Конспект итоговой интегративной деятельности по коррекции математических представлений у детей 6 – 7 лет с задержкой психического развития.
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) по теме

Алексеева Людмила Васильевна

Занятие проводится в форме путешествия в страну цифр.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект итоговой интегративной деятельности по коррекции математических представлений у детей  6 – 7 лет с задержкой психического развития

                               Учитель-дефектолог Алексеева Людмила Васильевна

Цель: Уточнение знаний о числе, цифрах, их последовательности в ряду, выполнении арифметических действий, способах деления целого на 2,4 части.

Задачи:

Образовательные: Уточнять и расширять знания о числе, соотнесении цифры с множеством.

Упражнять в прямом и обратном количественном  счете в пределах 10 – 15, поиске  решении  проблемной ситуации, записи цифры в указанном месте.

Продолжать учить делению целого на 2, 4 части, называнию полученных частей (половина, четвертинка…).

Упражнять в составлении и решении арифметического примера, проверке верности решения на калькуляторе.

Уточнить знания о геометрических фигурах (круг, квадрат, ромб, прямоугольник, трапеция, полукруг, треугольник, пятиугольник).

Коррекционные: Формировать умение переносить полученные знания о цифрах, геометрических фигурах, способах деления целого на части  в реальную, практическую жизнь (деление на части – приготовление бутербродов…)

Развивать умение читать операционную карту, выполнять в соответствии с ней заданные действия.

Развивать память.

Развивать диалогическую речь, умение слышать товарища, дополнять его ответ при необходимости.

Воспитательные: Приучать выполнять задание самостоятельно, умение  обратиться за помощью к взрослому, своему товарищу.

Развивать навыки коллективной работы.

Методы: опора на прошлый опыт, игровые, использование наглядного материала, создание проблемной ситуации, практическая деятельность, сюрпризный момент.

Оборудование:  Набор  геометрических фигур, наборы цифр 1 – 15, операционные (технологические) карты, калькуляторы, подносы, карандаши-тренажеры, карточки-столбики для записи цифр, ножи (металлические и пластиковые), кувшины «Мастер-Квик» 2 шт., разделочные доски 6 шт., емкость с кипяченой водой, мерные ложки 2 шт., таз с водой, полотенца, бумажные стаканчики, соломинки по количеству детей, продукты: хлеб, сыр, виноград, зубочистки, апельсины 2 -3 шт.

Форма организации занятия: фронтальная.

Ход занятия: (дети входят в дошкольный класс, приветствуют присутствующих взрослых).

Напоминаю детям, что скоро пойдут в школу и нужно еще многому научиться.

«Дети, я знаю, вы любите путешествовать. Приглашаю вас в страну Цифр. Но чтобы попасть в нее, вы должны выполнить математическое задание. Справитесь?

Вот поднос. Что на нем? Назовите одним словом!» (это геометрические фигуры).

Игра «Назови одним словом».

Правильно! Следующее задание: возьмите по одной фигуре, подумайте, какая цифра вам нужна.

Игра «Назови геометрическую фигуру, подбери подходящую цифру» (благодарю детей за находчивость и правильность выполнения задания, прошу объяснить выбор цифры.)

Ребенок: Я взял цифру 3, у меня треугольник и т.д.

Обращаю внимание на стрелку на полу, прошу выложить на ней цифровые дорожки (дети для определения команды берут на подносе цветные медали).

Игра «Составь дорожку»

Проверяю правильность дорожек, прошу прочитать представителя каждой команды (дети сами решают, кто будет отвечать за команду) в прямом и обратном порядке.

Напоминаю детям цель нашего путешествия, ведь их уже ждут интересные задания. Прошу сесть за столы. (Дети садятся, найдя и прочитав на столе свое имя). На столах лежат калькуляторы, карандаши-тренажеры для закрепления 3-х пальцевого захвата, карточки-столбики и карточки-полоски для записи цифр.

Обращаю внимание на таблицу, где я одновременно с детьми выложила цифровую дорожку 0 – 10.

Игра «Найдите ошибку, исправьте ее».

После выполнения задания предлагаю поиграть с цифрами.

Игра «Назови соседей цифры» (Инструкция: Я назову или покажу цифру, а вы назовите ее соседа слева и справа).

Показываю карточку «ЗАГАДАЛКИ», спрашиваю, что их ожидает. Дети: Мы будем отгадывать загадки.

Игра «Угадай цифру». (Инструкция: Я расскажу вам о цифре, узнайте ее и запишите на карточке, помните, высота цифры 2 клетки). Проверяю правильность выполнения задания, прошу назвать цифру.

Обращаю внимание на вторую таблицу: Расскажите, что видите? (на таблице 3 матрешки), прошу детей обозначить цифрами и знаками, что видят и мои действия с предметами –добавляю еще один предмет.

Упражнение «Составь и реши пример». Дети читают составленный пример, решают его, выставляют нужную цифру-ответ, объясняют, как получилось число 4.

Обращаюсь к детям, как можно проверить правильность решения. Дети: Можно посчитать предметы, можно проверить на калькуляторе (выполняют проверку на калькуляторе, рассказывая последовательность действий.

Обобщаю высказывания детей: 3+1=4 – это пример, ответ в примере можно проверить 2-мя способами.

Хвалю детей за самостоятельность, старательность, внимательность и показываю карточку «УМНИЛКИ». Прошу детей объяснить, что это обозначает. Дети:  это очень умные дети, они много знают…

Говорю, что наши дети и есть умнилки, много уже знают, правильно выполняют задания. Но есть еще одно, сложное задание,  я думаю, что дети справятся: «Сможете ли вы, дети, разделить предмет на части и как». Напоминаю, что мы выполняли такие задания, делили на части лист бумаги, яблоко, грушу.

Сейчас задание особое, деление надо выполнить по операционной карте.

Предлагаю детям разделиться по цветным медалям на две команды, каждая команда будет выполнять свое задание. Какое?

Команды рассматривают операционные карты:

 1 команда: Мы будем делить хлеб, сыр на 2 части и делать бутерброд «Кораблик»;

2 команда: Мы будем делить на 2 части апельсины и отжимать из них сок. Мы сделаем коктейль.

Практическое упражнение «Выполни задание, не ошибись»

Дети моют руки и выполняют задания по операционной карте  в соответствии с указанными действиями  и в  заданной последовательности. Примечание: Дети 1 уровня развития выполняют действия практически самостоятельно; дети 2 уровня – с небольшой помощью (наводящие вопросы, дополнительные подсказки); дети 3 уровня  выполняют совместные действия с педагогом.

Выполнив задание, приводят в порядок рабочее место, проверяют еще раз правильность выполнения задания по карте, моют руки и накрывают на стол. Открываю детям секрет: «вы не зря старались, у Миши сегодня день рождения, мы вместе его поздравим, а угощение у нас уже есть».

Предлагаю полюбоваться на замечательные бутерброды и коктейль «Апельсинка» и рассказать, как дети делили на части, каков процесс приготовления угощения  (каждую команду представляет один выбранный детьми ребенок).

Спрашиваю, смогут ли дети и дома сделать такое угощение для родителей, что им понадобится для этого.

Миша приглашает детей к столу и ставит сладкое угощение: «Клюкву в сиропе» (позаботилась мамочка).

Дети поздравляют Мишу, обсуждают, как интересно было в «Стране цифр», как они справились со всеми заданиями.

Благодарю детей за самостоятельность, внимательность, помощь товарищам, вношу «Волшебную шкатулку» (подарок из «Страны цифр»), предлагаю выбрать наклейку – солнышко улыбающееся, спокойное, грустное.

Спрашиваю о выборе детей  (дети выбрали первые 2 варианта. Двое детей критично отнеслись к себе: мы немножко ошиблись, но потом исправились).

Прощаюсь с детьми, еще раз благодарю их не только за старание, но и за помощь своим товарищам.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ совместной образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития Тема «Шоколадная фабрика»

В рамках творческо - исследовательского проекта "Шоколад - это полезно или вредно" мы с детьми узнали много интересного о шоколаде и сами готовили шоколадные конфеты по рецепту Мудрого Филина....

Формирование элементарных математических представлений у старших дошкольников с задержкой психического развития в проектной деятельности

Использование проектной деятельности в работе с дошкольниками с ЗПР является наиболее актуальным в настоящее время, так как метод проектов способствует активному вовлечению дошкольников в ис...

Конспект непосредственно- образовательной деятельности с применением ИКТ в подготовительной группе детей с задержкой психического развития "Что мы знаем о животных?"

Создание совместно с детьми  стенгазеты «Дикие и домашние животные» в подарок  детям старшей группы.Закрепление знаний детей о домашних и диких животных....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию в подготовительной группе для детей с задержкой психического развития "Мамин портрет"

Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию в подготовительной группе для детей с задержкой психического развития "Мамин портрет"...