Тема: Знакомство с миром чисел посредством палочек Кюизенера.
консультация по математике (старшая группа) на тему
Счетные палочки Кюизенера интересны тем, что с ними можно работать как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскости. Это дает возможность упражнять детей в перенесении изображаемой модели из одной плоскости в другую.
Символическая функция обозначения числа цветом и размером дает возможность знакомить детей с понятием числа в процессе счета и измерения. В процессе моделирования ребенок замещает конструкцией из палочек реальный предмет (дом, дерево, человека), с помощью творческого воображения, на основе которого формируется творческое мышление.
Игры и упражнения с палочками Кюизенера воспитывают у детей настойчивость, целеустремленность, силу воли: положительно влияют на самореализацию, самовыражение, самоконтроль. Счетные палочки Кюизенера интересны тем, что с ними можно работать как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскости. Это дает возможность упражнять детей в перенесении изображаемой модели из одной плоскости в другую.
Символическая функция обозначения числа цветом и размером дает возможность знакомить детей с понятием числа в процессе счета и измерения. В процессе моделирования ребенок замещает конструкцией из палочек реальный предмет (дом, дерево, человека), с помощью творческого воображения, на основе которого формируется творческое мышление.
Игры и упражнения с палочками Кюизенера воспитывают у детей настойчивость, целеустремленность, силу воли: положительно влияют на самореализацию, самовыражение, самоконтроль.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
palochki_kyuizenera.doc | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
Федорова Ольга Павловна
воспитатель
МБДОУ г. Астрахани №52
Тема: Знакомство с миром чисел посредством палочек Кюизенера.
Счетные палочки Кюизенера интересны тем, что с ними можно работать как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскости. Это дает возможность упражнять детей в перенесении изображаемой модели из одной плоскости в другую.
Символическая функция обозначения числа цветом и размером дает возможность знакомить детей с понятием числа в процессе счета и измерения. В процессе моделирования ребенок замещает конструкцией из палочек реальный предмет (дом, дерево, человека), с помощью творческого воображения, на основе которого формируется творческое мышление.
Игры и упражнения с палочками Кюизенера воспитывают у детей настойчивость, целеустремленность, силу воли: положительно влияют на самореализацию, самовыражение, самоконтроль.
Палочки Кюизенера представляют собой комплект цветных счетных палочек, цвета разные, всего десять цветов. Каждый цвет обозначает число.
Палочки: 2 - розовая, 4 – красная, 6 – бордовая. Они образуют «красную» семью.
Палочки: 3 – голубая, 6 – фиолетовая, 9 – синяя. Они образуют «синюю» семью.
Палочки: 5 – желтая, 10 – оранжевая. Они образуют «желтую» семью.
Таков подбор неслучаен. В семейство «красных» входят числа кратные двум, в семейство «синих» входят числа кратные трем, в семейство «желтых» входят числа кратные пяти.
Кубик белого числа – семейство «белых» - целое число он закладывается по длине любой палочки.
Число 7 обозначено черным цветом, образует отдельное семейство.
В каждом из наборов действует правило: Чем больше длина палочки, тем больше значение того числа, которое она выражает.
Возможности счетных палочек Кюизенера разнообразны.
Работа с палочками Кюизенера начинается с того, что их дают детям как игровой материал, при этом дети играют с ними, как с обыкновенными кубиками и палочками. Задания для таких игр можно использовать в книге «Математика до школы». Постепенно игры усложняются.
Чтобы подвести детей к пониманию того, что каждая цветная палочка обозначает число, можно использовать какой-либо рассказ. В книге Марии Фидлер «Математика уже в детском саду» предлагается рассказ «Приключение собачек». С детьми мы делали это же самое с кружками, это у нас были колобки.
(У детей на двоих одна коробка палочек и набор цветных деревянных кружков одного цвета, при этом у кого-то будут только желтые, а у кого-то зеленые, у кого-то красные)
Задание:
- Положить перед собой один кружок – колобок, а затем точно под ним – одну белую палочку.
Вопрос: Сколько колобков? Сколько палочек?
- Положить под белой палочкой два колобка, а под ними столько белых палочек, сколько колобков. Придвинуть белые палочки настолько близко друг к другу, чтобы казалось, что это одна белая палочка. А теперь поискать палочку, которая была бы точно такой длины, какую имеют две белые палочки, сложенные вместе. Розовую палочку назовем «два», потому что она имеет ту же длину, что и две белые палочки.
- Положить под розовой палочкой три колобка, а под ними столько же белых палочек. Снова сдвинуь три белые палочки вместе и поискать цветную палочку, длина которой равнялась бы длине трех белых палочек. Голубую палочку назовем числом «три», потому что в нее входит три белых палочки. Голубая палочка выражает число три, столько же, сколько колобков в нижнем ряду. Потом кладем четыре колобка и задание с палочками, повторяется.
После выполнения задания с палочками детей просят назвать числа, которые выражают имеющиеся у них цветные палочки.
Таким образом: в процессе игры с цветными палочками дети усваивают, какое число выражает белая палочка, какое - розовая, какое - голубое и какое - красное.
Задание:
Построить лесенку из цветных палочек так, чтобы каждая ступенька лесенки имела свой цвет.
Узнать, насколько каждая палочка, лежащая ниже, больше палочки, лежащей выше.
Вопрос: А как можно сказать о палочках с помощью чисел?
Задание:
Игра в цветные палочки с использованием шестигранного кубика.
Материал:
- палочки Кюизенера.
- карточки, разделенные на три полосы.
- кубик, боковые грани которого покрашены
- один кружок белого цвета
- два кружка розового цвета
- три кружка голубого цвета
- четыре кружка красного цвета
- пять кружков желтого цвета
- шесть кружков фиолетового цвета
данная игра подводит детей к пониманию состава числа (в данном случае числа 6)
по такому принципу можно подвести детей к пониманию состава любого числа в пределах десяти.
Также используя цветные палочки, которые выражают смежные числа, и одну белую палочку можно показать, на сколько одно число больше или меньше другого.
Например: кладем палочку фиолетового цвета – 6, а под ней кладем палочку черного цвета – 7, а далее накладываем на черную палочку справа белую палочку, т.е. закрываем выступающую ее часть.
Вопрос: Кто скажет, что все это значит? Что я хотела всем этим сказать?
Ответ: То, что белая палочка, положенная сверху на черную, показывает, что черная палочка ровно на один длиннее предыдущей.
Определите. Какое число выражает каждая палочка и какое число больше или меньше и на сколько.
Задание:
Напротив карточки с изображением соответствующего числа кружков положить палочку того цвета, которая выражает число кружков.
Например:
1 кружок - белая
2 кружка - розовая
3 кружка - голубая
4 кружка - красная и т.д.
Вопрос: Почему вы так положили?
Ответ: Потому что белая палочка означает число 1, розовая – число 2, так как в ней укладывается две белые палочки, т.е число 2 это 1 и 1.
Интересные задания можно проводить с помощью числовых карточек.
Например:
1.Найди соседей числа с помощью цветных палочек и объясни почему?
2.Какое число пропущено? Определи при помощи цветной палочки.
Интересный материал с использованием цветных полосок изложен в книге Марии Фидлер «Математика уже в детском саду». С помощью цветных палочек наглядно можно показать операции сложения и вычитания.
Литература:
- М. Фидлер «Математика уже в детском саду» М. просвещение. 1981 г.
- Математика до школы. Библиотека программы «Детство» С-П. «Детство-пресс» 2002 г.
- Аннотация к комплекту цветных счетных палочек «Счетные палочки»
- Пособие «палочки Кюизенера»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по окружающему миру в средней группе детского сада на тему «Знакомство с миром профессий»
Конспект занятия по окружающему миру в средней группе детского сада на тему«Знакомство с миром профессий»Программное содержание:познакомить детей с различными видами профессийЦель: ра...
Математическое моделирование посредством палочек Кюизенера
Развитие наглядно-образного мышления и логико-математических представлений через моделирование числа....
Конспект занятия по окружающему миру в средней группе на тему «Знакомство с миром профессий»
Конспект занятия по окружающему миру в средней группе на тему«Знакомство с миром профессий»...
КОНСТРУКТИВНО – МОДЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ НА ТЕМУ «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ВОЛШЕБНОМУ ЛЕСУ» (ИЗ ПАЛОЧЕК КЮИЗЕНЕРА)
КОНСТРУКТИВНО – МОДЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬС ДЕТЬМИ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ НА ТЕМУ«ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ВОЛШЕБНОМУ ЛЕСУ»(ИЗ ПАЛОЧЕК КЮИЗЕНЕРА)...
КОНСТРУКТИВНО – МОДЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ НА ТЕМУ «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ВОЛШЕБНОМУ ЛЕСУ» ( ИЗ ПАЛОЧЕК КЮИЗЕНЕРА)
Материал для НОД позволяет продолжать формировать умение пользоваться палочками Кюизенера, выбирать палочки нужного размера, распределять в пространстве с целью заданного образца. Используя тему, учит...
Познавательное развитие детей раннего возраста посредством палочек Кюизенера и блоков Дьенеша.
Практико – ориентированная разработка...
«Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста посредством палочек Кюизенера».
laquo;Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста посредством палочек Кюизенера». ...