Конспект нод по методике формирования элементарных математических представлений у детей средней группы
план-конспект занятия по математике (средняя группа) по теме

Кузнецова Оксана Сергеевна

                                          Тема:

 

                                          «  Прямоугольник »

 

1. Программные  задачи:

 

 

1.   Образовательные:

 

Познакомить  детей  с  прямоугольником  и  учить  их различать  пря­моугольник, квадрат  и  треугольник.

 

Закреплять  умение  сравнивать  длину  и  ширину  предметов,  употреблять  слова  и  выражения -  ширина,  широкая, длина,  длинная.

 

 упражнять  в  счете до 5.

 

 

2.   Развивающая:

 

 Упражнять  детей  в  нахождении   предмета,  путём  зрительного  обследования  действенного  приложения  предметов, равных  по  длине,  ширине ( развивать  глазомер).

 

 

3.   Воспитательная:

 

Побуждать детей  внимательно  слушать  и запоминать задание, охотно  и  точно  его  выполнять, соблюдая  определённую  последовательность  действий.

 

Приучать   детей   начинать  и   одновременно  заканчивать  работу.  действовать  самостоятельно,  не  мешать  друг  другу,  доводить  дело  до  конца.

 

 

Активизация  словаря:

 

 Активизиро­вать  словарь  детей  за  счет слов и  выражений  длина,  ширина,  равные  по  дли­не,  ширине,  длиннее,  короче,  шире,  уже.

 

 

 

                   2   Оборудование:

 

           У педагога

             У детей

Демонстрационный материал. Таблица, на которой нарисованы пря­моугольник  и  квадрат; модели  квадрата  и  двух прямоугольников, две  сто­роны первого и  второго прямоугольников  равны стороне квадрата, а  две другие стороны первого прямоугольника короче стороны квадрата, а вто­рого — длиннее; таблица, на которой нарисованы прямоугольник, квадрат  и треугольник  разного  цвета и размера;  игрушка-телевизор с  набором  кар­тинок, изображающих предметы, в  количестве  от 1 до 5.

 

Раздаточный материал. У каждого ребенка карточка, на которой нари­сованы прямоугольник, квадрат и треугольник (цвет и размер фигур варьируются); по 4 ленточки одинакового цвета, резного размера, среди которых 2 ленточки равны по длине и ширине.

 

 

 

                               3.  Схема   размещения  детей

 

 

 

   мольберт

 

                окно

Скругленный прямоугольник: В

imageimageimageimageimageimageimage

 

 

окно

                    

                                           В  -  воспитатель.

                                       4.   Ход  занятия.

 

1- я часть.

   Сегодня  мы   с вами  познакомимся  с  новой  геометрической  фигурой.  Детям  показываю  таблицу,   на  которой  на­рисованы   квадрат  и прямоугольник   разного  цвета.  

Педагог, указывая   на  квадрат,  спрашивает:  «Что это?   (Дети называют.)   А это что?»   (Педагог ука­зывает на прямоугольник.)   «Это прямоугольник,— говорю     и  объясня­ю : — Сегодня  мы  будем  учиться  различать  прямоугольник  и  квадрат».  Обвожу    пальцем   фигуры,   указывая   направление   движения:   «Провожу сле­ва   направо,   поворачиваю   назад  и  веду  сверху  вниз».   И т. д.  Детей привле­чь    к   совместному действию  в  воздухе,  некоторым  предлагает обвести  контур  фигур.   Далее  задаю   вопрос:   «Чем отличается прямоугольник от квадрата?»   Беру  квадрат  и  прямоугольник,   у которого 2 стороны  равны  стороне  квадрата,   а  2  другие  короче  ее. Прямоугольник  накладываю    на   квадрат.

Затем      накладываю   квадрат   на   второй   прямоугольник.  Каждый     раз  подчеркиваю,  что прямоугольник  удлинен,  этим  он  и отлича­ется  от  квадрата.

 

 (работа с раздаточным материалом).  Затем    предложить  детям  обвести  пальчиком  фигуры,  нарисованные  на  карточках.  Затем показать  таблицу,  на  которой  нарисованы  эти  же фигуры,  но другого цвета  и  размера,  чем  у  детей,  и,  указать  на  одну  из  фигур,  сказать:  «У меня большой желтый треугольник,  а  у  вас?»   И т. д.  Вызвать   двоих-троих  детей,  попросить   их  назвать  цвет  и  размер  (большой, маленький)  своей  фигуры  данного  вида   («У меня маленький синий треугольник»).

 

 

 

А  сейчас  мы  отдохнём.

Физкультминутка

Один, два,  три,  четыре,  пять  -  топаем  ногами.

Один,  два,  три,  четыре,  пять  -  хлопаем  руками,

Один,  два,  три,  четыре, пять -  занимаемся  опять.

Повторить  2-3 раза.

 

2-я часть    

Игровое  упражнение   «Найдём   ленточки  для  куклы  Маши»

  «Сколько у вас лен­точек? — спросить  детей  и  предложить: — Возьмите одну ленточку,  проведите  пальчиком  сначала  по  длине,  а  потом по ширине  лен­точки. Где  быстрее  пробежал  пальчик,  по  длине  или  по ширине  ленточки?  Больше  длина  или  ширина  ленточки?»  Затем предложить  выбрать  2  ленточ­ки,  равные  по  длине  и  ширине, среди  4 ленточек  разного размера для куклы Машеньки  («Машенька потеряла ленточки  из 2 косичек»).

3-я часть.   

Воспитатель  меняет  картинки в телевизоре.  Дети считают изображенные  на  них предметы.  ( Для закрепления  в  счёте  до 5.)

 

Итог  занятия:

Сегодня на занятии мы с вами  познакомились с новой  геометрической  фигурой – прямоугольником, учились  различать  прямоугольник, квадрат и треугольник.  Развивали  глазомер, накладывали  прямоугольник  на  квадрат.

Вы  сегодня  были  внимательны, активны,  хорошо  работали,  поэтому  справились  со всеми  заданиями, на следующем  занятии мы  с вами будем учиться  отсчитывать  столько  предметов, сколько  кружков на образце.

Занятие  окончено. Дежурные  убирают раздаточный  материал.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья из опыта работы в образовательной области"Познание(формирование элементарных математических представлений)"Тема"Развиние элементарных математических представлений и логического мышления у детей среднего возраста".

В данной статье я хочу поделиться своим опытом работы с детьми среднего возраста при развитии элементарных математических представлений и логического мышления....

выступление из опыта работы: Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр по формированию временных представлений

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр по формированию временных представлений...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений (на основе учебного пособия Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений: Средняя группа)

Конспект занятия по ФЭМП на основе учебного пособия Помараева И.А., Позина В.А.  "Формирование элементарных математических представлений" для детей среднегог возраста, дополненный и дор...

КОНСПЕКТ ООД ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» (ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХПРЕДСТАВЛЕНИЙ) «В ЦАРСТВЕ МАТЕМАТИКИ»

КОНСПЕКТООД ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»(ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХПРЕДСТАВЛЕНИЙ)«В ЦАРСТВЕ МАТЕМАТИКИ»...

Перспективный план по формированию элементарных математических представлений. И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ представлений» в подготовительной к школе группе

Перспективный план «Формирование элементарных математических представлений»И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ представлений»В подго...