Игры и упражнения для формирования падежных конструкций
методическая разработка по логопедии

Ирина Штельма

При овладении категорией имена существительные дети с ОНР почти во всех случаях затрудняются при изменении по падежам и числам. Наибольшее количество ошибок наблюдается в окончаниях имен существительных. Происходит это из-за того, что  детям трудно отключаться от заученной именной формы слова. Поэтому так часто встречаются искажения падежных окончаний, сведение падежных форм к начальной форме именительного падежа и взаимозаменяемость форм косвенных падежей. Начальный облик слова, оказываясь чрезвычайно устойчивым, мешает развиваться формам косвенных падежей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_po_padezham.docx25.7 КБ

Предварительный просмотр:

Игры и упражнения для формирования падежных конструкций

При овладении категорией имена существительные дети с ОНР почти во всех случаях затрудняются при изменении по падежам и числам. Наибольшее количество ошибок наблюдается в окончаниях имен существительных. Происходит это из-за того, что детям трудно отключаться от заученной именной формы слова. Поэтому так часто встречаются искажения падежных окончаний, сведение падежных форм к начальной форме именительного падежа и взаимозаменяемость форм косвенных падежей. Начальный облик слова, оказываясь чрезвычайно устойчивым, мешает развиваться формам косвенных падежей. (Девочка возит лошадка.)

Часто дети затрудняются при различении форм винительного и именительного падежей из-за близости этих форм и двойственности форм винительного падежа, имеющего категорию одушевленности.

Аграмматизм падежных форм встречается и из-за ошибочного родового оформления. ( Сказала про зайчику.) Существительные женского рода усваиваются легче, среднего- труднее.

С основным формообразованием косвенных падежей тесно связаны и предложные конструкции, которые усваиваются детьми с ОНР с большим трудом. Предлоги опускаются, смешиваются, употребляются с несоответствующими им падежами существительных. (Дети едут на санки.)

Наблюдаются ошибки и при образовании форм множественного числа и при их изменении по падежам (Это котенок, а это котенки.)

Число грамматических ошибок значительно возрастает, если ребенок начинает употреблять распространенные предложения. Причина- отсутствие умения контролировать как их содержание так и форму. Последовательная и систематическая работа по устранению аграмматизма поможет восполнить пробелы в речевом развитии детей. Учет их индивидуальных особенностей при выборе методических средств, дифференцированные приемы воздействия- залог успеха логопедической работы.

Основное средство формирования грамматически правильной речи- обучение детей на специальных занятиях. Слово, его изменение по падежам и числам, словосочетание и предложение становятся содержанием их умственной работы. На занятиях дети получают образец, который запоминают и используют как эталон в оценке речи.

Развитие навыка самостоятельного изменения слов по грамматическим стереотипам, имеющим определенный тип окончания, должно опираться на взаимосвязь между разными разделами работы по грамматическому строю речи. Так, при изменении падежных форм прилагательных надо опираться на склонение существительных.

К основным приемам обучения на таких занятиях относятся:

- образец;

- объяснение;

-повторение;

- пример правильной речи ребенка;

- употребление сопряженной речи, а за ней отраженной для тех, у кого ошибки устойчивы;

Сравнение (сопоставления) слов;

- исправление;

- подсказка.

Структура построения занятия.

*Упражнения на развитие понимания нужной падежной формы.

*Упражнения в практическом образовании падежных форм существительных у доски, затем с места.

*Практические упражнения в составлении словосочетаний или падежных конструкций, содержащих форму проработанного падежа.

*Упражнения в сопоставлении различных падежей.

*Закрепление материала в дидактических играх или стихотворении.

В зависимости от уровня развития детей следует избирательно подходить к структурному построению занятия. Рекомендуется начинать с форм существительных единственного и множественного числа именительного падежа, затем знакомить с формой винительного падежа, так как она близка к форме именительного падежа и является наиболее легкой по сравнению с другими. Далее переходят к формам дательного и творительного падежей, как наиболее доступным и конкретным. В последнюю очередь знакомят с формами родительного и предложного падежей, что диктуется связью некоторых форм этих падежей с предлогами.

Порядок работы над предложными конструкциями.

  1. Вначале дети слушают логопеда, который голосом подчеркивает формообразующий элемент (окончание) и сравнивает вновь образованную форму слов с начальной. Это способствует развитию понимания нужной падежной формы.
  2. В игровой форме многократно тренируется однословный ответ с утрированным прооизношением окончания.
  3. Заучивание наизусть словосочетаний, фраз, содержащих форму проработанного падежа и состоящих сначала из существительного и глагола, затем к ним добавляется прилагательное с окончаниями –ой, -ай, -ые и другие части речи.

Первыми следует отрабатывать беспредложные конструкции, а затем переходить к предложным.

На начальных этапах речевой материал должен быть предельно простым, фразы легкими, короткими.

Нельзя допускать механического заучивания падежных форм. Надо, по возможности, меньше работать с изолированными словами и как можно быстрее переходить к речевым упражнениям на разнообразном материале.

При составлении простых предложений из 2-5 слов детям необходима ясность в понимании каждого члена предложения. Логопед следит за порядком слов в предложении, помогая детям вопросами, добиваясь чистоты грамматической формы и ускорения темпа речи. Если есть затруднения в образовании новых форм, предлагается утрированно произносить окончания этих слов с сохранением правильного литературного ударения.

  1. Для развития у детей вопросно-ответной формы речи нужно постепенно приучать их к самостоятельному конструированию фразы с употреблением слов в нужной падежной форме.
  2. Использование различных видов речевых упражнений, многократное повторение в разнообразных тренировочных упражнениях помогают образовывать сложные стереотипы.

На каждой изучаемой грамматической форме надо задерживаться до тех пор, пока у детей не выработается прочный навык в употреблении данной конструкции и лишь после этого переходить к новому материалу. В течение года необходимо многократно возвращаться к этой теме.

Результаты логопедической работы зависят от количества тренировочных упражнений и умения педагога их разнообразить. Так, игровой прием, используемый для закрепления падежных форм, может служить фоном для развернутой беседы с употреблением нужных конструкций.

Как только дети овладевают первыми двумя падежными формами существительных (И.п, В.п), необходимо сразу давать упражнения на их дифференциацию. Это нужно для того, чтобы усвоенная детьми форма не стала доминирующей в их речи и не заслонила собой все остальные формы слов. По мере отработки речевого материала в других падежах число сравниваемых падежных форм следует увеличивать. Это приводит к правильному использованию падежных форм существительных в разных речевых ситуациях.

Существенная роль в процессе обучения отводится работе над ошибками. Исправлять ребенка нужно тактично и осторожно, не в момент речи, а по окончанию фразы, чтобы не нарушить ход его мыслей. Саму ошибку лучше не повторять. Только с ребенком, имеющим более развитую речь, можно на слух сравнить правильно сказанное слово с его ошибочной формой.

Игры и упражнения для формирования падежных конструкций.

Именительный падеж

«Назови парные картинки» (шар-шары).

«Назови картинки по порядку» (запомнить, перевернуть- назвать в том же порядке).

«Найди себе пару» (Разбить детей на 2 команды. Первая получает картинки с изображением одного предмета, вторая- с изображением нескольких.)

«А у вас?» (по картинкам, игрушкам, предметам)- У меня кукла, а у тебя?- А у меня куклы.

«Назови, кто это?» (по парным картинкам) Котенок-котята.

«Кто пришел и кто ушел?» (по фигуркам или картинкам животных и их детенышей).

«Кто что нарисовал?» -( Что нарисовал мальчик?-шар. Что нарисовала девочка? –шары.)

«Магазин» (У меня машина, а в магазине машины).

«Измени слово, как я…» (лист-листья).

«Где нарисован мак, а где маки?»

«Помоги закончить предложение» (Рано утром запели…).

Родительный падеж

С числительными понятиями - много, мало 2,3,4,5.

«Один – много» (конь-коней).

«Закончи предложение» ( В лесу много деревьев, грибов, ягод… )

«Чего много в магазине?» (по стихотворению С.Михалкова «Андрюшка»)

Лежали на полке,

Стояли на полке

Слоны и собаки,

Верблюды и волки,

Пушистые кошки,

Губные гармошки,

И утки, и дудкт,

И куклы-матрешки.

«Магазин» (дети покупают разное количество предметов: один лимон, много лимонов)

«Парные картинки» (подобрать к своей картинке парную и сказать, чего на ней много).

«Какие предметы называют со словом пара?»

«Сколько их?» ( по картинкам и изображением животных).

«Угадай, кого я спрятала?»- Телят, котят и т.д.

Полезны упражнения в употреблении обобщающих слов перед однородными членами предложения, например:

-Мы видим много фруктов: яблок, груш, апельсинов.

- Маша купила много продуктов: печенья, хлеба.

«Угадай по листу дерево» ( березу, тополь).

«Эта часть какого предмета?»- Крыша дома, спинка стула.

«Угадай, чего не стало?»

«Чего не хватает Мише, чтобы пойти на улицу?»

Дательный падеж

Для обозначения предмета, в интересах которого совершается действие.

С предлогом У, к которому направлено действие для обозначения предмета.

С предлогом ПО для обозначения места.

«Кому дать?»

Встали дети в кружок,

Увидали флажок.

Кому дать, кому дать,

Кому флаг передать?

-Я дам флажок Кате.

«Кому какой корм ты дашь?» (по картинкам или предметам).

-Молоко я дам кошке.

«Кому что нужно для работы?»- Врачу-градусник, повару-половник.

«Передай ключ» - (Дети садятся в круг, логопед начинает игру? – Я даю ключ Тане, а она Саше).

«Чему обрадовалась девочка?»

«Кто к кому подошел?»

«К чему подъехала машина?»

Винительный падеж

Направленный на неодушевленные и одушевленные предметы.

«Экскурсия в зоопарк»- Кого ты видел в зоопарке?

« Что ты взял?» (с опорой на картинки, предметы).

«Кто что любит?»- Собака косточку, кошка молоко.

«Кого, что ты видел в магазине?» - (Рассмотреть картинки, запомнить, перевернуть и назвать, какие игрушки можно купить в магазине).

«Закончи предложение?» (с опорой на картинки).- Папа читает…книгу. Мама моет…дочку. Бабушка вяжет…носки.

«Сундучок с картинками»

Я картинку положила

В разноцветный сундучок.

Ну-ка, Таня, подходи,

Вынь, картинку, назови.

-Что ты вытащила?- красное яблоко, синее ведро.

Для обозначения места. С предлогами В, НА.

«Кто самый наблюдательный?» (Ребенок останавливает взгляд на любом предмете, находящимся в комнате, говоря при этом начало фразы: «Я смотрю на … Дети добавляют: цветок).

«Что куда?»- Все расставить по местам: куклу- на полку, цветы- на подоконник и т.д.

Для обозначения преодоления препятствий, с предлогом ЧЕРЕЗ

Выполнить инструкции: Перешагни через кубик. Что ты сделал?

Творительный падеж

«Чем ты будешь рисовать шар?»- ручкой, кисточкой, карандашом…

«Кто чем работает?»

«Закончи предложение»- Пол подметают (чем?)… веником (дополняет то, у кого соответствующая картинка).

С признаками времени.

«Когда это бывает?»- Зимой, весной. Вечером и т.д.

Для обозначения совместности, с предлогом С.

«Догадайся, кто с кем разговаривает?»

«Найди свое место. С кем ты стоишь?»

«С чем едят?» (с хлебом, с супом, с мясом и т.д.)

Для обозначения цели, с предлогом ЗА

«Кто за кем стоит?»

«Кто за чем прячется?»

Для обозначения местонахождения, с предлогами ПОД, НАД.

«Где сейчас красный мяч?»- над стулом, под стулом…

«Узнай, куда спрятались игрушки?»- Дети должны сказать. Где стояли (над, под) игрушки.

Предложный падеж

Для обозначения предмета, о котором идет речь, с предлогом О.

«Кто о ком заботится?»- Лиса о лисятах, кошка о котятах.

«О чем мечтает Оля?»

Для обозначения места, с предлогами В, НА

«Кто где живет?»- Медведь в берлоге, лиса в норе.

«Где хранят вещи?»- в шкафу, в буфете.

«Что где растет?»- Ели в лесу, яблоня в саду, ромашка в поле.

«Поможем Незнайке»- Дети исправляют Незнайку: -Кошка сидит в крыша.

«Где лежит, стоит предмет?»

«Догадайся, где я был?»- Я видел белку и ежа… в лесу.

«Где их можно увидеть?»- в лесу, в зоопарке, в цирке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование падежных конструкций у дошкольников с ОНР.Конспект НОД «Поможем бабушке Федоре» по теме «Изменение имен существительных единственного числа по падежам» на материале лексических тем «Посуда», «Мебель», «Домашняя утварь"с использованием ИКТ

 Сложность образования предложных и предложно-падежных конструкций - одна из главных проблем  детей с ОНР.  НОД "Поможем бабушке Федоре" позволит закрепить навык образования таки...

Формирование падежных конструкций у детей с ОНР. Конспект НОД "Путешествие Айболита" по теме "Изменение по падежам существительных в единственном числе" с использованием ИКТ.

Одна из главных задач логопеда ДОУ - сформировать грамматические конструкции у дошкольников с ОНР.  Знакомство с падежными конструкциями -очень трудная задача. В данном конспекте представлена раб...

«Игры и упражнения, способствующие формированию правильных дыхательных кинестезий, темпо – ритмических и интонационных конструкций речи».

В этой игротеке собраны игры по формированию темпо – ритмической стороны речи, игры для формирования правильных дыхательных кинестезий, игры, направленные на совершенствование невербальных, упражнения...

Игры и упражнения для отработки падежных окончаний существительных у детей с ОНР.

В сатье говориться о  наиболее часто встечающихся ошибках  у детей с ОНР, в процессе усвоения падежных конструкций. А так же предлагается ряд игр на отработку падежных окончаний имён существ...

Тема «Формирование падежных конструкций у детей с общим недоразвитием речи»

Логопедическое занятие для детей с ОНР по автоматизации звука "С" и закреплению падежных конструкций....

Игры и упражнения для отработки падежных окончаний существительных у детей с общим недоразвитием речи

Изменение по падежам является  одним из наиболее важных дефектов у детей с общим недоразвитием речи, в  устранении которого могут помочь следующие игры и упражнения...