Развивающие игры с использованием рамок-вкладышей
план-конспект занятия по математике (младшая группа) по теме
В представленном материале раскрывается понятие "развивающие игры" и приводится пример трех занятий с использованием рамок-вкладышей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dlya_sayta.docx | 19 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Много лет я помогаю детям овладевать одним из видов игры – творческими развивающими играми. Это очень интересный вид совместной деятельности. При всем своем разнообразии игры объединены под общим названием не случайно, так как исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями.
1. Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей из конструк тора-механика и т.д.
2. Задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности, т.е. в них использован принцип народных игр: от простого к сложному.
3. Задачи имеют очень широкий диапазон трудностей.
4. Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку идти вперёд и совершенствоваться самостоятельно, т.е. развивать свои творческие способности.
5. Нельзя объяснять ребенку способ и порядок решения задач и нельзя подсказывать ни словом, ни жестом, ни взглядом.
6. Нельзя требовать и добиваться, чтобы с первой попытки ребенок решил задачу.
7. Решение задачи предстает перед ребенком не в абстрактной форме ответа математической задачи, а в ви де рисунка, узора или сооружения из кубиков, кирпичи ков, деталей конструктора, т.е. в виде видимых и осяза емых вещей. Это позволяет сопоставлять наглядно «за дание» с «решением» и самому проверять точность выполнения задания.
8. Большинство развивающих игр не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям составлять новые варианты заданий и даже придумы вать новые творческие игры, т.е. заниматься творческой деятельностью более высокого порядка.
9. Творческие игры позволяют каждому подняться до «потолка» своих возможностей, где развитие идет наиболее успешно.
В развивающих играх — в этом и заключается их глав ная особенность — удалось объединить один из ос новных принципов обучения от простого к сложному с очень важным принципом творческой деятельно сти самостоятельно по способностям, когда ребенок может подняться до «потолка» своих возможностей. Этот союз позволил разрешить в игре сразу не сколько проблем, связанных с развитием творческих спо собностей:
во-первых, развивающие игры могут дать «пищу» для развития творческих способностей с самого раннего воз раста;
во-вторых, их задания-ступеньки всегда создают усло вия, опережающие развитие способностей;
в третьих, поднимаясь каждый раз самостоятельно до своего «потолка», ребенок развивается наиболее успеш но;
в-четвертых, творческие игры могут быть очень разно образны по своему содержанию и, кроме того, как и лю бые игры, они не терпят принуждения и создают атмосфе ру свободного и радостного творчества;
Таким образом, игры создают своеобразный микроклимат для развития творческих сторон интеллекта. При этом разные игры развивают разные интеллектуальные качества: вни мание, память, особенно зрительную; умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и сис тематизировать материал; способность к комбинирова нию, т.е. умение создавать новые комбинации из имею щихся элементов, деталей, предметов; умение находить ошибки и недостатки; пространственное представление и воображение, способность предвидеть результаты своих действий. В совокупности эти качества, видимо, и состав ляют то, что называется сообразительностью, изобрета тельностью, творческим складом мышления.
В основе системы развивающих игр лежат следующие прин ципы:
– совмещение в деятельности ребенка элементов игры и уче ния и постепенный переход от игр забав через игры-задачи к учебно-познавательной деятельности;
– постепенное усложнение обучающей задачи и условий игры;
– повышение умственной активности ребенка в решении пред лагаемых задач;
– органическая связь и взаимозависимость между внешней и внутренней (умственной) активностью ребенка и постепенный переход к более интенсивному умственному труду;
– единство обучающих и воспитательных воздействий.
Исходя из всего вышесказанного, вытекают следующие условия проведения игр:
– доброжелательная обстановка;
– деятельное участие всех детей;
– смена видов деятельности для предупреждения утомления и поддержания интереса;
– наличие игр и атрибутов на каждого ребенка;
– небольшое количество детей в подгруппах (4 – 6) человек;
– строгое соблюдение длительности игры.
Алгоритм работы
1. Не навязывать определенную программу обучения.
2. Погружать в мир игры, в котором ребенок волен выбирать сферу деятельности.
3. Не объяснять новую игру, а вовлечь в нее с помощью сказки, подражая и участвуя в коллективных играх.
4. Освоение новой игры, как правило, требует активное участие педагога, а в дальнейшем ребенок может заниматься ею сам.
5. Перед детьми ставится ряд задач, которые усложняются постепенно.
6. Нельзя подсказывать, ребенок должен думать сам. Если он самостоятельно не справляется, то возвращаемся на более низкий уровень.
Каждая игра состоит из следующих пяти частей:
1 – Приветствие (в стихотворной форме, одно на месяц).
2 – Двигательная часть.
3 – Речевая разминка.
4 – Так называемая интеллектуальная часть.
5 – Прощание (одно на месяц).
Учитывая в своей работе все вышесказанное, хочется отметить, что занятие этим видом деятельности приносит как мне, так и детям большую радость: дети с удовольствием погружаются в мир игры, а я вижу, что им намного проще становится овладевать программными требованиями,
они становятся более раскованными, с большим удовольствием посещают детский сад.
Ниже приводятся варианты конспектов игр с усложнением с использованием рамок-вкладышей Монтессори.
КОНСПЕКТЫ ИГР
Конспект № 1
Цель: закреплять представления детей об одной из геометрических форм, круге, умение отличать ее от других форм, развивать мелкую моторику рук, память.
Оборудование: пальчиковый театр, рамки-вкладыши Монтессори, обруч, листы бумаги, карандаши.
Ход игры: Дети встают вокруг обруча.
Приветствие: Встаньте, дети, встаньте в круг, встаньте в круг, встаньте в круг,
ты – мой друг (руки протягиваем вперед – в стороны)
и я – твой друг (руки прижимаем к себе)
добрый, нежный друг (гладим рядом стоящих детей по плечам).
Дети рассматривают обруч, обводят его в воздухе сначала одной рукой затем другой.
Воспитатель: Ой, дети, мне кажется, я слышу чей-то голос! (одевает на палец Колобка) Посмотрите, кто это (дети отвечают). А какой он? (дети отвечают). Только что-то сегодня Колобок грустный, давайте, я узнаю, почему (подносит Колобка к уху). Знаете, что он говорит? «Колобок, я непоседа, испекли меня для деда, я ушел от стариков, прыг с окна, и был таков». Укатился Колобок далеко от дома и испугался. Лес кругом, нужно бы домой вернуться, а где его домик, он не помнил. Давайте поможем Колобку найти свой дом.
Дети подходят к столам. На них разложены на каждого ребенка по 3 рамки: круг, квадрат и треугольник, и по одному вкладыш – круг.
Воспитатель: Посмотрите, на столах лежат маленькие Колобки, попробуйте найти для них домики.
Дети выполняют задание.
Появляется большой Колобок.
Воспитатель: Колобок, посмотри, справились ли дети с заданием?
Колобок «смотрит» и «хвалит» каждого.
Воспитатель: А теперь попрощаемся с колобками.
Прощание: А теперь пора проститься и друг другу поклониться.
Конспект № 2 (с усложнением)
Приветствие то же. Двигательная активность та же.
Появляется Колобок.
Воспитатель: Дети, посмотрите, Колобок опять пришел к нам в гости. Давайте вспомним, от кого в сказке укатился Колобок (показывает кукол бабушку и дедушку). Кого он встретил в лесу? (показывает куклу зайца), а потом кого? (показывает куклу волка). Послушайте, что случилось дальше:
Колобок: Я пошел гулять в лесок,
Мимо елок и берез,
Мимо бабочек, стрекоз,
Прикатился по дороге
Волку серому под ноги.
Облизнулся серый волк,
Он голодный очень,
Я пустился наутек
Что было моей мочи.
Воспитатель: Укатился Колобок и спрятался в домик, пойдём, посмотрим в какой.
На столах на каждого ребенка разложены по 3 рамки с вложенными в них квадратом, кругом и треугольником.
Воспитатель: Покажите, в какой домик спрятался Колобок.
Дети показывают. На столах остаются только круглые рамки с вкладышами.
Воспитатель: а теперь, чтоб Колобок не забыл свой дом, давайте ему его нарисуем. Дети вынимают вкладыши и обводят рамки карандашами.
Появляется Колобок.
Воспитатель: Посмотри, Колобок, красивые ли домики нарисовали дети?
Колобок «хвалит» каждого ребенка.
Прощание то же.
КОНСПЕКТ №3 (С УСЛОЖНЕНИЕМ)
Приветствие то же. Двигательная активность та же.
Появляется Колобок.
Воспитатель: Давайте вспомним, кого встретил Колобок в лесу (показывает персонажей сказки зайца, волка, медведя), а теперь посмотрите, кто появился (показывает Лису). Лиса, ты не встречала ль Колобка?
Лиса: Колобок мне песню спел,
Укатиться в лес хотел,
Но я хитрая плутовка,
Притворилась очень ловко
Глуховатою чуток.
Простодушный Колобок
Сел ко мне на язычок…
Глупый, разве это дело!
Очень вкусно я поела!
Воспитатель: Что же случилось с Колобком? (Дети отвечают). Но расстраиваться не надо, давайте испечём новых колобков. (Дети имитируют движения, и воспитатель раздает каждому «новых колобков», круглые вкладыши). Давайте теперь поиграем с ними. (Дети крутят вкладыши, прокатывают по столу). А теперь можно нарисовать «портреты» колобков. (Дети обводят вкладыши, могут попытаться нарисовать им глаза, рот, нос). Поиграли с колобками, – положим их на «тарелочки». (Среди нескольких предложенных рамок дети выбирают нужную).
Прощание то же.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект итогового открытого занятия для родителей по кружковой работе «Развивающие игры» с использованием авторских игр в средней группе. Тема: « Путешествие в необычный городок»
Итоговое занятие по кружковой работе с использованием авторских игр: блоки Дьенеша, полочки Кьюизнера. Цель: показать родителям возможности предложенных игр, как сними играть, что можно развивать....
Развивающие игры с использованием палочек Кюизинера и блоков Дьенеша
С помощью палочек Кюизенера и блоков Дьенеша можно развиват абсолютно все познавательные и психические процессы у дошкольников. Также они могут использоваться в работе с разными возрастными категориям...
Буклет "Развивающие игры с использованием технологии ТРИЗ"
В работе с родителями очень удобно и продуктивно использовать памятки в форме буклетов. Получив буклет, мамы и папы смогут не только прочитать предложенный материал в спокойной обстанавке, не торопясь...
развивающие игры с использованием потешек для младшего дошкольного возраста
развивающие игры с использованием потешек для младшего дошкольного возраста...
мастер-класс «Развитие мыслительных операций в развивающих играх с использованием матриц».
мастер-класс «Развитие мыслительных операций в развивающих играх с использованием матриц»....
"Развивающие игры с использованием природного материала"
Цель: Развитие мелкой моторики рук. "От кончиков пальцев к головном мозгу" В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ у детей большой выбор различных игр, но опыт показывает, что простые игры из природного материала для де...
Мастер - класс для родителей с детьми с ОВЗ Коррекционно-развивающие игры с использованием пособия "Прозрачный мольберт"
Прозрачный мольберт-комплексное решение для развивающих и коррекционных программ....