Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ТНР «Полёт в космос»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Закрепление знаний детей по лексической теме.  Продолжить обучать звуковому анализу и синтезу слов, учить детей образовывать имена прилагательные от имен существительных

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ТНР

«Полёт в космос»

Цель: закрепление знаний детей по лексической теме.

Коррекционно-образовательные задачи:

продолжить обучать звуковому анализу и синтезу слов, учить детей образовывать имена прилагательные от имен существительных.

Коррекционно-развивающие задачи:

закреплять умение детей делить слова на слоги, отвечать на вопрос логопеда полным ответом, упражнять в придумывании предложений с заданным словом и составлении схем, развивать навык чтения слогов и слов, мышление, внимание, память.

Предварительная работа: чтение стихов, рассказов о космосе; рассматривание иллюстраций, просмотр презентаций по теме.

https://vkvideo.ru/video-148105888_456242194?ref_domain=yastatic.net мультфильм «День космонавтики» Профессор Почемучкин.

Материалы и оборудование: мягкие модули трёх цветов для ракеты; изображения космических объектов : планета, чёрная дыра, комета, звездопад; звёзды с буквами А, З, Б, У, К, А; звёзды со слогами; предложение «В добрый путь!», разделённое на слоги; фонограмма старта космической ракеты; карточки со словами; «Азбука»; слова с пропущенными буквами; рисунок звезды для гимнастики для глаз; ребус; цветные карандаши для звукового анализа слова; зеркала по количеству детей.

Ход занятия:

1. Введение в игровую ситуацию.

Логопед: - Ребята, сегодня утром по дороге в детский сад я нашла вот такую звезду, на которой написано послание для вас:

- Мы, жители планеты Грамотейка – грамотейцы. Просим вас о помощи! Космические пираты похитили у нас одну очень ценную книгу. Помогите нам вернуть ее.

Логопед: Хотите помочь вернуть её? Что для этого надо сделать? (ответы детей).        

- Чтобы мы не смогли найти эту книгу, космические пираты приготовили много разных заданий. За каждое выполненное задание грамотейцы будут присылать нам звезды, и в конце занятия мы узнаем, какую же книгу похитили космические пираты.

Чтобы узнать, на чём мы отправимся в путь, отгадайте загадку:

До Луны не может птица

Долететь и прилуниться.

Но зато умеет это

Делать быстрая (ракета)

Логопед: - Правильно, ребята, мы полетим на ракете.

- Как зовут первого космонавта, который на ракете облетел Земной шар?

12 апреля – день космонавтики. Давайте посмотрим мультфильм об этом празднике «День космонавтики»

https://mosobr.shkolamoskva.ru/release/12947

Чтобы мы смогли выполнить все задания и давать чёткие ответы, нам надо потренировать язычки и выполнить артикуляционные упражнения:

Наш веселый язычок

Повернулся на бочок.

Смотрит влево, смотрит вправо (Часики)

Язычок наш потянулся,

Широко нам улыбнулся (Улыбка)

Зубки он почистил. (Почистим зубы)

Блинчик он покушал (Блинчик)

Выпил чаю чашку (Чашечка)

Запачкался вареньем (Вкусное варенье)

На качелях покачался (Качели)

И на горке покатался (Горка).

Молодцы, а теперь чистоговорки проговорим:

Чу-чу-чу, в космос полететь хочу.

Им-им-им-на ракете полетим.

Ды-ды-ды-долетим мы до звезды.

Ой-ой-ой-затем вернёмся мы домой.

3. Для того, чтобы отправиться в космос, нужно построить ракету. Ребята, вас так много, поэтому нам необходимо разойтись по трём отсекам, но не просто так, у каждого из вас есть картинка, нужно определить первый звук в названии этой картинки. Какие бывают звуки? (гласные, согласные) Согласные бывают твёрдыми и мягкими. Определив первый звук, нужно найти модуль такого цвета, которым обозначается этот звук (красный-гласный, синий-твёрдый согласный и зелёный-мягкий согласный). И из этих модулей построить ракету.

Логопед: - Молодцы, все справились с заданием, заняли свои места, приготовились к старту.

- Что такое? Наша ракета не может взлететь, космические пираты повредили пароль. Чтобы его восстановить, вам надо составить предложение из слов. (Составление предложения - В добрый путь)

Логопед: - Прочитайте, что у вас получилось. Молодцы. За это задание грамотейцы прислали нам первую звезду (А). Наша ракета теперь в порядке, можем отправляться в полёт. (Звук запуска ракеты).

4. Логопед: На нашем пути три планеты – «Слогознайки» На первой планете живут слова, состоящие из одного слога, на второй планете – состоящие из двух слогов, на третьей планете – состоящие из трёх слогов. Космические пираты напугали всех жителей, и они сбежали со своих планет, давайте поможем им вернуться домой. Каждый возьмёт по картинке, определит количество слогов и отправит на свою планету.

1. Дом, луг, лес, хвост, луг, дождь.

2. Небо, космос, Земля, звезда, Луна, спутник.

3. Планета, ракета, комета, телескоп, космонавт, астроном.

- Молодцы, помогли вернуться жителям на свои планеты. За это грамотейцы прислали нам вторую звезду (З).

5. Логопед: А мы отправляемся дальше. На нашем пути отгадайте что:

Всё ракета облетела,

Всё на небе осмотрела.

Видит в космосе нора-

Это чёрная (дыра)

-Чтобы нас не затянуло в эту дыру, давайте разгадаем ребус и сделаем звуковой анализ этого слова.

Благополучно пролетели мимо чёрной дыры, получили третью звезду (Б) и отправляемся дальше.

6. Логопед: На нашем пути следующее испытание.

В космосе сквозь толщу лет

Ледяной летит объект.

Хвост его-полоска света.

А зовут объект (комета).

- На хвосте кометы разместились слова, но космические пираты стёрли некоторые буквы. Давайте добавим недостающие буквы и прочитаем слова: телес_оп, солн_е, созве_дие, Гага_ин, астро_ом.

- Почему слово Гагарин написано с большой буквы?

— Это фамилия.

- Какие ещё слова пишутся с большой буквы?

- Имена людей, клички животных, названия городов, рек, планет.

- Составьте предложения с этими словами.

- Составьте схему одного предложения.

- Ну что ж, и с этим заданием мы справились, получили ещё одну звезду (У).

7. Логопед: А на нашем пути следующее испытание.

Рассыпалось к ночи зерно,

Глянули утром - нет ничего. (Звёзды)

Гимнастика для глаз

- Давайте нарисуем звезду глазами.

- Подберите родственные слова, к слову, звезда.

- Звёздочка, звёздный, созвездие, звездочет, звездолёт, звездопад.

Что такое родственные слова?

Слова родные друг другу, у них общий смысл.

Как понимаете слово Звездопад?

Какое это слово: простое или сложное?

- Это слово сложное, потому что состоит из двух частей.

- Молодцы, с этим заданием мы справились, получили звезду (К)

8. Игра «Сосчитай»

Нужно посчитать звёзды, кометы, планеты и они вернуться в космическое пространство.

- Молодцы, и за это задание нам дали звезду (А)

Логопед: - Вот мы и долетели до планеты Грамотейка, выполнили все задания космических пиратов и теперь можем узнать, какую же книгу они похитили. (раскладывают звёзды и получается название книги)

- АЗБУКА.

- Это очень нужная и важная книга, по ней вы будете учиться читать и писать. Мы помогли вернуть азбуку на планету Грамотейка, а теперь нам пора возвращаться домой. Возьмитесь за руки, закройте глаза и скажите волшебные слова:

Из полёта возвратились

И на Землю приземлились.

9. Подведение итогов.

Логопед:

— Вот мы вернулись домой.

- Чем мы занимались сегодня на занятии?

- Какое задание понравилось больше всего?

- Какое задание показалось трудным?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ОНР "Азбука для Буратино"

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ОНР "Азбука для Буратино" с презентацией. Знакомство с буквой Р....

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Задания от феи Грамоты»

Программные задачи: Совершенствовать умения детей в звуковом анализе слов, закреплять умение находить место звука в слове, закреплять умение делить слова на слоги;Закрепить умение правильно подбирать ...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Посылка от Феи Грамоты"

Конспект открытого занятия по обучению грамоте, которое поможет охватить материал за весь год....

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ОВЗ (ТНР) «Дифференциация звуков Ж-Ш»

Конспект занятия по обучению грамоте  в подготовительной группе для детей ОВЗ «Дифференциация звуков Ж-Ш»  Цели:1.Коррекционно-развивающие:-учить детей дифференцировать звук...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ОНР 3

Тема: «Звук «ч», буква «Ч»Цель: совершенствовать  знания детей о звуке «ч» и букве «Ч».Задачи:Образовательные задачи:- закрепить знание о зву...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе: "Скоро в школу" (обучение грамоте подготовительная группа) ________________________________________

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе: "Скоро в школу" (обучение грамоте подготовительная группа)...