Занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе «В магазине игрушек»
методическая разработка (математика) на тему
ЦЕЛЬ:
1. Познакомить с понятием таблицы (строка, столбец), учить пользоваться простейшими таблицами.
2. Закреплять порядковый счет в пределах 9, представления о числе 0, закон сохранения количества.
3. Закреплять представления о геометрических фигурах, умение сравнивать фигуры по свойствам и находить закономерность в их расположении.
МАТЕРИАЛЫ К ЗАНЯТИЮ:
Демонстрационный - 9 кукол разного размера, одна из которых подходит к кукольной коляске, коляска, мишка, плакат с таблицей, геометрические фигуры, цифры 0-9.
Раздаточный — карточки с таблицами, фишки, карандаши.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1. Игра: «В Стране геометрических фигур».
1)
(На столе у меня геометрические фигуры двух размеров и трех цветов. Рассказываю детям историю):
- В некотором царстве, некотором государстве жили-были геометрические фигуры. Было их много: вот сколько! Они вам знакомы? Кто это?
Показываю на одну из фигур. Надо все рассказать о ней: о ее размере, цвете, форме. Каждый ребенок рассказывает об одной фигуре. Последняя фигура, о которой рассказывали (например, маленький желтый квадрат) «хвалит» детей и предлагает им очень трудную задачу. На фланелеграфе, кроме него, еще 3 фигуры, на-пример:
- Посмотрите на нас внимательно, - сказал маленький желтый квадрат, - и найдите фигуру, которая больше всего не похожа на меня. Объясните, почему? (Большой красный круг: отличается сразу по трем признакам — форме, цвету и размеру, а остальные фигуры — по одному или двум признакам.)
2)
- Решили фигуры поиграть в жмурки. Некоторые забрались в «Волшебный мешочек» (сшит по принципу «рукава» для зарядки фотоаппаратов), а другие - остались на улице.
(В мешочке 7 - 8 фигур двух размеров (большие и маленькие), трех форм (круг, квадрат и треугольник) и четырех цветов (красный, синий, желтый, зеленый). На столе — такие же фигуры по форме и размеру, но другого цвета.
Ребенок нащупывает двумя руками какую-нибудь фигуру, держит в одной руке, не вынимая из мешка, а свободной рукой показывает на столе такую же фигуру. Затем фигура из мешка вынимается, и обе фигуры сравниваются:)
- Совершенно ли одинаковые фигуры? Почему? (Отличаются по цвету.)
3)
- Наигрались геометрические фигуры, и домой собрались. (Выставляю картинку с «домиком» - таблицей, на столе у него соответствующий набор геометрических фигур. Такие же таблицы с фишками, но меньшего размера, раздаются детям:
- Сосчитайте число этажей в доме. (5) Этажи в этом домике называются строками. Повторим все вместе, как они называются.
- Какие фигуры живут на 1-м этаже, 2-м, 3-м, 4-м, 5-м? (Овалы, прямоугольники, треугольники, круги, квадраты)
- Сколько квартир на каждомэтаже? (4) Какие фигуры в них живут? (В 1-х квартирах - красные фигуры, во 2-х - желтые, в 3-х - зеленые и в 4-х - синие.)
- Квартиры с одним номером расположены по столбцам. Сколько столбцов? (4) Покажите их.
- Пришел домой красный треугольник. (Показываю его) Где его квартира?
Один ребенок ставит фигуру на демонстрационную таблицу, а остальные дети - каждый в своей таблице. Затем решения сравниваются и объясняются. Таким образом, расселяются 5 - 6 жильцов.
- Закрыли фигуры двери своих квартир. (Фигуры убираются.)
-Кто живет на 5-м этаже в 3-й квартире, на 4-м этаже во 2-й квартире и т.д.?
2. Физкультминутка.
Выставляю на доске 7-9 елочек, 7 - 9 бабочек, по ходу стихотворения несколько раз стучу в бубен. Дети выполняют соответствующее число движений:
Ты подпрыгни столько раз,
Сколько бабочек у нас.
Сколько елочек зеленых,
Столько выполним наклонов.
Сколько раз ударю в бубен,
Столько раз поднимем руки.
3.Игра: «В магазине игрушек».
1) Сажает в ряд 9 кукол разного размера. Петрушка рас-сказывает историю:
- Однажды в игрушечном магазине я увидел такую картину: мама с дочкой пришли покупать куклу. У дочки игрушечная коляска (воспита-тель ставит перед детьми маленькую коляску). Дочка просит 3-ю куклу, а мама с ней не соглашается и говорит, что нужно купить 7-ю. Дочка говорит, что 7-ая кукла раздавит коляску, и то же самое говорит мама о 3-ей кукле. У девочки на глазах появились слезы, а голос у мамы становился все строже. Как вы думаете, почему они спорили?
Детям дается возможность порассуждать, проверить свои выводы (посадить кукол в коляску). Они должны догадаться, что кукла, которая подходит к кукольной коляске, расположена на 7-м месте слева или на 3-м справа — из-за этого и возник спор. Детям задаются вопросы:
- Как узнать, сколько игрушек на полке? (Пересчитать.)
- Пересчитайте их слева направо, а теперь справа налево. (9 игрушек.)
- Сколько будет игрушек, если их посадить в кружок? (Столько же - 9.)
В итоге обсуждения дети должны осмыслить следующее: когда надо узнать «сколько предметов, не имеет значения, откуда начать счет, главное — ни одного не пропустить и ни один не считать дважды. A если надо узнать «на каком месте», всегда договариваются, откуда считать.
- Девочка просила купить ей 3-ю куклу, С какой стороны она считала?
- А мама с какой стороны считала?
- Сколько на витрине выставлено грузовиков? (0)
2) Петрушка предлагает детям поиграть. Они должны закрыть глаза, а я в это время на место одной из кукол сажаю медведя. Дети должны определить, что изменилось, и выразить это в речи. Игра про-водится 2 - 3 раза, и каждый раз воспитатель спрашивает у детей, с какой стороны они считали.
4. Физкультминутка.
Мишка с куклой громко топают, -
Громко топают — посмотри!
И в ладоши звонко хлопают,
Звонко хлопают — раз, два, три.
Мишке весело, мишке весело –
Вертит мишенька головой.
Кукле весело, тоже весело,
Ой, как весело, ой-ой-ой!
5. Игра «Найди фигуру».
Предлагаю детям листки с заданиями, в которых они на основе сравнения должны выявить закономерность, продолжить ее или
найти недостающий член ряда. Уровень трудности заданий должен быть индивидуальным и соответствовать уровню подготовки детей, например:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе (4-5) лет на тему "Путешествие на воздушном шаре в страну Геометрических фигур"пр
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе (4-5 лет) на тему: «Путешествие на воздушном шаре в страну Геометрических фигур».Цель: Создать...
КОНСПЕКТ Занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе «Жадные медвежата»
ЦЕЛЬ: 1. Формировать представление об измерении объема с помощью мерки, о зависимости результата измерения от величины мерки.2. Закреплять счет в пределах 9, пространственные представления, умен...
Конспект комплексного занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе.
Конспект комплексного занятия по формированию элементарныхматематических представлений в средней группе. Тема: "В гостях у сказки"...
Занятие по формированию элементарных математических представлений в средней группе.
Программное содержание: · Закреплять представления о том, что результат счета не зависит от расстояния между предметами (в пределах 5).·...
Конспект интегрированного занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе "Математические звёздочки"
На занятии дети делятся на две команды с помощью "математических" медалей и занимаются математикой, играя в различные игры. Занятие заканчивается аппликацией....
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе Тема занятия: Петрушка в гостях у ребят.
Конспектзанятия по формированию элементарныхматематических представлений в средней группеТема занятия: Петрушка в гостях у ребят....
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе. "Путешествие в зоопарк". Открытое занятие.
Тема занятия: «Путешествие в зоопарк»Цель: Закрепление полученных ранее знаний в конструктивной деятельностиЗадачи: Обучающие:- Побуждать к познавательно – исследовательской дея...