Занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе «В магазине игрушек»
методическая разработка (математика) на тему

Белкина Ирина Петровна

ЦЕЛЬ:

 

1. Познакомить с понятием таблицы (строка, столбец), учить пользоваться простейшими таблицами.

2. Закреплять порядковый счет в пределах 9, представления о числе 0, закон сохранения количества.

3. Закреплять представления о геометрических фигурах, умение сравнивать фигуры по свойствам и находить закономерность в их расположении.

 

МАТЕРИАЛЫ К ЗАНЯТИЮ:

 

Демонстрационный - 9 кукол разного размера, одна из которых подходит к кукольной коляске, коляска, мишка, плакат с таблицей, геометрические фигуры, цифры 0-9.

Раздаточный — карточки с таблицами, фишки, карандаши.

 

ХОД ЗАНЯТИЯ:

 1. Игра: «В Стране геометрических фигур».

1)

(На столе у меня геометрические фигуры двух размеров и трех цветов. Рассказываю детям историю):

- В некотором царстве, некотором государстве жили-были геометрические фигуры. Было их много: вот сколько! Они вам знакомы? Кто это?

Показываю на одну из фигур. Надо все рассказать о ней: о ее размере, цвете, форме. Каждый ребенок рассказывает об одной фигуре. Последняя фигура, о которой рассказывали (например, маленький желтый квадрат) «хвалит» детей и предлагает им очень трудную задачу. На фланелеграфе, кроме него, еще 3 фигуры, на-пример:

- Посмотрите на нас внимательно, - сказал маленький желтый квадрат, - и найдите фигуру, которая больше всего не похожа на меня. Объясните, почему? (Большой красный круг: отличается сразу по трем признакам — форме, цвету и размеру, а остальные фигуры — по одному или двум признакам.)

2)

- Решили фигуры поиграть в жмурки. Некоторые забрались в «Волшебный мешочек» (сшит по принципу «рукава» для зарядки фотоаппаратов), а другие - остались на улице.

(В мешочке 7 -  8 фигур двух размеров (большие и маленькие), трех форм (круг, квадрат и треугольник) и четырех цветов (красный, синий, желтый, зеленый). На столе — такие же фигуры по форме и размеру, но другого цвета.

Ребенок нащупывает двумя руками какую-нибудь фигуру, держит в одной руке, не вынимая из мешка, а свободной рукой показывает на столе такую же фигуру. Затем фигура из мешка вынимается, и обе фигуры сравниваются:)

- Совершенно ли одинаковые фигуры? Почему? (Отличаются по цвету.)

3)

- Наигрались геометрические фигуры, и домой собрались. (Выставляю  картинку с «домиком» - таблицей, на столе у него соответствующий набор геометрических фигур. Такие же таблицы с фишками, но меньшего размера, раздаются детям:

 

 

 
 image
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


- Сосчитайте число этажей в доме. (5) Этажи в этом домике называются строками. Повторим все вместе, как они называются.

- Какие фигуры живут на 1-м этаже, 2-м, 3-м, 4-м, 5-м? (Овалы, прямоугольники, треугольники, круги, квадраты)

- Сколько квартир на каждомэтаже? (4) Какие фигуры в них живут? (В 1-х квартирах - красные фигуры, во 2-х - желтые, в 3-х - зеленые и в 4-х - синие.)

- Квартиры с одним номером расположены по столбцам. Сколько столбцов? (4) Покажите их.

- Пришел домой красный треугольник. (Показываю его) Где его квартира?

Один ребенок ставит фигуру на демонстрационную таблицу, а остальные дети - каждый в своей таблице. Затем решения сравниваются и объясняются. Таким образом, расселяются 5 - 6 жильцов.

- Закрыли фигуры двери своих квартир. (Фигуры убираются.)

-Кто живет на 5-м этаже в 3-й квартире, на 4-м этаже во 2-й квартире и т.д.?

 

2. Физкультминутка.

Выставляю на доске 7-9 елочек, 7 - 9 бабочек, по ходу стихотворения несколько раз стучу в бубен. Дети выполняют соответствующее число движений:

 

Ты подпрыгни столько раз,
Сколько бабочек у нас.
Сколько елочек зеленых,

 

Столько выполним наклонов.
Сколько раз ударю в бубен,
Столько раз поднимем руки.

 

3.Игра: «В магазине игрушек».

1) Сажает в ряд 9 кукол разного размера. Петрушка рас-сказывает историю:

- Однажды в игрушечном магазине я увидел такую картину: мама с дочкой пришли покупать куклу. У дочки игрушечная коляска (воспита-тель ставит перед детьми маленькую коляску). Дочка просит 3-ю куклу, а мама с ней не соглашается и говорит, что нужно купить 7-ю. Дочка говорит, что 7-ая кукла раздавит коляску, и то же самое говорит мама о 3-ей кукле. У девочки на глазах появились слезы, а голос у мамы становился все строже. Как вы думаете, почему они спорили?

Детям дается возможность порассуждать, проверить свои выводы (посадить кукол в коляску). Они должны догадаться, что кукла, которая подходит к кукольной коляске, расположена на 7-м месте слева или на 3-м справа — из-за этого и возник спор. Детям задаются вопросы:

-   Как узнать, сколько игрушек на полке? (Пересчитать.)

- Пересчитайте их слева направо, а теперь справа налево. (9 игрушек.)

- Сколько будет игрушек, если их посадить в кружок? (Столько же - 9.)

В итоге обсуждения дети должны осмыслить следующее: когда надо узнать «сколько предметов, не имеет значения, откуда начать счет, главное — ни одного не пропустить и ни один не считать дважды. A если надо узнать «на каком месте», всегда договариваются, откуда считать.

- Девочка просила купить ей 3-ю куклу, С какой стороны она считала?

- А мама с какой стороны считала?

- Сколько на витрине выставлено грузовиков? (0)

2) Петрушка предлагает детям поиграть. Они должны закрыть глаза, а я в это время на место одной из кукол сажаю медведя. Дети должны определить, что изменилось, и выразить это в речи. Игра про-водится 2 - 3 раза, и каждый раз воспитатель спрашивает у детей, с какой стороны они считали.

 

4. Физкультминутка.

 


Мишка с куклой громко топают,       -                

Громко топают — посмотри!

И в ладоши звонко хлопают,

Звонко хлопают — раз, два, три.

 

Мишке весело, мишке весело –

Вертит мишенька головой.

Кукле весело, тоже весело,

Ой, как весело, ой-ой-ой!

 

5. Игра «Найди фигуру».

Предлагаю детям листки с заданиями, в которых они на основе сравнения должны выявить закономерность, продолжить ее или
найти недостающий член ряда. Уровень трудности заданий должен быть индивидуальным и соответствовать уровню подготовки детей, например:

 

 
 image

 

 

 

 

 
 image

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 image

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе (4-5) лет на тему "Путешествие на воздушном шаре в страну Геометрических фигур"пр

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе (4-5 лет) на тему:  «Путешествие на воздушном шаре в страну Геометрических фигур».Цель: Создать...

КОНСПЕКТ Занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе «Жадные медвежата»

ЦЕЛЬ: 1. Формировать представление об измерении объема с помощью мерки, о зависимости результата измерения от величины мерки.2. Закреплять счет в пределах 9, пространственные представления, умен...

Конспект комплексного занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе.

Конспект  комплексного занятия по формированию элементарныхматематических представлений в средней группе.  Тема: "В гостях у сказки"...

Занятие по формированию элементарных математических представлений в средней группе.

Программное содержание: ·        Закреплять представления о том, что результат счета не зависит от расстояния между предметами (в пределах 5).·...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе «Путешествие на поезде»

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе«Путешествие на поезде»...

Конспект интегрированного занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе "Математические звёздочки"

На занятии дети делятся на две команды с помощью "математических" медалей и занимаются математикой, играя в различные игры. Занятие заканчивается аппликацией....

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе Тема занятия: Петрушка в гостях у ребят.

Конспектзанятия по формированию элементарныхматематических представлений в средней группеТема занятия: Петрушка в гостях у ребят....