Методика работы с блоками Э. Дьенеша и палочками Х. Кюизенера
статья по математике (старшая группа) по теме
Методы работы с палочками Кюизенера и блоками Дьенеша, которые способствуют развитию мышления, памяти и воображения дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_raboty_s_blokami_e._denesha_i_palochkami_h._kyuizenera.docx | 66.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика работы с блоками Э. Дьенеша и палочками Х. Кюизенера
Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка — развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи должны быть направлены содержание и методы подготовки мышления дошкольников к школьному обучению, в частности, предматематической подготовки.
Блоки Дьенеша
Задачи:
- Познакомить детей с формой, цветом, размером, толщиной объектов;
- Развивать умение выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие;
- Обобщать объекты по их свойствам (по одному, двум, трем);
- Объяснять сходство и различие объектов, обосновывать свои рассуждения;
- Развивать пространственные представления;
- Развивать психические функции, связанные с речевой деятельностью.
Логические блоки представляют собой эталоны форм — геометрические фигуры (круг, квадрат, равносторонний треугольник, прямоугольник).
Прежде чем приступить к играм и упражнениям, предоставьте детям возможность самостоятельно познакомиться с логическими блоками. Пусть они используют их по своему усмотрению в разных видах деятельности. В процессе разнообразных манипуляций с блоками дети установят, что они имеют различную форму, цвет, размер, толщину.
Комплект логических блоков дает возможность вести детей в их развитии от оперирования одним свойством предметов к оперированию двумя, тремя и четырьмя свойствами. В процессе различных действий с блоками дети сначала осваивают умения выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, форму, размер, толщину), сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по каждому из этих свойств. Затем они овладевают умениями анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум свойствам (цвету и форме, форме и размеру, размеру и толщине и т. д.), несколько позже — по трем (цвету, форме и размеру; форме, размеру и толщине; цвету, размеру и толщине) и по четырем свойствам (цвету, форме, размеру и толщине). При этом в одном и том же упражнении легко можно менять степень сложности задания с учетом возможностей детей. С детьми 3-х, 4-х лет: простые игры и упражнения, цель которых освоение свойств, слов «такой же», «не такой» по форме, цвету, размеру, толщине. «Найди все фигуры, как эта», «Найди все фигуры, как эта по цвету и форме». Например, несколько детей строят дорожки от избушки медведя, чтобы помочь Машеньке убежать к дедушке и бабушке. Но один ребенок строит дорожку так, чтобы в ней не было рядом блоков одинаковой формы (оперирование одним свойством), другой — чтобы не было рядом блоков, одинаковых по форме и цвету (оперирование сразу двумя свойствами), третий — чтобы рядом не было одинаковых по форме, цвету и размеру блоков (оперирование одновременно тремя свойствами).
Старший возраст. Наряду с логическими блоками в работе применяются карточки (5x5 см), на которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина).
Использование карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно-игровых действий. Так, подбирая карточки, которые "рассказывают" о цвете, форме, величине или толщине блоков, дети упражняются в замещении и кодировании свойств. В процессе поиска блоков со свойствами, указанными на карточках, дети овладевают умением декодировать информацию о них. Выкладывая карточки, которые "рассказывают" о всех свойствах блока, малыши создают его своеобразную модель.
Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно-образного к наглядно-схематическому мышлению, а карточки с отрицанием свойств становятся мостиком к словесно-логическому мышлению.
Для проведения некоторых игр и упражнений следует дополнительно приготовить вспомогательный материал — игрушки-персонажи, обручи, веревочки и пр.
Важно помнить, развивая мыслительные умения, что они, как и всякие другие умения, вырабатываются в процессе многократных упражнений. При этом количество этих упражнений для разных детей различно. Для того чтобы ребенок не потерял интерес к мыслительным заданиям, каждая игра и упражнение содержит несколько игровых И практических задач, которые можно предложить ребенку, например проложить дорожки между домиками Ниф-Нифа, Наф-Нафа и Нуф-Нуфа, смастерить новогоднюю гирлянду, построить мост через речку и т. д.
Ребенку надо подбирать блоки по карточкам, где изображены их свойства:
- Выкладывается несколько фигур, которые нужно запомнить, потом одна исчезает или заменяется на новую, или две фигуры меняются местами. Ребенок должен заметить изменения.
- Все фигуры складываются в мешок. Попросите ребенка на ощупь достать все круглые блоки (все большие или все толстые).
- Все фигуры снова складываются в мешок. Ребенок достает одну из них из мешка и характеризует по одному или нескольким признакам либо называет форму, размер или толщину, не вынимая из мешка.
- Выкладываются три фигуры. Нужно догадаться, какая из них лишняя и по какому принципу (цвет, форма, размер или толщина).
- Надо найти все фигуры, не такие, как эта по цвету (размеру, форме, толщине).
- Надо найти такие же фигурки по цвету, но не такие по форме или такие же по форме, но не такие по цвету.
- Следует продолжить цепочку, чередуя детали по цвету: красная, желтая, красная, желтая (по форме, размеру и толщине).
- Надо выложить фигуры так, чтобы последующая отличалась от предыдущей одним признаком: цветом, формой, размером, толщиной.
- Надо выложить цепочку, чтобы рядом не было фигур, одинаковых по форме и цвету (по цвету и размеру; по размеру и форме, по толщине и т.д.).
- Надо выложить цепочку, чтобы рядом были одинаковые по размеру, но разные по форме фигуры и т.д.
- Надо выложить цепочку, чтобы рядом оказались фигуры одинакового цвета и размера, но разной формы (одинакового размера, но разного цвета).
- Каждому блоку нужно найти пару, например: большой желтый круг встает в пару с маленьким желтым кругом и т.д.
- Перед ребенком выкладывают восемь блоков, под одним из них прячут «клад» (монетку, камешек, вырезанную картинку и т.п.). Ребенку надо задавать наводящие вопросы, а отвечать можно только «да» или «нет»: «Клад под синим блоком?» – «Нет», «Под красным?» – «Нет» (ребенок делает вывод, что клад под желтым блоком, и расспрашивает дальше про размер, форму и толщину). Затем клад прячет ребенок, а взрослый задает наводящие вопросы.
- По аналогии с предыдущей игрой в коробку можно спрятать одну из фигур, ребенок будет задавать наводящие вопросы, чтобы узнать, что лежит в коробке.
- С одной стороны выкладывается три фигуры, с другой четыре. Где блоков больше и как их уравнять?
- Выкладываем в ряд пят –шесть любых фигур. Нужно построить нижний ряд фигур так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой формы (цвета, размера).
- Предлагаем таблицу из девяти клеток с выставленными в ней фигурами. Ребенку нужно подобрать недостающие блоки.
- В игре в домино фигуры делятся между участниками поровну. Каждый игрок поочередно делает свой ход. При отсутствии фигуры ход пропускается. Выигрывает тот, кто первым выложит все фигуры. Ходить можно фигурами другого цвета и размера, другой формы.
- Ребенку предлагают выложить фигуры по начерченной схеме, например, нарисован красный большой круг, за ним синий маленький треугольник и т.д.
- Из блоков можно составлять плоскостные изображения предметов: машинка, паровоз, дом, башня.
- В коробку педагог убирает только прямоугольные блоки, а ребенок все красные, затем педагог убирает только тонкие фигуры, а ребенок – большие и т.д.
- Нужно распределить фигуры между таким образом, чтобы взрослому достались все круглые, а малышу все желтые фигуры. Блоки складываются в два обруча или очерченные веревкой круги. Но как поделить круг желтого цвета? Он должен находиться на пересечении двух кругов.
- цвет обозначается пятном;
- величина – домиком (большой, маленький).
- форма – контуром фигур (круглый, квадратный, прямоугольный, треугольный).
- толщина – условным изображение мчеловеческой фигуры (толстый и тонкий).
- Ребенку показывают карточку с изображенным на нем одним свойством или несколькими. Например, если ребенку показывается синее пятно, то нужно отложить все синие фигуры; если синее пятно и двухэтажный домик – откладываем все синие и большие фигуры; если синее пятно, двухэтажный домик и силуэт круга – синие круги, толстые и тонкие и т.д.
Интеллектуальное путешествие будет более увлекательным и радостным для детей, если, во-первых, всегда помнить о том, что взрослый должен быть равноправным участником игр или упражнений, способным, как и ребенок, ошибаться, и во-вторых, если не спешить указывать детям на ошибки, а предоставлять им возможность исправлять их самим.
Палочки Кюизенера
Палочки Кюизенера как дидактическое средство в полной мере соответствуют специфике и особенностям элементарных математических представлений, формируемых у дошкольников, а также их возрастным возможностям, уровню развития детского мышления, в основном наглядно-действенного и наглядно-образного.
Задачи:
- познакомить с понятием цвета (различать цвет, классифицировать по цвету).
- познакомить с понятием величины, длины, высоты, ширины (упражнять в сравнении предметов по высоте, длине, ширине).
- познакомить детей с последовательностью чисел натурального ряда.
- осваивать прямой и обратный счет.
- познакомить с составом числа (из единиц и двух меньших чисел).
- помочь овладеть арифметическими действиями сложения, вычитания.
- научить делить целое на части и измерять объекты.
- развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.
- развивать пространственные представления (слева, справа, выше, ниже и т. д.).
- развивать логическое мышление, внимание, память.
- воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.
Палочки можно предлагать детям с трех лет для выполнения наиболее простых упражнений. Они могут использоваться во второй младшей, средней. Предлагаю детям упражнения в игровой форме. Это основной метод обучения, позволяющий наиболее эффективно использовать палочки. Занятия с палочками проводятся систематически, индивидуальные упражнения чередуются с коллективными.
В младшем возрасте проводятся упражнения в игровой форме.
1. Игра " Найди такую же". Цель: знакомство и закрепление знаний о цвете и длине.
Например: покажите палочку такого же цвета как у меня. Покажите палочку синего цвета и попросите найти такую же.
2. Игра " Строим дорожки". Цель: учить группировать предметы по цвету и длине.
Например: постройте дорожку из палочек красного цвета... Постройте дорожку из палочек голубого цвета. Какая дорожка длиннее? Какая короче? Постройте дорожку самостоятельно любого цвета.
3. Игра " Коврик для кошечки". Цель: Закрепление знаний о цвете и длине.
Например: Найдите палочки жёлтого цвета, положите их рядом, одну под другую. У нас получился маленький коврик для кошечки.
4. Игра " Лесенка для зайки". Цель: осваивается последовательная зависимость палочек по длине.
Мы по лесенке шагаем и ступеньки все считаем.
Все ступеньки до одной знаем в лесенке цветной.
Первая - это белый листок, вторая - розовый лепесток,
Третья - как голубой океан, четвёртая - словно красный тюльпан,
Пятая - жёлтый солнечный свет, шестая - сиреневый яркий букет,
Седьмая - чёрный пушистый кот, восьмая - вкусный вишнёвый компот,
Девятая - синий мой лимузин, десятая - оранжевый апельсин.
5. Игра " Поезд". Цель: закреплять умение различать цвета и соотношение длины.
Например: Сейчас мы построим поезд, а палочки - это вагоны. Возьмите палочки голубого, красного и жёлтого цветов, присоедините их к друг другу как вагончики.
6. Игра " Построим забор". Цель: закрепление умения выделять цвета и сравнивать по длине.
Например: Спрячем собачку за забором. Палочки в заборе должны быть одного цвета и одинаковой высоты.
Старший возраст.
В играх с палочками, которые могут носить соревновательный характер, ребенку следует предоставлять возможность проявления самостоятельности в поиске решения или ответа на поставленный вопрос, учить выдвигать предположения и их проверять, осуществлять практические и мысленные пробы. Помощь ребенку лучше оказывать в косвенной форме, предлагая подумать еще раз, но по-другому, попробовать выполнить задание, одобряя правильные действия и суждения детей.
Упражнения могут носить комплексный характер, позволяя решать одновременно несколько задач. Желательно в упражнении предусматривать перебор всех возможных вариантов решения задачи: составление "поездов" одинаковой длины из двух, трех, четырех и т.д. "вагонов", измерение одной и той же палочкой-меркой разных палочек, одинаковых палочек разными мерками-палочками, измерение простой и составной меркой (соответственно одной, а затем двумя такими же палочками) и т.д.
Подбор упражнений осуществляется с учетом возможностей детей, уровня их развития, интереса к решению интеллектуальных и практических задач. При отборе упражнений учитывается их взаимосвязь (наличие общих и постепенно усложняющихся элементов: способов действия, результатов) и сочетаемость с общей системой упражнений, проводимых с помощью других дидактических средств.
Сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация и сериация выступают не только как познавательные процессы, операции, умственные действия, но и как методические приемы, определяющие путь, по которому движется мысль ребенка при выполнении упражнений.
Игры с палочками Кюизенера:
1. «Цветные коврики». Цель: Углублять знания детей о составе числа из двух меньших чисел.
2. «Играем с цветом». Цель: Развивать умение комбинировать цвет в рисунке.
3. «Измерение с помощью палочки-мерки». Цель: Учить детей измерять объекты. Ознакомить с условными мерками. Закреплять состав числа. Умение считать.
4. «Дополни». Цель: учить сравнивать рядом стоящие числа.
5. «Подбери цифру». Цель: умение соотносить количество предметов с цифрой.
6. «Цветные числа». Цель: закрепить счет в пределах 10.
7. «По порядку становись». Цель: упражнять в прямом и обратном счете. Развивать умение находить место числу в числовом ряде.
8. «Кто где живет». Цель: умение выявлять наличие нескольких признаков цвета и величины.
9. «Составь число». Цель: знакомить детей с составом числа из единиц и двух меньших чисел.
10. «Больше - меньше». Цель: приучать употреблять в речи не цвет палочки, а число, которое оно обозначает.
11. «Найди дом для палочки». Цель: совершенствовать умение детей соотносить цветные числа с цифрами.
12. «Конструирование цифр». Цель: развивать умение изображать цифру разными способами.
13. «Разведчики». Цель: совершенствовать умение детей работать с карточкой-схемой.
14. «Число-головоломка». Цель: умение детей выполнять арифметические действия с палочками Кюизенера.
15. «Что пропустили?». Цель: закреплять прямой обратный счет.
16. «Весы». Цель: закреплять знания о составе числа.
17. «Магазин игрушек». Цель: упражнять в счете в пределах 10.
18. «Составь поезд». Цель: закреплять знания о составе числа в пределах 10.
19. «Измерь длину стола». Цель: умение измерять с помощью условной мерки-палочки.
В процессе выполнения заданий используются инструкция, пояснения, разъяснения, указания, вопросы, словесные отчеты детей о выполнении задания, контроль, оценка.
Для успешной работы с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера педагогу необходимо выполнять некоторые заповеди:
- поощрять все усилия ребёнка и само его стремление узнать новое;
- избегать отрицательных оценок результатов деятельности ребёнка;
- сравнивать результаты работы ребёнка только с его же собственными достижениями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика работы с блоками Э. Дьенеша и палочками Х. Кюизенера
Методика работы с блоками Э. Дьенеша и палочками Х. Кюизенера...
"методика работы с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера"
В данной работе дан материал о использовании блоков Дьенеша и палочек Кюизенера на занятиях...
Консультация для воспитателей "Знакомство с авторскими играми по методике работы с блоками Дьенеша"
Авторские игры по методике с блоками Дьенеша...
Основы математики с блоками З. Дьенеша и палочками Д. Кюизенера Тема: «Строители приходят на помощь» Разработала: воспитатель высшей квалификационной категории Ахрамова В.В. МАДОУ «Детский сад №11 "Капелька"
Логические блоки Дьенеша и цветные счётные палочки Кюизенера - отличное дидактическое средство для успешного обучения детей основам математики и информатики, повышения познавательной детской активност...
Семинар-практикум для воспитателей: «Методика работы с Блоками Дьенеша и палочками Кюизенера».
Семинар-практикум для воспитателей: «Методика работы с Блоками Дьенеша и палочками Кюизенера».«Я слышу и забываю, я вижу и я запоминаю, я делаю и я понимаю». Пусть эти слова ст...
Методика работы с блоками Дьенеша
laquo;Методика работы с блоками Дьенеша «Я слышу и забываю, я вижу и я запоминаю, я делаю и я понимаю». Пусть эти слова станут волшебным мостиком по дороге в страну знаний о блоках и...
Методика работы с Блоками Дьенеша
laquo;Методика работы с Блоками Дьенеша»...