Сложение
план-конспект занятия по математике (старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Тема: Сложение.
Цель:
- сформировать представление о сложении как объединении групп предметов, о записи сложения с помощью знака +;
- сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода, опыт самоконтроля, закрепить способ действий «если что не знаю, придумаю сам, а потом проверю себя по учебнику»;
- тренировать умение выделять и называть свойства предметов, умение сравнивать предметы по свойствам;
- тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение, абстрагирование, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, инициативность, творческие способности, коммуникативные качества, мелкую моторику рук.
Материалы к занятию
Демонстрационный:
- 3 прозрачных полиэтиленовых пакета.
- Муляжи яблока и груши.
- Лист для работы воспитателя к заданию 3.1.
- Карточки для обозначения вагонов к заданию 5.1.
- Образец выполнения задания 5.2(а).
- Образец выполнения задания 5.2(б).
Раздаточный:
- Игра «Разбитая ваза» (по 1 вазе на каждого ребенка). Все вазы одинаковы, разрезаны по-разному.
- Лист к заданию 3.1.
- Карточки-билеты для посадки в трамвай к заданию 5.1.
Ход занятия
1.Введение в игровую ситуацию.
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность, актуализировать знания детей об окружающем мире, развивать речь.
Дети сидят на стульчиках.
Воспитатель собирает детей около себя и рассказывает, что мама попросила Таню и Ваню сходить с ней в магазин. Пока мама собиралась, Таня и Ваня затеяли игру в салочки.
- Как вы думаете, правильно ли поступили дети?
- В какие игры нельзя играть дома?
- Почему?
Воспитатель рассказывает, что во время игры Таня и Ваня уронили любимую мамину вазу и разбили ее.
Воспитатель предлагает детям исправить положение.
- Как это можно сделать? (Можно вазу склеить.)
- Хотите помочь Тане и Ване склеить вазу?
- Сможете это сделать?
2. Актуализация знаний
2.1. Игра «Разбитая ваза».
Дидактические задачи:
- Актуализировать представление о целом и его частях, взаимосвязи между ними, умение составлять целое из частей;
- Тренировать мыслительные операции – анализ и сравнение, развивать внимание, речь, коммуникативные качества.
Дети по 4-6 человек подходят к столу, на котором находятся разрезанные на две части изображения ваз (на каждого). Все части перемешаны.
Воспитатель рассказывает, что ваза разбилась на 2 части, и предлагает помочь Тане и Ване сложить вазу из двух частей. Каждый ребенок должен сложить одну вазу.
После того как все дети выполнят задание, воспитатель задает вопрос:
- На сколько частей была разбита ваза? (На 2 части.)
- Покажите одну часть, другую часть.
- Что вы сделали для того, чтобы ваза стала целой? (Мы сложили части.)
- Что больше – целая ваза или любая ее часть? (Целая ваза больше любой ее части.)
2.2.Игра «В магазине».
Дидактические задачи:
- Актуализировать представления о действии сложения групп предметов;
- Тренировать мыслительные операции – анализ и сравнение, развивать память, речь, воображение.
Дети садятся на стульчике на ковер. Воспитатель предлагает кому-либо из девочек на время стать Таней, а кому-либо из мальчиков – Ваней. Этим детям воспитатель дает по прозрачному полиэтиленовому пакету. Воспитатель будет мамой, у которой тоже будет пакет.
Воспитатель рассказывает, что после того, как дети склеили вазу, они вместе с мамой пошли в магазин. Мама купила Тане грушу (воспитатель кладет в Танин пакет грушу). Ване мама купила яблоко (воспитатель кладет в Ванин пакет яблоко). Себе мама ничего не купила.
- Из каких частей состояла вся покупка? (Одна часть – яблоко, другая часть – груша.)
Возле дома дети встретили папу, который пришел с работы пораньше, чтобы сходить с детьми в зоопарк.
- Как вы думаете, стоит ли детям брать с собой только что купленные фрукты?
Если дети ответят утвердительно, надо спросить их, можно ли есть грязными руками, можно ли есть немытые фрукты?
Дети могут предложить накормить этими фруктами зверей в зоопарке.
- Что написано на клетках в зоопарке? (Кормить зверей запрещается.)
- Как вы думаете почему этого нельзя делать?
Таня и Ваня решили сложить фрукты в мамин пакет, а со своими пакетами ехать в зоопарк.
Воспитатель складывает плоды в третий пакет и подводит итог: части (показывает на маленькие мешки) сложили, соединили, объединили в целое (показывает на большой мешок).
3.Затруднение в игровой ситуации.
- Игра «Письмо бабушке».
Дидактические задачи:
- Уточнить представления детей о действии сложения и создать мотивационную ситуацию для записи сложения с помощью знака +;
- Сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимания его причины и опыт целеполагания;
- Развивать внимание, воображение, логическое мышление, речь.
Дети садятся за столы и работают на листке к заданию 3.1.
Воспитатель говорит, что брат и сестра хотят написать бабушке и рассказать, что они купили в магазине и как потом все сложили к маме в сумку.
- Что мама купила Тане? (Грушу.)
- Нарисуйте в одном маленьком мешке желтое яблоко.
- Что мама купила Ване? (Яблоко.)
- Нарисуйте зеленый треугольник в другом маленьком мешочке.
- Что дети сделали потом? (Сложили все в мамин пакет.)
Воспитатель уточняет: части покупки сложили, объединили в одно целое.
Воспитатель рассказывает, что для того, чтобы показать сложение, не обязательно ссыпать части вместе – можно между частями поставить значок, который рассказывает о том, что части складывают.
- Какой знак мы можем записать?
Надо подвести их к тому, что мы не знаем как записывается знак сложения.
- Что мы будем делать, если чего-то не знаем? (Можно спросить у того кто знает.)
4.Открытие нового знания.
4.1.Игра «Письмо бабушке» (продолжение).
Дидактические задачи:
- Уточнить смысл сложения и познакомить с записью сложения с помощью знака +;
- Тренировать навыки самоконтроля, мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение, развивать воображение, логическое мышление, инициативность, творческие способности, речь, мелкую моторику рук.
- Кто знает такой знак?
После ответов детей воспитатель пишет на доске между маленькими мешками знак + и говорит, что действие сложения обозначается таким знаком. Дети пишут знак + в своих тетрадях.
Что оказалось в большом мамином пакете после того, как дети сложили туда части покупки? (Яблоко и груша.)
- Нарисуйте яблоко и грушу в большом пакете.
Дети рисуют в своих тетрадях, воспитатель – на доске.
Воспитатель обращает внимание детей на два маленьких мешка со знаком между ними и на большой мешок.
- В первом случае мы сложили части и получили целое с помощью знака, а во втором случае – части положили в один пакет и тоже получили целое.
- Мы получили два целых.
- Как вы думаете, равны ли эти целые? (Равны.)
- Почему вы так думаете? (Потому что в двух маленьких мешках яблоко и груша и в одном большом мешке те же самые яблоко и груша.)
- Как это можно проверить? (Провести волшебные ниточки.)
- Какой знак можно поставить между маленькими мешками и большим? (Знак =.)
Воспитатель пишет знак равенства на доске, дети – в тетрадях.
- Покажите части покупки.
- Покажите целую покупку.
Воспитатель делает вывод:
- Знак плюс говорит о том, что части (показывает на маленькие мешки) сложили, соединили, объединили в целое (показывает на большой мешок);
- Знак равенства говорит о том, что две части, сложенные вместе, равны целому.
5.Включение нового знания в систему знаний ребенка.
5.1.Игра «Трамвай».
Дидактические задачи:
- Закрепить представления о действии сложения и его записи с помощью знака +;
- Тренировать мыслительные операции – анализ и сравнение, развивать внимание, воображение.
Воспитатель предлагает детям вместе с Таней и Ваней поехать в другие магазины.
- На чем можно ездить по городу?
Дети перечисляют городской транспорт. Выбираем, например, трамвай.
Для того чтобы сесть в нужный трамвай, каждый ребенок получает карточку, на которой нарисованы два мешка с лежащими в них геометрическими фигурами и стоящим между ними знаком +. В каждом мешке должно быть по одной фигуре.
Воспитатель раздает детям билеты.
На стульях, стоящих в разных местах группы, размещены карточки с нарисованными на них большими мешками с геометрическими фигурами. Каждый ребенок должен выполнить сложение и подойти к тому «трамваю», на которых находится соответствующий номер, то есть результат сложения.
Задание проверяется индивидуально у каждого ребенка. Карточки-билеты у детей забираются.
Приехали. Наша остановка.
5.2.Работа в тетради.
Дидактические задачи:
- Закрепить представления о действии сложения и его записи, тренировать умение складывать группы предметов и записывать это с помощью знака +;
- Тренировать навыки самоконтроля, мыслительные операции – анализ и сравнение, развивать внимание, память, речь, мелкую моторику рук.
№1.Дети садятся за столы. Воспитатель предлагает рассмотреть задание.
- В какой магазин заехали брат и сестра? (В булочную.)
- Что несла из булочной Таня? (3 баранки.)
Это целая покупка или ее часть? (Часть.)
Что нес Ваня? (Батон – это другая часть.)
Воспитатель предлагает детям выполнить сложение.
- Какой знак поставили между мешками для того, чтобы было понятно, что надо сложить бублики и батон? (Знак +.)
- Как вы будете выполнять сложение?
Дети вместе с воспитателем проговаривают: сначала в большом мешке нарисую первую часть, то есть 3 круга, потом – вторую часть, то есть 1 овал.
- Как проверить, правильно ли выполнили сложение? (Надо провести волшебные ниточки.)
- Какой знак нужно поставить между маленькими мешками и большим мешком? (Знак =.)
Правильность выполнения задания дети проверяют по образцу, который выставляет воспитатель.
Далее воспитатель рассказывает детям о том, что, придя из магазинов, Таня с Ваней сели на диван и стали вспоминать Африку, свою встречу с козликами, о том, как они их кормили этих братьев.
№2.
Иногда козлики хотели одинаковый обед, иногда, как, например, в этот раз, каждый мечтал о своем обеде.
- Что хочет получить на обед козлик, находящийся слева? (Арбуз и желтое яблоко.)
- Что хочет получить на обед козлик, находящийся справа? (Дыню и красное яблоко.)
- Как надо поступить, чтобы узнать, что нужно принести братьям – козликам на обед? (Надо сложить обе части обеда.)
Дети самостоятельно выполняют сложение.
6.Итог занятия.
Дидактические задачи: провести рефлексию деятельности на занятии.
Воспитатель собирает детей около себя.
- Где вы сегодня побывали?
- Что полезного сделали?
- Какие новые знания дали вам возможность написать письмо бабушке, сесть в нужный трамвай, накормить козликов?
Воспитатель помогает детям сформулировать ответ: потому что мы научились складывать группы предметов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сложение в пределах 10 (презентация для детей)
презентация для занятия родителей с детьми....
Решение задач на сложение и вычитание, порядковый счет.
учить детей решать математические задачки и записывать их решение с поиощью знаков и цифр....
Тематический план работы студии оригами Страна Сложения
Программа знакомит дошкольников с японским искусством оригами, страной Япония, ее историей и культурой, народом и его традициями. Используются книги, иллюстрации, тематические беседы....
Конспект НОД по УМК "Предшкола нового поколения" (подготовительная к школе группа). Тема: "Кронтик учит Кота действию сложения чисел".
Дети учатся составлять число "четыре" из двух меньших чисел, вырабатывают алгоритм сложения числа один с числом один, два, три, как переход к следующему числу - два , три, четыре. Педагог формирует и ...
Игровые задания на решение задач в одно действие. Сложение
Игровые задания на решение задач в одно действие. Сложение...
ФЭМП "Сложение и вычетание чисел первого десятка" в подготовительной к школе группе
Закрепить навыки сложения и вычетания чисел первого десятка.Развивать навыки логического мышления.Побуждать интерес к предмету посредством межпредметной связи с устным народным творчеством....
ТЕМА: ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ДЕЙСТВИЯ СЛОЖЕНИЯ И ВЫЧИТАНИЯ НА НАГЛЯДНОЙ ОСНОВЕ. РЕШЕНИЕ ПРОСТЫХ ЗАДАЧ НА СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ. ВОССОЗДАНИЕ ИЗ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР ПЛОСКОСТНЫХ ИЗОБРАЖЕНИЙ ПРЕДМЕТОВ ПО ОБРАЗЦАМ КОНТУРНОГО ХАРАКТЕРА.
Цель: сформировать понятие и представления о сложении и вычитании; продолжать знакомить со знаком «+», «-»; ввести понятие «задача» на элементарном уровн...