Консультации для педагогов
статья по математике по теме
Развитие интелектуальных способностей дошкольного возраста
Одна из важнейших задач воспитания маленького ребёнка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволят осваивать новое. Каждый дошкольник – это маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя мир.
Математика по праву зан6имает большое место в системе дошкольного образования. Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она ни предназначалась, несёт в себе определённую умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом. Умственная задача - найти путь решения – реализуется средствами игры в игровых действиях, здесь вы познакомитесь некоторыми из них, которые описаны в моих консультациях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultacii_dlya_pedagogovdokument_microsoft_office_word.docx | 20.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
ТЕМА: «Интеллектуальное развитие дошкольников при использовании
логических блоков Дьенеша»
Подготовила: Подлеснова О.В.
Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. В дошкольной педагогике существует множество разнообразных методических материалов: методик, технологий, которые обеспечивают интеллектуальное развитие детей. Наиболее эффективным пособием являются логические блоки Дьенеша.
Определены задачи использования логических блоков в работе с детьми:
1.Развивать логическое мышление. Развивать представление о множестве, операции над множеством (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование). Формировать представления о математических понятиях (алгоритм, кодирование и декодирование информации, кодирование со знаком отрицания).
2.Развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам (по одному, двум, трем ) объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.
3.Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.
4.Развивать пространственные представления.
5.Равивать знания, умения, навыки, необходимые для самостоятельного решения учебных и практических задач.
6.Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей.
7.Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.
8.Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.
9.Развивать психические функции, связанные с речевой деятельностью.
Решение данных задач позволяет в дальнейшем детям успешно овладеть основами математики.
На основе логических блоков разработан игровой материал. Игровые упражнения и игры отличаются занимательностью и соответствуют уровню сложности заданий.
Игры составлены на основе комплекта геометрических фигур. Этот комплект может состоять из геометрических фигур:
а) четырех форм
(круг, треугольник, прямоугольник, квадрат). По мере усвоения детьми основных форм, возможно, познакомить с овалом, ромбом на усмотрение педагога;
б) четырех цветов (красный, синий, желтый, зеленый). Целесообразно дать представление о последовательности цветов в спектре;
в) двух размеров (большой, маленький);
г) двух видов толщины (толстый, тонкий).
Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: одной из четырех форм одним из четырех цветов, одним из двух размеров, одним из двух видов толщины.
Использование блоков Дьенеша помогает в изучении основных свойств геометрических фигур по признакам и по существующим во множестве геометрическим отношениям (соотношениям), включать подмножества в состав множества; разбивать множество на непересекающиеся подмножества.
Работу по формированию познавательных способностей целесообразно начать со знакомства с формой, затем с цветом. И, соответственно, предлагать детям игры и упражнения на развитие умения оперировать одним свойством (обобщать и классифицировать, сравнивать объекты по одному свойству). Когда ребенок легко и безошибочно справляется с заданием определенной ступени, следует предложить игры и упражнения на развитие умения оперировать сразу двумя свойствами, а затем и тремя, и четырьмя свойствами.
Для проверки того, насколько хорошо дети усвоили свойства геометрических фигур, вводится специальный код, графически изображающий данные свойства. Это позволяет развивать способность к моделированию и замещению свойств, умению кодировать и декодировать информацию. Когда дети свободно научаться пользоваться кодовыми карточками, вводиться код, обозначающий знак отрицания «не». Не квадрат, значит круг или треугольник или прямоугольник, не красный, значит синий или желтый или зеленый; не большой, значит маленький и т.п.
Строгое следование одного этапа за другим необязательно. В зависимости от того, с какого возраста начинается работа с блоками, а также от уровня развития детей.
Логические блоки можно использовать:
а) в подвижных играх (предметные ориентиры, обозначение домиков, дорожек, лабиринтов);
б) как настольно-печатные (изготовить карты к играм «Рассели жильцов», «Какой фигуры не хватает», «Найди место фигуре», «Головоломки»);
в) в сюжетно-ролевых играх: « Магазин» (деньги обозначаются блоками, цены на товар обозначаются кодовыми карточками). «Почта» (адрес на посылке, письме, открытке обозначается блоками, адрес на домике обозначается кодовыми карточками). Аналогично: «Поезд» (билеты, места).
Использование логических блоков в аппликации, рисовании, конструировании и моделировании предметов из геометрических фигур разнообразит занятия детей, сделает их интересней, поможет детям легче ориентироваться в пространстве и закономерностях («Дом», «Елочка», «Бабочка», «Животные» и т.д.)
Для того чтобы поддержать интерес детей к занятиям, к обучению, необходимо разнообразить их игровыми задачами, сюжетами, сказочными персонажами.
Изготовить логические блоки можно из цветной бумаги и картона. Также необходимо изготовить кодовые карточки, на которых условно обозначены свойства блоков. Целесообразно изображать условные обозначения формы, размера, толщины-черным цветом, а обозначение цвета-цветным расплывчатым пятном. Это нужно для того, чтобы свойства блоков не перемешивались. Следует изготовить и карточки со знаком отрицания.
Можно использовать еще одно пособие с логическими блоками Дьенеша, заменяющее кодовые карточки. Его можно изготовить самостоятельно. Для этого нужно взять альбом или тетрадь, у которых листы соединены пружиной. Со стороны скрепления листов отступить примерно 10см
и отрезать вдоль. Оставшаяся полоска из скреплённых листов (оставить 4 листа) делится на 4 части и разрезается до пружины, чтобы было возможно перелистывать отдельные части. На первой части на каждом листе изображается код формы, на второй части - код цвета, на третьей - код размера, на четвёртой - код толщины. При описании блока или кодировании перелистываются листочки, выбирается подходящее фигуре свойство.
Работать с детьми, заниматься с ними, развивать и обучать, возможно, только в системе и на основе только личностно-ориентированной модели общения.
Перед педагогом стоит задача чрезвычайной важности, развивать:
- умственные способности детей;
- логическое мышление;
- умение рассуждать;
- отстаивать своё мнение;
- способность логично и обстоятельно выдвигать свои идеи.
Желаю удачи!
Консультация для педагогов
ТЕМА: «Как работать с палочками Кюизенера?»
Подготовила: Подлеснова О.В.
Одна из важнейших задач воспитания маленького ребёнка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволят осваивать новое. Каждый дошкольник – это маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя мир.
Математика по праву зан6имает большое место в системе дошкольного образования. Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она ни предназначалась, несёт в себе определённую умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом. Умственная задача - найти путь решения – реализуется средствами игры в игровых действиях.
Важно научить детей не только считать, измерять и решать арифметические задачи, но и развивать у них способность видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения и зависимости, умения «конструировать», оперировать предметами знаками и символами.
Особую роль на современном этапе обучения отводится не стандартным дидактическим средствам. Сегодня особенной популярностью у педагогов пользуются палочки Кюизенера.
Палочки Кюизенера представляют собой разноцветные полоски разной длины.
Размер, см | Цвет | Условное обозначение |
2 х 2 | Белая | 1 |
2 х 4 | Розовая | 2 |
2 х 6 | Голубая | 3 |
2 х 8 | Красная | 4 |
2 х 10 | Жёлтая | 5 |
2 х 12 | Фиолетовая | 6 |
2 х 14 | Чёрная | 7 |
2 х 16 | Бордовая | 8 |
2 х 18 | Синяя | 9 |
2 х 20 | Оранжевая | 10 |
На каждого ребёнка необходимо столько палочек, сколько указано на пункте «оборудование» каждой из игр. Демонстрационный набор полосок для работы на фланелиграфе педагог может изготовить крупнее.
Палочки дают возможность выполнять различные упражнения на столе, в то время как полоски можно размещать как на столе (в горизонтальной плоскости), так и на фланелиграфе (в вертикальной плоскости). С палочками и полосками можно играть и на полу.
Использование чисел в цвете позволяет развивать у дошкольников представление о числе на основе счета и измерения. Выделение цвета и длины полосок поможет дошкольникам освоить ключевые для их возраста средства познания - сенсорные эталоны (эталоны цвета, размера) и такие способы
познания, как сравнение, сопоставление предметов (по цвету, длине, ширине, высоте).
От элементарной игры с цветными полосками дети постепенно продвигаются к понятию пространственно – количественных характеристик, которые осваиваются в совместной деятельности ребенка и взрослого. Важно не ограничиваться показом готовых построек. Нужно дать возможность выбирать действия ребенку самому, тогда игра станет радостным открытием нового. Дети быстро учатся переводить игру красок в числовые отношения.
Прежде чем начать занятия с детьми, дайте им возможность рассмотреть полоски. Тщательно наблюдайте за тем, как дети играют с полосками: выкладывают узоры, конструируют, разворачивают сюжетно – ролевую или самостоятельную игру и т.д. Возможно, уже в ходе игр детям удастся сделать собственные открытия:
-полосок много, они все разных цветов (ребенок перечисляет те цвета, которые он знает);
-есть полоски одинакового цвета, есть разного;
-одни полоски длиннее, другие короче.
Наблюдение за деятельностью детей позволит педагогу получить информацию:
-о направленности интересов каждого ребенка;
-о том, насколько самостоятельно и как долго он решает предложенную ему задачу, каким образом это делает;
-о том, какие задачи ставит сам, насколько инициативен при этом;
-об уровне развития того или иного ребенка.
Игры подготовительного этапа
Игры и упражнения состоят в группировке полосок по разным признакам, сооружению из них построек. Дети осваивают состав комплекта полосок, их цвета, соотношение полосок по размеру.
По мимо выражений «такой же», «не такой, как» используются слова «одинаковые», «разные».
В ходе этих игр педагог должен помочь каждому выделить свойства (признаки), по которым сравнивают полоски: цвет и длину. Для этого предлагает ребенку следующее:
-найди и покажи полоску такую же по цвету (по длине);
-отбери все красные (синие, желтые и т.д.) полоски такой же длины;
-отбери по одной полоске разного цвета;
-перечисли цвета всех полосок на столе;
-раскрась шарик так, чтобы цвет его и полоски был одинаковым и т.д.
Предложите детям:
-найти и показать (взять) самую короткую (длинную) полоску и назвать ее цвет;
-выбрать две полоски и найти среди них длинную (короткую);
-сравнив две полоски, выбранные ребенком или взрослым, ответить на вопрос: «Какая это полоска - коротая или длинная?»
После этого педагог помогает детям сопоставить полоски одновременно по цвету и длине: «Белая полоска короче всех остальных». «Синяя полоска короче оранжевой, но длиннее всех остальных». «Красная полоска длиннее белой, розовой и голубой, но короче желтой, фиолетовой, всех остальных» и т.д.
Выбрав две или больше полосок, педагог задает детям наводящие вопросы:
«Эти полоски одинаковые или разные? Что у них одинаковое? Что - разное?»
Такие вопросы и сопоставления помогут детям сделать вывод: полоски, одинаковые по цвету, одинаковы и по длине.
Для развития представлений о количественных отношениях детям предлагают выполнить следующие задания и ответить на вопросы:
-Найдите и покажите одну полоску, много полосок, две полоски, столько же полосок.
-Полосок стало больше (меньше)? (Вопрос задают после того, как добавляют или убирают одну или несколько полосок).
Желаю успеха!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»
Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....
Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов
Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...
Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»
Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...
Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».
Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....
Консультация для педагогов. Консультация для педагогов "Учёт свойств темперамента в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками"
Информация для педагогов...
Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов
Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....
Консультация для педагогов: Консультация для педагогов: Поддержка образовательной инициативы семьи
Консультация для педагогов: Поддержка образовательной инициативы семьи...