Коррекция и развитие у детей старшего дошкольного возраста познавательной сферы личности, пространственной ориентации, основных сенсорных эталонов посредством игровой деятельности.
методическая разработка по математике (подготовительная группа) по теме
Материал содержит опыт работы по коррекции и развитию познавательной сферы личности, основных сенсорных эталонов, пространственной ориентации посредством игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Предварительный просмотр:
КОРРЕКЦИЯ И РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ, ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТАЦИИ, ОСНОВНЫХ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Одной из актуальных проблем на современном этапе развития общества является проблема формирования у детей старшего дошкольного возраста цветовосприятия, цветоразличения, цветоощущения, пространственной ориентации. Задача усвоения детьми основных сенсорных и пространственных эталонов может быть решена легко, если дети растут в семьях, где уделяется большое внимание сенсорному воспитанию, обучению ориентирования в пространстве.
Для решения данной проблемы важно воспитывать у детей навыки: дифференциации цветов и оттенков, их классификации, обобщения, сравнения, а также формировать навыки пространственной ориентации.
При отработке навыков цветовосприятия и пространственной ориентации старшие дошкольники учатся не только чувствовать, но и мыслить, что приобретает особое значение в контексте поступления детей в школу.
Только правильно сформированные у ребенка пространственные и сенсорные эталоны помогают ему не только видеть мир красивым, но и ярко выражать свои мысли, желания, правильно ориентироваться в окружающем нас мире. Как правило, у таких детей не возникает проблем в школе по русскому языку, так как речь их насыщена прилагательными, наречиями т.п., и по математике, так как они знакомы с клеткой, у них лучше развита зрительно-моторная координация.
Дошкольный возраст является сенситивным периодом для формирования не только словаря, элементарных математических представлений, но также и для формирования цветовосприятия, пространственной ориентации через игру. Поэтому ранняя работа в дошкольном возрасте в данном направлении является не просто важной, а архиважной.
Многие коррекционные педагоги подчеркивали, что раннее начало развития познавательной сферы личности, основных сенсорных эталонов, пространственной ориентации, способствует более эффективной коррекции проблем в развитии, а в последствие, что закономерно, и более эффективному обучению в школе.
Следует особенно отметить, что в последнее время статистика диктует следующие данные: в детские сады поступает все больше детей с проблемами в развитии коммуникативной (ОНР, ФФН) и познавательной (ЗПР, РДА, ДЦП) сфер личности. Таким детям сложно усвоить материал на общих занятиях, к ним требуется дифференцированный, индивидуальный подход. Наш практический опыт позволяет нам говорить о том, что таким детям необходимы коррекционно-развивающие занятия с опорой на наглядный материал.
В формировании основных сенсорных эталонов, пространственной ориентации, познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста наиболее целесообразно использование методов игровой цветокоррекции, цветотерапии. Конструктивный праксис, зрительное восприятие, основные мыслительные операции интенсивнее развиваются у детей при использовании яркой наглядности и в процессе игровой деятельности, то есть в форме игры. Речь ребенка развивается в единстве с формированием его мышления. В период дошкольного детства в мышлении детей происходят значительные изменения: расширяется кругозор, появляются новые знания, умения и навыки, а значит, совершенствуется речь. Совершенствование мыслительных навыков детей происходит непосредственно во взаимодействии с окружающим миром, путем накопления собственного практического жизненного опыта.
Умение правильно выполнять задание, действуя по инструкции, зависит, прежде всего, от умения слушать и понимать предложенное задание. Ребенок должен выслушать инструкцию педагога сосредоточенно, не отвлекаясь, до конца осмысливая услышанное.
Как привлечь внимание ребенка:
- Ярко, выразительно рассказывать.
- Менять интонацию по силе и высоте.
- Развивать познавательную сферу, пространственную ориентацию, знание основных сенсорных эталонов через игру.
- Демонстрировать по ходу игры, занятия опорные картинки, наглядность, так как этот прием облегчает усвоение детьми вышеобозначенных умений.
- Использовать игровые задания как наиболее эффективный способ обучения.
- Игровое задание должно быть доступно детям по содержанию и форме, соответствовать их уровню развития.
- Переходить постепенно от более простого к более сложному с учетом уровня развития и индивидуально-личностных особенностей детей.
- Приготовить сюрпризный момент к завершению занятия.
Что нельзя делать во время подачи материала:
- Задавать случайные, слишком легкие, нисколько не помогающие уяснению смысла игры вопросы.
- Читать тихо, быстро, без интонации инструкцию, объяснять требования к игре.
- Проводить занятия без опоры на наглядный материал, не учитывать возрастные, познавательные, индивидуальные особенности детей.
Для детей интересны познавательные занятия с использованием игр. Занятия по развитию познавательной сферы, основных сенсорных и пространственных эталонов нельзя рассматривать изолированно от других занятий. Поскольку мы формируем прочные умения и навыки, игровые упражнения должны носить строго систематический характер. Они могут быть частью комбинированных занятий (например, по развитию речи, формированию элементарных математических представлений и т. п.).
Обучение будет осуществляться успешно только при том условии, если занятия ведутся в игровой форме систематически, а знания и опыт детей непрерывно растут.
Предлагаю Вашему вниманию несколько разработанных и апробированных мною игр, на развитие пространственной ориентации, основных сенсорных эталонов, основных психических функций, таких как: мышление, внимание, память, восприятие, а также коммуникативных функций и мелкой моторики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОРРЕКЦИЯ И РАЗВИТИЕ ОСНОВНЫХ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Значение сенсорного развития в раннем детстве переоценить трудно. Большинством исследователей именно этот возраст считается наиболее благоприятным для накопления представлений об окружающем мире, сове...
Образовательная психолого- педагогическая программа «Развитие у детей старшего дошкольного возраста познавательных способностей»
Программа развивающих занятий....
Проект «Правила дорожного движения» Развитие способностей детей старшего дошкольного возраста познавательно – игровой.
Актуальность:Детский дорожно-транспортный травматизм является одной из самых болезненных проблем современного общества. Ежегодно на дорогах России совершаются десятки тысяч дорожно-транспортных происш...
Упражнения для коррекции и развития мышления детей старшего дошкольного возраста.
занятия с детьми....
Формирование у детей старшего дошкольного возраста знаний о правилах дорожного движения путем вовлечения в театрально - игровую деятельность.
Система работы, направленная на формирование у детей старшего дошкольного возраста знаний о правилах дорожного движения путем вовлечения в театрально - игровую деятельность....
Коррекция и развитие речи детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) с применением элементов театрализованной деятельности Занятие «В гостях у сказки»
Сценарий занятия на конкурс "Учитель года 2017"Конкурсное задание «Педагогическое мероприятие с детьми»Цель: представление профессионального опыта, наглядная демонстрация тех про...
Развитие у детей старшего дошкольного возраста познавательно-исследовательских навыков через использование ассоциативных дидактических игр.
Тема:Развитие у детей старшего дошкольного возраста познавательно-исследовательских навыков через использование ассоциативных дидактических игр.Цель:изучить влияние ассоциативных дидактических игр на ...