конспект НОД "Знаки больше , меньше"
методическая разработка по математике (подготовительная группа) на тему
Цель:
Сформировать представления о знаках < и >, умение использовать их для записи результата сравнения по количеству групп предметов с помощью составления пар, закрепить умение определять на предметной основе, в какой группе количество предметов больше (меньше) и на сколько;
Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода, закрепить способ действия «если что-то не знаю, придумаю сам, потом проверю себя по учебнику»;
Тренировать навыки самоконтроля и мыслительные операции – анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое и вариативное мышление, мелкую моторику рук, творческие способности, коммуникативные качества, коммуникативные качества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rmo_matemat._podg.gr_.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное дошкольное учяреждение
«Начальная школа- детский сад № 1 «Колокольчик»
Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста
«Знаки > и <»
Выполнила воспитатель 1 квалификационной категории
Ильина Светлана Евгеньевна
2011 год
Цель:
Сформировать представления о знаках < и >, умение использовать их для записи результата сравнения по количеству групп предметов с помощью составления пар, закрепить умение определять на предметной основе, в какой группе количество предметов больше (меньше) и на сколько;
Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода, закрепить способ действия «если что-то не знаю, придумаю сам, потом проверю себя по учебнику»;
Тренировать навыки самоконтроля и мыслительные операции – анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое и вариативное мышление, мелкую моторику рук, творческие способности, коммуникативные качества, коммуникативные качества.
Демонстрационный материал: мультимедийная установка.
Раздаточный материал:
Кубики ЛЕГО, карандаши, лист с заданием, полоски картона одинаковой длины.
Ход занятия:
1.Введение в игровую ситуацию.
Дидактические задачи: мотивировать детей на игровую деятельность, актуализировать знания детей об окружающем мире, воспитывать культуру поведения.
Воспитатель собирает детей около себя и спрашивает их, кем они хотят стать когда вырастут.
После ответов детей воспитатель задаёт им ещё один вопрос:
- Как вы думаете, каким должен быть мужчина независимо от того, кем он работает?
Как правило, дети отвечают, что мужчина должен быть сильным.
-Зачем мужчине быть сильным?
После обсуждения приходим к выводу о том, что мужчине нужно быть сильным не только для того, чтобы защищать, но и для того, чтобы помогать более слабым.
-Кому должны помогать мальчики? ( мамам, бабушкам, девочкам, младшим детям)
Воспитатель рассказывает детям, что мама попросила Таню и Ваню сходить в магазин за картошкой. Ваня как настоящий мужчина сказал, что картошку из магазина понесёт он. Но Таня тоже хочет быть помощницей.
-Как быть? (Надо, чтобы Ваня нёс тот пакет, в котором больше картошки, а Таня- тот пакет, где картошки меньше).
- Хотите сходить в магазин вместе с братом и сестрой и помочь им выбрать картошку?
- Сможете это сделать?
2. Актуализация знаний.
Игра «За картошкой»
Дидактические задачи:
Актуализировать умение использовать для записи результатов сравнения групп предметов по количеству знаки = и =;
Развивать мыслительные операции- анализ и сравнение, развивать внимание,, память, речь, воображение, логическое мышление, коммуникативные качества.
Дети подходят к доске – магазину.
Воспитатель – продавец магазина рассказывает покупателям, что картошка во всех пакетах одинакового размера, но в некоторых пакетах картошек поровну, а в некоторых нет.
Воспитатель располагает таблицу №1 с изображением пар мешков.
- О чём рассказывают знаки, стоящие между пакетами? ( = говорит о том, что в пакетах поровну картошки, а знак = - о том, что в пакетах картошки не поровну.)
- Какая из этих пар мешков подойдёт Тане и Ване? Почему?
Выслушиваются все ответы детей, после чего приходим к выводу о том, что знак = не подходит, т.к. в этом случае Ваня не сможет взять более тяжёлый мешок, чем Таня, а пакеты, где стоит знак =, подойдут, т.к. они разные: в одном больше картошки, а в другом меньше.
3. Затруднение в игровой ситуации.
Игра «За картошкой» ( продолжение)
Дидактические задачи:
- создать мотивационную ситуацию для введения знаков > и <;
- сформировать опыт под руководством воспитателя фиксация затруднения, понимая его причины и опыт целеполагания;
- тренировать мыслительные операции – анализ и сравнение, развивать внимание, воображение, логическое мышление, речь.
- Какой мешок возьмёт Ваня?
Дети предлагают свои версии, после чего приходим к выводу, что Ваня не сможет выбрать пакет и в случае знака =. Хотя этот знак и рассказывает о том, что картошки не поровну, но он не говорит где картошки больше, а где меньше.
- Смогли ли вы помочь Ване выбрать тот пакет, в котором картошки больше? (Нет, не смогли).
- Почему не смогли (Потому что у нас нет знака, который бы рассказывал о том, где предметов больше, а где меньше).
- Значит, что нам надо узнать, что бы помочь Ване? (Нам надо узнать, как записать, что предметов больше или меньше.)
4. Открытие нового знания.
Игра «Столбики»
Дидактические задачи:
1. Сформировать представления о знаках > и <;
2. Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения и эмоционального переживания радости открытия, закрепить способ действий «если что-то, не знаю, придумаю, а потом проверю себя по учебнику»;
3.Тренировать навыки самоконтроля, мыслительные операции- анализ, сравнение, обобщение, аналогии, развивать воображение, логическое мышление, инициативность, творческие способности, речь, мелкую моторику рук, коммуникативные качества.
- Как мы можем это узнать?
К этому времени дети уже знают способы действий «спросить у того, кто знает», «посмотреть в книге», «придумать самому, а потом проверить себя по учебнику». Если они назовут первые два способа, воспитатель должен сориентировать на третий способ.
- А давайте сами попробуем сконструировать эти знаки! Сможете?
Дети садятся за столы по четыре человека. На каждом столе лежат кубики ЛЕГО четырёх цветов по 5 штук каждого цвета вперемешку и 8 полосок картона одинакового цвета, длины и ширины.
Воспитатель предлагает взять по 5 кубиков одного цвета.
Может возникнуть ситуация когда кубики одного цвета захотят взять двое, трое или четверо детей. Эту проблему они должны решить самостоятельно.
- Постройте из ваших кубиков столбик.
- Как вы думаете, сколько таких же кубиков вам понадобиться взять, чтобы построить столбик такой же высоты? (Понадобиться пять таких же кубиков.)
Воспитатель кладёт на столы дополнительные кубики, и дети строят ещё один столбик.
- Поставьте два ваших столбика на одну вашу полоску, а сверху положите другую.
- Какой знак получится из полосок? (Знак =.)
- Как вы думаете, почему получился знак =? (Потому что в обоих столбиках одинаковое количество кубиков.)
Воспитатель пишет на доске: 5=5.
Воспитатель предлагает детям, сидящим за одним столом, убрать с правого столбика разное количество кубиков. Для выполнения этого задания детям придётся договариваться.
В результате один ребёнок должен убрать 1 кубик, другой – 2 кубика, третий- 3, а четвёртый- 4 кубика.
Воспитатель предлагает детям поставить столбик на место и положить сверху полосу.
- Что интересного вы заметили? ( Полоска лежит не ровно.)
- Где расстояние между полосками меньше? ( Оно меньше там, где меньше кубиков.)
- Сколько у вас кубиков в левом столбике?
У всех детей в левом столбике по 5 кубиков. Воспитатель пишет на доске одну под другой четыре цифры 5.
- Сколько кубиков осталось в правом столбике?
Дети по очереди называют, а воспитатель записывает рядом с каждым числом 5 названное число:
- 1
- 2
- 3
- 4
- Куда больше раскрыты полоски? ( В сторону большего числа.)
Воспитатель пишет на доске знак >.
- Так? (Да.)
- Можем мы его назвать знаком «больше»? (Да.)
Воспитатель пишет знаки между числами:
5>1
5>2
5>3
5>4
Дети хором читают записи.
Воспитатель предлагает детям поменять столбики местами и положить на них полоску.
- Сколько теперь кубиков в столбиках слева (справа)?
Дети называют, а воспитатель записывает в столбик числа от 1 до 4, а рядом с ними, как и в первом случае, четыре цифры 5.
- Куда больше раскрыты полоски? (В сторону большего числа.)
- Какие знаки вы бы предложили записать между числами 1 и 5, 2 и 5, 3 и 5, 4 и 5?
Дети по очереди выходят и записывают свои варианты знаков. Как правило по аналогии они пишут знак «меньше» правильно, а если кто-то, запишет, например, знак «больше», то можно ему показать, что в этом случае полоски будут раскрыты в сторону меньшего, а не большего числа.
Дети хором читают записи:
1<5
2<5
3<5
4<5
- Как вы назовёте знак, который только что придумали? (Знак «меньше».)
Воспитатель хвалит детей и говорит им о том, что они только что придумали знак, с помощью которого можно рассказать, какое число больше, а какое меньше.
Дети подходят к доске, а воспитатель открывает таблицу №2.
-Какой же мешок возьмёт Ваня? (Он возьмёт мешок, который расположен справа.)
- Почему вы думаете, что это будет мешок расположенный справа? (Потому что между мешками стоит знак, который открыт вправо, значит, в правом мешке больше картошки.)
- Смогли вы сами придумать знаки «больше» и «меньше» и помочь Ване? (Да.)
-Молодцы!
5. Включение нового знания в систему знаний ребёнка.
Работа в тетради.
6. Итог занятия.
Дидактические задачи: провести рефлексию деятельности детей на занятии.
Дети собираются около воспитателя.
-Кому вы сегодня смогли помочь?
-Что вам было наиболее трудно?
-Что было интересно?
-Какие новые знания дали вам выбрать пакет, в котором больше картошки?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в подготовительной группе "Размер предметов: понятия большой, маленький, больше, меньше"
Данный материал включает в себя подробную разработку конспекта занятия в подготовительной группе и картинки, которые используются в ходе занятия....
Конспект ФЭМП «Больше, меньше, столько же»
Рекомендации родителяс в период дистацционного обучения...
Конспект занятия "Больше меньше"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"25196030","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...
Конспект занятия «Больше, меньше, столько же»
Задачи: Образовательные.1) Учить уравнивать неравные группы двумя способами, добавляя к меньшей группе предмет или убирая из большей группы один предмет и используя слова: «больше...
Конспект ФЭМП "Больше, меньше или равно"
Конспект "Больше, меньше или равно"...
Конспект ФЭМП "Больше-меньше, столько-сколько"
Конспект ФЭМП "Больше-меньше, столько-сколько"...