Опыт работы "Развитие логического мышления путем внедрения в образовательный процесс игр и игровых упражнений"
материал по математике по теме

Коробейникова Татьяна Ильинична

Концептуальное изложение своего педагогического опыта

«Авторская идея в моей педагогической практике»

Тема: Развитие логического мышления путем внедрения в образовательный процесс игр и игровых упражнений

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon опыт работы61 КБ

Предварительный просмотр:

Концептуальное изложение своего педагогического опыта

«Авторская идея в моей педагогической практике»

Тема: Развитие логического мышления путем внедрения в образовательный процесс игр и игровых упражнений

Актуальность: Полноценное развитие логического мышления, как фундамента математических представлений требует не только высокой умственной активности (способности «действовать в уме»), но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности.

Овладев логическими операциями, старший дошкольник станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте, что, в целом, позволит ребенку успешно учиться в школе (Р.Грин, В.Лаксон;1982).

Проследив эффективность использования игры в развитии математических способностей, было принято решение более углубленно изучить влияние игры на развитие способностей детей, а именно на логическое мышление, на развитие умственных способностей.

Проблема формирования логического мышления у детей в процессе игры является одним из основных направлений моей педагогической деятельности на протяжении  двух  лет.  

Характерной особенностью деятельности по развитию у дошкольника математических представлений, является ее игровая направленность.

Задача воспитателя насытить эту деятельность проблемными ситуациями, творческими задачами, разнообразить игровыми упражнениями, обеспечить наличие ситуаций поиска с элементами экспериментирования, практического исследования и т.д.

Осознав актуальность вопроса развития умственных способностей, пришла к выводу, что не достаточно развивать способности только на специально организованной образовательной деятельности. А нужно создать такие условия, которые будут способствовать росту уровня интеллектуальной культуры в целом и логического мышления в частности.

Были определены цели и задачи своей работы.

Цель: развитие познавательных и логических способностей детей (личностное развитие).

Задачи:

1. Обучение детей операциям: анализа - синтеза, сравнения, использованию частицы отрицания «не, классификации, упорядоченности действий ориентировке в пространстве.

2. Развитие у детей: речи (умение рассуждать, доказывать), произвольности внимания, познавательных интересов, творческого воображения.

3. Воспитание: коммуникативных навыков, стремления к преодолению трудностей, уверенности в себе, желание вовремя придти на помощь сверстникам.

Решению этих задач способствовало использование игр логико-математического содержания в работе с дошкольниками.

Объект: процесс формирования логического мышления путем внедрения в образовательный процесс игр и игровых упражнений

Предмет: игры логико-математического содержания.

Работая   над опытом формирования  логического  мышления  у старших дошкольников, была выдвинута гипотеза, что использование дидактических игр при  развитии логического мышления повышает эффективность образовательного процесса. Для этого было проведено исследование в игровой форме, целью которого было:

1. Изучение эффективности развития мышления старших дошкольников с использованием дидактических  игр, как в непосредственно образовательной деятельности, так и вне ее.

 2. Определить педагогическую эффективность дидактических игр как одной из форм развития логического мышления в старшем дошкольном возрасте.                                                   

Мои наблюдения показали, что формирование этих структур протекает с большими трудностями. У детей слабо развито представление о множестве,  ( сравнение, классификация, абстрагирование) Дети недостаточно владеют знаниями: алгоритма кодирования и декодирования информации, кодирования со знаком отрицания. Поэтому мною были проведены контрольные срезы. На основании этих контрольных срезов я провела диагностику детей.  Результаты показали, что только 30% детей имеют высокий уровень.

Для решения проблемы, в группе были созданы:

  • соответствующая развивающая среда, куда вошли разнообразные логико-математические  игры, их рациональное размещение (в старшем возрасте это: головоломки, календари, измерительные приборы и инструменты, дидактические игры, и т.д.)
  • непосредственно организованная образовательная деятельность (в сочетании с интеграцией с другими образовательными областями)
  • математические развлечения
  • индивидуальная и подгрупповая работа с родителями.

Развивающее воздействие логических игр таково, что развитие психических процессов происходит в единстве с личностным становлением. Ребенок, играя, самостоятельно или совместно со взрослыми, познает свойства и отношения предметов по форме, размеру, весу, расположению в пространстве; числа и цифры, зависимости увеличения и уменьшения, порядок следования, преобразования, сохранения количества, объёма, массы и др.

Кроме этого, логико-математические игры являются эффективным дидактическим средством. Они способствуют развитию внимания, памяти, речи, воображения и мышления ребёнка, создают положительную эмоциональную атмосферу, побуждают детей к общению, коллективному поиску, активности в преобразовании игровой ситуации.

Логико-математические игры были поделены на три блока:

  1. Сравнение. Сравнение – один из основных логических приемов познания внешнего мира и является основой для проведения классификации и сериации. Использую в работе счеты из двух линий косточек одинаковой величины, упражнения на сравнение в ролевой игре «Магазин».  Вызвали интерес игры, в которых заданные сравниваемые свойства нужно было определить на ощупь, «Чудесный мешочек», слух «Действуй по инструкции», «Повтори, не ошибись» (см.приложение 2) .
  2. Классификация. Использовала игры: классификация по признакам величины, цвета, формы предметов, количество «Помоги найти гномику свой домик», в старших группах по двум признакам: цвету и количеству «Заполним аквариумы», «Садовники», «Бабочки» , по свойствам «Кто в домике живет?», «Найди соседей» (см.приложение 3)
  3. Сериация. Сначала с одним признаком сериации: количество «Добавь недостающую карточку (число)», «Помоги Незнайке», «Что перепутал художник», затем усложнение задачи состояло в развитии у детей умения выявлять закономерность в последовательности расположения предметов, дней недели «Составь узор», «Покажи в правильном ряду», «Живая неделя» и т.д.

Кроме этого в образовательной деятельности использовала логические задачи (приложение 4), небылицы (приложение 5), задачи на смекалку (приложение 7)

         Наблюдая за игровой деятельностью детей, отметила, что наибольший интерес   для детей составляют дидактические игры именно на развитие логики (приложение 6). Поэтому решила провести работу по обогащению содержания настольных, творческих и дидактических   игр. Был составлен комплекс игр по развитию логических приемов мышления в формировании математических представлений, который определяет следующие формы работы по решению основных задач :    

-организация предметно развивающей среды

-организация работы в образовательной деятельности

-организация совместной и самостоятельной деятельности

Организация работы в образовательной деятельности.

Учитывая обучающую функцию образовательной деятельности, предпочла перспективное планирование.

В ходе образовательной деятельности используются следующие игровые приемы:

1. Игровая мотивация, побуждение к действию (в том числе мыслительной деятельности);

2. Пальчиковая гимнастика (стимулирующая активность мозга, кроме того -являющаяся прекрасным речевым материалом). Каждую неделю разучивается новая игра.

3. Элементы драматизации - для повышения интереса детей к подаваемому материалу, создание эмоционального фона образовательной деятельности.

4. Метод предварительной ошибки - так же эффективен, особенно при закреплении материала.

•  Сюжетная подача математического содержания (использование сюжетов, сказочных персонажей).                                  

Сенсорная привлекательность материала, с которым дети имеют дело (демонстрационный, наглядный, раздаточный материал, схемы, игры).

•  Индивидуальная работа. Целесообразно отстающих детей с новым материалом знакомлю раньше, чем детей с высоким уровнем развития, что повышает их активность на общей образовательной деятельности и способствует как усвоению материала, так и росту чувства уверенности в себе.

•  Предлагаемые обучающие игры предполагают совместный поиск решения, коллективное размышление, интеллектуальное сотрудничество, а не соревнование и поиск ошибок друг у друга.

       Организация совместной и самостоятельной деятельности.

Планируя свою педагогическую деятельность на неделю,  включаю   план - схему по организации игровой совместной и самостоятельной деятельности.

Здесь определила следующие пункты:

• Переход одного вида деятельности (игры) из совместной – в самостоятельную;

• Еженедельное внесение в игровую деятельность нового развивающего материала;

• Учитывание временных рамок.

Совместная  деятельность проводится фронтально, но чаще - по группам (3-5

человек) и в парах. Используется состязательный характер игр.                

В образовательной деятельности по математическому развитию использую Блоки ДЬЕНЕША, палочки Кюизенера, игры и упражнения на составление фигур из частей (Склеим картинку, выложи изображение по полному образцу, по контурному образцу, магический квадрат, монгольская игра, танграм, колумбово яйцо, вьетнамская игра, волшебный круг и т.д.),  счетные палочки и другие развивающие игры (приложение 9). В соответствии с принципом постепенного наращивания трудностей предусматриваю, чтобы дети начинали освоение материала с простого манипулирования элементов игр. Постепенно задания усложняю.   Играя с палочками Кюизенера у детей повышается уровень детского мышления , в основном наглядно-действенный и наглядно-образный. Ведь цветные числа дают возможность   сконструировать модель   изучаемого математического  понятия и решать следующие задачи: познакомить с понятием величины, длины, высоты, ширины (упражнять в сравнении предметов по высоте, длине, ширине), с последовательностью чисел натурального ряда, осваивать прямой и обратный счет, познакомить с составом числа (из единиц и двух меньших   чисел), усвоить отношения между числами (больше — меньше, больше — меньше на...), пользоваться знаками сравнения <, >,  помочь овладеть арифметическими действиями сложения, вычитания, научить делить целое на части и измерять объекты, развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию,  познакомить со свойствами  геометрических фигур, развивать пространственные представления (слева, справа, выше, ниже и т. д.), развивать логическое мышление, внимание, память, воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.

Дидактические игры с Блоками Дьенеша такие как: «Житейские истории», «Лабиринты», «Транспорт к выезду готов» , «Восстанавливаем разрушенный город»», «Выкладываем дорожки» и другие развивают прежде всего логическое мышление, формируют представления о математических понятиях (алгоритм, кодирование и декодирование информации . кодирование со знаком отрицания); воспитывают самостоятельность , инициативу, настойчивость в достижении цели, преодоление трудностей; развивают творческие способности, воображение , фантазию, способности к моделированию и конструированию.  

Родители – активные помощники и участники образовательного процесса, поэтому для достижения заданной цели и решения поставленных задач в работе с родителями были использованы следующие формы работы (приложение 8):

  • Родительские собрания
  • Индивидуальные и групповые консультации
  • Анкетирование
  • Мастер-классы
  • Круглый стол
  • Привлечение к подготовке и участию в создании предметно-развивающей среды в группе

Родители стали активными и заинтересованными участниками образовательного процесса.

                                        Результативность опыта

Проанализировав результат своей работы, провела вторую диагностику и пришла к выводу, что моя деятельность даёт положительные результаты. Процент высокого уровня развития логического мышления возрос на 25%.(см.приложение 1)                Наблюдая за ростом мыслительной и речевой деятельности, которая очевидна при многоразовом использовании логических операций, можно смело утверждать, что:

а) Все дети без исключения знакомы с приемом сравнения, анализирования синтеза, классификации. Им понятно применение частицы отрицания «не»                                                                                                                                                              

б)   Дети  испытывают устойчивый интерес к развивающим играм. Возросла степень их активности в самостоятельной деятельности.

в) Дети делают первые шаги по высказыванию суждения, доказательства.  

Результаты диагностики  показывают , что за время работы   мой опыт способствовал повышению уровня математического развития детей.  Считаю, что организация педагогической работы по развитию логических приемов мышления старших дошкольников показала свою эффективность, поскольку широко использовались возможности игры в процессе обучения: ролевых, дидактических, игр-путешествий, игр-загадок, подвижных игры, настольных. Игры позволили организовать сложный процесс развития логических приемов мышления в интересной для ребёнка форме, придать умственной деятельности увлекательный, занимательный характер, что помогло в процессе игры решить даже те задачи, которые в других условиях дошкольнику кажутся невыполнимыми; процесс развития логических приемов мышления представлял целенаправленную организованную деятельность детей с соблюдением следующих требований: непосредственный контакт воспитателя с детьми (воспитатель в кругу детей); усвоение нового материала непроизвольно на игровой основе; оперативная обратная связь, активное межличностное общение между детьми и детьми и воспитателем.

Логико-математические    игры    дают    большой    заряд    положительных    эмоций, помогают детям закрепить и расширить знания по математике. Именно в этом виде деятельности происходит интеллектуальное, эмоционально - личностное развитие.

Таким образом, можно подвести итог и согласиться с высказыванием А.Венгера, что «Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребенка, не в форсировании сроков и темпов перевода его на «рельсы» школьного возраста, а прежде всего в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей», а значит гипотеза доказана и цель достигнута.

Работая в средней группе детского сада и имея положительный опыт работы по

развитию логического мышления у старших дошкольников я начала процесс

 формирования логических приёмов мышления с более раннего возраста с 4 лет.

Основывала свой выбор по нескольким причинам:

 1группа детей,  с которыми я работаю первый год, показала свою контрастность в развитии  математических  представлений.

2 Недостаточность образовательной деятельности по математическому  развитию детей 1 раз в неделю, на которых в большой мере должны элементы логики  нужно компенсировать в игровой деятельности.                                                                                    

Цель  моей  работы -  овладение детьми на элементарном уровне некоторыми

 приёмами логического мышления. Анализ работы показал, что хотя временной промежуток 4 месяца мал, но все дети знакомы с приёмом сравнения классификации. В большинстве случаев могут установить определённую последовательность. Испытывают интерес к развивающим играм. Некоторые дети

 высказывают свои доказательства. Опираясь на результаты промежуточной

 диагностики (см. приложение) видно, что процент высокого и среднего уровня

 развития логического мышления возрос.

Список литературы

  1. Агаева, Е. Формирование элементов логического мышления /Е. Агаева. /Дошкольное воспитание. - № 1. – 1999. С. 15 – 18. Абдрашитов, Б.М.
  2. Учитесь мыслить нестандартно / Б.М. Абдрашитов, В.Н. Шмехунов. - М.: Академия, 2004.
  3.  Асанин, С. Смекалка для малышей /С. Асанин. - М.: Омега, 2007.
  4.  Беженова, М.А. Веселая математика  – Ярославль: Сталкер, 2005.
  5. Веракса, Н.Е. Возникновение и развитие диалектического мышления у дошкольников: автореф. докт. дис. /Н.Е. Веракса. - М., 1991.
  6. Венгер, Л.А. Готов ли Ваш ребенок к школе [Текст] /Л.А. Венгер, А.Л. Венгер А.Л. – М.: Союз, 2004.
  7. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: пособие для родителей /Под ред. Л. А. Венгера, О. М. Дьяченко. - М.: Просвещение, 1996.
  8. Карпова, Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения [Текст] /Е.В. Карпова. – Ярославль: Академия развития, 2005.
  9. Кузнецова, Е.В. Учимся, играя [Текст]: занимательная математика для малышей в стихах /Е.В. Кузнецова. - М.: ИРИАС, 2006. - 452 с.
  10. Люблинская, А.А. О некоторых особенностях развития логического мышления детей /А.А. Люблинская. – М.: [б.и.], 1985.
  11. Игровые, занимательные задачи для дошкольников/З.А. Михайлова. - М.: Речь, 2000.
  12. Освоение исследовательских действий детьми старшего дошкольного возраста в логико-математических играх /З.А. Михайлова, Е.А. Лукьяненко – СПб.: Детство-Пресс, 2006. С. 128-146.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие логического мышления путем внедрения в образовательный процесс игр и игровых упражнений

Развитие логического мышления путем внедрения в образовательный процесс игр и игровых упражнений...

Формирование логического мышления у старших дошкольников в процессе математического развития через использование дидактического материала «Логические блоки Дьенеша"

Опыт работы по формированию логического мышле ния у старших дошкольников в процессе математического развития через использование дидактического материала «Логические блоки Дьенеша"...

Формирование логического мышления у старших дошкольников в процессе математического развития через использование дидактического материала «Логические блоки Дьенеша»

Представление опыта работы по формированию   логического   мышления у  старших  дошкольников  в  процессе математического  развития  через использован...

Творческий отчет «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством математических игр и игровых упражнений».

Актуальность   данного опыта обусловлена тем, что начинать работу по становлению психических процессов: памяти, внимания, воображения, логического мышления необходимо с дошкольного возраста....

Система по развитию логического мышления у детей среднего дошкольного возраста посредством использования в образовательном процессе дидактических игр и упражнений

Задачи: - развивать у детей умения сравнивать предметы, находить в них сходства и различия, систематизировать и группировать их по разным основаниям, - развивать у детей умения обобщать; кла...