Семинар-практикум для воспитателей: «Методика работы с Блоками Дьенеша и палочками Кюизенера».
статья
Семинар-практикум для воспитателей: «Методика работы с Блоками Дьенеша и палочками Кюизенера».
«Я слышу и забываю, я вижу и я запоминаю, я делаю и я понимаю». Пусть эти слова станут волшебным мостиком по дороге в страну знаний о блоках и палочках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar.docx | 39.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум для воспитателей: «Методика работы с Блоками Дьенеша и палочками Кюизенера».
«Я слышу и забываю, я вижу и я запоминаю, я делаю и я понимаю». Пусть эти слова станут волшебным мостиком по дороге в страну знаний о блоках и палочках.
Новизна заключается в том, что весь материал излагается в игровой форме. Знания по теории ребёнок получает в контексте практического применения данного дидактического материа.
Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка - развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи должны быть направлены содержание и методы подготовки мышления дошкольников к школьному обучению, в частности, предматематической подготовки.
Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был всесторонне развит. Каждый ребенок хочет одного – играть. Через игру действует и система Дьенеша.
Следует обратить внимание, развивающие игры с блоками Дьенеша относятся к современным педагогическим образовательным технологиям.
Венгерский математик, психолог, педагог – Золтан Дьенеш был настолько влюблен в свою науку, что задал себе вопрос, почему многие люди считают математику трудной? Не из детства ли растут корни этих трудностей? Многие годы Золтан посвятил исследованиям, преподаванию математики детям в разных странах и в итоге выяснил – только задействуя творческий потенциал ребенка, можно привить любовь к математике и добиться реальных успехов в изучении этой науки.
Золтан Дьенеш предлагает использовать для игр «логические блоки». Логические блоки Дьенеша - это набор из 48 геометрических фигур, причем в наборе нет ни одной одинаковой, все они различаются свойствами: формой (круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные), цветом (красные, желтые, синие), размером (большие и маленькие) и толщиной (толстые и тонкие).
Эффективность использования логических блоков как игрового материала в работе с детьми дошкольного возраста для:
• ознакомления детей с геометрическими фигурами и формой предметов, размером;
• развития мыслительных умений: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию;
• усвоения элементарных навыков алгоритмической культуры мышления;
• развития познавательных процессов восприятия памяти, внимания, воображения;
• развития творческих способностей.
Блоки Дьенеша - универсальный дидактический материал, позволяющий успешно реализовывать задачи познавательного развития детей. Сам по себе набор – потрясающее поле для деятельности, десятки игр разной степени сложности, которые объединят ребенка и взрослого.
Наряду с логическими блоками в работе применяются карточки (5x5 см.), на которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина).
Использование карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно-игровых действий. Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно-образного к наглядно-схематическому мышлению, а карточки с мышлению.
Для проведения некоторых игр и упражнений можно дополнительно использовать, вспомогательный материал - игрушки-персонажи, обручи, веревочки и пр.
Помимо самих блоков, существуют всевозможные альбомы и пособия для всех возрастных групп.
Знакомство с блоками Дьенеша
Основная цель использования дидактического материала: научить дошкольников решать логические задачи на разбиение по свойствам. У игр и упражнений есть четыре варианта сложности:
- так, вначале малыши пробуют оперировать одним свойством (например, среди нескольких фигур следует найти все круглые);
- на следующем этапе осваиваются 2 свойства (нужно, к примеру, выложить цепочку из блоков, чтобы каждая последующая фигура была такой же по цвету, но не такой же по форме);
- третий вариант – классификация блоков по трем свойствам;
- четвёртый вариант – классификация по четырём свойствам.
С чего же начать?
Работа с Блоками Дьенеша, строиться по принципу - от простого к сложному.
Как уже говорилось начинать работу с блоками можно с детьми младшего дошкольного возраста.
1 этапе детям даётся возможность познакомиться с блоками: самостоятельно достать их из коробки и рассмотреть, поиграть по своему усмотрению. Воспитатели могут наблюдать за таким знакомством. А дети могут построить башенки, домики и т.д
2 этап «Обследование»
На этом этапе дети проводят обследование блоков. При помощи восприятия они познают внешние свойства предметов в их совокупности (цвет, форму, величину). Дети воспринимают в предмете новые качества и свойства, обводят пальчиком контуры предметов, группируют их по цвету, размеру, форме и т. д. Такие способы обследования предметов имеют важное значение для формирования операций сравнения, обобщения. Дети подолгу, не отвлекаясь, упражнятся в преобразовании фигур, перекладывая блоки по собственному желанию. Например, красные фигуры к красным, квадраты к квадратам и т.д.В процессе игр с блоками у детей развиваются зрительные и осязательные анализаторы.
3 этап «Игровой»
Когда знакомство и обследование произошло, предлогаем детям одну из игр. Конечно, при выборе игр следует учитывать интеллектуальные возможности детей. Большое значение играет дидактический материал. Играть и раскладывать блоки интереснее для кого –то или чего – то. Например, угостить зверей, расселить жильцов, посадить огород и т.д. Отмечу, что комплекс игр представлен в небольшой брошюре, которая прилагается к коробке с блоками.
(показ брошюры из комплекта к блокам)
4 Этап «Сравнение»
Затем дети начинают устанавливать сходства и различия между фигурами. Восприятие ребенка приобретает более целенаправленный и организованный характер. Важно, чтобы ребенок понимал смысл вопросов «Чем похожи фигуры?» и «Чем отличаются фигуры?»
Например, перед детьми выкладывали блоки только круглой формы, но разного размера, цвета и толщины. Спрашивали: «Чем похожи эти фигуры?» Дети отвечали: «Это круг, и это круг, и это круг». «Правильно, все фигуры круглой формы, они похожи по форме. А чем они отличаются?» - «Этот круг желтый, этот синий, а этот красный». «Да, они отличаются по цвету. А еще есть отличия?» Дети отвечали: «Этот маленький, а этот большой».
«Правильно, и по величине они разные».
Аналогичным образом дети устанавливали различия фигур по толщине. Постепенно дети начали пользоваться сенсорными эталонами и их обобщающими понятиями, такими как форма, цвет, размер, толщина.
5 этап «Поисковый»
На следующем этапе в игру включаются элементы поиска. Дети учатся находить блоки по словесному заданию по одному, двум, трем и всем четырем имеющимся признакам. Например, им предлагалось найти и показать любой квадрат. Среди 48 блоков различной формы дети находят только квадратные блоки. Таких блоков 12. Так дети осуществляют поиск фигуры по одному заданному свойству, по форме.
Далее предлагалось найти фигуру по двум признакам, например - синий квадрат. Ребенок должен мысленно отсечь все ненужное (т.е. абстрагироваться от несущественных признаков) и вести поиск только среди фигур квадратной формы, синего цвета. Дети находят четыре фигуры по двум заданным свойствам (цвету и форме).
После этого предлагается найти блок по трем заданным свойствам, - синий большой квадрат. Поле поиска ребенка сужается до 2 фигур, а заданные свойства увеличиваются до трех (цвет, форма, размер).
И наконец, из двух фигур выбирается одна фигура по всем четырем заданным свойствам (цвету, форме, размеру, толщине). В играх такого типа у детей формируется важнейшая мыслительная операция – абстрагирование. Кроме того, ребенок приходит к умозаключению, что, чем больше заданных свойств положено в основание поиска, тем меньшее количество фигур можно найти, и наоборот.
6 этап «Знакомство с символами»
На следующем этапе знакомили детей с кодовыми карточками.
Загадки без слов (кодирование). Объясняем детям, что угадать блоки нам помогут карточки.
Показывали 4 карточки геометрических фигур – эти карточки обозначают форму предмета (предлагалась игра).
Затем 3 цветных пятна – цвет фигуры (предлагалась игра).
Предложили рассмотреть карточки с домиками большим и маленьким – размер фигуры.
И карточки с человечками толстым и худым – толщина фигуры.
Ребятам предлагались игры и упражнения, где свойства блоков изображены схематично, на карточках. Это позволяет развивать способность к моделированию и замещению свойств, умение кодировать и декодировать информацию.
Воспитатель, пользуясь кодовыми карточками, загадывает блок, дети расшифровывают информацию и находят закодированный блок.
7 этап «Соревновательный»
Научившись с помощью карточек вести поиск фигуры, дети с удовольствием загадывали друг другу фигуру, которую необходимо отыскать, придумывали и выкладывали свою схему. Напомню, что в играх необходимо присутствие наглядного дидактического материала. Например, «Рассели жильцов», «Этажи» и т.д. В игру с блоками включился соревновательный элемент. Есть такие задания к играм, где нужно быстро и правильно найти заданную фигуру. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибется как при шифровке, так и при поиске закодированной фигуры.
8 этап «Отрицание»
На этом этапе игры с блоками значительно усложняются за счет введения значка отрицания «не», который в рисуночном коде выражается перечеркиванием крест - накрест соответствующего кодирующего рисунка «не квадрат», «не красный», «не большой» и т.д.
Показ - карточек
Так, к примеру, «небольшой» – означает «маленький», «немаленький» - означает «большой». Сначала можно ввести один знак отрицания – по одному признаку, например «не большой», значит маленький. А можно вводить знак отрицания по всем признакам «не круг, не квадрат, не прямоугольник», «не красный, не синий», «не большой», «не толстый» - какой блок? Желтый, маленький, тонкий треугольник. Такие игры формируют у детей понятия об отрицании некоторого свойства с помощью частицы «не».
Строгое следование одного этапа за другим необязательно. В зависимости от того, с какого возраста начинается работа с блоками, а также от уровня развития детей, педагог может объединять или исключать некоторые этапы.
Если вы начали знакомить детей с блоками Дьенеша в старшей группе, то этапы «Знакомство», «Обследование» можно объединить.
Ориентируясь на примерный уровень развития ребенка, предложите ему одно-два упражнения (игры). Если он не справляется с заданием, предложите более простое (предыдущее) по сложности упражнение, и так до тех пор, пока ребенок не решит задачу. Самостоятельное и успешное решение и будет той ступенькой, от которой следует начать движение вперед.
Если ребенок легко и безошибочно справляется с заданиями определенной ступени - это сигнал к тому, что ему следует предложить игры и упражнения следующей сложности. Однако переводить ребенка к последующим игровым упражнениям можно только в случае, если он "вырос" из предыдущих, т. е. когда они для него не составляют труда. Если же передержать детей на определенной ступени или преждевременно дать более сложные игры и упражнения, то интерес к занятиям исчезнет. Дети тянутся к мыслительным заданиям тогда, когда они для них трудноваты, но выполнимы.
С этой же целью в каждом упражнении и игре даны несколько вариантов одной и той же по степени сложности мыслительной задачи. Например, построить дорожку так, чтобы рядом были одинаковые по цвету, но разные по форме блоки, или чтобы рядом были блоки одинаковой формы, но разного размера, или же чтобы рядом были фигуры разной толщины, но одинакового цвета.
Уважаемые коллеги, работая с блоками мы должны помнить, что каждое из представленных занятий требует больших умственных усилий даже, если Вам кажется, что все очень легко и просто. Именно, поэтому используйте элементы различных видов здоровьесберегающих технологий: пальчиковая гимнастика, релаксационные упражнения, упражнения на развитие речевого дыхания, гимнастика для глаз, различные виды физминуток и т.д.
Наглядные альбомы и пособия с заданиями для детей:
Для детей 2-3 лет
Малыши знакомятся с геометрическими фигурами, учатся сравнивать и группировать, в общем, делают первые шаги в освоении логики и развивают аналитическое мышление.
«Блоки Дьенеша для самых маленьких» – красочный альбом-приложение к логическим блокам Дьенеша (14 страниц). Малыш выбирает подходящие фигуры и накладывает их на изображение, которое в итоге получается объемным.
«Маленькие логики-2» – альбом-приложение к блокам Дьенеша. Вначале альбом надо разобрать на отдельные листы – получится 8 игровых полей. На них фигуры выкладываются по определенным правилам. Задания можно усложнять.
«Давайте вместе поиграем» – это папка с методическими указаниями по использованию игр с блоками Дьенеша и наглядными пособиями (32 картонных листа). Наглядные пособия включают в себя 9 комплектов логических фигур и плоский вариант блоков; 2 комплекта карточек с символами свойств; 1 комплект кубиков Дьенеша. Почти два десятка игр, в которые можно поиграть при помощи этого набора, научат ребенка сравнивать, обобщать, классифицировать предметы по разным признакам, а также познакомят с алгоритмами.
«Альбом с заданиями №1: Поиск затонувшего клада» – отличное пособие для начинающих изучать сложение и вычитание (14 страниц), включает в себя 48 заданий. Цель игры – найти волшебные драгоценные камни. 4 признака (форма, цвет, толщина, размер) определяют каждый камень-блок, признаки зашифрованы знаками-символами. Решив примеры на вычитание и сложение, можно расшифровать эти знаки.
«Альбом с заданиями №2: Праздник в стране блоков» содержит 4 основные игры и несколько тренировочных. Основное отличие от предыдущего варианта – альбом направлен на социально-нравственное развитие ребенка: дети учатся играть в коллективе, следовать правилам, соревнуются. Игры из этого альбома подойдут для семейных праздников, конкурсов.
Работу с логическими блоками можно проводить во всех сферах деятельности:
1.НОД обеспечивающие наглядность, системность и доступность.
Блоки используются в НОД, как часть занятия для закрепления геометрических фигур, цвета, величины. Это замечательный дидактический материал для решения логических задач по лексическим темам «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Животные», «Рыбы» т.д.
2. Совместная и самостоятельная игровая деятельность (дидактические игры, настольно – печатные). Для дидактических игр – это «Чудесный мешочек», «Найди клад», «Бусы», «Хоровод», «Найди пару», необходимы только логические блоки Дьенеша. Настольно-печатные (изготовить карты к играм «Рассели жильцов», «Какой фигуры не хватает», «Найди место фигуре», «Головоломки»).
3. В подвижных играх (предметные ориентиры, обозначение домиков, дорожек, лабиринтов).
4.В сюжетно-ролевых играх: « Магазин» (деньги обозначаются блоками, цены на товар обозначаются кодовыми карточками). «Почта» (адрес на посылке, письме, открытке обозначается блоками, адрес на домике обозначается кодовыми карточками). Аналогично: «Поезд» (билеты, места),автобус.
Вариативность игр с блоками обеспечивает возможность использования их практически в любом режимном моменте, а так же позволяют реализовать индивидуальный подход за счет усложнения или упрощения заданий .
ПАЛОЧКИ КЮИЗЕНЕРА
Ребенок по своей природе исследователь, экспериментатор. Его «почему? как? где?» порой ставят в тупик нас взрослых. Существует множество способов предоставить детям возможность самостоятельно открыть причину происходящего, докопаться до истины, понять принцип, логику решения поставленной задачи и действовать в соответствии с предложенной ситуацией.
Удовлетворять естественные потребности ребят в познании и изучении окружающего мира, их неуемную любознательность помогут игры-исследования, предлагаемые бельгийским учителем начальной школы Джорджом Кюизинером (1891-1976). Он разработал универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей.
Палочки Кюизенера – это счетные палочки, которые еще называют «числа в цвете», цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками.
Занимаясь со счетными палочками Кюизенера, малыш сможет легко освоить основы счета, наглядно знакомится с механизмами сложения и вычитания, умножения и деления, учится сравнивать и соотносить части и целое.
Основные особенности этого дидактического материала - абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Палочки Кюизенера в наибольшей мере отвечают монографическому методу обучения числу и счету.Числовые фигуры, количественный состав числа из единиц и меньших чисел - эти неизменные атрибуты монографического метода.
Палочки легко вписываются сейчас в систему предматематической подготовки детей к школе как одна из современных технологий обучения для решения образовательных, воспитательных, развивающих задач .
С математической точки зрения палочки - это множество, на котором легко обнаруживаются отношения эквивалентности и порядка. В этом множестве скрыты многочисленные математические ситуации.
Использование палочек Кюизенера способствуют:
- формированию понятия числовой последовательности, состава числа;
- подводят к осознанию отношений «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше» и мн.др.;
- учат детей делить целое на части и измерять объекты условными мерками;
- подойти вплотную к сложению, умножению, вычитанию и делению чисел;
- развиваются психические процессы: восприятие, мышление ( анализ, синтез, классификация, сравнение, логические действия), зрительную и слуховую память, внимание, воображение, речь;
- развивается детское творчество, фантазия и воображение, познавательная активность;
- развивается умение работать в коллективе.
Набор содержит 241 палочку; каждая папочка делается из дерева и представляет собой прямоугольный параллелепипед с поперечным сечением, равным 1 кв. см. В наборе содержатся палочки десяти цветов. Палочки различных цветов имеют разную длину -- от 1 до 10 см. Каждая палочка -- это число, выраженное цветом и величиной, то есть длиной в сантиметрах. Близкие друг другу по цвету палочки объединяются в одно "семейство", или класс.
Подбор палочек в одно "семейство" (класс) происходит не случайно, а связан с определенным соотношением их по величине. Например, в "семейство красных" входят числа, кратные двум, "семейство зеленых" состоит из чисел, кратных трем; числа, кратные пяти, обозначены оттенками желтого цвета. Кубик белого цвета ("семейство белых") целое число раз укладывается по длине любой палочки, а число 7 обозначено черным цветом, образуя отдельное "семейство".
Этапы обучения ( в целях безопасности обязательно присутствие взрослых)
На первом этапе палочки используются просто как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками и палочками, создают различные конфигурации. Их привлекают конкретные образы, а также качественные характеристики материала — цвет, размер, форма (возраст 3-5 лет).
Сначала детей целесообразно познакомить с набором палочек, рассмотреть с ними, из чего он состоит. В ходе свободного манипулирования и игры внимание ребенка надо обратить на то, что удобнее использовать палочки таким образом, чтобы они соприкасались со столом наибольшей поверхностью, в таком положении они наиболее устойчивы. Следует предложить складывать палочки в мешок или ящик (коробку) в определенной последовательности: сначала все белые, потом розовые, голубые, красные и т.д.
На первых ознакомительных заданиях можно начать с изучения
цветов; затем можно предложить малышу показать самую длинную палочку, а затем самую короткую. Теперь пусть
он отыщет две одинаковые по длине палочки. После этого, предложите ребёнку выстроить из палочек лесенку от самой короткой к самой длинной и наоборот. После этих подготовительных занятий можно начинать
знакомство с цифрами и счетом. Затем перейти к изучению
состава числа.
На втором этапе палочки уже выступают как пособие для маленьких математиков. И тут дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий (возраст 5-8)
Используем палочки доя освоения количественного и порядкового счёта, сравнения по длине и высоте с использованием знаков (больше, меньше, равно, не равно), арифметических действий, состава числа из единиц, ориентирование на плоскости.
В процессе выполнения заданий используются инструкция (целостная для старших, расчлененная для младших), пояснения, разъяснения, указания, вопросы, словесные отчеты детей о выполнении задания, контроль, оценка.
Ребенку следует предоставлять возможность проявления самостоятельности в поиске решения или ответа на поставленный вопрос, учить выдвигать предположения и их проверять, осуществлять практические и мысленные пробы. Помощь ребенку лучше оказывать в косвенной форме, предлагая подумать еще раз, но по-другому, попробовать выполнить задание, одобряя правильные действия и суждения детей.
При помощи пособия Кюиенера можно выкладывать и изучать
геометрические фигуры. Помимо занятий, нацеленных на развитие математических способностей, можно строить настоящие уроки творчества. Из разноцветных элементов пособия можно выкладывать самые разнообразные мозаичные рисунки, развивая тем самым пространственное и творческое мышление.
Достаточно эффективным оказывается использование палочек в индивидуально-коррекционной работе с детьми, отстающими в развитии. Палочки могут использоваться для выполнения диагностических заданий. (Отсюда и определение палочек как универсального дидактического материала.)
Наглядные альбомы и пособия с заданиями для детей:
1. «Волшебные дорожки» -яркое и красочное методическое пособие. Данное методическое пособие позволит заниматься со счетными палочками Кюизенера даже с самого маленького возраста (2-3 года).
Альбом включает в себя 13 заданий с красочными иллюстрациями и подробными комментариями.
С первых страниц альбома ребенок попадет в сказочный мир любимых героев, «побродить» с которыми по волшебным дорожкам будет намного интереснее. Умело подобранные задания по принципу «от простого к сложному» в игровой форме научат ребенка различать цвета, сравнивать предметы по количеству и величине ориентироваться на плоскости. А самое главное – возможность почувствовать себя «творцом», позволяя самому «дорисовать» картины художника. Для этого достаточно подобрать палочки по цвету и наложить их на картинки. И тогда дорожка станет объемной, «оживут» зайцы, медведь, колобок и другие сказочные герои.
«Дом с колокольчиком» для детей 3-5 лет. На картинках изображены герои любимых сказок: Красная шапочка, Серый волк, Дюймовочка, Буратино и т.д. Ребёнку предлагается «оживлять» картины художника, делая их объёмными. Выкладывание палочек на рисунке тренирует мелкую моторику ребёнка, учит внимательности и аккуратности, ведь палочки ничем не крепятся, а значит нужно делать всё осторожно, чтобы не сдвинуть ранее положенные палочки.
Методический комплект «На золотом крыльце...» - содержит весь необходимый дидактический материал для занятий со счетными палочками Кюизенера.
Здесь Вы найдете игры и упражнения, схемы и пояснительные рисунки, кроссворды, задания наумение выкладывать палочки по образцу и накладывать их на изображение.
В состав набора входят два блока с материалом к играм и упражнениям.
1 блок для детей 3-5 лет,
2 блок для детей 5-9 лет.
"Кростики. Посудная лавка" продолжает серию игр с международным дидактическим материалом «Цветные счетные палочки Кюизенера» (для детей 5-8 лет)
«Посудная лавка» - это три игры в одной, направленные на развитие интеллектуально-творческих способностей у детей дошкольного возраста. В эту игру может играть как один ребенок, так и группа детей (10-15 человек).
Пособие представляет собой папку, содержащую 15 листов с заданиями и пояснениями. Включает в себя 3 вида заданий. Каждое задание дополнено стихами и загадками, которые помогут сделать занятия веселее и интереснее.
Игра 1. Конструируем посуду по каталогу образцов (учимся работать по схеме)
На листах изображена самая разная посуда и ее схемы, по которым нужно выложить изображение с помощью палочек.
Можно также загадать загадку и предложить ребенку выложить отгадку на чистом рабочем листе.
Игра 2. Конструируем посуду на рабочих листах.
Рабочие листы для этого варианта игры разделены на клетки. Столбики обозначены буквами, а строки цифрами (как в игре «Морской бой»). В правом верхнем углу изображен предмет, который надо выложить, а в левом нижнем углу – его схема (для самоконтроля).
Наличие букв и цифр позволит проводить «слуховые диктанты». Вы называете координаты и цвет палочки, которую надо положить, а ребенок выкладывает узор на рабочем листе.
Игра 3. Завершаем замысел мастера (задания на симметрию)
Схема изображает только половину изображения. Вторую симметричную половину ребенок должен достроить с помощью палочек.
Этот игровой материал будет способствовать: развитию речи, памяти, внимания; различению цвета, размера; умению сравнивать, работать по схеме, считать и отсчитывать, ориентироваться на плоскости, переносить на схему свои собственные проекты; знакомству с симметрией, с цифрами; умению добиваться результата и развитию самостоятельности.
Упражняться с палочками дети могут индивидуально или по нескольку человек, небольшими подгруппами. Занятия с палочками рекомендуется проводить систематически, индивидуальные упражнения чередовать с коллективными.
Литература, которая вам поможет при работе с данными методиками:
Камарова Л.Д. «Как работать с палочками Кюизенера?» - раскрывает все этапы обучение дошкольников основам математики с помощью цветных палочек Кюизенера.
Носова Е.А. Непомнящая Р. Л. «Логика и математика для дошкольников». В этой книге Носова, рассказывает о логических блоках Дьенеша. В пособии представлены 4 группы постепенно усложняющихся игр и упражнений с логическими блоками и прилагаются схемы. Р. Л. Непомнящая знакомит с палочками Кюизенера, первоначальными упражнениями игры с ними и приводит несколько примерных занятий с ними.
В практических пособиях, Пановой Е.Н. «Дидактические игры – занятия в ДОУ» для младшего и старшего возраста, представлены дидактические игры и занятия с использованием блоков Дьенеша для младшего возраста и цветных палочек Кюизенера для старшего дошкольного возраста.
Игровые занятия представлены, впособий В. П. Новиковой, Л. И. Тихоновой «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Для работы с детьми 3–7 лет» «Логико – математическое развитие дошкольников» З. А. Михайлова, Е,А, Носова (игры с логическими блоками Дьенеша и цветными палочками Кюизенера).
Методическое обеспечение необходимое для игр с блоками и палочками:Альбомы «Лепим небылицы», "Блоки Дьенеша для самых маленьких","Давайте вместе поиграем", "Праздник в стране блоков", "Спасатели приходят на помощь", "Поиск затонувшего клада" цикл игр с логическими блоками Дьенеша.
Альбомы «Волшебные дорожки», «На золотом крыльце», «Посудная лавка или кростики», «Дом с колокольчиками» цикл игр с цветными палочками Кюизенера.
Альбом «Страна блоков и палочек» - это сюжетно – дидактические игры с блоками и палочками.
Альбом «Демонстрационный материал» - диагностика к счетным палочкам Кюизенера и логическим блокам Дьенеша.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективные план дидактических игр по работе с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера для старшего дошкольного возраста.
Перспективные план дидактических игр по работе с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера для старшего дошкольного возраста....
Перспективные план дидактических игр по работе с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера для старшего дошкольного возраста.
Перспективные план дидактических игр по работе с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера для старшего дошкольного возраста....
"методика работы с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера"
В данной работе дан материал о использовании блоков Дьенеша и палочек Кюизенера на занятиях...
Семинар-практикум «Использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера в работе с детьми дошкольного возраста»
Семинар-практикум для педагогов «Использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера в работе с детьми дошкольного возраста»...
Презентация к семинару-практикуму «Использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера в работе с детьми дошкольного возраста»
Презентация к семинару-практикуму для педагогов «Использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера в работе с детьми дошкольного возраста»...
Рабочие программы по работе с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера
В материале предоставлены: цели и задачи, педагогические условия реализации программы, планируемые результаты, календарно-тематическое планирование, формы и методы обучения, используемые игровые...