Устное народное творчество и экология на занятиях ФЕМП
методическая разработка по математике (старшая группа) по теме
Получая основные математические знания,дети встречаются с "Весной". Через пословицы, считалки, заклички,потешки знакомятся с истоками русской народной культуры. Весна дарит детям "жаворонков".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie_po_femp_starshiy_vozrast.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированного занятия на тему:
«Использование устного народного творчества и экологии
на занятиях математики».
Старший возраст
Рогожина Н.Н.,
воспитатель МДОУ комбинированного вида д/с №6 «Солнышко», п.г.т. Вербилки Талдомского р – на, Московской обл.
Задачи:
- закреплять знания детей о днях недели; называть дни недели от названного дня,
- сравнивать рядом стоящие числа в пределах десяти,
- сравнивать две группы предметов, уравнивать их количество двумя способами,
- упражнять в ориентировке на листе бумаги,
- закреплять в словаре обобщение «насекомые», об изменении жизненного цикла насекомых весной,
- закреплять, что каждое число обозначается цифрой,
- закреплять порядковый счет в пределах десяти,
- закреплять знания о составе числа пять из единиц,
- закреплять знания о геометрических фигурах,
- определять текущее время года,
- развивать мелкую моторику рук,
- развивать логическое мышление, умение самостоятельно решать логическую задачу способом исключения,
- познакомить детей с использованием чисел в устном народном творчестве: пословицах и считалках,
- приобщать детей к истокам русской народной культуры через математику: пословицы, считалки, заклички, потешки;
- развивать умение работать самостоятельно, давать правильные ответы, отвечать полным предложением.
Оборудование: карточки с двумя полосками, наборы геометрических фигур, карточки с цифрами, по одному карандашу на каждого. Демонстрационный материал: карточка с изображением насекомых, карточка с изображением «геометрических человечков». Карточка с изображением конфет в форме круга, квадрата, прямоугольника, овала, треугольника. Карточка с изображением клубники, малины, вишни. Карточка с изображением трех банок, на которых перечеркнуты вишня с малиной, вишня с клубникой, клубника с малиной. «Волшебный лучик». Угощение для детей.
Ход занятия:
1 часть
Воспитатель: ребята, сегодня мы отправляемся в путешествие по стране математики. А чтобы попасть в эту страну, нужно назвать дни недели.
Воспитатель называет день недели, а ребенок – следующий.
- Вот мы и в стране математики. Слушайте задание: выложить на верхнюю полоску карточки шесть кругов, а на нижнюю полоску семь квадратов.
Вопросы к детям:
- сколько кругов,
- сколько квадратов,
- что можно сказать про круги и квадраты.
А теперь сделайте так, чтобы кругов и квадратов было поровну.
Дети уравнивают двумя способами. Затем объясняют свой выбор.
Воспитатель: а сейчас, ребятки, у меня для вас загадки.
Загадки о геометрических фигурах: у него четыре одинаковые стороны, четыре угла, четыре вершины (четырехугольник). У него две длинные, две короткие стороны, четыре угла (прямоугольник). У него три стороны, три угла, три вершины (треугольник). У него нет ни углов, ни сторон (круг). У него нет ни сторон, ни углов, он не похож на круг (овал).
Воспитатель: а теперь посмотрим кто из вас внимательней. Вы будете вставать после того, ка услышите вежливое «вставайте, пожалуйста». Итак, слушайте: встали все, быстро все встали. Вставайте, пожалуйста.
Физкультминутка.
Паучок, паучок, Лену хвать за бочок.
Лягушка, лягушка, Лену хвать за ушко.
Олени, олени, Лену хвать за колени.
Песик, песик, Лену хвать за носик.
Бегемот, бегемот, Лену хвать за живот.
Оса, оса, Лену хвать за волоса.
2 часть
Воспитатель: в стране математики жили – были геометрические человечки Квадрик, Трегрик, Кругрик. А сколько лет им вы узнаете по цифрам на их одежде. У Кругрика сегодня день рождения. Ему подарили конфеты. Назовите, сколько и каких по форме конфет подарили? (одна круглая, одна квадратная, одна прямоугольная, одна овальная, одна треугольная). Сколько всего? Всего пять конфет. Значит, что можно сказать про число пять? Пять, это 1,1,1,1,1.
А сейчас немного отдохнем.
Пальчиковая гимнастика с карандашом
Карандаш в руках катаю,
Между пальчиков верчу. (Катают между ладоней)
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу (прокатывают карандаш каждым пальчиком).
Бабушка сварила для человечков компот из клубники, малины и вишни. А какой компот, в какой банке забыла. Помогите бабушке. Скажите, где какой компот.
Дети методом исключения находят.
В стране математики соблюдается определенный порядок. Каждая цифра стоит на своем месте. Выходите, сейчас поиграем с цифрами.
Дети выходят, воспитатель раздает карточки с цифрами.
Воспитатель: раз, два, три, четыре, пять, вышли цифры погулять (дети разбегаются).
Ну - ка, цифры, на зарядку становитесь по порядку (дети встают в шеренгу от цифры один до цифры десять).
Воспитатель: а теперь посчитаем порядковым счетом.
Дети считают: первый, второй, третий и т.д.
Воспитатель хвалит детей и предлагает им сесть.
3 часть
А теперь, дети, вспомним пословицы о числах.
Я начну, а вы продолжайте.
Один задериха, другой неуступиха.
Один в поле не воин.
Два сапога – пара.
Между двух огней.
Заблудиться в трех соснах.
Плакать в три ручья.
За тридевять земель – в тридевятом царстве.
На все четыре стороны.
Знать как свои пять пальцев.
Шестое чувство.
Лук от семи недуг.
Семеро одного не ждут.
Семь бед – один ответ.
Весна да осень – на дню погод восемь.
Дело десятое.
Не трусливого десятка.
Воспитатель: ребята, как вы заметили, числа занимают важное место в жизни человека.
О них говорится не только в пословицах. Числа встречаются в номерах домов, квартир, номерах машин, телефонов и т.д. Числа использовали и в считалках, когда хотят выбрать водящего в игре.
Вспомните считалки.
- Раз – елка, два – дубок, три - березовый лесок, а четыре – это травка, пять – пчелка трудится опять.
- Катилась мандаринка по имени Маринка. Уроки не учила. Двойку получила. А когда пошла гулять, получила цифру пять.
- 1,2,3,4,5, мы собрались поиграть. К нам сорока прилетела и тебе водить велела.
А теперь скажите, какое время года наступило? Что происходит с насекомыми весной? (они оживают, просыпаются). Посмотрите на картинку. Скажите, кто на ней озображен. Насекомые. Назовите их.
Где находится бабочка? Где находится божья коровка? Где находится комар (муравей, жук – плавунец и т.д.)?
Дети: бабочка находится в правом верхнем углу (и т.д.)
Воспитатель: кто находится над бабочкой, под жуком и т.д.
Воспитатель предлагает детям позвать весну – веснянку. Дети выходят на ковер и говорят:
Ой, весна моя, ты весняночка.
Из – за темных лесов, из – за синих морей
Приходи,
Солнцем, светом озари!
Входит Весна:
Видела, слашала, во все окна заглядывала. Хорошо вы занимались.
У меня есть волшебный солнечный лучик. Протяните ладошки, чувствуете, как пригревает лучик. А теперь угадайте, какую цифру он напишет на вашей ладошке.
Весна загадывает загадку:
Зеленоглаза, весела девица – красавица.
Нам в подарок принесла
То, что всем нам нравится.
Зелень – листьям,
Нам – тепло,
Вслед ей прилетели птицы.
Песни петь все мастерицы.
Догадайтесь, кто она?
Это девица… (весна).
Весна – веснянка дарит детям «жаворонков».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планирование интегрированных занятий по декоративно-прикладному искусству, устному народному творчеству и народной музыке
Консультация к педсовету раскрывает механизмы интеграции, обосновывает различия между интегрированныой и комплексной непосредственно-образовательной деятельностью. Даются рекомендации по поланированию...
Конспект интегрированного занятия для средней группы детского сада «Путешествие по русским народным сказкам» (занятие с элементами математики и устного народного творчества)
Конспект интегрированного занятия для средней группы детского сада «Путешествие по русским народным сказкам» (занятие с элементами математики и устного народного творчества)...
Конспект интегрированного занятия для средней группы «Путешествие по русским народным сказкам» (занятие с элементами математики и устного народного творчества)
Закрепление знаний детей о порядковом счёте, о количественном счёте используя различные анализаторы, о сравнении чисел. Закрепление знаний о цифрах и геометрических фигурах, о величине предметов, испо...
Устное народное творчество. Влияние устного народного творчества на нравственное воспитание дошкольников
Описание проекта Вид проекта: познавательно-игровой Тип проекта: информационно-творческий Продолжительность: краткосрочный (срок реализации проекта 14 дней) Участники проекта: группа детей среднего до...
«Путешествие по русским народным сказкам» (занятие с элементами математики и устного народного творчества)
Формировать познавательные способности детей: умение самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы, решать проблемные ситуации....
План самообразования воспитателя второй младшей группы на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет» Тема: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4
Цель: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного нар...
Устное народное творчество как средство развития связной речи у детей с ОВЗ. Деловая игра: «Использование устного народного творчества в работе с детьми».
Устное народное творчество как средство развития связной речи у детей с ОВЗ. Деловая игра: «Использование устного народного творчества в работе с детьми»....
Комментарии
Получая основные