Зимующие птицы
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Голдобина Екатерина Геннадьевна

Конспект непостредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы по теме "Зимующие птицы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект НОД25.11 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в старшей группе

Тема: «Зимующие птицы»

Цель.

Коррекция речевых нарушений детей на материале лексической темы «Зимующие птицы» посредством реализации образовательных областей «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Коррекционно-образовательные задачи.

  • Уточнение, расширение, активизация словаря по теме: «Зимующие птицы».
  • Развитие грамматического строя речи (образование прилагательных и существительных с помощью суффиксов с уменьшительно-ласкательным значением).
  • Формирование у детей навыка образования глаголов, закрепления знаний детей о голосах птиц.

Коррекционно-развивающие задачи.

  • Развитие слухового гнозиса через игру «Кто как голос подаёт?».
  • Развитие мышления через отгадывание загадок, игру «Четвёртый лишний».
  • Развитие общей моторики через игры «Синица», «День – ночь».
  • Развитие произвольного внимания через игру «День – ночь».

Воспитательные задачи.

  • Воспитание любви к обитателям природы.
  • Воспитание усидчивости, умения слушать и отвечать на вопрос.

Оборудование.

Презентация «Зимующие птицы», запись пения птиц, предметные картинки с изображением птиц, магнитная доска, магниты, мяч.

Ход НОД

  1. Оргмомент. Игра «Каких птиц зимой у кормушки не увидишь?»

Логопед перечисляет птиц, а дети называют тех, которых нельзя увидеть зимой у кормушки.

Логопед. Сорока, ворона, скворец, воробей, (скворец); журавль, соловей, ласточка, синица (журавль, соловей, ласточка). Почему этих птиц мы не сможем увидеть зимой у кормушки? (Ответы детей). Как нужно относиться к тем птицам, которые остаются зимовать?

  1. Объявление темы. Птицы.

С наступлением холодов многие птицы улетают на юг, в жаркие страны.

Птицы, которые остаются зимовать, называются зимующими. Зима страшна птицам голодом, а не холодом. Поэтому зимой нужно обязательно вывешивать кормушки для птиц.

Сегодня мы познакомимся с зимующими птицами, будем слушать их голоса, вспомним, чем они питаются. А сейчас отгадайте, как зовут нашего первого гостя.

  • Чик-чирик!

К зёрнышкам прыг!

Клюй, не робей!

Кто это? (Воробей).

На слайде появляется картинка с изображением воробья.

Какой звук издаёт воробей? (Чик-чирик!). Дети слушают голос воробья. Воробей чирикает.

Воробей – весёлый, шустрый, маленький. Воробьи строят свои гнёзда рядом с домами людей. Это неприхотливые птицы.

  • Какая птица умеет ворковать? (Голубь.)

Картинка с изображением голубя появляется на слайде. Дети слушают голос голубя.

Голуби – воркуют, доверчивые птицы. Живут вблизи домов.

Как голубь воркует? (Гру-гру.)

  • Что это за птица?

Синяя косынка,

Тёмненькая спинка.

Маленькая птичка,

Звать её… (Синичка).

На слайде появляется картинка с изображением синицы.

Послушайте, как синичка поёт. Синичка тинькает: «Тинь-тинь-тинь!»

Синичка – это небольшая птичка с жёлтеньким брюшком, а на голове чёрная шапочка. Это очень шустрые и бойкие птички. Синицы не улетают на зиму в тёплые края, а переживают зиму, укрывшись в дупле. В снежную зиму пищи совсем немного и птицам приходится нелегко. В поисках еды они прилетают к жилью человека.

  • О какой птице так говорят?

Я по дереву стучу,

Червячка добыть хочу,

Хоть и скрылся под корой –

Всё равно он будет мой! (Дятел.)

Картинка с изображением дятла появляется на слайде.

Послушайте, как стучит дятел.

Дятел большую часть времени проводит сидя на стволе дерева и стуча по нему клювом, чтобы извлечь насекомых. Дупло в стволе служит гнездом.

  • Прилетела

Серая птица

Меня не боится.

Моргнёт удивлённо

И каркает… (Ворона).

Картинка с изображением вороны появляется на слайде.

Послушайте, как ворона каркает.

Ворона – важная, горластая. Обычно вороны летают стаями. В каждой стае одна из ворон всегда выполняет роль сторожа, предупреждая остальных об опасности.

  • Следующая наша гостья.

Стрекотунья, белобока,

А зовут её… (Сорока.)

Картинка с изображением сороки появляется на слайде.

Послушайте, как трещит сорока. (Стр-стр-стр!)

Сорока – белобокая, длиннохвостая, непоседа. Она очень любопытная. Увидит что-нибудь блестящее, монетку, стёклышко и разглядывает круглым глазом. Потом схватит и утащит в своё гнездо.

  • Отгадайте, о ком идёт речь?

Вот птичка, так птичка,

Не дрозд, не синичка,

Не лебедь, не утка

И не козодой.

Но эта вот птичка,

Хоть и невеличка,

Выводит птенцов

Только лютой зимой. (Клёст.)

Картинка с изображением клёста появляется на слайде.

  • О ком идёт речь?

Всю ночь летает –

Мышей добывает.

А станет светло –

Спать летит в дупло. (Сова.)

Сова ухает: «Ух-ух-ух!»

Как можно этих птиц назвать одним словом? Почему?

Логопед. Ребята! Птицы отличаются тем, что они по-разному подают голос. А чем ещё они отличаются? (Размером, окраской перьев). Чем они похожи? (Рассматривание частей тела птицы). Чем покрыто тело птиц? (Перьями).

  1. Физминутка «Синица», «День – ночь».
  2. Развитие лексико-грамматических категорий.
  1. Игра «Какая птичка улетела?» («Кто улетел?»)

На доске 5-6 картинок с изображением зимующих птиц. Логопед предлагает детям закрыть глаза, убирает одну картинку. Затем просит детей открыть глаза и ответить на вопрос: «Кто улетел?»

  1. Игра «Сосчитай птиц». Согласование количественных прилагательных с существительными.
  2. Игра «Один – много» (с мячом).
  3. Игра «Большой – маленький» (с мячом). Образование существительных от прилагательных с уменьшительно-ласкательным значением.

Острый клюв – остренький клювик.

Тонкие лапы – тоненькие лапки.

Длинная шея – длинненькая шейка.

Белая грудь – беленькая грудка.

Чёрное крыло – чёрненькое крылышко.

Толстая шея – толстенькая шейка.

Короткий хвост – коротенький хвостик.

Светлые перья – светленькие пёрышки.

  1. Игра «Четвёртый лишний».
  1. Итог занятия.

Скажите, о ком мы говорили сегодня на занятии? Назовите зимующих птиц. Как мы можем заботиться о зимующих птицах? А теперь назовите перелётных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект "Зимующие птицы нашего края"; развлечение "Зимующие птицы нашего края"; материал к проекту

Природа--это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуальго, нравственного, речевого развития ребенка. она своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает малышей, вызывает...

презентация о зимующих птицах нашего края "ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ"

Презентация к занятию по окружающиму миру на тему : "Зимующие птицы "....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ТЕМА:ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН «КАК ПОМОЧЬ ПТИЦАМ ЗИМОЙ» ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

Коррекционно-образовательные цели: формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картин. Уточнение, расширение и активизация словаря по лексической теме «Зимую...

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Помощь птицам»

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Зимовка. Помощь птицам» Вид проекта: практико-ориентированный Продолжительность: долгосрочный. Участники проект...

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» : создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы» \

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» Цель: создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы»Задачи:1.Продолжать учить детей узнавать, запоминать и н...