Конспект занятия по ФЭМП с использованием ИКТ "Приключение колобка"
план-конспект занятия по математике (средняя группа) по теме
На занятии дети учатся сравнивать шар и круг, называть диких животных и их детенышей. Ребята закрепляют счет в пределах 3-х, откладывают определенное количество предметов, сравнивают две группы предметов по количественному составу, соотносят с цифрой, знакомятся с задачами. Играют в малоподвижную и пальчиковую игру и в интерактивные игры "Что не похоже на круг?", "Четвертый лишний", "Сколько?" С ними проводится релаксационная зрительная гимнастика.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kolobok_ml.doc | 74.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 93» комбинированного вида
городского округа г. Стерлитамак Республики Башкортостан
Конспект
занятия по формированию элементарных математических способностей с использованием компьютерных технологий
для детей с задержкой психического развития
«Приключение Колобка
или счет до 3»
Подготовила
учитель-дефектолог
Саламатина А. А.
2011
Задачи.
Коррекционно-обучающие:
- закреплять цифры и числовой ряд в пределах 3;
- продолжать учить откладывать нужное количество предметов;
- соотносить количество предметов с цифрой;
- учить сравнивать объемные и плоскостные фигуры круг и шар между собой;
- учить отвечать на вопрос предложением;
- учить образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных;
- закрепить название геометрических фигур: треугольник, квадрат, круг, овал прямоугольник;
- закрепить цвета: синий, красный, зеленый, желтый, оранжевый;
- закрепить знание по охране безопасности жизни детей на улице и дома.
Коррекционно-развивающие:
- развивать мелкую и общую моторику через работу с компьютерной мышкой, игры с мячом и кругом, и использование лечебной физкультуры;
- развивать внимание, память, мышление через обучение счетным операциям и дидактическим играм;
- развивать связную речь через полные ответы на вопросы.
Коррекционно-воспитывающая.
- Закрепить правила ОБЖ;
- воспитывать нравственные качества личности дошкольников, сопереживание, ответственность и заботу о родных людях.
Оборудование.
Демонстрационный материал:
- ТСО.
Раздаточный материал:
- в коробочке – колесо от машины и пирамидки, тарелка игрушечная, колечко, мячик, яблоко, апельсин;
- цифры от 1 до 3;
- наборное полотно из 2-х полосок;
- прямоугольники по 4 штуки.
Спортивный инвентарь:
- мяч, обруч, круг.
Технические средства обучения:
- Мультимедиа,
- ноутбук,
- компьютерная мышка,
- презентация «Колобок».
Словарь: круглый, катится, шар, круг, объемный, плоский, лишний, больше, меньше.
Методические приемы: разминочные загадки, имитация, сравнение, игра, показ образца, зрительная гимнастики, беседы, интерактивные игры.
Ход занятия.
Слайд 1.
Организационный момент. Ребята сегодня я вам расскажу и покажу сказку. Отгадайте про кого.
Круглый бок, румяный бок,
Живет в сказке …
Дети: Колобок.
Педагог: Правильно ребята, это колобок.
Слайд 2.
Жили-были старик со старухой.
Слайд 3.
Вот и говорит старик старухе: «Поди-ка старуха по коробу поскреби, по сусеку помети, не наскребешь ли муки на колобок».
Слайд 4.
Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела и наскребла муки горсти две. А потом замесила муку на сметане.
Слайд 5.
Стала стряпать Колобок. Положила его в печь да изжарила в масле.
Слайд 6.
А когда поджарился и подрумянился колобок, старуха на окошко студить его положила.
Слайд 7.
Колобок полежал, полежал, взял да и покатился – с окна на стол, со стола на пол, по полу и двери, прыг через порог – да в сени.
Слайд 8.
Из сеней на крыльцо, с крыльца во двор.
Слайд 9.
Со двора за ворота.
Слайд 10.
А потом все дальше и дальше.
Ребята, а скажите мне, почему говорят, что колобок катился?
Дети: Потому что он круглый.
Педагог: Правильно, он круглый, как шар или мячик. Посмотрите, как они хорошо катятся. Педагог катит мяч детям по столу. Ловите. Если его не поймать он может далеко укатиться. А на какую геометрическую фигуру похож колобок?
Дети: На круг.
Педагог: Правильно, посмотрите, он похож на круг.
Слайд 11.
Посмотрите, это круг.
Много есть кругов вокруг!
Солнце круглое и мяч,
Круглый обруч и калач.
Колобок глядит вокруг,
Надо ж, я похож на круг.
Ребята, Колобок похож на круг только тогда, когда мы его будем рисовать, а на самом деле он объемный и похож на шар, а круг плоский. И круг катится не так хорошо как шар, он может упасть. Педагог катит круг. Мячик катится и останавливается, а круг катится и падает. Возьмите мяч и покатайте его друг другу. Хорошо катается?
Дети: Да.
Педагог: А теперь покатайте круг. Хорошо катится?
Дети: Нет.
Педагог: Посмотрите, это обруч, он похож на круг или на шар?
Дети: На круг.
Педагог: Почему вы думаете, что он похож на круг?
Дети: Потому что когда его покатишь, он упадет.
Посмотрите, у вас в коробочках лежат предметы, одни похожи на круг, а другие на шар. Выберите предметы, которые похожи на круг и положите их на стол.
Слайд 12.
Вы правильно справились с заданием, а теперь помогите Колобку выбрать предметы похожие на круг. Дети выполняют задание на компьютере.
Слайд 13.
Колобок похож на геометрическую фигуру «КРУГ», а какие еще геометрические фигуры мы с вами знаем.
Дети: Квадрат, прямоугольник, овал, треугольник.
Слайд 14 - 20. Игра Большой – маленький.
Молодцы, а сейчас давайте продолжим нашу сказку. Покатился колобок в лес и встретил там …
Дети: Зайца.
Педагог: Правильно. Зайца. Но заяц был не большой, а маленький … (зайчонок) И стали они с зайчонком в игру играть. Давайте и мы с вами с ними поиграем.
Большой … (медведь), а маленький … (медвежонок)
Большая … (лиса), а маленькая … (лисичка)
Большой … (ёж), а маленький … (ежонок)
Большая … (белка), а маленькая … (белочка)
Большой … (волк), а маленький … (волчонок)
Большой … (дом), а маленький … (домик)
Малоподвижная игра «Есть у каждого свой дом»
У лисы в лесу глухом Ходят как лисички
Есть нора надежный дом.
Не страшны зимой метели Прыгают, слегка присев и
Белочке в дупле на ели. выгнув спину.
Под кустами еж колючий Ходят в присядку.
Нагребает листьев кучу.
Из ветвей, корней, коры Изображают, как тянут ветки и
Хатки делают бобры. корни.
Спит в берлоге косолапый, Ходьба в перевалку.
До весны сосет он лапу.
Есть у каждого свой дом, Пальцы рук соединяют над
Всем тепло уютно в нем. головой, изображая крышу дома.
Слайд 21.
Поиграл колобок с зайчонком и покатился дальше и встретил …
Дети: Волка.
Педагог: Правильно волка. Но в лесу он встретил не большого волка, а маленького … (волчонка). Волчонок, спросил у Колобка, знает ли колобок цифры, колобок ответил, что плохо. Ребята, а вы знаете цифры?
Дети: Да.
Педагог: Тогда смотрите на экран и быстро называйте цифры, которые увидите.
Слайд 22.
Помогите колобку выложить числовой ряд. Дети выкладывают числовой ряд на столе самостоятельно, затем проверяют правильность на экране.
Слайд 23.
Волчонок очень умный и хозяйственный, поэтому он знает все цифры и умеет решать задачи. Давайте и мы вместе с волчонком будем решать задачи.
У богатого волчонка
Было кваса два бочонка.
Тут ещё один бочонок
Прикатил домой волчонок.
Вместе складывать их стал –
Сколько бочек насчитал.
Дети: Три.
Педагог: Сколько бочонков было у волчонка?
Дети: Два.
Педагог: Положите столько же прямоугольников на верхнюю полоску, сколько было бочонков у волчонка.
Сколько бочонков прикатил еще волчонок?
Дети: Один.
Педагог: Положите столько же прямоугольников на нижнюю полоску, сколько добавил бочонков волчок.
Педагог: Сколько стало бочонков у волчонка?
Дети: Три.
Педагог: Бочонков стало больше или меньше?
Дети: Больше.
Педагог: Давайте вспомним нашу задачу. У волчонка было два бочонка, он прикатил еще один бочонок, и стало три бочонка. Как у нас получилось три?
Дети: Мы к двум добавили один, и получилось три.
Вхождение в образ «Дикие животные».
Мы с волчонком играли и решали задачи, а ночью ему очень скучно и он воет на луну. Давайте представим, что мы волчата, нам грустно и поэтому мы воем на луну.
И. П. Ноги на ширине плеч наклониться и коснуться пальцами рук пола. На раз сделать вдох через нос, на два присесть, поднять голову вверх и выдохнуть с произношением звука «У». Повторить 4 – 5 раз.
Услышав, как воют волчата, зайчата сразу пугаются и убегают от них подальше. Давайте и мы превратимся в испуганных зайчат. Поставим ушки на макушки и будем прыгать как зайчата.
И. П. Ноги вместе, кисти рук прижаты к голове, пальцы слегка согнуты (ушки). Прыжки на месте 10 – 15 сек.
А вот медведь совсем не боится волка и идет довольный не спеша вперевалочку.
И. П. Стоя. Ноги на ширине плеч, руки слегка расставлены в стороны. На раз наклон вправо с отрывом левой ноги, на два наклон влево, левая нога встает на пол, правая подымается. Повторить 4 – 5 раз.
А лиса хитренькая, тихо крадется по лесу, её вообще никто не слышит.
И. П. Стоя. На раз подымается левая нога, согнувшись в коленном суставе, и плавно опускается на носок, а правая рука сгибается в локтевом суставе и плавно выпрямляется вперед и опускается. На два тоже упражнение выполняется зеркально. Повторить 4 – 5 раз.
Поиграли, отдохнули, а теперь пора продолжить нашу сказку, поиграл Колобок с волчонком и покатился дальше и встретил в лесу … (медведя).
Слайд 24.
Правильно, только не большого, а маленького … (медвежонка). Ребята, посмотрите внимательно, в каком настроение наш медвежонок?
Дети: В грустном.
Педагог: Наш медвежонок грустный, потому что не может справиться с заданием. Поможем ему.
Дети: Да.
Педагог: Только прежде чем помочь медвежонку нам надо приготовить свои пальчики для игры на компьютере.
Пальчиковая гимнастика «В гости к пальчику большому».
Дети поочередно соединяют пальцы рук с большим пальцем.
В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому,
Указательный и средний,
Безымянный и последний
Сам мизинчик малышок
Постучался на порог.
Слайд 25, 26, 27. Игра «Четвертый лишний»
Перед медвежонком и колобком сложная задача. Им надо найти лишнею фигуру. Дети по очереди выполняют задание на компьютере.
Слайд 28.
Помогли медвежонку, и покатился колобок дальше мимо болота, а там скачут зеленые попрыгушки, не рты, а ловушки, попадут в ловушки и комар и мушки. Кто знает, что это за попрыгушки?
Дети: Лягушки. По щелчку мыши на экране появляются лягушки. Потому что они зеленые, умеют прыгать, у них большой рот, и они ловят насекомых.
Педагог: Остановился Колобок на берегу болота и стал наблюдать за ними. Давайте и мы вместе с ним понаблюдаем за лягушками.
Слайд 29.
Дети наблюдают за появлением цветов и перемещением лягушек на экране, тем самым выполняя зрительную гимнастику. Пока мы наблюдали за лягушками, наши глазки не отдыхали, а выполняли зрительную гимнастику. А теперь давайте дадим отдохнуть глазкам, поморгайте ими (3 сек), а теперь закройте (5 сек). Выполняют упражнение 3 раза.
Слайд 30.
Покатился наш колобок дальше и встретил … (лису). И предложила лиса поиграть.
Слайд 31; 32, 33, 34, 35, 36.
Детям предлагается посчитать предметы и соотнести их количество с цифрой. Ребята по очереди выполняют задание на компьютере.
Слайд 37.
Поиграл Колобок с лисой и покатился домой к бабушке и дедушке. Сегодня наша сказка со счастливым концом. Никто даже и не собирался, есть Колобка. В лесу ему попались добрые животные, которые с ним играли. Но мы с вами знаем и другую сказку, где хитрая лиса съела Колобка. А все потому, что он без разрешения и один ушел из дома от бабушки и дедушки.
Педагог задает вопросы детям.
Ребята, скажите, можно уходить из дома одному?
Можно ли разговаривать с незнакомыми людьми?
Можно ли брать у незнакомых людей угощения?
Можно ли с незнакомыми куда-нибудь уходить или уезжать?
Какие правила безопасности жизни нарушил Колобок?
Слайд 38.
Тут и сказочке конец, а кто слушал молодец!
Итог занятия.
Ребята, вам понравилась сказка?
Мы сегодня вместе с Колобком научились сравнивать предметы похожие на шар и на круг, решать задачи, закрепили цифры и числовой ряд, соотносили цифру с количеством предметов. Помогли медвежонку найти недостающий предмет, поиграли с зайчонком в игру противоположности. Мы закрепили правила безопасности жизни. А теперь нам пора прощаться с Колобком. Давайте скажем ему до свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ФЭМП с использованием развивающих игр в средней группе.
Развивающая игра-это один из путей развития познавательных процессов....
Конспект занятия по ФЭМП с использованием технологии саморазвития.
«Поможем гномику вернуться домой»...
Конспект занятия по ФЭМП с использованим ИКТ
Занятие в средней группе по математике с использованием комьпьютера...
Конспект занятия по ФЭМП с использованием технологии саморазвития.
Конспект занятия по ФЭМП с использованием технологии саморазвития....
Конспект занятия по ФЭМП с использованием Блоков Дьенеша в подготовительной группе.
Занятие по ФЭМП в подготовительной группе. С использованием Блоков Дьенеша и карточек - символов для них....
конспекты занятий по ФЭМП с использованием дидактических игр
НОД по ФЭМП посредством использования дидактических игр...
Конспект занятия по ФЭМП «Путешествуем вместе с Колобком»
Конспект занятия по ФЭМП «Путешествуем вместе с Колобком»...