Формирование элементарных математических представлений
план-конспект занятия по математике по теме

Формирование элементарных математических представлений у детей с нарушением развития (нарушение интеллекта, ЗПР)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ФЭМП

Тема «Круг»

(дети с нарушением интеллекта

1 год обучения)

Подготовила

учитель-дефектолог

Ю.Е Кириллова

Люберцы 2013

Тема «Круг»

Цели: дать представление о круге; учить сравнивать круги  разных размеров; учить обследовать фигуру осязательно-двигательным способом (пальцем); закрепит названия красного и желтого цветов; развивать внимание, память.

Материал: круг желтого и красного цветов, круги-узоры (круги-дроби из 2 частей), раздаточные круги на каждого ребенка по 2 штуки (желтый и красный); лист с заданием.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

«Я нарисовала волшебными красками солнышко. Какого цвета наше солнышко?

(педагог показывает рисунок с солнышком желтого цвета). А рисунок ожил, спрыгнул с листа и покатился (показывает желтый круг).

  1. Основная часть.
  • «Стал себя осматривать круг, какой он красивый, ровный, углов у него нет. Сам он может катиться (дети обследуют круг пальцем, прокатывают его).Тут навстречу выкатился еще один круг. Какого цвета этот круг? Покажите такой же (педагог показывает круг красного цвета), Как вы думаете круги одинаковые или разные?»

 Дети с помощью педагога определяют сходства и различия.

  • Игра «Сложи узор». Педагог  показывает узор из кругов. «Посмотрите на мой круг. Я его сложила из двух частей. Теперь и вы сделайте круг из двух половинок».

(Дети складывают две половинки круга, получают круг.) « Что у вас получилось? Как называется эта геометрическая форма? Какого цвета твой круг?»

  • Физкультминутка.

Педагог вместе с детьми становится в круг. Делаем большой круг.

« У нас с вами большой круг. А давайте сделаем маленький круг» ( дети с педагогом сжимают круг).  «А теперь снова сделаем большой круг» (расширяют круг).

  • Работа на листе с заданием.

На листе изображен медведь на велосипеде. «Что вы видите? На чем едет медведь? Покажите колеса у велосипеда? Какой они формы? Обведите их пальчиком.

  1. Итог занятия.

«Какие красивые круги у вас получились! С какой формой вы сегодня познакомились? Что умеет делать круг?»



Предварительный просмотр:

Цель: Учить различать предметы по величине {большой – маленький), ориентироваться на величину предметов, соотносить действия рук с величиной предметов, употреблять слова большой – маленький. Продолжать учить выделять и группировать предметы по заданному признаку на основе образца, выбирать предметы по образцу на ощупь.

Материал: Кукла, мячики одного цвета, но контрастных размеров (большой и маленький), поднос, четыре больших и четыре маленьких кубика, карточки четырех цветов (желтая, красная, синяя, зеленая) и цветные матрешки (по три штуки), мешочек, большая и маленькая матрешки.

Ход занятия:

В группу входит педагог с уже знакомой детям куклой Таней, говорит, что Тане понравилось играть с ними и она опять пришла в гости.

«Посмотрите, что сегодня принесла с собой Таня? (Мяч) Давайте поиграем. Лови, Соня, мяч! Бросай мяч кукле. Лови мяч, Дима». И т.д. Далее педагог говорит, что он принес и другие игрушки для куклы Тани и для детей, предлагает всем сесть за столы.

Кладет на поднос рядом два мяча – большой и маленький. Показывает на один мяч и четко произносит: «Маленький мяч». Берет его в руки и показывает детям, что мячик можно спрятать в ладошках: «Спрятался. Он маленький». Дает мячик по очереди всем детям и просит спрятать его в ладошках, каждый раз повторяя, что мячик маленький. Затем аналогичные действия проделываются с большим мячом, при этом подчеркивается, что его нельзя спрятать в ладошках – он большой.

Далее педагог вновь кладет рядом оба мяча, подчеркивая: чтобы узнать, какой мяч большой, а какой маленький, их нужно положить рядом друг с другом. Предлагает каждому ребенку показать, где большой мяч, а где маленький. Затем сам указывает на один из мячей: «Какого размера этот мяч – большой или маленький?». Так название признаков величины переходит в активный словарь детей. Если ребенок не говорит, педагог учит его показывать величину жестами: делать круговые движения руками с большим или меньшим размахом.

Педагог кладет на стол большой и маленький кубики: «Что это?». Располагая их друг около друга, предлагает показать, где большой кубик, а где маленький (при необходимости можно предложить детям закрыть кубики ладошками: маленький прячется, его не видно; большой не спрячешь). Затем кладет на поднос еще три больших и три маленьких кубика. Вызывает по очереди детей и дает инструкцию: «Все вот такие большие (маленькие) кубики сложи в эту коробку». Образец ставят перед ребенком. Его действия комментирует: «Кладем еще такой кубик, еще такой, еще... Вот как много таких кубиков». Спрашивает у ребенка: «Что ты сложил в коробку? Большие или маленькие кубики?». Педагог опять ставит кубики на поднос и вызывает следующего ребенка.

Проводится игра «Чудесный мешочек». В нем находятся большая и маленькая матрешки. Ребенку дают возможность рассмотреть и ощупать игрушку-образец. Далее на ощупь он должен достать из мешочка матрешку такого же размера. Для проверки выбранный предмет приставляется к образцу. Педагог спрашивает. «Большую или маленькую матрешку ты достал?».



Предварительный просмотр:

Цель занятия: учить детей сравнивать два предмета по длине.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:  

-  Учить сравнивать два предмета по длине способом наложения, обозначать результаты сравнения словами: «Длинный – короткий».

- Продолжать учить находить один и много предметов в специально созданной обстановке, отвечать на вопросы «Сколько?», использую слова: «Один, много, ни одного».

- Совершенствовать умения сличать цвета и геометрические фигуры, соотносить плоскостные геометрические фигуры с отверстием в корзине.

Коррекционно  - развивающие:

- Развитие памяти, внимания и восприятия;

-  Продолжать стимулировать речевое и умственное развитие ребенка.

-  Обогащать активный и пассивный словарный запас.

-  Развивать образное восприятие.

-  Развивать речь, умение слышать воспитателя, повторять за ним    

   определения.

-  Закреплять умения узнавать, различать по цвету.

Воспитательные: 

- Приучать слушать  взрослого.

- Воспитывать доброту и отзывчивость

Наглядно – дидактический материал:

Игрушки: зайка и мишка, две следовые дорожки разной длины и цвета, корзина с яблоками, коробка с ленточками разной длины, геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник), цветы, бабочки, DVD, плоскостные корзины с вырезанными отверстиями.

Предметные картинки с изображением птиц (ворона, воробей и др.), кормушка.

Ход занятия

Организационный момент.

Учитель-дефектолог:- Сегодня мы с тобой отправимся в путешествие, а поедим мы на поезде. Когда люди садятся на поезд, они покупают билеты. И у нас сегодня будут билеты – геометрические фигуры. Сейчас я тебе их дам и ты должен назвать геометрическую фигуру.

 (ребенок должен назвать свою фигуру)

Учитель-дефектолог: Посмотри на свою фигуру и найти такую же фигуру на стульчике, возьми ее и садись, «занять свое место в поезде».

Учитель-дефектолог: А теперь можно отправляться в путь. (Включаю DVD с песенкой «Паровоз Букашка» )

Поезд остановился. А теперь давай немножко погуляем.

- Ой, смотри! Кто нам на пути встретился?

Ребенок: Зайчик!

Учитель-дефектолог: Какой красивый зайчик! Но почему-то он грустный…Он грустный потому, что идет к своему другу мишке, а он ему сказал, что надо идти по самой длинной дорожке и зайка заблудился. Давай ему поможем найти длинную дорожку! (Ребенок подходят к двум дорожкам) – Чтобы найти длинную дорожку надо одну дорожку наложить на другую так, чтобы края дорожек совпадали. А теперь я проведу рукой по дорожкам. Одна дорожка закончилась. Какого она цвета?

Ребенок: Красного цвета.

Учитель-дефектолог: А дальше дорожка продолжается. Какого она цвета?

Ребенок: Зеленого цвета.

Учитель-дефектолог: Теперь мы знаем длинную дорожку. Давай пойдем по ней вместе с зайчиком (идем по длинной дорожке)

- За помощь зайчику он дарит тебе красивую коробочку. Давай посмотрим, что лежит в этой коробочке. (Дефектолог достает из коробочки ленточки разной длины, ребенок прикладывает ленточки).

Учитель-дефектолог: Покажи мне короткие ленточки. Какого они цвета?

Покажи мне длинные ленточки. Какого они цвета? 

Учитель-дефектолог:  А теперь давайте перевяжем коробочку короткой и длинной ленточкой. Ребенок выясняет, что короткой ленточкой нельзя перевязать, а длинной можно завязать на бантик.

- А у меня есть еще разноцветные ленточки. Давайте с ними поиграем.

Физкультминутка. 

Быстро встаньте, улыбнитесь.

 Выше, выше, поднимитесь.

Ну-ка плечи распрямите.

 Поднимите- опустите,

Вправо- влево повернулись

Рук коленями коснулись.

Сели- встали, сели –встали

И на месте побежали

(дети с ленточками выполняют движения)

Учитель-дефектолог: Посмотри на какую полянку мы прибежали. Что растет на полянке?

Ребенок: цветы

Учитель-дефектолог: Сколько цветов?

Ребенок: много цветов

Учитель-дефектолог: Сюда прилетели еще и бабочки. Сейчас я дам бабочку. Сколько у тебя бабочек? (Одна) и так далее.

- А теперь посади бабочек на цветочки, чтобы бабочки и цветочки были одинакового цвета.

- Сколько бабочек?

Ребенок: Много бабочек!

Учитель-дефектолог: Сколько цветочков?

Ребенок: Много цветочков!

Учитель-дефектолог: Посмотрите, наши бабочки улетели! Сколько теперь бабочек?

Ребенок: Ни одной!

Учитель-дефектолог: Что-то наш зайчик опять загрустил. Он мне сказал, что нес корзину яблок своему другу – мишке, корзина прохудилась и все яблоки рассыпались. Давай поможем зайчику починить корзинку. (Дефектолог раскладывает силуэты корзинок с вырезанными геометрическими фигурами. )

Итог занятия: А вот и корзина с яблоками. А вот и сам мишка! Посмотри какой он довольный, что ты помог зайчику и справился со всеми заданиями. Молодец! За это он тебя угощает вкусными яблоками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья из опыта работы в образовательной области"Познание(формирование элементарных математических представлений)"Тема"Развиние элементарных математических представлений и логического мышления у детей среднего возраста".

В данной статье я хочу поделиться своим опытом работы с детьми среднего возраста при развитии элементарных математических представлений и логического мышления....

выступление из опыта работы: Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр по формированию временных представлений

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр по формированию временных представлений...

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений с элементами занимательной математики и использованием развивающих игр (ОО - познание и речевое развитие) . Формирование представлений о последовательности дней недели.

Непосредственная образовательная деятельность по формированию представлений о последовательности дней недели, о связи дней недели с  деятельностью, которой занимаются дети в эти дни.  Развит...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений Тема «Формирование представлений о геометрических фигурах и форме предмета»

Конспект занятияОбразовательная область «Познавательное развитие»Раздел «Формирование элементарных математических представлений»Тема «Формирование представлений о геометр...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений (на основе учебного пособия Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений: Средняя группа)

Конспект занятия по ФЭМП на основе учебного пособия Помараева И.А., Позина В.А.  "Формирование элементарных математических представлений" для детей среднегог возраста, дополненный и дор...