Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений "Путешествие в стране Математика"
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_po_matematike_na_sayt.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 131»

Кировского района города Саратова

КОНСПЕКТ

занятия

по формированию элементарных математических представлений

в подготовительной к школе группе.

Тема: «Путешествие в стране «Математика».

Подготовили:

Мизулина Марина Васильевна воспитатель высшей квалификационной категории;  

г.Саратов

2012 г.

       Цель: формирование математического мышления, развитие логики.            

       Задачи: упражнять в ориентировке по отношению к себе, другим объектам, в ориентировке на листе бумаги. Закрепить название геометрических фигур (прямоугольник, квадрат, треугольник, круг, ромб, трапеция);

закрепить название дней недели, их последовательность;

совершенствовать навыки прямого и обратного счета до 20, умение определять количественные отношения между числами в пределах 20, делать соответствующую «запись» при помощи цифр и знаков;

закреплять умение называть предыдущее и последующее число;

совершенствовать умения составлять и решать задачи.

          Развивать образное и пространственное мышление; мелкую моторику рук; речь детей, упражнять в согласовании существительных с числительными.          

          Воспитывать интерес к математике, настойчивость в достижении цели.

          Словарь: возле, рядом, впереди, между.

          Предшествующая работа: в свободной деятельности играли в дидактические игры: «Какой цифры не стало?», «Назови предыдущее и последующее число», «Назови скорей», «Считай дальше», «Живая неделя»; с геометрическими фигурами: «Найди фигуру», «Построй фигуру».

          Оборудование: доска, картинка с лугом, корона и мантия для Феи Математики; на каждого ребенка карточки для цифр, по одному листу в клетку, простые карандаши, цифры и знаки.  

          Подготовка воспитателя: написала конспект занятия, подготовила наглядный материал, продумала методы и приемы проведения занятия, изготовила атрибуты для занятия.

Организация и методика проведения непосредственно образовательной деятельности:

         

         Дети встают возле воспитателя, воспитатель показывает «волшебную» палочку и говорит:

 - Ребята, у меня есть «волшебная» палочка, сейчас с ее помощью мы попадем в волшебную страну «Математика», а я превращусь в Фею Математики. Закройте глаза. Раз, два, три в волшебную страну попади. (Воспитатель надевает корону и мантию для Феи математики и продолжает занятие).

Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по стране «Математика», здесь будет очень интересно.

         Ребята, встаньте в круг, поиграем с вами в игру «Дни недели».

 (Бросаю мяч детям, они отвечают на вопросы, по очереди.)

Вопросы:

  1. назови все дни недели по порядку;
  2. какой сегодня день недели;
  3. какой день недели был вчера;
  4. какой день недели будет завтра;
  5. какой день недели после четверга;
  6. какой день недели перед вторником;
  7. назовите первый день недели;
  8. назови последний день недели;
  9. назови день недели между вторником и четвергом.

Воспитатель: Хорошо, все с заданием справились.

           А сейчас мы с вами поиграем в игру «Встань, где я скажу».

- Саша, встань возле меня.

- Степа, встань за Сашей.

- Кирилл, встань впереди Саши.

- Настя, между Кириллом и Сашей.

- Катя, встань рядом со Степой.

- Дима, встань между Катей и Степой.

- Матвей, за Димой.

- Вова, перед Димой.

- Матвей, встань возле Вовы.

(Воспитатель: спрашиваю каждого ребенка: «Где ты стоишь?»)

Примерные ответы детей: Я стою за Сашей. Я стою впереди Кати. Я стою между Кириллом и Сашей и т.д.

Воспитатель: Молодцы ребята, вы все правильно отвечали, присаживайтесь за столы.

(Дети садятся за столы).

Воспитатель: Перед вами на столе цифры от 1 до20. Выложите на столах числовой ряд. Проверьте задание друг у друга. (Дети проверяют). Посчитайте от 1 до 20. Будьте внимательны, один начинает счет, другие дети будут продолжать, следите за счетом.  Молодцы, а теперь обратный счет от 20 до 1. (Дети считают по очереди). Хорошо, с заданием все справились.

Воспитатель: А сейчас  назовите предыдущее и последующее число. Вначале называем предыдущее число, затем последующее. (Называю числа, дети отвечают).

Ответы детей:

Предыдущее число 3, последующее 5.

Вы хорошо умеете считать, молодцы.

Воспитатель:  Посмотрите, у меня на доске есть знаки. Как они называются?

Ответы детей: Знак больше, знак меньше.

Воспитатель: Что мы с их помощью показываем?

Ответы детей: Какое число больше, меньше.

Воспитатель: Положите числа 7 и 8 на вторую полоску, поставьте между этими числами нужный знак, прочитайте запись. (Дети читают: семь меньше восьми). Поменяйте местами числа и поставьте знак, прочитайте запись. (Дети читают: восемь больше семи). Предлагаю выдвинуть числа 13 и 14, поставить между ними знак, прочитать запись. Поменяйте местами числа и поставьте знак, прочитайте запись. Сложите цифры и знаки на место.

Воспитатель: Молодцы справились. А сейчас мы проведем веселую переменку. (Дети выходят в середину групповой комнаты.)

Физминутка «Две минутки»

Если мы чуть-чуть устанем,

Мы на две минутки встанем.

Мы потянемся сначала,

Повернемся влево - вправо.

Мы наклонимся разок

И достанем свой носок.

Раз, два присели вниз,

три, четыре – поднялись.

А теперь шагаем вместе

На одном и том же месте.

Можем тихо постоять

Отдохнуть и задачки порешать.

(Дети делают физминутку)

Воспитатель: Присаживайтесь за столы. Отдохнули, а теперь решим задачи.  

(Вывешиваю на доску картинку).

Задача № 1. На лугу было 5 бабочек, к ним прилетела еще 1 бабочка. Сколько бабочек стало на лугу?

Воспитатель: Назовите условие задачи. (Дети: на лугу было 5 бабочек, к ним прилетела еще одна бабочка). Какой  вопрос в задаче? (Дети: сколько бабочек стало на лугу?)  Назовите решение задачи. (Дети: 5 бабочек прибавить одну бабочку получиться 6 бабочек.) «Запишите» эту задачу с помощью цифр и знаков. (5+1=). Решите задачу. (5+1=6)

Воспитатель: Какой ответ у этой задачи?

Ответы детей: 6 бабочек.

Воспитатель: Хорошо.

Задача № 2.

Воспитатель: Подумайте и составьте задачу на вычитание по этой же картинке.

(Дети составляют задачу.)

Воспитатель: Кто составил задачу?

Ответы детей: На лугу было 6 бабочек, 1 улетела. Сколько бабочек осталось?

Воспитатель: Назовите условие задачи. (Дети: на лугу было 6 бабочек, 1 улетела).  Какой  вопрос в задаче. (Дети: сколько бабочек осталось?)

Назовите решение задачи. (От 6 бабочек отнять одну бабочку получиться 5 бабочек.) «Запишите» эту задачу с помощью цифр и знаков. (6-1=). Решите задачу. (6-1=5)

Воспитатель: Какой ответ у этой задачи?

Ответы детей: 5 бабочек.

Воспитатель: Молодцы ребята, вы хорошо решаете задачи.

А сейчас пальчиковая гимнастика.

(Дети делают пальчиковую гимнастику «Пчела»).

Прилетела к нам вчера, полосатая пчела (Дети машут кистями рук).

А за нею шмель-шмелек и веселый мотылек

Два жука и стрекоза (загибают пальцы на каждое насекомое)

Как фонарики глаза.

Полетали, пожужжали, (машут кистями рук).

От усталости упали. (кладут руки на стол).

Воспитатель: Молодцы. Возьмите лист и карандаш, сейчас мы  напишем математический диктант. В середине листа стоит точка, от нее мы начнем наш диктант. Будьте внимательны, начали.

 5 клеток вправо, 6 клеток  вверх, 2 клетки вправо, 2 клетки вверх, 2 клетки влево, 2 клетки вниз, 3 клетки влево, 4 клетки вверх, 5 клеток влево, 2 клетки вверх, 6 клеток влево, 2 клетки вниз, 6 клеток вправо.

Воспитатель: Хорошо, все справились с диктантом.

А сейчас поиграем в игру, «Какой фигуры не стало?»

(На фланелеграфе размещены геометрические фигуры разного цвета, дети закрывают глаза, воспитатель убирает одну фигуру.)

Воспитатель: 1,2,3 – на фигуры посмотри.

Дети открывают глаза и отвечают, какой фигуры не стало.

Примерные ответы детей: Не стало красного треугольника. Не стало синего ромба, и т.д. (Играем 2-3 раза).

 

Воспитатель: Вот и заканчивается наше путешествие по стране «Математика». Молодцы ребята вы справились со всеми заданиями. Какое задание было наиболее интересным? (Дети говорят о наиболее понравившемся задании).

Воспитатель: Ребята, вы были активны, внимательны, рассудительны, молодцы. Мы еще много раз посетим эту прекрасную страну «Математика».

 

Список использованной литературы:

  1. Е.А.Казинцева, И.В.Померанцева, Т.А.Терпак «Формирование математических представлений», Конспекты занятий в подготовительной группе. Волгоград. Издательство «Учитель», 2008.
  2. В.П.Новикова «Математика в детском саду 6-7 лет». Москва. «Мозаика-Синтез», 2008.
  3. В.И.Коваленко «Азбука физкультминуток для дошкольников». Москва. «ВАКО», 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в старшей группе на тему: "Путешествие в страну математики"

Интегрированная непосредственно образовательная деятельность с приоритетной областью - познавательное развитие....

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений «Путешествие в страну математики» в старшей группе

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений«Путешествие в страну математики» в старшей группе...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада по теме: «Путешествие в страну «Математика» (с использованием ИКТ)

Приоритетные образовательные области: «Познание ФЭМП»,«Художественно-эстетическое развитие».Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие»...