мастер-класс «Развитие мыслительных операций в развивающих играх с использованием матриц».
консультация (подготовительная группа)

Изосимова Наталья Анатольевна

мастер-класс  «Развитие мыслительных операций в развивающих играх с использованием матриц».
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_matritsy.docx16.12 КБ

Предварительный просмотр:

Уважаемые коллеги

Тема мастер-класса  «Развитие мыслительных операций в развивающих играх с использованием матриц».
Если я спрошу вас, что такое «матрица», кто-то скажет, что это образец , кто-то скажет-модель, штамп, шаблон. И каждый будет прав, потому - что матрица - это многозначный термин, который широко используется в разных областях знаний.
Применительно к развивающим так называемым, «тризовским»  играм для дошкольников, матрица представляет собой таблицу (показ матрицы) с закодированной в ней информацией о каком-либо объекте.
Почему из великого множества игр я решила рассказать вам об играх с матрицами?
Потому-что детям такие игры очень нравятся: их содержание связано с каким-то секретом, интригой: дети либо расшифровывают заключённую в матрице информацию об объекте, либо наоборот кодируют информацию в матрице.
Рассмотрим такие игры на конкретных примерах:
Первая игра называется «Составь узор»
Чтобы выбрать детали для узора , воспользуемся матрицей (раздать каждому!)
Рассмотрим внимательно матрицу.
В Верхнем горизонтальном ряду указаны признаки деталей узора: форма, цвет, размер, толщина, количество и направление.
Первую деталь выберем вместе
(Показ. матрицу). Какая она по форме (отв.). По цвету? (отв.). По размеру? По толщине? Сколько таких деталей? (отв.). Где она должна располагаться? Обратите внимание на «направление». Если стрелка короткая, то  соседние детали надо расположить близко друг от друга, если – длинная, то детали располагаются подальше. А точка – это всегда центр.
А теперь составьте свой узор по матрице на планшете. ( сам. работа).
Получился узор? Молодцы!  В такую игру можно играть и с малышами, только брать 2-3 признака, например, цвет, размер или форму и пользоваться образцом.
Следующая игра называется «Шифровщики».
В этой игре мы наоборот будем кодировать информацию об объекте в матрице.
Вот у меня такой объект (показ. картинки) и мне надо зашифровать его в матрице.
Выбираем любую часть объекта. Какой она формы? (Отв.).
И я сразу отмечаю это в матрице. ( и т.д по всем признакам). (Можно предложить кому-то держать картинку, а самой заполнить матрицу).
А теперь попробуйте закодировать  это вы. ( Сам. работа)
Вариантов игры можно придумать много: это может быть таинственное письмо, послание на другие планеты, код пульта управления и т.п. Всё это чрезвычайно привлекает детей!
Для старших дошкольников матрицы можно использовать в играх с буквами, слогами, словами.
Например, игра «Составь слово»
(Раздать матрицы с буквами и полоски с заданием)
Буквы, из которых состоит слово, будем искать на пересечении, например (показ).
А сейчас составьте закодированное слово. (Сам. работа)
(Спросить у каждого, какое слово получилось).
Вывод: Образовательный потенциал игр с матрицами велик. В этих играх дети легко осваивают такие мыслительные операции как анализ, синтез, обобщение и сравнения.
Матрицы можно широко использовать  и в сюжетно – ролевых играх (Кафе, Мы-дизайнеры, Банк.)  в строительных  играх. Можно кодировать информацию о картинах, например о натюрморте, сюжетной картине, пейзаже.
Но это уже тема отдельного мастер-класса.
Пожалуйста, какие будут вопросы?
Спасибо за внимание! Желаю всем удачи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры на развитие мыслительных операций

Эти игры направлены на развитие мышления,памяти, внимания,мыслительных процессов у детей старшего дошкольного возраста....

Мастер-класс Тема: Развитие познавательной активности, творческих способностей детей посредством использования метода арт-терапии (рисование песком).

Цель: Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность.Методы и приёмы: словесный, наглядный, практический – э...

Дидактические игры на развитие мыслительных операций детей 4-6 лет.

Мышление – это высшая функция психики, помогающая составить полное представление об объективной реальности и установить связь между объектами и явлениями в этом мире. Универсальными мыслительными опер...

Использование камушков Марблс для развития мыслительных операций

Использование камушков Марблс для развития мыслительных операций...

Консультация для педагогов "Использование современных образовательных технологий для развития мыслительных операций дошкольников дошкольников"

Консультация для педагогов "Использование современных образовательных технологий для развития мыслительных операций дошкольников дошкольников"...

Мастер-класс «Игры на развитие мыслительных операций у детей дошкольного возраста с ОВЗ»

Мышление - это наиболее обобщенная форма психической деятельности, устанавливающая связи и отношения между изучаемыми объектами. Мышление радикально расширяет возможности человека в его стремлении к п...