МАТЕМАТИКА ПО КОМИ НАРОДНОЙ СКАЗКЕ «ЛИСА И ЗАЙЧАТА».
план-конспект занятия по математике (средняя группа) по теме

Развитие математических представлений через знакомство с коми народной сказкой «Лиса и зайчата» (для средней группы)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_po_matematike.dik_.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

МАТЕМАТИКА ПО КОМИ НАРОДНОЙ СКАЗКЕ «ЛИСА И ЗАЙЧАТА».

(СРЕДНЯЯ ГРУППА)

Цель:  развитие математических представлений через знакомство с коми народной сказкой «Лиса и зайчата».

Задачи:

- познакомить с коми народной сказкой «Лиса и зайчата»;

- учить сравнивать 4 предмета по ширине, обозначая результат сравнения словами широкий, поуже, ещё уже, самый узкий; располагать их в порядке убывания, возрастания признака;

- упражнять в счёте предметов в пределах 5;

- закрепить умение ориентироваться, используя понятия впереди, сзади, слева, справа;

- развивать мелкую моторику, мышление;

- обогатить словарный запас новыми словами: солонка, брюква, бекар-чашка.

Материал: плоскостной театр – два зайчонка, мышка, муравей, белка, лиса, две брюквы; по 4 полоски разной ширины и цвета на каждого ребёнка, карточки – полочки на каждого ребёнка, овалы (шишки) по 9-10 штук на каждого ребёнка, картина для ориентирования, изображения для раскрашивания.

Интеграция образовательных областей: познание (формирование математических представлений), коммуникация (развитие речи), здоровье, физическое воспитание.

Примерный ход деятельности:

-  Ребята, вы сказки любите? (Да, любим). Мы с вами читали уже много разных сказок. А сегодня я расскажу вам сказку нашего коми народа. Называется она «Лиса и зайчата». В сказке встретятся незнакомые слова, давайте мы сейчас их объясним, чтобы сказка была вам понятна. Брюква – это такой овощ, похожий на репку. Солонка – это посуда для соли. Бекар-чашка – суповая тарелка.

- Мы не только будем читать сказку, но ещё и выполнять интересные задания, помогать героям сказки. А для этого надо быть внимательными и старательными. Вы готовы?  (Готовы) Итак, начинаем.

«Жили на берегу озера два зайчонка. Наголодались они за зиму и решили весной посадить брюкву. Один зайчонок посадил, и другой посадил. Стали они за своей  брюквой ухаживать: поливают, сорняки убирают. Растет брюква.  

Вот уже выросли с солонку величиной. Пошли зайчата к соседке – мышке:

- Помоги решить, не пора ли брюкву выкапывать?

- Нет, - говорит мышка, - ждите, когда с бекар-чашку вырастут. Да потом опять меня позовите.

Прошло ещё время. Выросли брюквы с бекар-чашку. Зайчата опять мышку позвали. Она хвостиком своим померила и говорит:

- Вот теперь можно и выкапывать. Только одну брюкву я у вас заберу за добрый совет.

Жалко зайчатам брюкву, да делать нечего. Осталась им одна брюква на двоих. Только как её поделить не знают. Решили они спросить у знающих. Взяли брюкву и отправились вдоль озера.

Повстречался им муравей.

- Муравей, муравей, посоветуй как нам брюкву поделить?

- Помогите мне дощечки для строительства разложить, тогда помогу.

Детям даются наборы полосок разной ширины. Надо разложить их в порядке убывания признака. Проговариваются слова – широкий, поуже, ещё уже, самый узкий. Затем одинаковые по ширине собирают на подносы.

-  Спасибо за помощь! А вот и мой совет: Садитесь с двух сторон и грызите.

Не понравился зайчатам муравейников совет – разве можно грызть ещё не поделённую брюкву.

Пошли они дальше. Повстречали белку.

- Белочка, сестричка, посоветуй, как нам брюкву поделить.

-  Помогите мне шишки в дупле по полочкам разложить.

На карточках –полочках:  на верхнюю полочку надо положить 5 шишек (совместный счёт и раскладывание), на нижнюю полочку – 3 шишки (самостоятельно). Белка контролирует правильность выполнения задания.

- Ну, спасибо, молодцы! Одна бы я ещё долго складывала  шишки. А вот вам и мой совет:  садитесь и грызите один с вершка, другой с корешка.

Переглянулись зайчата, не понравился им такой делёж. Пошли они дальше. А навстречу лиса идёт песенку поёт.

Физминутка.

Хитрая лисичка                                      идут по кругу,

Вышла погулять.                                    имитируя  походку лисы.

Захотелось ей                                          хлопают в ладоши

Кого-нибудь поймать –

Или птичку, или рыбку,                         имитационные движения

Или зайку, или мышку.

Но                                                              разводят руки в стороны

Птички улетают,                                       имитационные движения

Рыбки уплывают,

Зайки убегают,

Мышки прячутся в нору.

- Лиса-лисонька, знаешь ли ты, как брюкву поровну поделить?

- Ответьте  на мои хитрые вопросы.

По сюжетной картинке задаются детям вопросы о расположении различных предметов. Что находится впереди домика? Позади домика? Слева от домика? Справа от домика?

- Ну, что ж, давайте я поделю вашу брюкву.

Взяла лиса брюкву, да как стукнет ею о пень, разделилась она на две части. Смотрят зайчата, части-то неодинаковые.

- Не беда! – говорит лиса. Взяла ту часть, которая побольше,  откусила от неё и проглотила.

Зайчата снова недовольны:

- Теперь другая часть больше!

Лиса – хрум! И снова отгрызла.

- А теперь та часть больше! – не унимаются зайчата.

Лиса – хрум, хрум!  Наелась досыта, а зайчатам остались только два крошечных кусочка.

- Теперь вроде бы одинаковые! – вздохнули зайчата.

- Вот и ешьте на здоровье! – говорит лиса. В другой раз снова меня зовите, лучше меня никто не поделит.

Вот и сказке конец.

Зайчата поверили хитрой лисе и остались голодными. Давайте угостим их. Даётся задание: найти среди предложенных изображений брюкву и раскрасить её.

- Вам понравилась сказка? (Да, очень) А справились ли  мы с заданиями? (Конечно). Почему мы смогли выполнить задания? ( Потому что мы были внимательными, потому что слушали Вас, потому что было легко) Какое задание показалось вам самым интересным? (Закрашивать, полоски раскладывать, шишки выкладывать). А самым трудным? Что расскажете дома? (Сказку, как помогали зайчикам).

Анализ занятия

Данное занятие реализуется с детьми в возрасте 4-5 лет в рамках типовой стандартной программы «От рождения до школы».

Тема: Сравнение четырёх предметов по ширине. Обобщение и систематизация знаний детей в ориентировки в пространстве.

Демонстрационный и раздаточный материал- соответствовал нужному размеру, возрастным особенностям детей, гигиеническим и эстетическим требованиям, был красочным, в то же время не отвлекал внимания детей. Например, дощечки были яркие, важно было привлечь внимание к ширине полоски. Шишки у белочки выглядели как настоящие. Не было лишнего, так сказать загромождения доски наглядным материалом. Наглядный материал, используемый на занятии, на мой взгляд, вызывал у детей желание работать, что является одним из главным стимулом.

Тип занятия по основной цели - обобщения и систематизации материала, формирование обобщенных умений и способов действий. На этом занятии дети под руководством воспитателя обобщают и систематизируют приобретенные знания, умения и навыки посредством практических заданий с разной направленностью.

Вид занятия: игровое, познавательное.

Форма проведения: традиционная

Цель указана правильно - одна, это - развитие математических представлений через знакомство с коми народной сказкой «Лиса и зайчата».

Далее идут задачи, в которых раскрыты образовательные, развивающие, воспитательные задачи.

Программные задачи занятия соответствуют уровню знаний и развитию данной группы.

Цель и задачи занятия я считаю, были выполнены.

Необходимым условием организации занятий с дошкольниками, является психологическая комфортность детей. Доказано, что информация полученная детьми при положительном эмоциональном состоянии воспринимается, усваивается лучше, поэтому я старалась на занятии создать атмосферу доброжелательности, вселяла веру в силы ребенка, в его уверенность в себе, например подбадривая его словами, жестами «Умничка, Молодец! Попробуй, сделай, я знаю, ты сможешь! И т. д. ». Вы, наверное, заметили, на протяжении всего занятия дети задания выполняли с удовольствием, им нравилось.

Дети были активны, справлялись с заданием по мере своих возможностей, некоторые самостоятельно, некоторые дети прибегали к постоянной помощи воспитателя. На протяжении всего занятия старалась, чтобы мои указания, пояснения, объяснения были четкими, это позволило детям правильно выполнять задания, без затруднений.

Содержание занятия соответствует программе данной возрастной группе.

Поэтапный анализ занятия.

1. Началось занятие с организационного момента –  с вопроса о сказках. Разбирали незнакомые слова, такие как  Брюква – это такой овощ, похожий на репку. Солонка – это посуда для соли. Бекар-чашка – суповая тарелка. Всё это проводилось с целью активизировать внимание детей. Создание эмоционального положительного фона.

На этом этапе реализуется мотивационная задача - усилить интерес к занятию: помочь зайчикам. Присутствие игрового персонажа на занятии побуждало детей к математической деятельности.

2. Далее идет основная часть занятия.

При выполнении следующего задания, использовала наглядный материал. (Муравей и дощечки). Ребята с помощью широких полосок выкладывали дощечки для строительства в порядке убывания. Это задание направлено не столько на усвоение выкладывания в порядке убывания, а на развитие операций мышления - сравнение, развитие математического словаря, исправляла речь детей (широкий, поуже, ещё уже, самый узкий.)

Дети иногда затруднялись сформулировать правильно ответ, хотя мыслили правильно, поэтому я давала образец правильно сформулированной мысли.

Как я уже говорила, на занятии я широко использую упражнения и игровые приемы, направленные на развитие операций мышления: обобщение, сравнение, анализ.  

Сравнение- логический прием умственных действий, требующий умения выявлять сходства признаков объекта и различия между ними: чем отличаются дощечки для строительства, сравнение их по ширине.

Операция «сравнения» тесно связана с другой операцией мышления - «анализом», т. к. анализ помогает выделять свойства объекта, без анализа предметов по различным признакам невозможно их сравнение.

Операция «классификация»- это разделение множества на группы по какому- либо признаку. Классификация требует определенного уровня сформированности операций – анализа, сравнения, обобщения.

Использую как в этой части, так и в других такой прием, как вопросы к детям: старалась, чтобы вопросы были точными, конкретными, формулировки разнообразными - об одном и том же спрашивала по-разному. Очень важно было задавать вопросы, которые активизируют мыслительную деятельность. В моём занятии они отсутствуют.

Очень трудно приучать детей данного возраста выслушивать задание до конца, не отвечать хоровыми ответами. На занятии я приучала этому детей: «Отвечает тот, кого я назову», или кто поднимет руку. Вставать при ответе в этом возрасте не требуется.

Еще один прием- демонстрация воспитателем способа действия в сочетании с объяснением.

Обобщающий жест - один из приемов, например, когда показывала, что много шишек у белочки.

Следующий прием- это намеренно сделанная ошибка воспитателем: по сюжетной картине задавали вопросы о расположении различных предметов. Показывая «Что находится впереди домика», сказала, что «находится позади домика», дети заметили и исправили. Этот прием используется для активизации внимания.

Дети выполняли задания с желанием, путем игрового персонажа поддерживала интерес к заданиям, дети выполняя задания, знали, что им «надо» помочь зайчикам..

3. Динамическая пауза.

На следующем этапе при выполнении динамической паузы одновременно решаются несколько задач - снижение умственного напряжения, физической утомляемости и развивается слуховое внимание, память, координация движений (развитие слуховых анализаторов).

Здесь использую словесные приемы: разъяснение, инструкция по выполнению упражнения. Обязательно дети повторяют правила игры. Один из приемов - начинаю говорить, дети продолжают.

Прием - словесные отчеты детей (рассказать, что они делали) .

Еще один прием это контроль и оценка при наблюдении за процессом выполнения детьми заданий, их действий, ответам.

Своими вопросами старалась активизировать мыслительную деятельность детей (вопросы. почему?. )

5) Итог занятия

В конце занятия и в его процессе использую нетравмирующую оценку, которую нужно использовать для детей среднего дошкольного возраста: похвалила каждого ребенка.

Переход от этапа к этапу осуществлялся с помощью игровой проблемной ситуации.

Учитывая особенности детей, на занятии поэтапно происходила смена видов деятельности. Это позволило сохранить заинтересованность и положительный эмоциональный настрой.

В ходе проведения занятия были использованы разнообразные игровые приемы, позволяющие привлечь внимание и поддержать эмоциональный настрой, предупреждать утомляемость и сохранять интерес к занятию.

Все этапы занятия были взаимосвязаны и взаимообусловлены, подчинены заданной теме и целям занятия.

На протяжении всего занятия, старалась приучать детей внимательно выслушивать задание, запоминать его (спрашивала: «Что вы должны сделать? », точно выполнять и рассказывать о том, что и как они сделали. Детям трудно дать полный четкий ответ, я помогала наводящими вопросами ; начинала ответ - дети продолжали.

На занятии старалась своевременно оказывать помощь детям, объяснения мои детям были правильными, математически грамотные, доступными, правда) .

В течении всего занятия следила за речью детей: исправляла, уточняла, проговаривала и т. д.

На основе данного занятия можно сказать, что уровень знаний, умений, навыков детей на данный момент в группе соответствует - среднему уровню развития знаний по ФЭМП.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий инсценировки по мотивам коми народной сказки

Итогом проекта стало выступление моих воспитанников на конкурсе, где мы стали лауреатами....

Коми народные сказки

КОМИ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ1.     Фома2.     Про бедняка Момэта и богатого барина3.     Яг-Морт4.     Три брата и сестра5....

Воспитание сказкой. Русская народная сказка "Лиса и кувшин" старшая группа

Нравственное воспитание.  "За вину умный винит себя, а глупый - другого..."...

Проект по знакомству детей старшей группы с коми народной сказкой "Гундыр"

Проект может быть реализован в рамках тематических недель "Сказка", "Мой дом, мой поселок, моя республика". В проект включен сценарий развлечения физкультурно-оздоровительной направленности по мотивам...

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Сопоставление русской народной сказки «Лисичка сестричка и серый волк» и чувашской народной сказки «Хитрая лиса»»

Сопоставление русской народной сказки «Лисичка сестричка и серый волк» и чувашской народной сказки «Хитрая лиса»Обучающие задачи:Познакомить с чувашской народной сказкой «...

Конспект НОД по развитию речи в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением опорно – двигательного аппарата Тема: чтение р. н. с. «Лисичка-сестричка и волк»Цель: ознакомление детей с русской народной сказкой «Лисичка-сестричка и серый в

Цель: ознакомление детей с русской народной сказкой «Лисичка-сестричка и  серый волк», помочь оценить поступки героев, драматизировать отрывок из произведения. Обучающая ...