"Кто построил Теремок?" конспект
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) по теме

Гурьянова Елена Николаевна

Конспект итогового интегрированного занятия по математике для детей подготовительной к школе группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kopiya_konspekt_itogovogo_zanyatiya_po_matematike.doc119 КБ

Предварительный просмотр:

                 Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №79 комбинированного вида»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

на тему:

«Кто построил Теремок?»

/итоговое интегрированное занятие

по математическому развитию

для детей подготовительной группы/

     

                                                               

                                                      Подготовила:  Гурьянова Е.Н  

                                                                        воспитатель высшей                

                                                      квалификационной категории

Саранск-2011

Программное содержание: 

Обучающие задачи: 

  1. Закрепить умение решать примеры на сложение и вычитание, составлять арифметические задачи и записывать их решение с помощью цифр. Учить выделять в задаче условия, вопрос, ответ.
  2. Продолжать учить детей анализу и синтезу, конструктивному мышлению. Закреплять знание геометрических фигур, умение конструировать, логически мыслить.
  3. Закрепить знание числового ряда в пределах 10, чисел последующего и предыдущего, упражнять в счёте в пределах 10 в прямом и обратном порядке, в умении различать количественный и порядковый счёт в пределах 10.
  4. Закрепить знания о составе чисел в пределах 10 из двух меньших чисел.
  5. Закрепить знания о последовательности дней недели, времён года, месяцев года.
  6. Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги в клетку: вправо-влево, вверх-вниз.
  7. Закрепить умение различать понятия: выше – ниже, шире – уже.

Развивающие задачи: 

  1. Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.
  2. Развивать смекалку, зрительную память, воображение.
  3. Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитательные задачи: 

  1. Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
  2. Воспитывать интерес к математическим занятиям.

Предварительная работа с детьми: отгадывание загадок, решение логических задач, проведение графических диктантов, решение конструктивных задач, наблюдение за календарём, индивидуальные занятия.

Предварительная работа воспитателя: 

  1. Подготовить демонстративный и раздаточный материал.
  2. Приготовить конверт с письмом.

Словарная работа: макет, проект, архитектор.

Методические приёмы: 

  1. Успокаивающие упражнения перед занятием.
  2. Музыкальное сопровождение
  3. Игровой
  4. Наглядный
  5. Словесный
  6. Поощрение, анализ занятия.

Оборудование: магнитная доска, цифры, модули, магнитофон.

Демонстрационный материал: «письмо», иллюстрация к сказке, проект «Теремка».

Раздаточный материал: карточки с заданиями, карандаши, счетные палочки, сигнальные карты.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте их поприветствуем.

Дети: Всем, всем – добрый день,

          Прочь с дороги наша лень.

          Не мешай трудиться,

          Не мешай учиться.

В: А теперь все внимание на меня! Сегодня рано утром почтальон принес к нам в группу это письмо. Его отправили персонажи одной хорошо вам знакомой сказки. Отгадайте.

           Домик в поле появился,

           Он в жилище превратился.

           Из трубы идет дымок

           Что же это?  

Дети:  (Теремок)

В: Молодцы! Узнали сказку.

(открывает конверт и читает)

     Здравствуйте, ребята! Пишут вам герои сказки «Теремок»! Нам срочно понадобилась ваша помощь! Наш дом стал нам тесен. Пожалуйста, постройте для нас новый просторный Теремок.

В: Ну что, поможем друзьям в строительстве Теремка?

Д: Да.

В: Построить дом не так-то просто. Потребуются знания и умения, которые вы приобрели. Ребята, какие строительные профессии вы знаете?

Дидактическая игра «Кто что делает».

Дети:

  1. Архитектор придумывает, каким будет дом и рисует чертеж на бумаге.
  2. Инженер выполняет расчеты.
  3. Каменщик возводит стены из кирпича.
  4. Кровельщик кроет железом крышу дома.
  5. Плотник делает рамы и полы.
  6. Стекольщик стеклит рамы.
  7. Штукатур штукатурит стены.
  8. Маляр красит стены.

В: Молодцы!  (Дети садятся за столы).

          Как будет выглядеть наш дом,

          Что будет раньше, что потом,

          Решает это не директор,

          Решает это архитектор.

      Вот и вы выполните задание, которое может пригодиться в работе архитектора. (Задание №1) Соедините точки с цифрами  по порядку от 1 до 9.

   

3

2

4

8

7

1

9

6

5

Воспитатель: Что вы нарисовали?

Д: Получился дом.

В: А сейчас, уважаемые архитекторы, предлагаю перейти к следующему

этапу. Изготовление макета дома. Сложите из шести счетных палочек дом.

        

Воспитатель: Из каких геометрических фигур он состоит?

Д: Дом состоит из квадрата и треугольника.

В: Измените дом, так как показано на схеме. (образец на доске)

                                               

В: Сколько палочек надо добавить?

Д: Надо добавить 5 палочек.

В: Переложите 1 палочку так, чтобы домик был перевернут в другую сторону.

                                               

В: Молодцы! Целая улица из новых домов получилась и у каждого свой номер.

  1. Назовите соседей дома № 5

Дети: дома № 4 и № 6.

  1. Назовите соседа дома № 4 слева

Дети: дом № 3.

  1. Назовите соседа дома № 6 справа

Дети: дом № 7.

  1. Назовите номер дома между домами № 7 и № 9

Дети: дом № 8.

Воспитатель: А теперь поиграем с пальчиками. Пальчиковая игра «Замок».

            На двери висит замок.

            (ритмичные быстрые соединения пальцев двух рук в замок)

            Кто его открыть бы мог?

            Потянули,

           (пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны)

           Покрутили,

           (движения сцепленными пальцами от себя, к себе)

          Постучали,

          (пальцы сцеплены, основания ладоней стучат друг о друга)

          И открыли!

          (пальцы расцепляются, ладони в стороны).

В: Сейчас мы нарисуем то, что поможет нашим героям открыть двери нового Теремка.

      Графический диктант. Задание № 2 (поставь карандаш на красную точку и начинай рисовать, двигаясь в нужном направлении).

Воспитатель: Что у вас получилось?

Д: Это ключ от замка.

В: Архитекторы отлично выполнили свою работу!

В: Теперь самое время немного размяться.

                     Физкультминутка «Гномы»

             Динь-дон, динь-дон,

             Гномы строят новый дом,

(дети ставят кулачок на кулачок попеременно)

             Красят стены, пол и крышу,

(дети выполняют характерные движения)

             Подметают все кругом.

(имитируют подметание пола веником)

             Мы к ним в гости придем

             И подарки принесем.

                (шагают на месте)

             На пол мягкую дорожку,

             Расстелив ее к порожку.

             (несколько шагов назад)

            Две подушки на диван

            Меду липового жбан.

(руки перед собой, сомкнув в кольцо)

В:       Расчеты делать очень сложно,

           Но научиться все, же можно!

           Мы с математикой друзья.

           Мы инженеры! Ты и я!

           Хотите стать инженерами?

Д: Да, очень хотим.

Воспитатель: Внимательно рассмотрите задание № 3 (приложение 1), на нем изображен дом с белыми окошками. В одном окошке написаны примеры на сложение и вычитание. Решите их и запишите карандашом правильный ответ после знака равенства. Затем сравните числа в другом окошке и вставьте между ними знаки  >,<. Приступайте к инженерным расчетам. (Один ребенок выполняет у доски). (Воспитатель подходит  каждому ребенку и контролирует правильность выполнения задания)

В: Ребята, сигнальными картами оцените ответ товарища.

Воспитатель: На нашу стройку уже начали завозить строительные материалы. Послушайте условие и вопрос задачи, которую надо решить.

                                                   Задача № 1

     На стройку приехало 5 грузовых машин с кирпичами и 1 машина с песком. На какое количество больше машин с кирпичами, чем с песком?

Воспитатель:  Кто может повторить условие задачи?

Д: На стройку приехало 5 грузовых машин с кирпичами и 1 машина с песком.

Воспитатель:  Что нужно узнать в этой задаче?

Д:  На какое количество больше машин с кирпичами, чем с песком?

В: Как вы будете решать эту задачу?

Д: Эта задача на вычитание. Надо от большего отнять меньшее значение. Машин с кирпичами 5, а с песком 1. Нужно от 5 вычесть 1. Получим ответ 4. Машин с кирпичами на 4 больше, чем с песком.

В: Вы рассуждали правильно. Кто хочет записать на доске решение задачи и ответ? (один ребенок на доске делает запись 5-1=4)

Воспитатель: В доме на вашей карточке есть два пустых окна. В верхнем окошке запишите решение и ответ этой задачи.

Воспитатель: Кроме кирпичей и песка на стройку завезли краску. Задачу про краску вы решите самостоятельно и запишите ее решение и ответ в нижнем пустом окошке.

                                                Задача № 2

     Чтобы покрасить оконные рамы в квартире потребуется 3 банки белой краски, а на покраску дверей потребуется 4 банки белой краски. Сколько всего банок краски потребуется?

В: Какой ответ у вас получился?

Д: Потребуется 7 банок белой краски.

В: Отлично! С инженерными расчетами вы справились. А сейчас предлагаю вам немного отдохнуть.

Интеллектуальная разминка «Закончи предложение».

  1. Слон большой, а мышка …(маленькая)
  2. Ручей узкий, а река…(широкая)
  3. Закончилась зима, наступило…(лето)
  4. Закончилась ночь, наступает …(утро)
  5. Сегодня пятница, а завтра будет…(суббота)
  6. Шарф длинный, а карандаш… (короткий)
  7. Доска широкая, а линейка…(узкая).

В: Молодцы! Настало время приступать к строительству Теремка. Рассмотрите проект  (Приложение 2)

Из фигур какого цвета и формы он состоит?

Д: Один красный треугольник, два красных квадрата, один зеленый прямоугольник, один желтый прямоугольник, один синий квадрат, один голубой квадрат.

В: Сколько всего деталей потребуется?

Д: Потребуется семь деталей.

Воспитатель: Ответьте кратко на вопросы.

  1. Сколько потребуется деталей треугольной формы? (1)
  2. Сколько потребуется деталей квадратной  формы? (4)
  3. Сколько потребуется деталей прямоугольной формы? (2)

В: Сложить детали дома надо с учетом замысла архитектора. Каждый будет помогать персонажу, изображение которого было на карточке с заданиями.

Постройтесь в порядке заселения Теремка героями сказки.

В: Начать перекличку!

Дети: Мышь первая, лягушка вторая, еж третий, заяц четвертый, лиса пятая, волк шестой, медведь седьмой.

В: Начать обратный отсчет!

Д: Считает в обратном порядке от 10 до 1.

Воспитатель: Начать строительство Теремка! (Дети складывают Теремок из модулей по проекту, первый модуль – мышка, второй – лягушка, третий – еж и т.д.). Звучит музыка.

В: Молодцы! Вы очень старались и построили героям сказки «Теремок» новое жилище. Недаром, есть такая пословица. Дружба в делах помощница.

Воспитатель: Что мы сегодня делали, чтобы построить новый Теремок?

Дети: Мы выполняли арифметические действия, называли строительные профессии, выполняли графический диктант, строили из модулей теремок.

В: Наше занятие закончено. Давайте попрощаемся с гостями.

        Приложение 2

                                                                                          Приложение 1

                           

Список используемой литературы

1. Метлина Л.С. Математика в детском саду. М., 1984.

2. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников: Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1985.

3. Иллюстрации автора.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Что нам стоит театр построить" (сюжетно-ролевая игра)

ЦЕЛЬ: формирование умения творчески развивать сюжет игры; формирование у дошкольников конкретных представлений о строительстве, его этапах. Закрепление знаний о рабочих профессиях. Воспитание ув...

Мы построим новый дом

КОНСПЕКТ Сюжетного  занятия по физической культуре  в подготовительной  группе  «Мы построим новый дом»   ЦЕЛЬ:  Формирование патриотических чувств у дошкольников...

Мы построим новый дом

КОНСПЕКТ  Сюжетного  занятия по физической культуре   в подготовительной  группе   «Мы построим новый дом»   ЦЕЛЬ:  Формирование патриотических чувств у ...

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе по мотивам русской народной сказки "Как коза избушку построила"

Данное занятие можно использовать в качестве развлечения, мы же таким необычным способом познакомили детей с новым произведением устного народного творчества - сказкой "Как коза избушку построила"....

Конструирование из бумаги"Мы построим теремок"

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад № 411» г. Перми ул. Целинная 11 а, Тел. / факс: 267-09-59 E-mail: child411@mail.ru Конспект занятия п...

"Построим матрёшке домик"

Занятие по математике и конструированию в средней группе с использованием логических блоков Дьенеша...