Фронтальное логопедическое занятие по развитию речи в старшей группе. Тема: «Богатыри земли русской»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Тема: «Богатыри земли русской»
Цель: Составление творческих рассказов о русских богатырях по картинам известных художников и опорному плану.
Задачи:
- Обогащать словарь детей новой лексикой;
- Развивать у детей наблюдательность, произвольное внимание, логическое мышление, фантазию;
- Учить детей составлять творческие рассказы по картинам известных художников;
- Воспитывать интерес к произведениям живописи;
- Воспитывать патриотическое отношение к своей Родине, к защитникам Родины.
Оборудование: портреты богатыря и современного воина, серия портретов «Защитники Отечества», репродукция В. Васнецова «Богатыри» и репродукции других картин известных художников (логопед подбирает их самостоятельно), магнитно-маркерная доска.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Фронтальное логопедическое занятие по развитию речи в старшей группе.
Тема: «Богатыри земли русской»
Цель: Составление творческих рассказов о русских богатырях по картинам известных художников и опорному плану.
Задачи:
- Обогащать словарь детей новой лексикой;
- Развивать у детей наблюдательность, произвольное внимание, логическое мышление, фантазию;
- Учить детей составлять творческие рассказы по картинам известных художников;
- Воспитывать интерес к произведениям живописи;
- Воспитывать патриотическое отношение к своей Родине, к защитникам Родины.
Оборудование: портреты богатыря и современного воина, серия портретов «Защитники Отечества», репродукция В. Васнецова «Богатыри» и репродукции других картин известных художников (логопед подбирает их самостоятельно), магнитно-маркерная доска.
Ход занятия:
- Интеллектуальная разминка
Логопед выставляет на доску портреты богатыря и со временного воина. Просит детей рассмотреть их и рассказать, как выглядели защитники Отечества в давние времена и сейчас. (Уточнить значение слов: кольчуга, доспехи, шлем, щит, меч, ножны, булава, палица; бронежилет, защитного цвета форма, каска, автомат…)
ІІ. Основная часть занятия
- Введение в тему занятия.
Логопед. Ребята, сегодня мы с вами поговорим о защитниках нашего Отечества. С давних времен и до наших дней священным долгом каждого мужчины является защита своей Родины, своего Отечества от нападения врагов.
Раньше, как вы уже знаете, наша страна называлась Русью. Жили в ней русичи сильные и красивые люди. В основном они занимались земледелием и охотой. Но мно-гочисленные войска не раз нападали на Русь, жгли и грабили города и села, убивали и уводили в плен русских людей. Вставали тогда на защиту своих земель и людей храбрые воины. Некоторые воины отличались особой смелостью и отвагой. Это были люди высокого роста, наделенные от природы огромной силой. Как вы думаете, как их прозвали в народе? Правильно, их называли богатырями.
Логопед выставляет серию портретов «Защитники Отечества», дети рассматривают их.
Логопед. Назовите имена известных вам богатырей. (Дети называют.)
Как вы думаете, ребята, а откуда мы можем знать о существовании богатырей земли русской? (Предположения детей.)
Правильно, защитникам земли русской посвятил народ былины, сложил о них красивые песни. В те времена книг еще не было, и былины пелись странниками под гусли-старинный музыкальный инструмент. Люди передавали сказания устно, то есть из уст в уста: от бабушек, дедушек и родителей внукам и детям.
Вот названия наиболее известных былин: «Илья Муромец и Калин-царь», «Вольга и Микула», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Добрыня и Змей», «Алеша Попо-вич и Тугарин».
2. Рассматривание репродукций картин известных русских художников.
Логопед. Давайте рассмотрим репродукции картин известных русских художников, на которых изображены богатыри.
Логопед показывает детям репродукции картин, называет художников (В.М. Васнецов «После побоища Игоря Святославовича с половцами», «Богатыри», «Витязь на распутье», «Гусляры», «Бой скифов со славянами»; М.А. Врубель — «Богатырь», «Микула Селянинович», П.Д. Корин — «Александр Невский».)
Логопед. Былины, авторы литературных произведений и художники по-разному представляли себе русских богатырей, но всегда это были защитники родной земли, сильные и отважные воины. Часто образы былинных героев собирательны. Но в каждом богатыре есть что-то свое, особенное. Посмотрите на картину В.М. Васнецова «Богатыри». На этой картине изображены Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Каким вы представляете себе каждого богатыря? (Ответы детей.) В былинах Илью Муромца называют добрым, славным, сильным, мудрым. Добрыню Никитича - сдержанным, внимательным, образованным. Алешу Поповича, самого молодого из богатырей, - веселым, находчивым и озорным.
Давайте и мы попробуем представить себя ненадолго богатырями.
Физкультминутка.
Дружно встали,
Раз! Два! Три!
Мы теперь богатыри!
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво,
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек…
Раз! Два! Три!
Мы теперь богатыри!
По ходу стихотворения дети выполняют соответствующие движения.
3. Составление рассказа детьми
Логопед. Посмотрите на опорный картинный план и составьте рассказ о любом защитнике Родины по картине В.М. Васнецова «Богатыри». (Дети по желание составляют рассказы)
ІІІ. Подведение итогов занятия
Логопед подводит итог занятия. Ребята про кого мы сегодня говорили? А кто такие богатыри? В наше время есть богатыри? Как их называют? Что они делают? Какой праздник приближается? Благодарит всех детей за внимание и старание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: Звуковая культура речи: звук ш.
Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематического восприятия и слуха. Умение находить слова со звуком [ш]....
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Тема: Рассказывание детям русской народной сказки «Маша и медведь»
Цель: обучение пересказу, активизация устной речи, расширение активного словаря.Задачи: 1. учить навыкам драматизации фрагментов сказки;2. Развивать эмоциональное восприятие на основе интонационной вы...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Тема: Рассказывание детям русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
Цель: познакомить детей еще с одной сказкой, обратить их внимание на особенности композиции (присказка, зачин); помочь им полюбить это произведение, в котором воплощены лучшие традиции русского устног...

Конспект фронтального занятия по развитию речи для старшей группы тема: " Насекомые"
Материал искала и подбирала несколько дней. После проведения занятия внесла корректировку в конспект. Так что как провела, так и записала. Дети остались довольны и я результатом работы. Спасибо за мат...

Открытое занятие по развитию речи в старшей группе Тема: «Путешествие в страну Красивой речи»
Открытое занятие по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Красивой речи»Цели:1. Совершенствовать умение классифицировать, подбирать антонимы, образование уменьшительно-ласка...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Тема: «Путешествие в страну Красивой речи»
Тема: «Путешествие в страну Красивой речи»Цель: Формировать умения обобщать, классифицировать через словесно- речевые игрыЗадачи:Воспитательные: учить отвечать на вопросы полными ответами...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: Путешествие в страну «Красивой речи».
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: Путешествие в страну «Красивой речи»Цель: обогащать и активизировать словарный запас посредством участия в словесно-речев...