Методические разработки по математическому развитию с детьми младшего школьного возраста на тему: "Путешествие в волшебную страну"
методическая разработка по математике на тему
Методические разработки по математическому развитию с детьми младшего школьного возраста на тему: "Путешествие в волшебную страну"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Путешествие в Волшебную страну»
Цель: Сформировать базовые умения у детей старшего дошкольного возраста для подготовки к обучению решению задач.
Задачи:
- Закрепить умение составлять (объяснять) предметную модель выражения, записывать арифметические действия, пользуясь цифрами и знаками;
- Уточнить понимание особенностей задачи, её структуры и отличия от загадки, стихотворения;
- Учить детей формулировать арифметическое действие - вычитание;
- Развивать мыслительные операции, логическое мышление;
- Воспитывать интерес к математике, желание доводить начатое дело до конца вместе.
Материал:
- Мяч;
- Книга «Волшебник Изумрудного города»;
- Конверты;
- Карточки с заданием на каждого ребёнка;
- Иллюстрации к сказке;
- Карта.
Предварительная работа:
- Чтение книги «Волшебник Изумрудного города».
Словарь.
- Вычитание, сложение, знак равенства.
Ход занятия:
- Ребята, я знаю, что любимое наше занятие это игра. Я приготовила для нас интересные игры, а поможет нам мяч.
Правила игры:
- мяч бросать в руки;
- отвечать быстро;
-не перебивать и не подсказывать товарищу.
Первая игра: «Назови соседей числа….»
Бросающий мяч называет число, например «пять». Сосед слева должен назвать число на единицу меньше, справа – на единицу больше. Сам поймавший мяч бросает его следующему и называет число для него.
- Молодцы, вы прекрасно справились.
- А теперь следующая игра «Заколдованный мяч». Я заколдую мяч на действие, например +2. Первый игрок бросает мяч и называет число в пределах первого десятка, поймавший должен сказать, сколько будет, если к этому числу прибавить два, и бросить мяч следующему игроку, также назвав своё число.
- Ребята, мне кажется, вы умеете хорошо считать, у вас замечательное настроение и мы продолжим. (раздаются волшебные звуки)
- Ребята, вы слышите какие-то странные, таинственные звуки? Как вы думаете, что они могут означать?
- Мне кажется, что кому-то нужна наша помощь. Посмотрите, в книге «Волшебник изумрудного города» конверт, интересно, а что в конверте? (письмо, карта, конверты)
- Что мы будем с этим делать? (прочитаем письмо)
Письмо:
Дорогие ребята!
Я сейчас в гостях у гномов,
Здесь волшебная страна.
Ураган принёс наш домик
К Мигунам и Жевунам.
Но заклятием волшебным
Вдруг лишился ветер сил,
Дом свалился на Гингему
И колдунью погубил.
У неё сестра Бастинда,
Злая ведьма будет мстить.
И нужна большая сила
Чтоб Бастинду погубить.
Мы совсем не чародеи,
Кто б нас мог домой вернуть?
Помогите нам скорее
Отыскать обратный путь!!!
Элли и Тотошка.
- Что же будем делать? Как помочь Элле и Тотошке? (карта)
Вы правы, нам поможет карта! Посмотрите, дорога в Изумрудный город проходит через разные города и страны, мне кажется, нам придётся задержаться в каждом городе, чтобы выполнить задание или решить какую-нибудь задачу.
Ну что в путь!
Первая на карте Жёлтая страна. Посмотрите, нас встречает Страшила, просит нас вернуть ему мозги и выполнить задание в жёлтом конверте:
- Составьте код, используя геометрические фигуры к следующим записям:
6+2
7-1
5+3
10-4
6+2
- Разделите эти записи на две группы:
6+3; 4-1; 5+4; 7-3; 8-2; 3+3; 10-5;
Как назвать выражения в первом столбике? Во втором? Вы правы, в первом столбике мы складываем цифры, во втором – вычитаем, отнимаем. В арифметике это принято называть «сумма» и «разность».
- Ребята, мы справились с заданием и Страшиле вернули мозги. Ребята, прислушайтесь, что он говорит: «Я начинаю чувствовать себя мудрым! Как только я научусь пользоваться мозгами, я стану знаменитым человеком!» Пожелаем ему удачи!
Второй на карте Изумрудный город. В этом городе нас встречает Железный Дровосек, он просит нас вернуть ему сердце и выполнить задание в зелёном конверте.
- Ребята, помогите нам решить следующие задачи!
Восемь ног, как восемь рук, вышивают шёлком круг.
Мастер в шёлке знает толк. Покупайте, мухи, шёлк!
- Как вы думаете, сможем мы решить эту задачу?
- Что это? Чем загадка отличается от задачи?
Пять маленьких мышек
Забрались в кладовку.
В бочонках и банках орудуют ловко
На сыр забирается первая мышка,
В сметану ныряет вторая малышка.
А третья с тарелки всё масло слизала.
Четвёртая – в миску с крупою попала.
А пятая мышка медком угощается….
Все сыты, довольны, вдруг –
Кот просыпается.
«БЕЖИМ», - пропищала малышка подружкам
И спрятались в норку
Проказницы мышки.
- Как выдумаете, сможем мы решить эту задачу? Это задача? Правильно, это стихотворение.
- Послушайте дальше.
Шесть мартышек сидели на ветке. Одна свалилась. Сколько мартышек осталось на ветке.
- Что это? Чем же задача отличается от загадки или стихотворения?
Правильно, в задаче должно что-то происходить, а результат этого действия не сообщается. Чтобы решить задачу, следует выбрать действие и затем ответить на вопрос.
- Давайте, попробуем решить эту задачу!
(воспитатель выставляет мартышек, предлагает обозначить их количество цифрой, затем задёргивает изображение занавеской и сообщает) На ветке сидели шесть мартышек. Одна свалилась. (одну мартышку достать из-за занавески и поставить на незакрытую часть фланелеграфа)
- Обозначьте эту мартышку цифрой. (теперь рядом с занавеской две карточки с цифрами: 6 и 1)
- Как вы думаете, каким действием можно обозначить то, что мартышка свалилась с ветки? (вычитанием)
- Почему вы выбираете вычитание? Почему не сложение? (мартышка свалилась с ветки, и теперь их будет меньше, значит надо отнять; запись завершается постановкой карточки со знаком вычитания; теперь на фланелеграфе выражение: 6-1)
- Как найти его значение? (дети, объясняют, используют любой способ)
- Завершите запись. Какой знак нужно поставить, чтобы обозначить, что получилось пять мартышек? (знак равенства)(фиксируется равенство: 6-1=5; занавеска отдёргивается, педагог предлагает детям проверить правильность ответа пересчётом)
- А теперь проверьте правильность ответа пересчётом.
- Мы с вами разобрали, что такое задача, решили её и вернули Железному Дровосеку сердце. «О, как я счастлив, милые друзья мои. Сердце в моей груди бьётся, как и прежде. Меня переполняют любовь и нежность». Давайте оставим Железного Дровосека с его чувствами и отправимся в путь.
Быстро встаньте, улыбнитесь
Выше, выше потянитесь,
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись,
Сели-встали, сели-встали
И на месте побежали.
- У ворот Фиолетовой страны на с встречает Лев. Если мы выполним задание в этом конверте, то к нему вернётся смелость.
- Разделитесь на две группы, и составьте задачи с героями книги «Волшебник Изумрудного города». Вам в помощь иллюстрация к сказке, а вам – шапочки-героев.
Первая задача: В Изумрудный город шагало четверо друзей. По дороге они встретили Льва. Сколько друзей отправилось в Изумрудный город?
Давайте, попробуем решить эту задачу!
В Изумрудный город шагало четверо друзей (обозначьте их количество цифрой). По дороге они встретили Льва. Обозначьте это количество цифрой. (теперь на доске две карточки с цифрами: 4 и 1)
- Как вы думаете, каким действием можно поставить, чтобы обозначить то, что Лев присоединился к друзьям? (сложением)
- Почему вы выбираете сложение?
- Закончите запись. Какой знак нужно поставить, чтобы обозначить, что получилось пять друзей? (знак равенства)(фиксируется равенство: 4+1=5)
- А теперь проверьте правильность ответа пересчётом. Сколько друзей отправилось в изумрудный город? (5 друзей отправилось в Изумрудный город)
- А для того, чтобы решить задачу надо понять и рассказать, какие действия нужно выполнить, чтобы получить ответ. В этой задаче – назовите ответ – 5, а как мы узнали, что 5. Мы сложили, т.е. решили задачу.
Вторая задача: На плоту через реку переправлялось 5 друзей. Вдруг Страшила повис на шесте. Сколько друзей добралось до берега?
Давайте, попробуем решить эту задачу!
На плоту через реку переправлялось 5 друзей. (обозначьте их количество цифрой) Вдруг Страшила повис на шесте. Обозначьте это количество цифрой. (теперь на доске две карточки с цифрами: 5и 1)
- Как вы думаете, каким действием можно обозначить то, что Страшила повис на шесте? (вычитанием)
- Почему вы выбираете вычитание?
- Закончите запись. Какой знак нужно поставить, чтобы обозначить, что получилось четверо друзей? (знак равенства)(фиксируется равенство: 5-1=4)
- А теперь проверьте правильность ответа пересчётом.
Ну, ребята, мы с вами справились и с этим заданием? Может вы слышите, что говорит Лев? «О, я становлюсь сильным! Храбрость заструилась по моим жилам и переполняет сердце. Спасибо, спасибо!»
- Ребята, мы с вами помогли Элли исполнить заветные желания Страшилы, Железного Дровосека, Льва, теперь Элли с Тотошкой можно вернуться домой.
- Ребята, а нас очень скоро ждёт школа. Как вы думаете, нужно ли нам взять с собой в школу ум, доброе сердце, смелость? Мне кажется, что сегодня ум, смелость и доброе сердце помогли вам в решении всех задач.
- Как вы думаете, чему же самому дорогому и самому лучшему научились Элли и её друзья? (дружбе)
Мне кажется, что вы тоже умеете дружить, и всегда готовы помочь друг другу. Я предлагаю вам поселить в Волшебной стране этих необычных бабочек на память о нашем путешествии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/29/picture-672142-1443516108.jpg)
Методическая разработка "Игры и упражнения для детей младшего школьного возраста."
Игры и упражнения для детей....
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/15/picture-830507-1476523388.jpg)
Конспект открытой организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с детьми 2 младшей группы №2 на тему: «Путешествие детей в волшебную страну»
открытой организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений...
![](/sites/default/files/pictures/2018/06/01/picture-1041438-1527837475.png)
Методическая разработка по теме "Развитие речи детей младшего школьного возраста посредствам дидактической игры"
Основные задачи по развитию речи детей младшего дошкольного возраста определены в ФГОС ДО и примерных основных образовательных программах дошкольного образования. Анализ психолого-педагогической ...
Методическая разработка по познавательному развитию с детьми младшего дошкольного возраста "Части тела".
Тематическое занятие по познавательному развитию с детьми младшего дошкольного возраста направлено на фомирование у детей первичных представлений о себе, о других людях, на ознаком...
![](/sites/default/files/pictures/2017/08/21/picture-99872-1503338398.jpg)
Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста. Совместная организованная образовательная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста «Путешествие с Кроликом»
Математика, особенно для детей младшего возраста должна быть занимательной. Игра это основная деятельность ребёнка, особенно младшего возраста. Поэтому я стараюсь проводить ее в игравой форме....
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/24/picture-1182182-1585074440.jpg)
Методическая разработка ООД по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Путешествие на телепередачу «Моя семья»
Занятие направлено на формирование представления о семье, как о людях, которые живут вместе; закрепление у детей представлений о членах семьи, родственных отношениях в семье; закрепление представлений...
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/16/picture-1436819-1668623932.jpg)
Конспект коррекционно – развивающего занятия с детьми дошкольного и младшего школьного возраста на тему «Путешествие по стране Любознательных»
Познавательно-развлекательное занятие на повторение программного материала...