Конспект занятия по ФЭМП с использованием ИКТ "Приключение колобка"
план-конспект занятия по математике (средняя группа) по теме

На занятии дети учатся сравнивать шар и круг, называть диких животных и их детенышей. Ребята закрепляют счет в пределах 3-х, откладывают определенное количество предметов, сравнивают две группы предметов по количественному составу, соотносят с цифрой, знакомятся с задачами. Играют в малоподвижную и пальчиковую игру и в интерактивные игры "Что не похоже на круг?", "Четвертый лишний", "Сколько?" С ними проводится релаксационная зрительная гимнастика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kolobok_ml.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 93» комбинированного вида

городского округа г. Стерлитамак Республики Башкортостан

Конспект

занятия по формированию элементарных математических способностей с использованием компьютерных технологий

 для детей с задержкой психического развития

 «Приключение Колобка

или счет до 3»

Подготовила                 

учитель-дефектолог         

Саламатина А. А.                

2011


Задачи.

Коррекционно-обучающие:

  • закреплять цифры и числовой ряд в пределах 3;
  • продолжать учить откладывать нужное количество предметов;
  • соотносить количество предметов с цифрой;
  • учить сравнивать объемные и плоскостные фигуры круг и шар между собой;
  • учить отвечать на вопрос предложением;
  • учить образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных;
  • закрепить название геометрических фигур: треугольник, квадрат, круг, овал прямоугольник;
  • закрепить цвета: синий, красный, зеленый, желтый, оранжевый;
  • закрепить знание по охране безопасности жизни детей на улице и дома.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать мелкую и общую моторику через работу с компьютерной мышкой, игры с мячом и кругом, и использование лечебной физкультуры;
  • развивать внимание, память, мышление через обучение счетным операциям и дидактическим играм;
  • развивать связную речь через полные ответы на вопросы.

Коррекционно-воспитывающая.

  • Закрепить правила ОБЖ;
  • воспитывать нравственные качества личности дошкольников, сопереживание, ответственность и заботу о родных людях.

Оборудование.

Демонстрационный материал:

  • ТСО.

Раздаточный материал:

  • в коробочке – колесо от машины и пирамидки, тарелка игрушечная, колечко, мячик, яблоко, апельсин;
  • цифры от 1 до 3;
  • наборное полотно из 2-х полосок;
  • прямоугольники по 4 штуки.

Спортивный инвентарь:

  • мяч, обруч, круг.

Технические средства обучения:

  • Мультимедиа,
  • ноутбук,
  • компьютерная мышка,
  • презентация «Колобок».

Словарь: круглый, катится, шар,  круг, объемный, плоский, лишний, больше, меньше.

Методические приемы: разминочные загадки, имитация, сравнение, игра, показ образца, зрительная гимнастики, беседы, интерактивные игры.

Ход занятия.

Слайд 1.

Организационный момент. Ребята сегодня я вам расскажу и покажу сказку. Отгадайте про кого.

Круглый бок, румяный бок,

Живет в сказке …

Дети: Колобок.

Педагог: Правильно ребята, это колобок.

Слайд 2.

Жили-были старик со старухой.

Слайд 3.

Вот и говорит старик старухе: «Поди-ка старуха по коробу поскреби, по сусеку помети, не наскребешь ли муки на колобок».

Слайд 4.

Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела и наскребла муки горсти две. А потом замесила муку на сметане.

Слайд 5.

Стала стряпать Колобок. Положила его в печь да изжарила в масле.

Слайд 6.

А когда поджарился и подрумянился колобок, старуха на окошко студить его положила.

Слайд 7.

Колобок полежал, полежал, взял да и покатился – с окна на стол, со стола на пол, по полу и двери, прыг через порог – да в сени.

Слайд 8.

Из сеней на крыльцо, с крыльца во двор.

Слайд 9.

Со двора за ворота.

Слайд 10.

А потом все дальше и дальше.

Ребята, а скажите мне, почему говорят, что колобок катился?

Дети: Потому что он круглый.

Педагог: Правильно, он круглый, как шар или мячик. Посмотрите, как они хорошо катятся. Педагог катит мяч детям по столу. Ловите. Если его не поймать он может далеко укатиться. А на какую геометрическую фигуру похож колобок?

Дети: На круг.

Педагог: Правильно, посмотрите, он похож на круг.

Слайд 11.

Посмотрите, это круг.      

Много есть кругов вокруг!

Солнце круглое и мяч,

Круглый обруч и калач.

Колобок глядит вокруг,

Надо ж, я похож на круг.

Ребята, Колобок похож на круг только тогда, когда мы его будем рисовать, а на самом деле он объемный и похож на шар, а круг плоский. И круг катится не так хорошо как шар, он может упасть. Педагог катит круг. Мячик катится и останавливается, а круг катится и падает. Возьмите мяч и покатайте его друг другу. Хорошо катается?

Дети: Да.

Педагог: А теперь покатайте круг. Хорошо катится?

Дети: Нет.

Педагог: Посмотрите, это обруч, он похож на круг или на шар?

Дети: На круг.

Педагог: Почему вы думаете, что он похож на круг?

Дети: Потому что когда его покатишь, он упадет.

Посмотрите, у вас в коробочках лежат предметы, одни похожи на круг, а другие на шар. Выберите предметы, которые похожи на круг  и положите их на стол.

Слайд 12.

Вы правильно справились с заданием, а теперь помогите Колобку выбрать предметы похожие на круг. Дети выполняют задание на компьютере.

Слайд 13.

Колобок похож на геометрическую фигуру «КРУГ», а какие еще геометрические фигуры мы с вами знаем.

Дети: Квадрат, прямоугольник, овал, треугольник.

Слайд 14 - 20. Игра Большой – маленький.

Молодцы, а сейчас давайте продолжим нашу сказку. Покатился колобок в лес и встретил там …

Дети: Зайца.

Педагог: Правильно. Зайца. Но заяц был не большой, а маленький … (зайчонок) И стали они с зайчонком в игру играть. Давайте и мы с вами с ними поиграем.

Большой … (медведь), а маленький … (медвежонок)

Большая … (лиса), а маленькая … (лисичка)

Большой … (ёж), а маленький … (ежонок)

Большая … (белка), а маленькая … (белочка)

Большой … (волк), а маленький … (волчонок)

Большой … (дом), а маленький … (домик)

Малоподвижная игра «Есть у каждого свой дом»

У лисы в лесу глухом                                        Ходят как лисички

Есть нора надежный дом.

Не страшны зимой метели                                Прыгают, слегка присев и

Белочке в дупле на ели.                                выгнув спину.

Под кустами еж колючий                                Ходят в присядку.

Нагребает листьев кучу.

Из ветвей, корней, коры                                Изображают, как тянут ветки и

Хатки делают бобры.                                        корни.

Спит в берлоге косолапый,                                Ходьба в перевалку.

До весны сосет он лапу.

Есть у каждого свой дом,                                 Пальцы рук соединяют над

Всем тепло уютно в нем.                                    головой, изображая крышу дома.

Слайд 21.

Поиграл колобок с зайчонком и покатился дальше и встретил …

Дети: Волка.

Педагог:  Правильно волка. Но в лесу он встретил не большого волка, а маленького … (волчонка). Волчонок, спросил у Колобка, знает ли колобок цифры,  колобок ответил, что плохо. Ребята, а вы знаете цифры?

Дети: Да.

Педагог: Тогда смотрите на экран и быстро называйте цифры, которые увидите.

Слайд 22.

Помогите колобку выложить числовой ряд. Дети выкладывают числовой ряд на столе самостоятельно, затем проверяют правильность на экране.

Слайд 23.

Волчонок очень умный и хозяйственный, поэтому он знает все цифры и умеет решать задачи. Давайте и мы вместе с волчонком будем решать задачи.

У богатого волчонка

Было кваса два бочонка.

Тут ещё один бочонок

Прикатил домой волчонок.

Вместе складывать их стал –

Сколько бочек насчитал.

Дети: Три.

Педагог: Сколько бочонков было у волчонка?

Дети: Два.

Педагог: Положите столько же прямоугольников на верхнюю полоску, сколько было бочонков у волчонка.

Сколько бочонков прикатил еще волчонок?

Дети: Один.

Педагог: Положите столько же прямоугольников на нижнюю полоску, сколько добавил бочонков  волчок.

Педагог: Сколько стало бочонков у волчонка?

Дети: Три.

Педагог: Бочонков стало больше или меньше?

Дети: Больше.

Педагог: Давайте вспомним нашу задачу. У волчонка было два бочонка, он прикатил еще один бочонок, и стало три бочонка. Как у нас получилось три?

Дети: Мы к двум добавили один, и получилось три.

Вхождение в образ «Дикие животные».

Мы с волчонком играли и решали задачи, а ночью ему очень скучно и он воет на луну. Давайте представим, что мы волчата, нам грустно и поэтому мы воем на луну.

И. П. Ноги на ширине плеч наклониться и коснуться пальцами рук пола. На раз сделать вдох через нос, на два присесть, поднять голову вверх и выдохнуть с произношением звука «У». Повторить 4 – 5 раз. 

Услышав, как воют волчата, зайчата сразу пугаются и убегают от них подальше. Давайте и мы превратимся в испуганных зайчат. Поставим ушки на макушки и будем прыгать как зайчата.

И. П. Ноги вместе, кисти рук прижаты к голове, пальцы слегка согнуты (ушки). Прыжки на месте 10 – 15 сек.

А вот медведь совсем не боится волка и идет довольный не спеша вперевалочку.  

И. П. Стоя. Ноги на ширине плеч, руки слегка расставлены в стороны. На раз наклон вправо с отрывом левой ноги, на два наклон влево, левая нога встает на пол, правая подымается. Повторить 4 – 5 раз.

А лиса хитренькая, тихо крадется по лесу, её вообще никто не слышит.

И. П. Стоя. На раз подымается левая нога, согнувшись в коленном суставе,  и плавно опускается на носок, а правая рука сгибается в локтевом суставе и плавно выпрямляется вперед и опускается. На два тоже упражнение выполняется зеркально. Повторить 4 – 5 раз.

Поиграли, отдохнули, а теперь пора продолжить нашу сказку, поиграл Колобок с волчонком и покатился дальше и встретил в лесу … (медведя).

Слайд 24.

Правильно, только не большого, а маленького … (медвежонка). Ребята, посмотрите внимательно, в каком настроение наш медвежонок?

Дети: В грустном.

Педагог: Наш медвежонок грустный, потому что не может справиться с заданием. Поможем ему.

Дети: Да.

Педагог: Только прежде чем помочь медвежонку нам надо приготовить свои пальчики для игры на компьютере.

Пальчиковая гимнастика «В гости к пальчику большому».

Дети поочередно соединяют пальцы рук с большим пальцем.

В гости к пальчику большому

Приходили прямо к дому,

Указательный и средний,

Безымянный и последний

Сам мизинчик малышок

Постучался на порог.

Слайд 25, 26, 27. Игра «Четвертый лишний»

Перед медвежонком и колобком сложная задача. Им надо найти лишнею фигуру.  Дети по очереди выполняют задание на компьютере.

Слайд 28.

Помогли медвежонку, и покатился колобок дальше мимо болота, а там скачут зеленые попрыгушки, не рты, а ловушки, попадут в ловушки и комар и мушки. Кто знает, что это за попрыгушки?

Дети: Лягушки. По щелчку мыши на экране появляются лягушки. Потому что они зеленые, умеют прыгать, у них большой рот, и они ловят насекомых.

Педагог: Остановился Колобок на берегу болота и стал наблюдать за ними. Давайте и мы вместе с ним понаблюдаем за лягушками.

Слайд 29.

Дети наблюдают за появлением цветов и перемещением лягушек на экране, тем самым выполняя зрительную гимнастику. Пока мы наблюдали за лягушками, наши глазки не отдыхали, а выполняли зрительную гимнастику. А теперь давайте дадим отдохнуть глазкам, поморгайте ими (3 сек), а теперь закройте (5 сек). Выполняют упражнение 3 раза.

Слайд 30.

Покатился наш колобок дальше и встретил … (лису). И предложила лиса поиграть.

Слайд  31; 32, 33, 34, 35, 36.

Детям предлагается посчитать предметы и соотнести их количество с цифрой. Ребята по очереди выполняют задание на компьютере.

Слайд 37.

Поиграл Колобок с лисой и покатился домой к бабушке и дедушке. Сегодня наша сказка со счастливым концом. Никто даже и не собирался, есть Колобка. В лесу ему попались добрые животные, которые с ним играли. Но мы с вами знаем и другую сказку, где хитрая лиса съела Колобка. А все потому, что он без разрешения и один ушел из дома от бабушки и дедушки.

Педагог задает вопросы детям.

Ребята, скажите, можно уходить из дома одному?

Можно ли разговаривать с незнакомыми людьми?

Можно ли брать у незнакомых людей угощения?

Можно ли с незнакомыми куда-нибудь уходить или уезжать?

Какие правила безопасности жизни нарушил Колобок?

Слайд 38.

Тут и сказочке конец, а кто слушал молодец!

Итог занятия.

Ребята, вам понравилась сказка?

Мы сегодня вместе с Колобком научились сравнивать предметы похожие на шар и на круг, решать задачи, закрепили цифры и числовой ряд, соотносили цифру с количеством предметов. Помогли медвежонку найти недостающий предмет, поиграли с зайчонком в игру противоположности. Мы закрепили правила безопасности жизни. А теперь нам пора прощаться с Колобком. Давайте скажем ему до свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ФЭМП с использованием развивающих игр в средней группе.

Развивающая игра-это один из путей развития познавательных процессов....

Конспект занятия по ФЭМП с использованим ИКТ

Занятие в средней группе по математике с использованием  комьпьютера...

Конспект занятия по ФЭМП с использованием технологии саморазвития.

Конспект занятия по ФЭМП с использованием технологии саморазвития....

Конспект занятия по ФЭМП с использованием Блоков Дьенеша в подготовительной группе.

Занятие по ФЭМП в подготовительной группе. С использованием Блоков Дьенеша и карточек - символов для них....

конспекты занятий по ФЭМП с использованием дидактических игр

НОД по ФЭМП посредством использования дидактических игр...

Конспект занятия по ФЭМП «Путешествуем вместе с Колобком»

Конспект занятия по ФЭМП «Путешествуем вместе с Колобком»...