конспект НОД "Знаки больше , меньше"
методическая разработка по математике (подготовительная группа) на тему

Ильина Светлана Евгеньевна

 Цель:

Сформировать представления о знаках < и  >, умение использовать их для записи  результата сравнения по количеству групп предметов с помощью составления пар, закрепить умение определять на предметной основе,  в какой группе количество предметов больше (меньше) и на сколько;

Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода, закрепить способ действия «если что-то не знаю, придумаю сам, потом проверю себя по учебнику»;

Тренировать навыки самоконтроля и мыслительные операции – анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое и вариативное мышление, мелкую моторику рук, творческие способности, коммуникативные качества, коммуникативные качества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rmo_matemat._podg.gr_.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное дошкольное учяреждение

«Начальная школа- детский сад № 1 «Колокольчик»

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста

«Знаки > и  <»

Выполнила воспитатель 1 квалификационной категории

Ильина Светлана Евгеньевна

 

2011 год

 Цель:

Сформировать представления о знаках < и  >, умение использовать их для записи  результата сравнения по количеству групп предметов с помощью составления пар, закрепить умение определять на предметной основе,  в какой группе количество предметов больше (меньше) и на сколько;

Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода, закрепить способ действия «если что-то не знаю, придумаю сам, потом проверю себя по учебнику»;

Тренировать навыки самоконтроля и мыслительные операции – анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое и вариативное мышление, мелкую моторику рук, творческие способности, коммуникативные качества, коммуникативные качества. 

 Демонстрационный материал:  мультимедийная установка.

  Раздаточный материал:

 Кубики ЛЕГО, карандаши, лист с заданием, полоски картона одинаковой длины.

Ход занятия:

1.Введение в игровую ситуацию.

Дидактические задачи: мотивировать детей на игровую деятельность, актуализировать знания детей об окружающем мире, воспитывать культуру поведения.

Воспитатель собирает детей около себя и спрашивает их, кем они хотят стать когда вырастут.

После ответов детей воспитатель задаёт им ещё один вопрос:

- Как вы думаете, каким должен быть мужчина независимо от того, кем он работает?

 Как правило, дети отвечают, что мужчина  должен быть сильным.

-Зачем мужчине быть сильным?

После обсуждения приходим к выводу о том, что мужчине нужно быть сильным не только для того, чтобы защищать, но и для того, чтобы помогать более слабым.

-Кому должны помогать мальчики? ( мамам, бабушкам, девочкам, младшим детям)

Воспитатель рассказывает детям, что мама попросила Таню и Ваню сходить в магазин за картошкой. Ваня как настоящий мужчина сказал, что картошку из магазина понесёт он. Но Таня тоже хочет быть помощницей.

-Как быть? (Надо, чтобы Ваня нёс тот пакет, в котором больше картошки, а Таня- тот пакет, где картошки меньше).

-  Хотите сходить в магазин вместе с братом и сестрой и помочь им выбрать картошку?

- Сможете это сделать?

2. Актуализация знаний.

Игра «За картошкой»

Дидактические задачи:

Актуализировать умение использовать для записи результатов сравнения групп предметов по количеству знаки = и =;

Развивать мыслительные операции- анализ и сравнение, развивать внимание,, память, речь, воображение, логическое мышление, коммуникативные качества.

 Дети подходят к доске – магазину.

Воспитатель – продавец магазина рассказывает покупателям, что картошка во всех пакетах одинакового размера, но в некоторых пакетах картошек поровну, а в некоторых нет.

  Воспитатель располагает таблицу №1 с изображением пар мешков.

- О чём рассказывают знаки, стоящие между пакетами? ( = говорит о том, что в пакетах поровну картошки, а знак = - о том, что в пакетах картошки не поровну.)

- Какая из этих пар мешков подойдёт Тане и Ване? Почему?

Выслушиваются все ответы детей, после чего приходим к выводу о том, что знак = не подходит, т.к. в этом случае Ваня не сможет взять более тяжёлый мешок, чем Таня, а пакеты, где стоит знак =, подойдут, т.к. они разные: в одном больше картошки, а в другом меньше.

3. Затруднение в игровой ситуации.

Игра «За картошкой» ( продолжение)

Дидактические задачи:

  1. создать мотивационную ситуацию для введения знаков >  и  <;
  2. сформировать опыт под руководством воспитателя фиксация затруднения, понимая его причины и опыт целеполагания;
  3. тренировать мыслительные операции – анализ и сравнение, развивать внимание, воображение, логическое мышление, речь.

- Какой мешок возьмёт Ваня?

Дети предлагают свои версии, после чего приходим к выводу, что Ваня не сможет выбрать пакет и в случае знака =. Хотя этот знак и рассказывает о том, что картошки не поровну, но он не говорит где картошки больше, а где меньше.

- Смогли ли вы помочь Ване выбрать тот пакет, в котором картошки больше? (Нет, не смогли).

- Почему не смогли (Потому что у нас нет знака, который бы рассказывал о том, где предметов больше, а где меньше).

- Значит, что нам надо узнать, что бы помочь Ване? (Нам надо узнать, как записать, что предметов больше или меньше.)

4. Открытие нового знания.

Игра «Столбики»

Дидактические задачи:

1. Сформировать представления о знаках > и   <;

2. Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения и эмоционального переживания радости открытия, закрепить способ действий «если что-то, не знаю, придумаю, а потом проверю себя по учебнику»;

3.Тренировать навыки самоконтроля, мыслительные операции- анализ, сравнение, обобщение, аналогии, развивать воображение, логическое мышление, инициативность, творческие способности, речь, мелкую моторику рук, коммуникативные качества.

- Как мы можем это узнать?

К этому времени дети уже знают способы действий «спросить у того, кто знает», «посмотреть в книге», «придумать самому, а потом проверить себя по учебнику». Если они назовут первые два способа, воспитатель должен сориентировать на третий способ.

- А давайте сами попробуем сконструировать эти знаки! Сможете?

Дети садятся за столы по четыре человека. На каждом столе лежат кубики ЛЕГО  четырёх цветов по 5 штук каждого цвета вперемешку и 8 полосок картона одинакового цвета, длины и ширины.

Воспитатель предлагает взять по 5 кубиков одного цвета.

Может возникнуть ситуация когда кубики одного цвета захотят взять двое, трое или четверо детей. Эту проблему они должны решить самостоятельно.

- Постройте из ваших кубиков столбик.

- Как вы думаете, сколько таких же кубиков вам понадобиться взять, чтобы построить столбик такой же высоты? (Понадобиться пять таких же кубиков.)

Воспитатель кладёт на столы дополнительные кубики, и дети строят ещё один столбик.

- Поставьте два ваших столбика на одну вашу полоску, а сверху положите другую.

- Какой знак получится из полосок? (Знак =.)

- Как вы думаете, почему получился знак =? (Потому что в обоих столбиках одинаковое количество кубиков.)

Воспитатель пишет на доске: 5=5.

Воспитатель предлагает детям, сидящим за одним столом, убрать с правого столбика разное количество кубиков. Для выполнения этого задания детям придётся договариваться.

В результате  один ребёнок должен убрать 1 кубик, другой – 2 кубика, третий- 3, а четвёртый- 4 кубика.

Воспитатель предлагает детям поставить столбик на место и положить сверху полосу.

- Что интересного вы заметили? ( Полоска лежит не ровно.)

- Где расстояние между полосками меньше? ( Оно меньше там, где меньше кубиков.)

- Сколько у вас кубиков в левом столбике?

У всех детей в левом столбике по 5 кубиков. Воспитатель пишет на доске одну под другой четыре цифры 5.

- Сколько кубиков осталось в правом столбике?

Дети по очереди называют, а воспитатель записывает рядом с каждым числом 5 названное число:

  1.  1
  1. 2
  1. 3
  1. 4

- Куда больше раскрыты полоски? ( В сторону большего числа.)

Воспитатель пишет на доске знак >.

- Так? (Да.)

- Можем мы его назвать знаком «больше»? (Да.)

Воспитатель пишет знаки между числами:

5>1

5>2

5>3

5>4

Дети хором читают записи.

Воспитатель предлагает детям поменять столбики местами и положить на них полоску.

- Сколько теперь кубиков  в столбиках слева (справа)?

Дети называют, а воспитатель записывает в столбик числа от 1 до 4, а рядом с ними, как и в первом случае, четыре цифры 5.

- Куда больше раскрыты полоски? (В сторону большего числа.)

- Какие знаки вы бы предложили записать между числами 1 и 5, 2 и 5, 3 и 5, 4 и 5?

Дети по очереди выходят и записывают свои варианты знаков. Как правило по аналогии они пишут знак «меньше» правильно, а если кто-то, запишет, например, знак «больше», то можно ему показать, что  в этом случае полоски будут раскрыты в сторону меньшего, а не большего числа.

Дети хором читают записи:

1<5

2<5

3<5

4<5

- Как вы назовёте знак, который только что придумали? (Знак «меньше».)

Воспитатель хвалит детей и говорит им о том, что они только что придумали знак, с помощью которого можно рассказать, какое число больше, а какое меньше.

Дети подходят к доске, а воспитатель открывает таблицу №2.

-Какой же мешок возьмёт Ваня? (Он возьмёт мешок, который расположен справа.)

- Почему вы думаете, что это будет мешок расположенный справа? (Потому что между мешками стоит знак, который открыт вправо, значит, в правом мешке больше картошки.)

- Смогли вы сами придумать знаки «больше» и «меньше» и помочь Ване? (Да.)

-Молодцы!

5. Включение нового знания в систему знаний ребёнка.

 Работа в тетради.

6. Итог занятия.

Дидактические задачи: провести рефлексию деятельности детей на занятии.

Дети собираются около воспитателя.

-Кому вы сегодня смогли помочь?

-Что вам было наиболее трудно?

-Что было интересно?

-Какие новые знания дали вам выбрать пакет, в котором больше картошки?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе "Размер предметов: понятия большой, маленький, больше, меньше"

Данный материал включает в себя подробную разработку конспекта занятия в подготовительной группе и картинки, которые используются в ходе занятия....

Конспект ФЭМП «Больше, меньше, столько же»

Рекомендации  родителяс в период дистацционного обучения...

Конспект занятия "Больше меньше"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"25196030","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...

Конспект занятия «Больше, меньше, столько же»

Задачи: Образовательные.1) Учить уравнивать неравные группы двумя способами, добавляя к меньшей группе предмет или убирая из большей группы один предмет и используя слова: «больше...

Конспект ФЭМП "Больше, меньше или равно"

Конспект "Больше, меньше или равно"...

Конспект ФЭМП "Больше-меньше, столько-сколько"

Конспект ФЭМП "Больше-меньше, столько-сколько"...