Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ОНР 3
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Тема: «Звук «ч», буква «Ч»
Цель: совершенствовать знания детей о звуке «ч» и букве «Ч».
Задачи:
Образовательные задачи:
- закрепить знание о звуке «ч» и букве «Ч».
- закрепить правильное произношение звука «ч»;
- упражнять в звуко-буквенном и слоговом анализе и синтезе слов;
- уточнять и расширять словарь детей (обобщающие понятия, многозначные слова, и слова признаки);
- закреплять умение составлять предложения по схемам с предлогами;
- упражнять в чтении предложений;
- развивать психических мышление, внимание, память;
- упражнять в составе слова из слогов.
Коррекционные задачи:
- автоматизировать звук ч в слогах, словах, предложениях;
- развивать фонетико-фонематический слух;
- развивать общей, тонкой, артикуляционной моторики.
Воспитательные задачи:
- воспитывать интерес к познанию, стремление к преодолению нарушений речи.
Оборудование:
- игрушка Чебурашка,
- картина «Весна»,
- предметные картинки,
- схемы слов и предложений,
- слоги на карточках с магнитами,
- таблица с предложениями,
- карточки с изображением букв.
Ход занятия:
I. Организационный момент
− Сядет тот, кто назовет слово со звуком «ч». (Бочка, часы, ключ, врач и т.д.)
Вспомните сказочных героев, в именах которых слышится звук «ч»? (Чебурашка, Чипполино, Почтальон Печкин, Снегурочка, Мальчик-с-Пальчик.)
II. Постановка цели занятия
− О чем мы будем говорить сегодня на занятии? (Мы будем говорить о звуке «ч» и букве «Ч»).
− Сегодня к нам на занятие пришел Чебурашка.
Расскажите о его настроении. Какой он? (Чебурашка грустный, печальный, расстроенный, огорченный, невеселый.)
− Я знаю, почему Чебурашка такой грустный. Вредная Старуха Шапокляк сказала, что его не возьмут в школу, потому что он ничего не знает о звуке «ч» и букве «Ч». Если вы поможете Чебурашке правильно выполнить все задания, он пойдет осенью в первый класс.
III. Характеристика звука «ч» и буквы «Ч»
Повторение материала.
− Дайте характеристику звуку «ч». (Звук «ч» − согласный, мягкий, глухой.)
− Докажите, что звук «ч» согласный. (Когда мы произносим звук «ч», воздух во рту встречает преграду.)
− Какой буквой обозначается звук «ч»? (Буквой «Ч».) Выставляется буква «Ч». Какая это буква? (Согласная.)
− На что похожа буква «Ч»? (На цифру «4». На удочку с леской. На перевернутый стул.)
Ребята пропишите в воздухе букву «Ч». И помогите Чебурашке отыскать букву Ч среди других букв (работа в тетради).
IV. Определение места звука «ч» в слове
Дидактическая игра «Весенние слова»
− Ребята, посмотрите на весеннюю картину. Помогите Чебурашке назвать «весенние слова» со звуком «ч» и определить место звука «ч» в словах. (В слове «бабочка» звук «ч» слышится в середине слова ,в слове грач звук «ч» слышится в конце слова).
V. Упражнение в звуко-буквенном анализе и синтезе слов
Дидактическая игра «Угадай слово».
− Угадайте слово по первым звукам в названии картинок. Назовите первые звуки в словах. (В слове «ромашка» первый звук «р» и т. д.)
− Какое слово получилось? (Ручка.)
− Составьте схему слова «ручка». Сколько слогов в слове «ручка»? (Два слога.)
− Почему два слога? (Потому что два гласных звука «у», «а».)
− Какое правило вы знаете? (Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.)
− Назовите первый слог. (Руч…)
− Назовите второй слог. (…ка)
− Сколько звуков в слове «ручка»? (Пять звуков.)
− Сколько звуков в первом (во втором) слоге?
− Назовите первый звук в первом слоге. Дайте ему характеристику. (Звук «р» − согласный, твердый, звонкий.)
− Назовите первый звук во втором слоге. Дайте ему характеристику. (Звук «к» − согласный, твердый, глухой.)
− Назовите третий звук в первом слоге. (Звук «ч» − согласный, мягкий, глухой.)
VI. Физкультминутка
− Чтобы помочь Чебурашке, нужно отдохнуть и набраться сил. Поиграем в игру «Зеркало». (Один ребенок показывает движения, сопровождая их стихами. Дети повторяют.)
Перед зеркалом стою И себя не узнаю.
Ставлю руки на бочок: Я − отважный морячок.
Вы еще не сели Я теперь качели.
Ну-ка угадай-ка, Что за птица? Чайка.
Только ночка началась, В небе звездочка зажглась | Стоят прямо. Качают головой.
Ставят руки на пояс. Правая нога - на носок, подбородок вверх.
Соединяют руки, качают ими влево-вправо.
Машут руками, как крыльями, кисти рук заострены вверх.
Руки в стороны, ноги широко расставлены. |
− Какие слова со звуком «ч» вы запомнили?.( Бочок, морячок, качели, чайка, звездочка.)
VII. Работа над многозначностью слова «ручка»
− Что такое «ручка»? (Ручка − это маленькая рука. Ручка − это предмет для письма. Ручка − это часть двери или сумки.)
− Как вы думаете, какую ручку Чебурашка возьмет в школу? (Чебурашка возьмет ручку, которой пишут.)
VIII. Составление слов из слогов
(Упражнение в слоговом синтезе слов)
Дидактическая игра «Составь слова из слогов».
− Если вы правильно составите слова из слогов, то узнаете, что еще возьмет Чебурашка в школу.
Дети составляют слова из слогов, находящихся на магнитной доске.
ли |
| пе |
| ка |
| у |
ли | ней | ка |
| ||||
| |||||||
тет | радь |
| |||||
| |||||||
пе | нал |
| |||||
| |||||||
у | чеб | ник |
| ||||
ник |
| радь |
| ней |
чеб |
| нал |
| тет |
− Что возьмет Чебурашка в школу? (Ручку, линейку, тетрадь, пенал, учебник.)
− В каких словах слышится звук «ч»? (Звук «ч» слышится в словах «ручка», «учебник».)
− Как можно назвать все эти предметы? (Школьные принадлежности.)
X. Упражнение в чтении предложений
(Формирование навыка осмысленного чтения, закрепление понятия о предложении).
− Чебурашка просит вас прочитать, что написано на таблице.
Дети читают предложения:
Гречка в речке, водичка в печке.
Гречка в печке, водичка в речке.
Речка в гречке, водичка в печке.
Печка в водичке, гречка в речке.
− Что вы прочитали? (Предложения.)
− Что такое предложение? (Несколько слов, связанных по смыслу.)
− Какое предложение правильное по смыслу? (Гречка в печке, водичка в речке.)
− Как пишется предложение. (Предложение пишется с большой буквы. В конце предложения ставиться точка. Слова в предложении пишутся раздельно.)
− Повторите правильное предложение по памяти. Какой звук часто слышится в словах этого предложения? (Звук «ч».)
XI. Составление предложений по схемам
(Анализ состава предложения)
− Составьте предложение про Чебурашку по схеме.
(Чебурашка жил в телефонной будке.)
− Назовите слово, обозначающее живой предмет. (Чебурашка.)
− Назовите слово, обозначающее неживой предмет. (Будке.)
− Назовите слово-действие. (Жил.) На какой вопрос отвечает это слово? (Что делал?)
− Назовите предлог. (Предлог в.)
− Назовите слово-признак. (Телефонной.) На какой вопрос отвечает это слово? (Какой?)
(Чебурашка вышел из нового дома.)
(Чебурашка идет по широкой дороге.)
XII. Итог занятия
− Вы помогли Чебурашке выполнить все задания. Каким стало его настроение? (Веселым, радостным, бодрым.) Он, как и вы, пойдет в первый класс. Какой звук и какую букву мы повторяли? (Мы повторяли звук «ч» и букву Ч.)
− Что понравилось на занятии?
Оценка деятельности детей.
XIII. Домашнее задание
- Обвести по точкам букву «Ч».
- Раскрасить чемодан черепахи-путешественницы с буквой «Ч».
Литература:
1. Алтухова Н.Г. Научитесь слышать звуки.
2. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи.
3. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН.
4. Пожиленко В.А. Волшебный мир звуков и слов.
5. Цуканова С.П., Бетц Л.Л. Учим ребенка говорить и читать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_-_boldareva_o.a.doc | 141.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ОНР 3
Тема: «Звук «ч», буква «Ч»
Цель: совершенствовать знания детей о звуке «ч» и букве «Ч».
Задачи:
Образовательные задачи:
- закрепить знание о звуке «ч» и букве «Ч».
- закрепить правильное произношение звука «ч»;
- упражнять в звуко-буквенном и слоговом анализе и синтезе слов;
- уточнять и расширять словарь детей (обобщающие понятия, многозначные слова, и слова признаки);
- закреплять умение составлять предложения по схемам с предлогами;
- упражнять в чтении предложений;
- развивать психических мышление, внимание, память;
- упражнять в составе слова из слогов.
Коррекционные задачи:
- автоматизировать звук ч в слогах, словах, предложениях;
- развивать фонетико-фонематический слух;
- развивать общей, тонкой, артикуляционной моторики.
Воспитательные задачи:
- воспитывать интерес к познанию, стремление к преодолению нарушений речи.
Оборудование:
- игрушка Чебурашка,
- картина «Весна»,
- предметные картинки,
- схемы слов и предложений,
- слоги на карточках с магнитами,
- таблица с предложениями,
- карточки с изображением букв.
Ход занятия:
I. Организационный момент
− Сядет тот, кто назовет слово со звуком «ч». (Бочка, часы, ключ, врач и т.д.)
Вспомните сказочных героев, в именах которых слышится звук «ч»? (Чебурашка, Чипполино, Почтальон Печкин, Снегурочка, Мальчик-с-Пальчик.)
II. Постановка цели занятия
− О чем мы будем говорить сегодня на занятии? (Мы будем говорить о звуке «ч» и букве «Ч»).
− Сегодня к нам на занятие пришел Чебурашка.
Расскажите о его настроении. Какой он? (Чебурашка грустный, печальный, расстроенный, огорченный, невеселый.)
− Я знаю, почему Чебурашка такой грустный. Вредная Старуха Шапокляк сказала, что его не возьмут в школу, потому что он ничего не знает о звуке «ч» и букве «Ч». Если вы поможете Чебурашке правильно выполнить все задания, он пойдет осенью в первый класс.
III. Характеристика звука «ч» и буквы «Ч»
Повторение материала.
− Дайте характеристику звуку «ч». (Звук «ч» − согласный, мягкий, глухой.)
− Докажите, что звук «ч» согласный. (Когда мы произносим звук «ч», воздух во рту встречает преграду.)
− Какой буквой обозначается звук «ч»? (Буквой «Ч».) Выставляется буква «Ч». Какая это буква? (Согласная.)
− На что похожа буква «Ч»? (На цифру «4». На удочку с леской. На перевернутый стул.)
Ребята пропишите в воздухе букву «Ч». И помогите Чебурашке отыскать букву Ч среди других букв (работа в тетради).
IV. Определение места звука «ч» в слове
Дидактическая игра «Весенние слова»
− Ребята, посмотрите на весеннюю картину. Помогите Чебурашке назвать «весенние слова» со звуком «ч» и определить место звука «ч» в словах. (В слове «бабочка» звук «ч» слышится в середине слова ,в слове грач звук «ч» слышится в конце слова).
V. Упражнение в звуко-буквенном анализе и синтезе слов
Дидактическая игра «Угадай слово».
− Угадайте слово по первым звукам в названии картинок. Назовите первые звуки в словах. (В слове «ромашка» первый звук «р» и т. д.)
− Какое слово получилось? (Ручка.)
− Составьте схему слова «ручка». Сколько слогов в слове «ручка»? (Два слога.)
− Почему два слога? (Потому что два гласных звука «у», «а».)
− Какое правило вы знаете? (Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.)
− Назовите первый слог. (Руч…)
− Назовите второй слог. (…ка)
− Сколько звуков в слове «ручка»? (Пять звуков.)
− Сколько звуков в первом (во втором) слоге?
− Назовите первый звук в первом слоге. Дайте ему характеристику. (Звук «р» − согласный, твердый, звонкий.)
− Назовите первый звук во втором слоге. Дайте ему характеристику. (Звук «к» − согласный, твердый, глухой.)
− Назовите третий звук в первом слоге. (Звук «ч» − согласный, мягкий, глухой.)
VI. Физкультминутка
− Чтобы помочь Чебурашке, нужно отдохнуть и набраться сил. Поиграем в игру «Зеркало». (Один ребенок показывает движения, сопровождая их стихами. Дети повторяют.)
Перед зеркалом стою И себя не узнаю. Ставлю руки на бочок: Я − отважный морячок. Вы еще не сели Я теперь качели. Ну-ка угадай-ка, Что за птица? Чайка. Только ночка началась, В небе звездочка зажглась | Стоят прямо. Качают головой. Ставят руки на пояс. Правая нога - на носок, подбородок вверх. Соединяют руки, качают ими влево-вправо. Машут руками, как крыльями, кисти рук заострены вверх. Руки в стороны, ноги широко расставлены. |
− Какие слова со звуком «ч» вы запомнили?.( Бочок, морячок, качели, чайка, звездочка.)
VII. Работа над многозначностью слова «ручка»
− Что такое «ручка»? (Ручка − это маленькая рука. Ручка − это предмет для письма. Ручка − это часть двери или сумки.)
− Как вы думаете, какую ручку Чебурашка возьмет в школу? (Чебурашка возьмет ручку, которой пишут.)
VIII. Составление слов из слогов
(Упражнение в слоговом синтезе слов)
Дидактическая игра «Составь слова из слогов».
− Если вы правильно составите слова из слогов, то узнаете, что еще возьмет Чебурашка в школу.
Дети составляют слова из слогов, находящихся на магнитной доске.
ли | пе | ка |
| у |
ли | ней | ка | |||||
тет | радь | ||||||
пе | нал | ||||||
у | чеб | ник |
ник | радь | ней |
чеб | нал | тет |
− Что возьмет Чебурашка в школу? (Ручку, линейку, тетрадь, пенал, учебник.)
− В каких словах слышится звук «ч»? (Звук «ч» слышится в словах «ручка», «учебник».)
− Как можно назвать все эти предметы? (Школьные принадлежности.)
X. Упражнение в чтении предложений
(Формирование навыка осмысленного чтения, закрепление понятия о предложении).
− Чебурашка просит вас прочитать, что написано на таблице.
Дети читают предложения:
Гречка в речке, водичка в печке.
Гречка в печке, водичка в речке.
Речка в гречке, водичка в печке.
Печка в водичке, гречка в речке.
− Что вы прочитали? (Предложения.)
− Что такое предложение? (Несколько слов, связанных по смыслу.)
− Какое предложение правильное по смыслу? (Гречка в печке, водичка в речке.)
− Как пишется предложение. (Предложение пишется с большой буквы. В конце предложения ставиться точка. Слова в предложении пишутся раздельно.)
− Повторите правильное предложение по памяти. Какой звук часто слышится в словах этого предложения? (Звук «ч».)
XI. Составление предложений по схемам
(Анализ состава предложения)
− Составьте предложение про Чебурашку по схеме.
(Чебурашка жил в телефонной будке.)
− Назовите слово, обозначающее живой предмет. (Чебурашка.)
− Назовите слово, обозначающее неживой предмет. (Будке.)
− Назовите слово-действие. (Жил.) На какой вопрос отвечает это слово? (Что делал?)
− Назовите предлог. (Предлог в.)
− Назовите слово-признак. (Телефонной.) На какой вопрос отвечает это слово? (Какой?)
(Чебурашка вышел из нового дома.)
(Чебурашка идет по широкой дороге.)
XII. Итог занятия
− Вы помогли Чебурашке выполнить все задания. Каким стало его настроение? (Веселым, радостным, бодрым.) Он, как и вы, пойдет в первый класс. Какой звук и какую букву мы повторяли? (Мы повторяли звук «ч» и букву Ч.)
− Что понравилось на занятии?
Оценка деятельности детей.
XIII. Домашнее задание
- Обвести по точкам букву «Ч».
- Раскрасить чемодан черепахи-путешественницы с буквой «Ч».
Литература:
1. Алтухова Н.Г. Научитесь слышать звуки.
2. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи.
3. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН.
4. Пожиленко В.А. Волшебный мир звуков и слов.
5. Цуканова С.П., Бетц Л.Л. Учим ребенка говорить и читать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ОНР "Азбука для Буратино"
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ОНР "Азбука для Буратино" с презентацией. Знакомство с буквой Р....
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Задания от феи Грамоты»
Программные задачи: Совершенствовать умения детей в звуковом анализе слов, закреплять умение находить место звука в слове, закреплять умение делить слова на слоги;Закрепить умение правильно подбирать ...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Посылка от Феи Грамоты"
Конспект открытого занятия по обучению грамоте, которое поможет охватить материал за весь год....
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ОВЗ (ТНР) «Дифференциация звуков Ж-Ш»
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей ОВЗ «Дифференциация звуков Ж-Ш» Цели:1.Коррекционно-развивающие:-учить детей дифференцировать звук...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группу для детей с общим недоразвитием речи
Тема : Звуки "Р", "Рь", Буква Р...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Грамотеи-путешественники"
Конспект занятия в подготовительной группе по обучению грамоте содержит в себе игровые приемы закрепления и обобщения по темам"Фонетический анализ слова", "Слоговая структура слова"...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе: "Скоро в школу" (обучение грамоте подготовительная группа) ________________________________________
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе: "Скоро в школу" (обучение грамоте подготовительная группа)...