Методические разработки по математическому развитию с детьми младшего школьного возраста на тему: "Путешествие в волшебную страну"
методическая разработка по математике на тему
Методические разработки по математическому развитию с детьми младшего школьного возраста на тему: "Путешествие в волшебную страну"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_puteshestvie_v_volshebnuyu_stranu.docx | 25.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Путешествие в Волшебную страну»
Цель: Сформировать базовые умения у детей старшего дошкольного возраста для подготовки к обучению решению задач.
Задачи:
- Закрепить умение составлять (объяснять) предметную модель выражения, записывать арифметические действия, пользуясь цифрами и знаками;
- Уточнить понимание особенностей задачи, её структуры и отличия от загадки, стихотворения;
- Учить детей формулировать арифметическое действие - вычитание;
- Развивать мыслительные операции, логическое мышление;
- Воспитывать интерес к математике, желание доводить начатое дело до конца вместе.
Материал:
- Мяч;
- Книга «Волшебник Изумрудного города»;
- Конверты;
- Карточки с заданием на каждого ребёнка;
- Иллюстрации к сказке;
- Карта.
Предварительная работа:
- Чтение книги «Волшебник Изумрудного города».
Словарь.
- Вычитание, сложение, знак равенства.
Ход занятия:
- Ребята, я знаю, что любимое наше занятие это игра. Я приготовила для нас интересные игры, а поможет нам мяч.
Правила игры:
- мяч бросать в руки;
- отвечать быстро;
-не перебивать и не подсказывать товарищу.
Первая игра: «Назови соседей числа….»
Бросающий мяч называет число, например «пять». Сосед слева должен назвать число на единицу меньше, справа – на единицу больше. Сам поймавший мяч бросает его следующему и называет число для него.
- Молодцы, вы прекрасно справились.
- А теперь следующая игра «Заколдованный мяч». Я заколдую мяч на действие, например +2. Первый игрок бросает мяч и называет число в пределах первого десятка, поймавший должен сказать, сколько будет, если к этому числу прибавить два, и бросить мяч следующему игроку, также назвав своё число.
- Ребята, мне кажется, вы умеете хорошо считать, у вас замечательное настроение и мы продолжим. (раздаются волшебные звуки)
- Ребята, вы слышите какие-то странные, таинственные звуки? Как вы думаете, что они могут означать?
- Мне кажется, что кому-то нужна наша помощь. Посмотрите, в книге «Волшебник изумрудного города» конверт, интересно, а что в конверте? (письмо, карта, конверты)
- Что мы будем с этим делать? (прочитаем письмо)
Письмо:
Дорогие ребята!
Я сейчас в гостях у гномов,
Здесь волшебная страна.
Ураган принёс наш домик
К Мигунам и Жевунам.
Но заклятием волшебным
Вдруг лишился ветер сил,
Дом свалился на Гингему
И колдунью погубил.
У неё сестра Бастинда,
Злая ведьма будет мстить.
И нужна большая сила
Чтоб Бастинду погубить.
Мы совсем не чародеи,
Кто б нас мог домой вернуть?
Помогите нам скорее
Отыскать обратный путь!!!
Элли и Тотошка.
- Что же будем делать? Как помочь Элле и Тотошке? (карта)
Вы правы, нам поможет карта! Посмотрите, дорога в Изумрудный город проходит через разные города и страны, мне кажется, нам придётся задержаться в каждом городе, чтобы выполнить задание или решить какую-нибудь задачу.
Ну что в путь!
Первая на карте Жёлтая страна. Посмотрите, нас встречает Страшила, просит нас вернуть ему мозги и выполнить задание в жёлтом конверте:
- Составьте код, используя геометрические фигуры к следующим записям:
6+2
7-1
5+3
10-4
6+2
- Разделите эти записи на две группы:
6+3; 4-1; 5+4; 7-3; 8-2; 3+3; 10-5;
Как назвать выражения в первом столбике? Во втором? Вы правы, в первом столбике мы складываем цифры, во втором – вычитаем, отнимаем. В арифметике это принято называть «сумма» и «разность».
- Ребята, мы справились с заданием и Страшиле вернули мозги. Ребята, прислушайтесь, что он говорит: «Я начинаю чувствовать себя мудрым! Как только я научусь пользоваться мозгами, я стану знаменитым человеком!» Пожелаем ему удачи!
Второй на карте Изумрудный город. В этом городе нас встречает Железный Дровосек, он просит нас вернуть ему сердце и выполнить задание в зелёном конверте.
- Ребята, помогите нам решить следующие задачи!
Восемь ног, как восемь рук, вышивают шёлком круг.
Мастер в шёлке знает толк. Покупайте, мухи, шёлк!
- Как вы думаете, сможем мы решить эту задачу?
- Что это? Чем загадка отличается от задачи?
Пять маленьких мышек
Забрались в кладовку.
В бочонках и банках орудуют ловко
На сыр забирается первая мышка,
В сметану ныряет вторая малышка.
А третья с тарелки всё масло слизала.
Четвёртая – в миску с крупою попала.
А пятая мышка медком угощается….
Все сыты, довольны, вдруг –
Кот просыпается.
«БЕЖИМ», - пропищала малышка подружкам
И спрятались в норку
Проказницы мышки.
- Как выдумаете, сможем мы решить эту задачу? Это задача? Правильно, это стихотворение.
- Послушайте дальше.
Шесть мартышек сидели на ветке. Одна свалилась. Сколько мартышек осталось на ветке.
- Что это? Чем же задача отличается от загадки или стихотворения?
Правильно, в задаче должно что-то происходить, а результат этого действия не сообщается. Чтобы решить задачу, следует выбрать действие и затем ответить на вопрос.
- Давайте, попробуем решить эту задачу!
(воспитатель выставляет мартышек, предлагает обозначить их количество цифрой, затем задёргивает изображение занавеской и сообщает) На ветке сидели шесть мартышек. Одна свалилась. (одну мартышку достать из-за занавески и поставить на незакрытую часть фланелеграфа)
- Обозначьте эту мартышку цифрой. (теперь рядом с занавеской две карточки с цифрами: 6 и 1)
- Как вы думаете, каким действием можно обозначить то, что мартышка свалилась с ветки? (вычитанием)
- Почему вы выбираете вычитание? Почему не сложение? (мартышка свалилась с ветки, и теперь их будет меньше, значит надо отнять; запись завершается постановкой карточки со знаком вычитания; теперь на фланелеграфе выражение: 6-1)
- Как найти его значение? (дети, объясняют, используют любой способ)
- Завершите запись. Какой знак нужно поставить, чтобы обозначить, что получилось пять мартышек? (знак равенства)(фиксируется равенство: 6-1=5; занавеска отдёргивается, педагог предлагает детям проверить правильность ответа пересчётом)
- А теперь проверьте правильность ответа пересчётом.
- Мы с вами разобрали, что такое задача, решили её и вернули Железному Дровосеку сердце. «О, как я счастлив, милые друзья мои. Сердце в моей груди бьётся, как и прежде. Меня переполняют любовь и нежность». Давайте оставим Железного Дровосека с его чувствами и отправимся в путь.
Быстро встаньте, улыбнитесь
Выше, выше потянитесь,
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись,
Сели-встали, сели-встали
И на месте побежали.
- У ворот Фиолетовой страны на с встречает Лев. Если мы выполним задание в этом конверте, то к нему вернётся смелость.
- Разделитесь на две группы, и составьте задачи с героями книги «Волшебник Изумрудного города». Вам в помощь иллюстрация к сказке, а вам – шапочки-героев.
Первая задача: В Изумрудный город шагало четверо друзей. По дороге они встретили Льва. Сколько друзей отправилось в Изумрудный город?
Давайте, попробуем решить эту задачу!
В Изумрудный город шагало четверо друзей (обозначьте их количество цифрой). По дороге они встретили Льва. Обозначьте это количество цифрой. (теперь на доске две карточки с цифрами: 4 и 1)
- Как вы думаете, каким действием можно поставить, чтобы обозначить то, что Лев присоединился к друзьям? (сложением)
- Почему вы выбираете сложение?
- Закончите запись. Какой знак нужно поставить, чтобы обозначить, что получилось пять друзей? (знак равенства)(фиксируется равенство: 4+1=5)
- А теперь проверьте правильность ответа пересчётом. Сколько друзей отправилось в изумрудный город? (5 друзей отправилось в Изумрудный город)
- А для того, чтобы решить задачу надо понять и рассказать, какие действия нужно выполнить, чтобы получить ответ. В этой задаче – назовите ответ – 5, а как мы узнали, что 5. Мы сложили, т.е. решили задачу.
Вторая задача: На плоту через реку переправлялось 5 друзей. Вдруг Страшила повис на шесте. Сколько друзей добралось до берега?
Давайте, попробуем решить эту задачу!
На плоту через реку переправлялось 5 друзей. (обозначьте их количество цифрой) Вдруг Страшила повис на шесте. Обозначьте это количество цифрой. (теперь на доске две карточки с цифрами: 5и 1)
- Как вы думаете, каким действием можно обозначить то, что Страшила повис на шесте? (вычитанием)
- Почему вы выбираете вычитание?
- Закончите запись. Какой знак нужно поставить, чтобы обозначить, что получилось четверо друзей? (знак равенства)(фиксируется равенство: 5-1=4)
- А теперь проверьте правильность ответа пересчётом.
Ну, ребята, мы с вами справились и с этим заданием? Может вы слышите, что говорит Лев? «О, я становлюсь сильным! Храбрость заструилась по моим жилам и переполняет сердце. Спасибо, спасибо!»
- Ребята, мы с вами помогли Элли исполнить заветные желания Страшилы, Железного Дровосека, Льва, теперь Элли с Тотошкой можно вернуться домой.
- Ребята, а нас очень скоро ждёт школа. Как вы думаете, нужно ли нам взять с собой в школу ум, доброе сердце, смелость? Мне кажется, что сегодня ум, смелость и доброе сердце помогли вам в решении всех задач.
- Как вы думаете, чему же самому дорогому и самому лучшему научились Элли и её друзья? (дружбе)
Мне кажется, что вы тоже умеете дружить, и всегда готовы помочь друг другу. Я предлагаю вам поселить в Волшебной стране этих необычных бабочек на память о нашем путешествии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Игры и упражнения для детей младшего школьного возраста."
Игры и упражнения для детей....
Конспект открытой организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с детьми 2 младшей группы №2 на тему: «Путешествие детей в волшебную страну»
открытой организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений...
Методическая разработка по теме "Развитие речи детей младшего школьного возраста посредствам дидактической игры"
Основные задачи по развитию речи детей младшего дошкольного возраста определены в ФГОС ДО и примерных основных образовательных программах дошкольного образования. Анализ психолого-педагогической ...
Методическая разработка по познавательному развитию с детьми младшего дошкольного возраста "Части тела".
Тематическое занятие по познавательному развитию с детьми младшего дошкольного возраста направлено на фомирование у детей первичных представлений о себе, о других людях, на ознаком...
Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста. Совместная организованная образовательная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста «Путешествие с Кроликом»
Математика, особенно для детей младшего возраста должна быть занимательной. Игра это основная деятельность ребёнка, особенно младшего возраста. Поэтому я стараюсь проводить ее в игравой форме....
Методическая разработка ООД по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Путешествие на телепередачу «Моя семья»
Занятие направлено на формирование представления о семье, как о людях, которые живут вместе; закрепление у детей представлений о членах семьи, родственных отношениях в семье; закрепление представлений...
Конспект коррекционно – развивающего занятия с детьми дошкольного и младшего школьного возраста на тему «Путешествие по стране Любознательных»
Познавательно-развлекательное занятие на повторение программного материала...