Формирование у детей старшего дошкольного возраста знаний о правилах дорожного движения путем вовлечения в театрально - игровую деятельность.
статья по обж (подготовительная группа) на тему

Система работы, направленная на формирование у детей старшего дошкольного возраста знаний о правилах дорожного движения путем вовлечения в театрально - игровую деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota.doc103.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №402 «Золотая рыбка»

Работа на тему:

Формирование у детей старшего дошкольного

 возраста знаний о правилах дорожного движения

путем вовлечения в театрально – игровую деятельность.

Выполнила: воспитатель первой

Квалификационной категории

Азаренкова Галина Сергеевна

Нижний Новгород 2017

План

Теоретическая  часть

  1. Актуальность……………………………………………………………3
  2. Анализ психолого-педагогических исследований. …………………..3

Практическая часть

3.Система работы, направленная на формирование знаний   у детей старшего дошкольного возраста знания о правилах дорожного движения  путем  вовлечения в театрально-игровую деятельность.

  1. Цель. Задачи………………………………………………… …5
  1. Мониторинг…………………………………………………. …6
  1. Предметно-пространственная развивающая среда…………..6

        3.4     Формирование  у детей модели безопасного поведения  на  

                  дорогах, улице и в транспорте  в театрально-игровой  

                  деятельности…………………………………………………….7

  1.      Взаимодействие со специалистами ДОУ…………………….10
  1.     Взаимодействие с семьями воспитанников………………… 10

        3.7      Результаты работы……………………………………………11

Выводы и  перспективы…………………………………………………...11

1.Актуальность

Дошкольный возраст – это важный период, когда формируются  человеческая личность. Зачастую дети недооценивают или переоценивают свои силы. Это заставляет их нарушать правила дорожного движения.

 Их жажда знаний, желание постоянно открывать, что-то новое часто ставит ребенка перед реальными опасностями, в частности на улицах города. Помочь ребенку войти в этот мир с максимальными приобретениями и минимальным риском – обязанность взрослых. Одним из видов детской деятельности, широко используемой в процессе воспитания и всестороннего развития детей,  является театрализованная игра. Игры – важное средство самовоспитания. В них переход от воспитания к самовоспитанию, к свободной, по внутреннему побуждению, сознательной работе над своей волей, характером, к выработке положительных привычек и приобретению необходимых умений происходит естественно и незаметно. Этот переход обеспечивается игровым интересом, «принципом удовольствия», на котором основаны игры детей. Ни в какой другой деятельности ребенок не проявляет столько настойчивости, целеустремленности, неутомимости.

Поэтому мы решили сформировать у детей модель безопасного поведения на дорогах, улице и в транспорте, позволяющую действовать адекватно конкретной реальной дорожной ситуации путем вовлечения в театрально-игровую деятельность.

2.Анализ психолого-педагогической литературы

      Существует множественность точек зрения на классификацию игр,   составляющих театрально-игровую деятельность.В классификации Л.С.Фурминой театрализованной игры определяется как: предметные и непредметные игры.

Е.Л.Трусова  предложила взгляд на театрализованную игру, как дифференциацию по замыслу, по литературному тексту, по предложенным взрослым обстоятельствам.

Л.В.Артемова рассматривает  театрализованную игру с точки зрения эмоциональной выразительности сюжета и делит данные виды игр на две группы: драматизации и режиссерские. И выделяет виды драматизаций:

 Игры-драматизации с пальчиками. Атрибуты ребенок надевает на пальцы. Он «играет» за персонажа, изображение которого находится на руке.

Игры-драматизации с куклами бибабо.

Импровизация. Это разыгрывание сюжета без предварительной подготовки.

.

Выделяет  виды режиссерских игр, в которых  ребенок не является действующим лицом, действует за игрушечный персонаж, сам выступает в роли сценариста и режиссера, управляет игрушками или их заместителями

Настольный  театр игрушек. Используются игрушки, поделки.

Настольный  театр картинок. Персонажи и декорации – картинки.

Стенд-книжка. Динамику, последовательность событий изображают

при помощи сменяющих друг друга иллюстраций.

Фланелеграф. Картинки или персонажи выставляются на экран. Удерживает их фланель, которой затянуты экран и оборотная сторона картинки.

Теневой театр. Для него необходим экран из полупрозрачной бумаги, черные плоскостные персонажи и яркий источник света за ними, благодаря  которому персонажи отбрасывают  тени на экран.

С.А.Козлова  и  Е.Е.Кравцова отмечают, что игра-драматизация, которая рассматривается в рамках театрализованных игр,  характерна режиссерской игре и по структуре схожа с сюжетно-ролевой игрой. Но режиссерская игра имеет составляющие: воображаемая ситуация, распределение ролей между игрушками, моделирование реальных социальных отношений в игровой форме, является более ранним видом игр, чем сюжетно-ролевая, так как для ее организации не требуется высокого уровня игрового обобщения, необходимого для сюжетно-ролевой игры.

Педагогические  аспекты  формирования основ правил дорожного движения в  дошкольных учреждениях,  раскрывают  Н.Н. Авдеева, О.Л.Князева,  Р.Б. Стеркина « Основы безопасности детей дошкольного возраста»; Т.И. Данилова  «Программа  обучения детей дошкольного возраста ПДД  « Светофор»;  Т.Г Кобзева, И.А. Холодова,  Г.С.Александрова « Система обучения правилам дорожного движения» и многие другие. .

В нашем дошкольном учреждении реализуется основная общеобразовательная программа дошкольного образования, методологическую  основу  которой  составляет программа  «Детство» под редакцией  Т.И. Бабаевой, А.Г., Гогоберидзе , З.А.Михайловой .

Таким образом,  проведенный нами анализ психолого-педагогической литературы позволил нам определить цель, задачи и направления работы по  формированию основ    правил дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста путем вовлечения в театрально-игровую деятельность.

 

3.Система работы, направленная на  формирование  у детей старшего дошкольного возраста знания о правилах дорожного движения  путем  вовлечения в театрально-игровую деятельность.

  1. Цель. Задачи.

Цель нашей работы:  Формировать у детей старшего дошкольного возраста знания о правилах дорожного движения  путем  вовлечения в театрально-игровую деятельность. 

Перед собой мы поставили следующие задачи.

  • Пополнить предметно-пространственную развивающую среду
  • Сформировать у детей модель безопасного дорожного поведения в качестве пешехода  и пассажира транспортного средства, позволяющего действовать адекватно в конкретной реальной дорожной ситуации, вовлекая в театрально-игровую деятельность.
  • Обеспечить взаимодействие детского сада и семьи в вопросах формирования безопасного поведения детей на улицах города.

Свою работу мы построили с учетом следующих принципов:

Принцип деятельности - включение ребенка в игровую, познавательную, поисковую и другие виды деятельности  с целью стимулирования активной  жизненной позиции.

Принцип последовательности - любая новая ступень в обучении ребенка  опирается на уже освоенное в предыдущем.

Принцип наглядности – связан с особенностями мышления дошкольников   ( до 5 лет – наглядно - действенное, с 5 – наглядно – образное).

Принцип психологической комфортности - заключается в снятии по возможности стрессовых факторов.

Принцип дифференцированного подхода - решаются задачи эффективной педагогической помощи воспитанникам в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников.

Принцип возрастной  адресованности  - одно и то же содержание используется для работы в разных группах с усложнением соответствующим возрастным особенностям детей.

Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семьи - ничто не убеждает лучше примера родителей.

  1. Мониторинг.

В начале учебного года мы провели  диагностику уровня развития представлений детей о правилах дорожного движения  разработанной Т.И. Даниловой и диагностику театрализованной игровой деятельности при помощи методики  В.А. Деркунской  «Диагностика игр-драматизаций старших дошкольников» ,  а так же анкетирование семей воспитанников на тему «Основы дорожной безопасности детей».

Данные мониторинга показали:    

Дети с интересом относятся к театрализованным играм и участвуют в их организации,  охотно моделируют литературные сюжеты по картинкам для постановки спектакля, но ролевой репертуар  недостаточно богат. Большинство детей имеет представление об опасных ситуациях на дорогах, но не знает способа их правильного разрешения. Родители  считают проблему формирования правил дорожного движения актуальной и испытывают потребность в организации консультативной помощи.

  1. Пополнение предметно- пространственной развивающей среды.  

Свою работу мы начали с пополнения предметно-пространственной развивающей среды. Мы определили  образовательные  области  и продумали возможные связи:

 «Познавательное  развитие » ( внесли дидактические игры по ПДД, плакаты, иллюстрации, сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации, макет участка дороги)

 «Социально-личностное развитие» ( предметно-развивающую среду пополнили: макетом светофора,  дорожных знаков, внесли  форму и жезл инспектора ГИБДД, переносной светофор, жезлы, свистки фуражки полицейского, нагрудные и переносные дорожные знаки. флажки для перехода на улице, транспортные игрушки, строительный конструктор и схемы построек т.д.)

 «Художественно-эстетическое развитие » (пополнили образовательное пространство изобразительными материалами, предметами изобразительного искусства,  природным и бросовым материалом, схемами  рисования, материалом для раскрашивания). Внесли иллюстрации к песням, диски, аудиокассеты, игровые персонажи, маски, различные виды театра.

 «Речевое развитие»  (пополнили среду группы разнообразной  детской литературой с иллюстрациями: сказки, стихи, рассказы, посвященные ПДД, внесли альбомы для рассматривания, игрушки для обыгрывания.

 «Физическое развитие»  (пополнили материалам для подвижных игр).

Материалы и оборудование  предметно-развивающей среды  расположили так, чтобы дети могли свободно пользоваться им, с его помощью каждый ребенок мог легко включится в игровую ситуацию.

  1. Формирование  у детей модели безопасного поведения на дорогах, улице и в транспорте.

  Работа по формированию у детей модели безопасного поведения на дорогах, улице и в транспорте путем вовлечения в театрально-игровую деятельность строилась по трем  направлениям:

  1. направление -  художественное восприятие литературных произведений, ознакомление с окружающим с целью пополнения  и закрепление  знаний о правилах дорожного движения и основах безопасного поведения  детей на улице  

    Мы проводили беседы на тему: дорога, дорожные знаки, светофор, транспорт, с рассматриванием иллюстраций, с рассказами о жизни.

Ходили на экскурсию к светофору. Наблюдали за движением транспорта. Играли в Д/И «Азбука пешехода» смотрели познавательные фильмы «Смешарики». Читали книги: Н. Носова «Автомобиль», С.Я. Маршак «Светофор», загадывали загадки о светофоре, о видах транспорта, дорожных знаках, пешеходах. Выбирали вместе с детьми сценарий для постановки.

  1. направление   - обогащение игрового опыта детей с целью развития  практических навыков  ориентирования в дорожно-транспортной ситуации, дорожных знаках, сигналах светофора, разметке дороги.

Включали в работу с детьми игры на улице в уголке безопасности :  «Наша улица», «Пешеходы и водители», «Найди безопасный путь», «Дорожный экзамен», подвижные игры «Светофор»,  «Мы юные автомобилисты», «Стоп»

игры тренинги: «Паровозики и машины» «Игры во дворе», развивающие игры на макете «Поставь дорожный знак», «Угадай какой знак», «Виды перекрестков»

При работе над постановкой спектакля на этом этапе использовали:

  • игры-имитации людей, литературных персонажей «Грамотный

пешеход», как работает полицейский

  •  отрабатывали ролевые диалоги на основе текста встреча героев спектакля с инспектором ГИБДД

В процессе работы над ролью использовали  следующие рекомендации:

  • составляли  словесный  портрет героя, разбирали его поступки и продумывали  возможные варианты поведения
  • сочиняли различные случаи  из жизни героя, не предусмотренных  инсценировкой; проводили поступков;
  • работали  над сценической выразительностью: определяли целесообразность действий, движений, жестов персонажей, места на сценической площадке, мимики, интонации; включали в работу ритмопластику,  игровые этюды  «Внимательный пешеход». «На остановке»;
  •  привлекали детей к подготовке театрального костюма.

 При организации театрализованных игр мы опирались следующие правилам драматизации:

   

  Правило индивидуальности.

Каждый ребенок мог сыграть роль так, как он себе ее представляет.      Проигрывание психогимнастических упражнений на изображение эмоций, черт характера, обсуждение и ответы на  вопросы  явились  необходимой подготовкой к драматизации, к «проживанию» роли за другого, но по-своему.

Правило всеобщего участия.

 В драматизации участвовали все дети.

     

Правило свободы выбора. 

Каждый спектакль проигрывался неоднократно. Он повторялся до тех пор, пока каждый ребенок не проиграл все роли, которые он хочет.

       

Правило помогающих вопросов.

 Для облегчения проигрывания той или иной роли после знакомства с их ведением ее проигрыванием мы с детьми  обсуждали, «проговаривали» каждую роль. В этом  помогали вопросы детям: что ты хочешь делать? Что тебе мешает в этом? Что поможет сделать это? Что чувствует твой персонаж? Какой он? Как нужно было поступить?

       

Правило обратной связи. 

После проигрывания произведения  проходило ее обсуждение: Какие чувства ты испытывал во время спектакля? Чье поведение, чьи поступки тебе понравились? Почему? Кто тебе больше всего помог в игре? Кого ты хочешь теперь сыграть? Почему?

 

     Правило мудрого руководителя. 

 В своей работе мы учитывали, что развитие театрализованных игр зависит от содержания и методики художественного воспитания детей в целом и от уровня образовательной работы в группе с учетом  индивидуальных особенностей детей.

   3. направление - самостоятельная  творческая  деятельность детей, направленная на   умение делиться приобретенным опытом с окружающими людьми, развитие навыков контроля и самоконтроля.

 Дети  объединялись  в игровые группы, договаривались о том, что будет разыгрываться, определяли и осуществляли  основные подготовительные действия (подбирали  необходимые атрибуты, костюмы, декорации, оформляли  место действия, выделяли исполнителей ролей и ведущего, производили несколько раз пробное разыгрывание);  приглашали  зрителей и показывали им спектакль.  Тематика спектаклей организованных  детьми представлена на экране.

 1. Кукольный спектакль "Уважайте светофор"
Действующие лица: Светофорчик, Ёж, Петух, Заяц, Лиса, Пертушка, Пёс, Кот

2. "Теремок. Правила дорожного движения»"

3. Кукольный театр "Игры во дворе"
Действующие лица: куклы - мальчики, девочки, машины.

4. Игра "Путешествие за город"
Действующие лица: дорожные знаки.

5. Настольный театр "Друзья Светофорика"
Действующие лица: Светофорик, зверята.

6. Кукольный спектакль "На лесном перекрёстке"
Действующие лица: Колобок, Заяц, Волк, Медведь, Лиса

7. Стенд - книжка "Приключения Помехи-Неумехи"
Действующие лица: сюжетные рисунки с изображением дорожных знаков.

8. Игра-драматизация "Незнайка нам дороге"
Действующие лица: Незнайка, Знайка, Шпунтик, Винтик, постовой.

9. Театр игрушек "Происшествие в Светофории"
Действующие лица: Светофор, Кот в сапогах, Богатырь, Иванушка, Алёнушка

Побуждали детей к самостоятельной деятельности путем использования приемов создания проблемной ситуации,  наводящих вопросов, использования карточек. Игра- спектакль  повторялась  несколько раз и у каждого ребенка была  возможность попробовать себя в понравившейся роли.

 3.5.Взаимодействие со специалистами МАДОУ

 Свою работу мы организовывали в тесном взаимодействии со специалистами  МАДОУ.

Педагог-психолог-в своей деятельности  включал задачи, направленные на развитие игрового поведения, умение общаться со сверстниками и взрослыми в любых жизненных ситуациях.

Музыкальный руководитель -   стремился научить детей находить способы

     образной выразительности, развивать чувство партнерства. Принимал активное участие в организации  развлечений, праздников, досугов посвященных безопасности детей.

Инструктор по физической культуре – содействовал развитию двигательных навыков по координации движений,  необходимых ребёнку для правильной ориентации на улице, использовал в работе с детьми этюды, упражнения, подвижные игры, посвященные ПДД.

3.6 . Взаимодействие с семьями воспитанников

Родители являются участниками образовательного процесса, поэтому всю свою работу мы строили  в тесном сотрудничестве с семьей

  • Проводили анкетирование   на тему «Развитие навыка безопасного поведения детей  на улице»
  • Оказывали индивидуальную педагогическую помощь  в виде бесед, консультаций о роли обучения детей правилам дорожного движения на личном примере.
  • Привлекали родителей к изготовлению атрибутов для театрализованных игр (моделей светофора, дорожных знаков), костюмов к спектаклям.
  • Организовывали общие и групповые собрания на тему : «Типичные случаи детского дорожно-транспортного травматизма и меры его предупреждения»;
  • тематические выставки « Сохрани жизнь себе и своему ребёнку»;
  • оформляли  фотостенды «Дисциплина на улице- залог безопасности пешехода», папку-передвижку « Опасные шалости».

Таким образом, проведенная нами работа ориентировала родителей на то, чтобы те постоянно решали с ребенком проблемные ситуации на дороге, вовлекая детей в игровую деятельность, настойчиво и терпеливо разъясняли ребенку правила пешехода и пассажира и сами были в этом примером.

  1. Результаты работы:

Результаты работы показали: что возрос уровень знаний и представлений у детей о правилах дорожного движения, большинство детей с  удовольствием отражают в свободной деятельности сюжеты, связанные с соблюдением правил безопасности на улице, имеют представление  об опасных ситуациях на отдельных участках пешеходной части улиц ,умеют их разрешать. Возрос уровень активности родителей в жизни группы.

  1. Выводы и перспективы:

Таким образом:

  • Вовлечение детей в театрально-игровую деятельность содействовало  формированию у детей основ правил дорожного движения.
  • Организованная нами работа  поможет и в дальнейшем учить детей хорошо ориентироваться в окружающей обстановке, наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации, владеть навыками безопасного поведения на улице.

Система работы понравилась детям и  дала нам дополнительную возможность для реализации творческих замыслов в работе с дошкольниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фотоотчет о проекте «Формирование у детей 3 лет элементарных знаний о правилах дорожного движения»

В рамках проекта были проведены игры, в которых я познакомила детей со светофором, сигналами светофора, с пешеходным переходом и с некоторыми правилами поведения на улице....

Проект в первой младшей группе. Тема: «Формирование у детей 3 лет элементарных знаний о правилах дорожного движения»

Проблема соблюдения правил дорожного движения приобрела особую остроту и многоплановость в связи с большим приростом числа автомобилей и других транспортных средств на дорогах нашей страны и очень сла...

Организация предметно - развивающей среды ,в группах младшего и старшего дошкольного возраста по обучению правилам дорожного движения.

Организация предметно - развивающей среды ,в группах младшего и старшего дошкольного возраста по обучению правилам дорожного движения....

Досуг для детей младшего дошкольного возраста по обучению правилам дорожного движения «Мы едем, едем, едем…». Показывают дети старшего дошкольного возраста

Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы (5-6 лет) по теме «Осень. Осенний урожай.». Данный материал будет полезен воспитателям старшей...

Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности по формированию основ безопасного поведения на дорогах среди детей старшего дошкольного возраста «Шапокляк учит правила дорожного движения».

Цель:Формирование знаний, умений и практических навыков безопасного поведения на дороге и улице, закрепление теоретических  знаний детей о правилах дорожного движения....

Презентация для детей старшего дошкольного возраста "Всё о правилах дорожного движения"

Данный материал предназначен для детей старшего дошкольного возраста, родителям и педагогам, чтобы в доступной форме осветить проблему ПДД в летний период....