Зимующие птицы
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Конспект непостредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы по теме "Зимующие птицы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД в старшей группе
Тема: «Зимующие птицы»
Цель.
Коррекция речевых нарушений детей на материале лексической темы «Зимующие птицы» посредством реализации образовательных областей «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Коррекционно-образовательные задачи.
- Уточнение, расширение, активизация словаря по теме: «Зимующие птицы».
- Развитие грамматического строя речи (образование прилагательных и существительных с помощью суффиксов с уменьшительно-ласкательным значением).
- Формирование у детей навыка образования глаголов, закрепления знаний детей о голосах птиц.
Коррекционно-развивающие задачи.
- Развитие слухового гнозиса через игру «Кто как голос подаёт?».
- Развитие мышления через отгадывание загадок, игру «Четвёртый лишний».
- Развитие общей моторики через игры «Синица», «День – ночь».
- Развитие произвольного внимания через игру «День – ночь».
Воспитательные задачи.
- Воспитание любви к обитателям природы.
- Воспитание усидчивости, умения слушать и отвечать на вопрос.
Оборудование.
Презентация «Зимующие птицы», запись пения птиц, предметные картинки с изображением птиц, магнитная доска, магниты, мяч.
Ход НОД
- Оргмомент. Игра «Каких птиц зимой у кормушки не увидишь?»
Логопед перечисляет птиц, а дети называют тех, которых нельзя увидеть зимой у кормушки.
Логопед. Сорока, ворона, скворец, воробей, (скворец); журавль, соловей, ласточка, синица (журавль, соловей, ласточка). Почему этих птиц мы не сможем увидеть зимой у кормушки? (Ответы детей). Как нужно относиться к тем птицам, которые остаются зимовать?
- Объявление темы. Птицы.
С наступлением холодов многие птицы улетают на юг, в жаркие страны.
Птицы, которые остаются зимовать, называются зимующими. Зима страшна птицам голодом, а не холодом. Поэтому зимой нужно обязательно вывешивать кормушки для птиц.
Сегодня мы познакомимся с зимующими птицами, будем слушать их голоса, вспомним, чем они питаются. А сейчас отгадайте, как зовут нашего первого гостя.
- Чик-чирик!
К зёрнышкам прыг!
Клюй, не робей!
Кто это? (Воробей).
На слайде появляется картинка с изображением воробья.
Какой звук издаёт воробей? (Чик-чирик!). Дети слушают голос воробья. Воробей чирикает.
Воробей – весёлый, шустрый, маленький. Воробьи строят свои гнёзда рядом с домами людей. Это неприхотливые птицы.
- Какая птица умеет ворковать? (Голубь.)
Картинка с изображением голубя появляется на слайде. Дети слушают голос голубя.
Голуби – воркуют, доверчивые птицы. Живут вблизи домов.
Как голубь воркует? (Гру-гру.)
- Что это за птица?
Синяя косынка,
Тёмненькая спинка.
Маленькая птичка,
Звать её… (Синичка).
На слайде появляется картинка с изображением синицы.
Послушайте, как синичка поёт. Синичка тинькает: «Тинь-тинь-тинь!»
Синичка – это небольшая птичка с жёлтеньким брюшком, а на голове чёрная шапочка. Это очень шустрые и бойкие птички. Синицы не улетают на зиму в тёплые края, а переживают зиму, укрывшись в дупле. В снежную зиму пищи совсем немного и птицам приходится нелегко. В поисках еды они прилетают к жилью человека.
- О какой птице так говорят?
Я по дереву стучу,
Червячка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой –
Всё равно он будет мой! (Дятел.)
Картинка с изображением дятла появляется на слайде.
Послушайте, как стучит дятел.
Дятел большую часть времени проводит сидя на стволе дерева и стуча по нему клювом, чтобы извлечь насекомых. Дупло в стволе служит гнездом.
- Прилетела
Серая птица
Меня не боится.
Моргнёт удивлённо
И каркает… (Ворона).
Картинка с изображением вороны появляется на слайде.
Послушайте, как ворона каркает.
Ворона – важная, горластая. Обычно вороны летают стаями. В каждой стае одна из ворон всегда выполняет роль сторожа, предупреждая остальных об опасности.
- Следующая наша гостья.
Стрекотунья, белобока,
А зовут её… (Сорока.)
Картинка с изображением сороки появляется на слайде.
Послушайте, как трещит сорока. (Стр-стр-стр!)
Сорока – белобокая, длиннохвостая, непоседа. Она очень любопытная. Увидит что-нибудь блестящее, монетку, стёклышко и разглядывает круглым глазом. Потом схватит и утащит в своё гнездо.
- Отгадайте, о ком идёт речь?
Вот птичка, так птичка,
Не дрозд, не синичка,
Не лебедь, не утка
И не козодой.
Но эта вот птичка,
Хоть и невеличка,
Выводит птенцов
Только лютой зимой. (Клёст.)
Картинка с изображением клёста появляется на слайде.
- О ком идёт речь?
Всю ночь летает –
Мышей добывает.
А станет светло –
Спать летит в дупло. (Сова.)
Сова ухает: «Ух-ух-ух!»
Как можно этих птиц назвать одним словом? Почему?
Логопед. Ребята! Птицы отличаются тем, что они по-разному подают голос. А чем ещё они отличаются? (Размером, окраской перьев). Чем они похожи? (Рассматривание частей тела птицы). Чем покрыто тело птиц? (Перьями).
- Физминутка «Синица», «День – ночь».
- Развитие лексико-грамматических категорий.
- Игра «Какая птичка улетела?» («Кто улетел?»)
На доске 5-6 картинок с изображением зимующих птиц. Логопед предлагает детям закрыть глаза, убирает одну картинку. Затем просит детей открыть глаза и ответить на вопрос: «Кто улетел?»
- Игра «Сосчитай птиц». Согласование количественных прилагательных с существительными.
- Игра «Один – много» (с мячом).
- Игра «Большой – маленький» (с мячом). Образование существительных от прилагательных с уменьшительно-ласкательным значением.
Острый клюв – остренький клювик.
Тонкие лапы – тоненькие лапки.
Длинная шея – длинненькая шейка.
Белая грудь – беленькая грудка.
Чёрное крыло – чёрненькое крылышко.
Толстая шея – толстенькая шейка.
Короткий хвост – коротенький хвостик.
Светлые перья – светленькие пёрышки.
- Игра «Четвёртый лишний».
- Итог занятия.
Скажите, о ком мы говорили сегодня на занятии? Назовите зимующих птиц. Как мы можем заботиться о зимующих птицах? А теперь назовите перелётных.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект "Зимующие птицы нашего края"; развлечение "Зимующие птицы нашего края"; материал к проекту
Природа--это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуальго, нравственного, речевого развития ребенка. она своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает малышей, вызывает...

Непосредственная образовательная деятельность по образовательным областям: «Здоровье», «Познание». 3 год обучения. Лексическая тема: «Зима, зимующие птицы» Тема занятия: «Птицы зимой»
Непосредственная образовательная деятельность по формированию количественных предствлений у детей 5-6 лет....

Конспект занятия по познавательному развитию в коррекционной подготовительной к школе группе для детей с тяжелыми нарушениями речи Лексическая тема «Зима. Зимующие птицы» Тема: «Покормите птиц зимой»
Активизация и актуализация словаря по теме «Зима. Зимующие птицы». Формирование обобщенного представления о зимующих птицах....

презентация о зимующих птицах нашего края "ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ"
Презентация к занятию по окружающиму миру на тему : "Зимующие птицы "....
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ТЕМА:ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН «КАК ПОМОЧЬ ПТИЦАМ ЗИМОЙ» ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ
Коррекционно-образовательные цели: формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картин. Уточнение, расширение и активизация словаря по лексической теме «Зимую...

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Помощь птицам»
Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Зимовка. Помощь птицам» Вид проекта: практико-ориентированный Продолжительность: долгосрочный. Участники проект...

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» : создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы» \
НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» Цель: создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы»Задачи:1.Продолжать учить детей узнавать, запоминать и н...