Квиз-игра "Такие разные слова"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Цель:
формирование представлений о многообразии слов русского языка;
Задачи:
-уточнение и обогащение лексического запаса детей;
-закрепление знаний детей о многозначности слов, крылатых выражениях, синонимических и антонимических отношениях между словами;
-развитие языкового чутья, словесно-логического мышления, внимания к родному языку;
-формирование готовности к школьному обучению;
-воспитание любви и интереса к родному языку, слову, умения работать в команде.
Представление команд, приветствие.
Ход игры:
Разминка: «Скажи наоборот»:
1 команда 2 команда
высокий - широкий –
светлый - тяжелый -
худой - сильный-
мешать - ложиться –
терять - ломать-
далеко- полезно-
небо- север-
б) «Найди лишнее слово»:
большой, громадный, сильный, огромный
красивый, пригожий, веселый, прелестный
храбрый, смелый, злой, отважный
старый, дряхлый, ветхий, маленький
1 раунд
Отгадать слово по 1-ым слогам слов-картинок и выбрать подходящую картинку:
1 команда: липа, сани – лиса; камень, банка –кабан; гиря, тарелка, ракета – гитара; маляр, шило, наушники - машина
2 команда: лиса, парашют –липа; сарафан, пони, гиря –сапоги; голубь рыба – горы, совы, бабочка, камин –собака. Составить предложения с отгаданными словами
2 раунд
«Крылатые слова»
О какой части человеческого тела идет речь?
Его можно проглотить, он без костей, может быть острым, длинным, может до Киева довести (язык)
В ней бывает ветер, она может идти кругом, ее можно ломать, морочить, на ней можно кол тесать, а еще их две – лучше, чем одна (голова)
Его можно задирать, вешать, держать по ветру, за него можно водить, а еще его нужно беречь в большой мороз (нос)
Под ними можно путаться, на них можно встать, можно не чуять их под собой, иногда одна из них бывает здесь, а другая там (ноги)
Не цветы, а вянут, не ладоши, а ими хлопают, их развешивают любопытные и доверчивые, а еще на них можно вешать лапшу (уши)
Иногда в них пускают пыль, их можно сделать большими, они могут разбегаться в разные стороны, быть на мокром месте или вылезти на лоб (глаза)
Их иногда кладут на полку, можно говорить сквозь них, их можно скалить, в холод один из них не попадает на другой (зубы)
В него часто заглядывают или набирают воды, в него не надо класть палец, , его не надо разевать на чужой каравай (рот)
б) Узнай крылатое выражение по картинке:
3 раунд «Сложные слова»
а) отгадай:
шуруп, который сам нарезает резьбу;
судно, приводимое в движение паром;
большой чайник на ножках;
деревья, поваленные бурей;
камни падают с гор;
звезды падают
б) расшифруй ребус
в)Какое сложное слово звучит в отрывке из песни? (пешеход, паровоз, рыболов, небосвод)
4 раунд «Упрямые слова»
Кто быстрее отыщет 8 неизменяемых слов
А | Т | Б | О | Л | А | В | Е | С | Ч | У | Ь |
М | Е | Н | Р | С | И | П | Б | П | О | Н | И |
И | Т | А | П | Н | М | Ь | Д | З | С | Ь | З |
И | П | И | А | Н | И | Н | О | Т | Е | Т | Г |
С | И | В | Я | Й | К | А | К | А | О | И | К |
П | А | Л | Ь | Т | О | И | С | А | Р | Е | Л |
И | П | В | К | О | Ф | Е | Т | Р | Г | У | Р |
С | Е | Й | Т | Ь | Л | Н | Ч | Э | У | Ь | А |
М | Е | Т | Р | О | Ь | Е | Н | Л | Ц | Х | Т |
И | А | В | Л | Т | Б | О | Д | И | В | Я | В |
А | С | В | И | В | Л | О | Т | О | И | Д | У |
Р | А | Д | И | О | К | И | З | К | У | Р | Й |
5 раунд «Многозначные слова»
Загадка для 1 команды:
Есть она у чемодана
И у школьницы любой,
Есть у двери ресторана
И у чашки голубой (ручка)
Загадка для 2 команды:
Может напоить водою,
Может гайку отвинтить,
А еще замок откроет,
Чтоб хозяев в дом впустить (ключ)
Нарисуйте отгадки. Составьте предложения со словами в разных значениях.
Папа взял ключи и пошел чинить машину. Петя не мог войти в квартиру, потому что потерял ключ.
5 раунд Конкурс капитанов
Отгадай загадку:
Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает.
Золотое решето черных домиков полно.
Сама пестрая, жует зеленое, дает белое.
Заворчал живой замок,
Лег у двери поперек.
Я устраиваюсь ловко:
За щекою есть кладовка.
Разноцветное коромысло
Над рекой повисло…
Подведение итогов. Награждение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

занятие в старшей группе "Такие разные слова"
Цель: Создание в группе благоприятного психоэмоционального климата....

"Такие разные слова..."
Конспект открытого занятия по грамоте. Средняя группа. Расширение представлений детей о многообразии слов. Закрепление действия слогового деления слов. Развитие умения моделировать...

Конспект занятия "Такие разные слова"
Данное занятие позволяет:- закреплять умение детей определять синонимы и антонимы в предложении на занимательном материале,- подбирать слова сходные и противоположные по смыслу,- совершенствовать умен...

Консультация для воспитателей дидактическая игра " Такие разные слова"
Консультация для воспитателей дидактическая игра " Такие разные слова"...

Долгосрочный проект "Такие разные слова"
Русский язык богат огромным количеством и разнообразием слов и словосочетаний, которые дают возможность людям:- общаться между собой;- точно и лаконично передавать свои мысли;- образно выражатьс...