чувств, к самим предметам, а не к рецепторам или

участкам мозга, осуществляющим обработку сенсорной информации. Целостность состоит в том, что всякий объект воспринимается как

устойчивое, системное целое, категориальность, что он относится к определённой категории, группе объектов на основе каких либо су-

щественных признаков. Константность – это относительное постоянство некоторых воспринимательных свойств предметов при измене-

нии условий восприятия, например константность цвета, формы, величины. Процессы воспитания опосредуют речь, создавая возможность

обобщения и абстрагирования свойств предмета путём их словесного обозначения. Восприятие зависит от прошлого опыта и знаний, от

задач, целей, мотивов деятельности, от индивидуальных особенностей личности.

    Восприятие в дошкольном возрасте благодаря появлению опоры на прошлый опыт становится многоплановым. помимо чисто порцеп-

тивной составляющей ( целостного образа, определяемого суммой сенсорных воздействий ) оно включает самые разнообразные связи

воспринимаемого объекта с окружающими предметами и явлениями, с которыми ребёнок знаком по своему предшествующему опыту.

Постепенно начинает развиваться апперцепция – влияние на восприятие собственного опыта. С возрастом роль апперцепции постоянно

повышается. В зрелости разные люди в зависимости от своего жизненного опыта и связанных с ним личностных особенностей нередко

совершенно по - разному воспринимают одни и те же вещи и явления.

    В связи с появлением и развитием в дошкольном возрасте апперцепции восприятие становится осмысленным, целенаправленным,

анализирующим. В нём выделяются произвольные действия -  наблюдение, рассматривание, поиск.

    Появление в дошкольном возрасте устойчивых образных представлений приводит к дифференцированию перцептивных и эмоциональ-

ных процессов. Эмоции ребёнка становятся связанными главным образом с его представлениями, вследствие чего восприятие утрачивает

свой первоначальный аффективный характер.

    Значительное влияние на развитие восприятие оказывает в это время речь – то, что ребёнок начинает  активно использовать название

качеств, признаков, состояний обычных объектов и отношений между ними. Называя те или иные свойства предметов и явлений, он тем

самым и выделяет для себя эти свойства; называя предметы, он отделяет их от других; определяя их состояния, связи или действия с ними,

видит и понимает реальные отношения между ними.

 

 



Предварительный просмотр:

                             Образовательный аспект в развитии  

                                      восприятия у детей дошкольного возраста    

Важным образовательным компонентом в обучении детей  дошкольного возраста является развитие сенсорной культуры.  

Дети совместно со взрослым или самостоятельно выделяют сенсорные свойства и качества (цвет, форму, величину, характер поверхности, материал, вес, пространственное положение предмета и другие), осваивают основные эталонные характеристики предметов (трава зеленая, яблоко похоже на шар, чай горячий, крыша треугольная и т.д.). Познание предметов и их свойств является одним из условий успешного развития продуктивных видов деятельности ребенка. Знания о предметах, их свойствах и качествах, о способах использования ребенок черпает из собственной практической деятельности и при побуждении взрослого, используя элементарные способы обследования с помощью органов чувств (смотрят, слушают, трогают руками, выполняют действия с предметом – пытаются взвесить на ладонях, стучат, прокатывают, надавливают, подбрасывают и т.п.). А так же дети сравнивают предметы, выделяя их признаки отличия и сходства (по цвету, форме, размеру, материалу, вкусу, запаху, фактуре поверхности и т.д.). Таким образом, дошкольники учатся описанию предмета, называя его основные свойства, и учитывают данные признаки и качества предметов в продуктивных видах деятельности, отражая пространственные характеристики, цвет, размер и строение предметов в рисунках, аппликациях, конструировании.  

Воспитатель сначала организует целостное восприятие (предметов, звуков речи, действий, отношений), а затем анализирующее восприятие. Педагог направляет анализ с помощью цепочки вопросов: какой формы, величины, цвета предмет, из какого материала сделан, гладкий или шероховатый, прочный или хрупкий, из каких частей состоит, может ли предмет передвигаться, близко расположен или далеко и т.д. Для выделения более сложных качеств, отношений, системы признаков требуется не одиночное действие, а система действий, производимых в определенной последовательности. Ознакомив детей со способами обследования и качествами предметов, воспитатель организует упражнения в выделении этих качеств (группировка разнообразных предметов по определенному признаку). Это важно для отделения (абстрагирования) качества от конкретного предмета, что является исходным моментом для перехода к новому этапу- формированию обобщенных представлений о разных свойствах. К старшему дошкольному возрасту у детей накоплен значительный опыт чувственного познания окружающего мира – целенаправленность и самостоятельность обследовательских действий.  

Организуя условия для детского игрового экспериментирования, используя метод проектов, моделирования, проблемных ситуаций и другие активные методы, воспитатель развивает интерес детей к познанию, умение выделять сходное и различное, помогает дошкольникам систематизировать и обобщить накопленный опыт чувственного познания мира.



Предварительный просмотр:

                                        Игровой практический материал по развитию

                                           восприятия у детей дошкольного возраста

 

 I. Игровые задания на восприятие формы, высоты, длины, ширины, цвета предметов.

 

1. Дидактическая игра « Узнай фигуры на ощупь »

    Цель: восприятие формы, развитие перцептивных действий и мимических процессов.

    Ход игры: в коробку положить несколько фигур разного размера и попросить ребёнка с закрытыми глазами вынуть фигурку, ощу-

    пать её пальцем и сказать название.

 

2. Подвижная игра « Найди свой домик »

    Цель: закреплять и расширять восприятие детей о форме ( известные фигуры и введение новых ), развитие аналитических умений

    ( анализ, сравнение фигур, абстрагирование ).

    Ход игры: ребёнок стоит в кругу, вокруг разложены различные геометрические фигуры ( большие, маленькие, разноцветные ).

    в разных местах комнаты развешаны большие геометрические фигуры ( одного размера: белые или чёрные ). Взрослый даёт зада-

    ние: « Найди маленький зелёный треугольник и отнеси его в домик, где живут все треугольники ».

    Усложнение: если ребёнок долго думает или неправильно выполняет задание, то он платит фант и затем выполняет дополнитель-

    ное задание.           

3. Дидактическая игра « Домики и крыши »

    Цель: развитие восприятия высоты предметов отображенных на плоскости.

    Ход занятия: предъявить ребёнку картинку, на которой изображены домики с крышами разной высоты; предложите ребёнку опре-

    делить самую высокую, самую низкую крышу у домиков, показать домики в порядке уменьшения высоты их крыши, предложить

    измерить параметры величины с помощью мерки, измерительных приборов ( если ребёнок не знает как измерить высоту, показать,

    познакомить с измерительными приборами ).

                                                                                                           

     

                                                             

4. Подвижная игра « Ручеёк и речка »

    Цель: закрепить восприятие параметров ширины в процессе двигательной активности развитие аналитических умений ( анализ,

    сравнение, обобщение ).

    Ход игры: нарисовать на полу мелом или создать с помощью скакалок, верёвочек узкую дорожку ( ручеёк ) и широкую дорожку

    ( речка ), предложить ребёнку перепрыгнуть боком через эти дорожки. Спросить: « Почему сложнее перепрыгнуть речку? » (объ-

    яснение, показ движениями, измерение, обобщить – вывод ).

   

5. Игровое упражнение: « Раскрась полосатый коврик »

    Цель: закрепление восприятия широких и узких предметов в практической деятельности.

    Ход игры: Предложить ребёнку рассмотреть картинки и найти широкие и узкие полоски; дать задание раскрасить их 2-мя цветами

    ( выбор ребёнка ).

6. Игровое упражнение: « Ветки »

    Цель: восприятие параметра длинны предметов на плоскости, развитие внимания, творческая активность.

    Ход игры: предложите ребёнку рассмотреть картинку с изображением дерева ( целое ) и ветки дерева ( часть ); спросить, какие у де-

    рева бывают веточки (  длинные - толстые, короткие - толстые ). Задание: нарисовать длинную ветку с отходящими от неё короткими

    веточками на одной половине листа и целое дерево с множеством веток на другой половине листа.

7. Дидактическая игра « Чудесный мешочек »

    Цель: развивать у детей восприятие цвета, перцептивные действия, память, внимание, речевую активность.

    Ход игры: положить в мешочек различные фрукты и овощи ( муляжи или настоящие ) предложите ребёнку определить на ощупь

    один из предметов, назвать его ( и обобщающее понятие: фрукт или овощ), определить цвет.

8. Игровые задания

    Цель: развивать у детей цветовое восприятие, память, творческую активность.

    Ход игры: предложить ребёнку листы бумаги и различные художественные материалы ( краски, карандаши, восковые мелки, и т.д. ).

    взрослый может предложить различные темы заданий: « Нарисовать лето ( весну, зиму, осень ) », « Придумай цветочный узор »,

    « Нарисуй радугу - дугу », « Сказочную птицу », « Лесной ковёр ».

                                                                                                         

                                                                                                                     

 

 II. Игровые задания на восприятие пространства и времени

 1. Дидактическая игра « Что находится вверху, а что внизу »

     Цель: восприятие параметров пространств ( вверху, внизу ); распределение внимания, слухового восприятия, двигательной актив-

     ности.

     Ход игры: ребёнок по просьбе взрослого осуществляет поиск предметов, которые находятся вверху и внизу в вашей комнате; можно

     попросить достать эти предметы.

   Вариант игры: взрослый называет предмет, который находится вверху и внизу, чередуя их ребёнок должен при названии предмета

    показать пальцем руки направление: вверх или вниз ( используем стрелочку, карандаш и т-д ).

    Например: пол, постель, кровать, потолок, небо, земля, крыша, дорога и т-д.

    Вариант игры: ребёнку конструктор, кубики, или плоские фигурки из бумаги. Попросить построить так, чтобы внизу был кубик

     ( вверху был шар, посередине брусок ).

2. Дидактическая игра « Посмотри-найди »

    Цель: восприятие различных пространственных направлений, развитие внимания, двигательной активности.

    Ход игры: взрослый даёт ребёнку разные задания: « Посмотри вперёд и найди круглый красный предмет ( мяч ) ». « Найди справа

    предмет, который имеет стебелёк и зелёные листики ( цветок ). Найди слева предмет который имеет четыре ножки и крышу ( стол ).

    Предложить в ходе игры подбежать к предмету и показать.

3. Дидактическая игра « Что ближе, а что дальше »

    Цель: восприятие параметров восприятия расстояния ( далеко близко ), развитие внимания, речевой активности.

    Ход игры: предложить ребёнку рассмотреть графические фигуры, которые расположены в определённой последовательности.

    Спросить какие фигуры стоят ближе друг к другу, а какие далеко? Какие фигуры дальше друг от друга, какие ближе.

4. Дидактическая игра « Когда это бывает? »

    Цель: развитие восприятий временных понятий ( время суток, время года ), развитие речевой активности, аналитических умений.

    Ход игры: предложить ребёнку рассмотреть картинки, на которых изображено различное время суток ( вечер, день, ночь, утро )

    или время года ( зима, весна, лето осень ). Взрослый предлагает ребёнку назвать определённый отрезок времени и аргументировать

    свой ответ.

                                                                                                                   

 

III. Игровые задания на восприятие последовательности событий, особых свойств

      предметов, целостности предметов.

1. Дидактическая игра « Что в начале, что потом? » ( 4-6 лет )

    Цель: развитие восприятия последовательности событий ( алгоритм событий ); внимания, речевой деятельности.

    Ход игры: предложить ребёнку поиграть в сказку. У сказки есть начало и конец, поэтому надо разложить картинки последова-

    тельно одна за другой, чтобы мы смогли рассказать сказку. Для игры использовать картинки сказки, а также предложить ре-

    бёнку разыграть сказку лицах ( инсценировка ).

 2. Дидактическая игра « Угадай какой это предмет »

     Цель: продолжать знакомить детей с особыми свойствами предметов, развивая их восприятие, внимание, речь, мыслитель-

     ную активность.

     Ход игры: взрослый называет предмет, обладающий особыми свойствами который ребёнок должен выделить, назвать и попро-

     бовать порассуждать о причинах данных свойств (проблема – версия ребёнка ).

     Например, холодные предметы: снег, мороженое; горячие: утюг, огонь, чай, печка.

3.  Дидактическая игра « Найди предмет »

     Цель: восприятие особых свойств предметов ( материал), развитие внимания, памяти, речи, аналитических способностей, твор-

     ческой активности.

     Ход игры: предложить ребёнку задания на поиск предметов, изготовленных из различных материалов: деревянных, пластмас-

     совых, металлических, бумажных, тряпичных, стеклянных, глиняных и т.д.

     Вариант игры: необходимо угадать на ощупь, из чего сделан предмет.

     Усложнение: сравнить предметы по тяжести ( контрастные предметы ).

4. Дидактическая игра « Чего не хватает у предмета »

    Цель: развитие восприятия целостности предмета, внимания, аналитических особенностей.

    Ход игры: предложить ребёнку рассмотреть картинки или предметы, где отсутствует тот или иной элемент ( машина без колёс,

    велосипед без педалей, слон без хобота и т.д ).

 

                                                                                                             

III. Игровые задания на восприятие последовательности событий, особых свойств

      предметов, целостности предметов.

1. Дидактическая игра « Что в начале, что потом? » ( 4-6 лет )

    Цель: развитие восприятия последовательности событий ( алгоритм событий ); внимания, речевой деятельности.

    Ход игры: предложить ребёнку поиграть в сказку. У сказки есть начало и конец, поэтому надо разложить картинки последова-

    тельно одна за другой, чтобы мы смогли рассказать сказку. Для игры использовать картинки сказки, а также предложить ре-

    бёнку разыграть сказку лицах ( инсценировка ).

 2. Дидактическая игра « Угадай какой это предмет »

     Цель: продолжать знакомить детей с особыми свойствами предметов, развивая их восприятие, внимание, речь, мыслитель-

     ную активность.

     Ход игры: взрослый называет предмет, обладающий особыми свойствами который ребёнок должен выделить, назвать и попро-

     бовать порассуждать о причинах данных свойств (проблема – версия ребёнка ).

     Например, холодные предметы: снег, мороженое; горячие: утюг, огонь, чай, печка.

3.  Дидактическая игра « Найди предмет »

     Цель: восприятие особых свойств предметов ( материал), развитие внимания, памяти, речи, аналитических способностей, твор-

     ческой активности.

     Ход игры: предложить ребёнку задания на поиск предметов, изготовленных из различных материалов: деревянных, пластмас-

     совых, металлических, бумажных, тряпичных, стеклянных, глиняных и т.д.

     Вариант игры: необходимо угадать на ощупь, из чего сделан предмет.

     Усложнение: сравнить предметы по тяжести ( контрастные предметы ).

4. Дидактическая игра « Чего не хватает у предмета »

    Цель: развитие восприятия целостности предмета, внимания, аналитических особенностей.

    Ход игры: предложить ребёнку рассмотреть картинки или предметы, где отсутствует тот или иной элемент ( машина без колёс,

    велосипед без педалей, слон без хобота и т.д ).

                                                                                                               

IV. Игровое задание на восприятие сложных явлений окружающего мира

   

1. Дидактическая игра « Угадай какая это сказка? »

Цель: правильное восприятие детьми иллюстраций и литературных произведений.

Ход игры: предложить ребёнку рассмотреть иллюстрации к разным сказкам ( или небольшие картинки )

и угадать, как называются эти сказки. Предложить ребёнку следующее творческое задание: « Расскажи эти

сказки », « Покажи сказку » или « Оживи картинку ».

2. Игровые этюды

Цель: развить у детей восприятие эмоций и чувств по поведению.

1 вариант: предложить ребёнку картинки с изображением различных выражений лица ( радость, печаль, стыд,

злость и т.д. ). Дать задание изобразить мимикой, движением эти чувства; разыграть игровые ситуации « снежки »,

« Праздничное настроение », « Один дома », и др.

2 вариант: предложить ребёнку следующие задания: « Покажи, что ты чувствуешь? » ( страх, отвращение, сочувствие и т.д.

через игровые ситуации: заболела бабушка, бушует гроза… ).

3 вариант: предложить ребёнку показать характер литературного героя ( жадность, хвастливость, эгоизм, притворство и т.д. ).    

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Глава 1. Теоретические основы развития речи у детей старшего дошкольного возраста 1.1 Психологические основы речи

Глава 1. Теоретические основы развития речи у детей старшего дошкольного возраста1.1 Психологические основы речи...

Развитие словесного творчества у детей с нарушениями зрения на основе восприятия литературных произведений

Слово может быть не только средством воображения, но и его "строительным материалом". Творческое рассказывание детей рассматривается как такой вид деятельности, который захватывает личность ребен...

Психологические основы восприятия времени детьми дошкольного возраста

С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени живет и ребенок, поэтому программой воспитания и обучения в детском саду предусмотрен...

Психологические основы восприятия времени детьми дошкольного возраста

С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени живет и ребенок, поэтому программой воспитания и обучения в детском саду предусмотрен...

Психологические особенности восприятия музыкального фольклора детьми дошкольного возраста

Развитие восприятия в дошкольном возрасте - это сложный, процесс, который способствует тому, чтобы ребенок все точнее, четче отображал окружающий мир и благодаря этому мог успешнее адаптироваться в не...